Плюсы и минусы работы с маркетплейсами

Режим самоизоляции сделал онлайн-канал практически единственным местом продаж. Самым быстрорастущим сегментом стали маркетплейсы, где спешат разместиться даже федеральные игроки. Какие плюсы и минусы видят ритейлеры при работе на этих площадках.

Павильон Aliexpress на территории Ленинградского вокзала Столбовский
Павильон Aliexpress на территории Ленинградского вокзала Столбовский

Маркетплейсы и сервисы по доставке продуктов питания стали основными бенефициарами коронавируса, в то время как жизнеспособность многих офлайновых сетей и ресторанов во всем мире стала под вопросом, и они в срочном порядке пересматривают свои бизнес-модели и стратегии развития.

Свежие данные Индекса цифровой экономики от компании Adobe Analytics, анализирующего более 1 млн транзакций, говорят о том, что в апреле Интернет-магазины стали основным местом покупок. Люди, находясь дома, изменили свое потребление, и заказывают преимущественно товары, связанные с дистанционной работой, здоровьем, спортом и досугом.

Рост онлайн-продаж в США в апреле вырос на 58% по сравнению с мартом. Глобальный рынок e-commerce в апреле вырос на 209% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщила ACI Worldwide Research.

Продажи Amazon в первом квартале 2020 года выросли на 26% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. На компанию обрушился шквал заказов из-за новой вспышки короновируса. Из-за бума продаж акции компании достигли новых максимумов и основатель Amazon Джефф Безос увеличил свое состояние в апреле на $13 млрд.

Как отработал первый квартал 2020 года в условиях пандемии второй мировой гигант в электронной коммерции — китайская Alibaba Group, — пока неизвестно, так как финансовые результаты за январь-февраль и весь финансовый год (закончился 31 марта) он объявит только 22 мая.

А что в России?

В России в апреле число новых интернет-магазинов увеличилось почти в 2 раза (на 99,02%), чем в первом квартале и в полтора раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, подсчитала компания AdvantShop.

В марте-апреле крупнейшие маркетплейсы в разы увеличили отгрузку онлайн-заказов, а поставщики встали в очередь, чтобы зарегистрироваться на платформах.

Впервые дневной оборот российских продавцов на маркетплейсе AliExpress на превысил полмиллиарда рублей. Такого показателя платформа достигла в конце марта.

В начале года AliExpress Россия объявили о более чем 100-кратном росте числа локальных поставщиков за год — в январе 2020 года их было больше 10 тыс. Новых данных компания пока не раскрыла. Однако рекордные продажи локальных продавцов, а также меры поддержки, принятые в период карантина, такие как обнуление комиссии и два месяца бесплатного складского хранения, позволяют прогнозировать хорошую динамику прироста российских магазинов на площадке, уточнили в пресс-службе AliExpress Россия.

У Wildberries общее количество поставщиков за 1,5 месяца (апрель-май) выросло на 6,6 тыс. до 30 тыс., из них 18 тыс. – это индивидуальные предприниматели.

В период карантина интерес к маркетплейсам проявили многие федеральные офлайновые сети, у которых неплохо развиты собственные интернет-магазины, среди них kari, «М.Видео», «Эльдорадо», «Декатлон». По словам Игоря Кривошеева, Digital директора компании «Декатлон», благодаря маркетплейсу Ozon (стали сотрудничать с ним с конца апреля) компания продолжила наращивать продажи, выйдя за пределы собственного интернет-магазина, и работая с аудиторией, которая привыкла к мультикатегорийным покупкам.

«Маркетплейсы – это гипермаркеты с огромным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров, где можно купить все необходимое сразу, — отмечает Иван Устинов, генеральный директор kari. — В партнерстве с AliExpress мы видим большие перспективы: для kari это не только дополнительный канал продаж, но и возможность коммуникации с широким пулом лояльной аудитории».

