Как выстроить логистику и кадры селлерам на Озон и ВБ?

Просто кот Месси
Просто кот Месси

1. Основные модели работы с маркетплейсами.

Это ФБО и ФБС, обе требуют складских помещений и наличия авто, чаще всего грузового. Полноценно использовать обе системы работы, конечно с упором на ФБО, так это сокращает издержки, но как и для ранжирования товара в выдаче, так и во некоторых ситуациях для снижения совокупной комиссии требуется работа по ФБС. Часто бывает , особенно перед черной пятницей ( помните легендарные руки-загребуки?) на ФБО складах всё забито на 2-4 недели вперёд, либо дорогая приёмка товара.

Если загрузить много товара на ФБО, а он будет плохо продаваться – будет взиматься плата за хранение. Но во многих случаях лучше потенциально переплатить за хранение 5000 рублей, чем неделю гонять машину на ФБС за 15 000 рублей. В каждой категории нужно высчитывать процент совокупных комиссий на ФБО и на ФБС, расстояние и дорогу до ближайших ПВЗ и РЦ, вписывать маршруты в существующие путевые листы.

"эх, мля, 50 % комиссия по FBS"
"эх, мля, 50 % комиссия по FBS"

Например – до ПВЗ 20 км, до РЦ 100 км, по маркетинговым расчётам одной отгрузки на РЦ хватит на 3 недели на 3 тонны товара, а при этом на ПВЗ нужно будет возить каждый день, и тут очевиден выбор в пользу ПВЗ, на который будет потрачено 10 тысяч рублей с заложенной ЗП водителя и амортизацией а ездить 3 недели на ПВЗ – 50 тысяч рублей.

Но чаще ситуации по-сложнее : ПВЗ ближе но с определёнными лимитами, на РЦ платная приёмка, у производителя есть закуп и опт.сбыт по пути следования на РЦ или ПВЗ - и тут уже высчитывается более тонкая выгода.

Как выстроить логистику и кадры селлерам на Озон и ВБ?

2. А кто будет трудиться?

«Кадры решают всё» - вечная истина : минимум должны быть :

  • кладовщик

  • водитель

  • менеджер по маркетплейсам

  • тот, кто всем руководит и закрывает все остальные дыры

А вот полный список направлений, которые надо закрывать :

  • склад
  • логистика
  • ведение маркетплейса
  • маркетинг
  • закупка товара и его производство
  • финансы и бухгалтерия
  • кадры

На половину этих направлений можно привлекать удалёнку, аутсорс или частичный аутсорс – т.е если у Вас оборот до 5 млн, то привлекая бухгалтерию аутсорс Вы можете сэкономить 30-50 % совокупных ЗП\налогов\затрат на рабочее место не за счёт качества специалиста а за счёт оптимизации этих критериев, тоже самое можно отнести к менеджменту и маркетингу, но во всём должен быть здравый смысл – если у Вас 50 SKU, то вряд ли Вы найдете качественного менеджера на 3 маркетплейса за 20 тысяч рублей – скорей нужно будет привлечь отдельно менеджера на Озон и отдельно на ВБ, предложив оклад + мотивацию. И наоборот – если у Вас 5-6 SKU, то привлекать отдельно на каждый МП нового менеджера смысла не имеет.

Как выстроить логистику и кадры селлерам на Озон и ВБ?

3. А как искать эти кадры?

Поиск кадров – в наше время искать кадры стало сложнее – рынок работодателя превратился в рынок работника, этим пользуются пользуются крупнейшие площадки и задирают ставки – на одной из них минимальное объявление стоит 1 к, с которого придут 3-4 нецелевых лида – а более менее работающее стоит от 5, + если Вы сами хотите кликать резюме – то будьте добрый доплачивать за каждый клик ; на другой тарифы рублей 40 за клик, фиксированного объявления вроде даже и нет.

Кадровые агенства работают от 100 к и выше, в общем – если нужно найти 1-2 х человек, а остальной костяк собран – то нужно использовать Телеграм, профильные площадки (раньше и на VC можно было найти кодера, маркетолога, дизайнера), биржи фриланса – они хоть и запрещают обмен контактами, но есть способы, как выйти на исполнителя.

Как выстроить логистику и кадры селлерам на Озон и ВБ?

4. А если с логистикой и кадрами всё хорошо, а продаж нет, и соотвественно нет прибыли?

Маркетинг и реклама - двигатель торговли, а значит, на торговлю будет влиять :

  • Ассортимент - ассортимент за всю историю торговли был одним из ключевых факторов успеха, потому что человек любит выбор, любит разнообразие.
  • Упаковка - этикетка с упаковкой должны быть привлекательной и желаемой.
  • Цена - о цене немного писал выше, в общем она должна быть конкурентной, но не нужно опускаться до демпинга.
  • Реклама - очень многогранна.

Об этом писал в своей прошлой статье :

Вывод

На каждом этапе нужно находить непротоптанные ходы и много считать - рынок маркетплейсов становится сильно конкурентным. В тоже время нельзя экономить на ключевом - кадрах, но опять же можно экономить за счёт их "удалённости" и за счёт аутсорсинга.

А если Вы уже работаете на маркетплейсах и хотите увеличить доходы - команда Rise Max приведёт покупателей в Ваш магазин ценой от 7 руб за лид.

Кейсы по удобрениям на нашем сайте : risemax.ru

задать вопросы : почта - risemax10@yandex.ru , TG - @MaximSt777, Whats - 8-950-906-24-68

33
11
2 комментария

Привет.
Подскажи пожалуйста, какие неожиданные лайфхаки или нестандартные решения в логистике и управлении командой помогли вам сократить издержки и увеличить продажи на маркетплейса?

Потому что у меня что то бардак

1
Ответить

Приветствую Антон!
- Менеджмент и маркетинг на удалёнке, но при должном управлении : не пересыщать работу совещаниями, при этом искать вместе с командой нетривиальные пути решения проблем и развития.
- Нужно тщательно изучать портфель менеджера и встраивание его в структуру процесса. Портфель важнее, чем димломы.
- Нужно выстраивать справедливую денежную мотивацию от выполняемой работы, а так же сам рабочий процесс.
- Логистика должна быть заранее планируемая и связанная со всеми остальными процессами в компании - с закупками, оптовыми продажами. Поменьше порожняков

каждый из пунктов сокращает издержки

1
Ответить