В апреле 2020 года интернет-платформа Ozon доставила рекордные 2,2 млн заказов с товарами повседневного спроса. Ключевой драйвер роста – маркетплейс (компания использует две бизнес-модели), который формирует уже 45% оборота категории и 55% ассортимента.

Fashion онлайн-магазин KupiVip месяц назад добавил к своей бизнес-модели классического интернет-магазина маркетплейс по продаже товаров широкого потребления (FMCG). Таким образом компания не тратит ресурсы на складские мощности и закупку товара, а оперирует только кросс-докинг складом. За месяц продажи товаров, не относящихся к категории fashion, достигли 30%, и очень быстро достигнут 50%, говорят в компании. Однако, по словам CEO KupiVip Олега Минаева, есть и минус в этой бизнес-модели: невозможно доставить товар на следующий день, поскольку он лежит на складе поставщика, а маркетплейс продает картинку. При заказе товара конечным потребителем товар идет на склад агрегатора и только потом доставляется клиенту.

Один из крупнейших в России онлайн-магазинов товаров для ремонта и дома «Всеинструменты.ру» также запустил в апреле маркетплейс, и надеется за счет этой бизнес-модели увеличить ассортимент более чем в 2 раза до 550 тыс. наименований.

Но если крупный и средний офлайновый ритейл уже активно сотрудничают с агрегаторами, то малый бизнес в большей своей массе пока только присматривается и пробует делать в эту сторону первые шаги. Исполнительный директор ростовской сети салонов сотовой связи «Цифроград» Максим Макаров отмечает, что маркетплейсы скорее обеспечивают вал продаж, чем прибыльный проект. В качестве минусов партнерства с этими площадками ритейлер называет сложности при продаже уникальных товаров, так как они теряются в ширине ассортимента платформы, а также невозможность получить прибыль при продаже дешевых товаров (300-500 рублей), так как процентов 20-25% будет съедать только плата за хранение товара.

Совладелец офлайновой сети магазинов укрепления семьи «Вибросклад» и одноименного интернет-магазина Михаил Кулагин также сомневается, что сможет эффективно работать с маркетплейсами из-за того, что продает товары для интимного пользования, а в этом случае нужна грамотная консультация продавцов-сексологов, маркетплейс же ее обеспечить не сможет. Но оба ритейлера признаются, что работать с маркетплейсами придется, так как туда идут потребители.

Сооснователь екатеринбургского онлайн-магазина E96 Дмитрий Пивоваров отмечает, что маркетплейсы — это не бесплатное удовольствие, и прежде чем начинать с ними работать, надо проанализировать свои категории товаров с точки зрения маржи, достаточно ли ее, чтобы поделиться с маркетплейсом. Если позволяет экономика бизнеса, то следующий шаг — это анализ конкуренции в конкретной категории. «Если раньше потребители искали товар в поисковиках, то теперь ищут их на маркетплейсах. И если компания не представлена на них, то просто теряет аудиторию», - говорит предприниматель, подчеркивая, что эти платформы позволяют продвигать новые бренды, в том числе за счет работы с аудиторией.

Прогноз Нассима Талеба

Американский публицист и экономист Нассим Талеб (всемирную известность Талебу принесла книга «Черный лебедь»), заявил на апрельской онлайн конференции, что пандемия уже сильно меняет привычки людей, и в будущем, после отмены режима карантина население продолжит соблюдать осторожность, а часть бизнесов полностью уйдет в онлайн, как например, образование.

Но самую большую опасность Нассим Талеб видит в том, что в будущем мир посетит еще более серьезное заболевание, более смертоносное, и связывает его с повышением резистентности бактерий. Если этот прогноз сбудется, то это значит, что офлайновая торговля будет и дальше подвергаться большим рискам, а основным местом покупок станут крупнейшие интернет-магазины и маркетплейсы.

Российские ритейлеры сейчас также переместили свои конференции для обмена опытом в онлайн. На ближайшем вебинаре UPGRADE 21 мая, инициатором которого стала компания AliExpress, они планируют обсудить какие e-com бизнес-модели действительно выгодны, кто и как зарабатывает на маркетплейсах и почему эти площадки могут стать для предпринимателей антикризисным решением.

22
11 комментариев

Самое интересное - кто из маркетплейсов в итоге соберёт всех продавцов и покупателей.

Ответить

Никто, они слишком разные по условиям работы и технологиям. Так и будет несколько лидеров, между которыми будут распределяться селлеры и покупатели.

Ответить

Data Insight прогнозирует, что останутся 6 платформ, остальные сдуются сильно...

Ответить

сдуются все. процент будут повышать до бесконечности, уже сейчас можно покупать в полтора раза дешевле чем на озоне. вайлдбз пока демпингует, но это пока. самое главное не написали, сотрудникам пвз плевать что им там возвращают. можно взять кроссы за 10к ориги, а вернуть с рынка за 1.5к ношеные и грязные. в отзывах об этом все пишут, но хозяевам плевать, гоняют дальше по стране всякий хлам

Ответить

службы контроля качества постепенно закручивают гайки

Ответить

Маркетплейсы разные. Мы работаем с БЕРУ, Озон и Гудс.
С точки зрения взаимодействия, логистики и технических аспектов БЕРУ для партнеров – это ад.
Работа с товарами и заказами в кабинете жутко неудобная, на складе в Подольске для сдачи своих заказов нужно полтора часа прождать пока все сотрудники склада сходят покурить и снизойдут к тебе, чтобы принять твои заказы; про возвраты можете вообще забыть – полтора месяца нам не могут вернуть невыкупленные заказы.
Но самое интересное, начав работу, мы 2 месяца не получаем денежные средства, собранные Беру от покупателей.
Через три недели после первой продажи мы создали соответствующее обращение в «службу заботы о клиентах». Название службы вызывает смех после попыток взаимодействия с ними. «мы передали ваше обращение в соответствующий отдел»… когда будет ответ? «ждите» почему так долго нет ответа? «не знаем, ждите» с кем можно связаться чтобы получить наконец-то ответ «ни с кем, мы пересылаем вашу информацию по почте (наверное Почте России) и надо только ждать».
Несколько недель бухгалтерия не могла ответить на обращение! При отведенных 5 рабочих днях бухгалтерии на ответ, через две недели после очередной нашей жалобы по телефону наш запрос перевели в статус приоритетных, передали его руководству ииии…. самое интересное!!!... такие ПРИОРИТЕТНЫЕ запросы отправляются в бухгалтерию пакетно !!!ВНИМАНИЕ!!! раз в неделю по пятницам. Ахаха))) мы смеялись в трубку, приоритетные… раз в неделю… Наверное, приоритетные отправляют не почтой россии, а по пейджеру)))
В итоге к четвергу следующей недели прислали ответ, что в реквизитах были какие-то ошибки и сейчас они заново отправляют оплаты. При этом никаких ошибок не было, реквизиты с момента регистрации у нас не менялись и по факту первую оплату они отправили только через полтора месяца после получения первых денег от покупателей.
Однако и в этот раз деньги до нас не дошли. Изучив платежки, мы увидели что бухгалтерия БЕРУ в названии компании получателя не указала ООО, а написали просто название компании без организационно-правовой формы. Соответственно данные платежи банком были признаны ошибочными и были отменены.
Со стороны выглядит, что бухгалтерия Беру всячески ищет поводы затянуть перечисление денег.
Об ошибке в платежках мы сообщили в ответе на обращение.
Однако первое обращение бухгалтерия уже закрыла и теперь нам снова надо ждать несколько недель, пока новое обращение будет обработано бухгалтерией!
В итоге с момента получения первых оплат от покупателей прошло уже 2 месяца, а мы до сих пор не получили ни одного перечисления и даже неизвестно когда бухгалтерия БЕРУ соизволит нормально сделать свою работу.
И как обычно в «службе заботы о клиентах» никто ничем помочь не может. Ждите…

Ответить