Эволюция мышления продавца на маркетплейсах Wildberries и Ozon 🙈 → 🧠

Эта статья касается не только продавцов на маркетплейсах, но и предпринимателей в целом как вид (венчур мы здесь не берем). Как гласит истина, наше мышление определяет наши действия и, следовательно, успех в любом деле.

Давайте разберем три основные стадии развития мышления продавца и их влияние на бизнес.

Стадия 1. 🦥 Продавец-прямоходящий

Уже не обезьяна, но пока еще далек от человека. Умеет говорить, но плохо излагает свои мысли.

На этой стадии селлер мыслит категориями просто денег: заказами, продажами, оборотом. О прибыли, реальных результатах и устойчивости бизнеса речь не идет.

Признаки:

  • Хвастается количеством заказов и оборотом. Неправильно считает маржинальность .
  • Не отличает прибыль от денежных потоков.
  • Живет в иллюзиях

Последствия:

  • Неаккуратно планирует расходы
  • Выбирает нерентабельные товары и ниши: фокус на заказах, а не на чистой прибыли.
  • Рост заказов в ущерб доходности
  • Высокая долговая нагрузка: незаметное накопление кредитов из-за иллюзии финансового успеха.
  • Высокий риск кассового разрыва из-за чрезмерных дивидендов

К сожалению, в малом бизнесе зачастую вообще не считают прибыль на регулярной основе.

Стадия 2. 👨‍💻 Продавец-разумный

Этот продавец уже понимает, что выручка ничего не значит без прибыли. Он фокусируется на ключевых показателях: чистая прибыль и маржинальность.

Признаки:

  • Осознанно управляет бизнесом.
  • Анализирует, в первую очередь, маржинальность товаров и ниш.
  • Ставит цели и действия на основе показателей доходности.
  • Регулярно контролирует свою прибыль

Если вы как раз находитесь на стадии 2 и вас утомляет каждый день вручную сводить данные в Excel, то рекомендую изучить нашу предыдущую статью на тему ботов и сервисов.

В статье описаны подобные сервисы:

  • Для Ozon: @OzonProfitBot. Этот Telegram-бот присылает ежедневные отчеты с вашей прибылью и продажами, включая детализированные по-артикулам.
  • Для Wildberries: WildCRM. Сервис подключается к API Wildberries и помогает быстро разобраться в финансах.

Плюсы продавца-разумного:

  • Селлер выбирает проекты с высокой доходностью.
  • Контролирует расходы. Например, вездесущий ДРР%.
  • Повышает финансовую устойчивость и делает бизнес более предсказуемым.

Минусы:

  • Узкий фокус на текущую прибыль: может упускать долгосрочные возможности.
  • Недостаток стратегического мышления: не всегда учитываются финансовые рычаги или рост капитала.

Стадия 3. 🧠 Сверхразум

Сверхразумы — это продавцы, которые выходят за рамки простой прибыли и маржинальности. Они мыслят категориями ROE (Return on Equity) — рентабельность собственного капитала.

Формула:

ROE (%) = Чистая прибыль / Собственный капитал

На этой стадии продавец думает долгосрочно:

  • Как его капитал прирастает каждый год?
  • Как он становится богаче год за годом?

Ключевые элементы:

  • Финансовый рычаг: использование заемных средств для ускорения роста собственного капитала.
  • Оптимизация структуры капитала: баланс между собственными и заемными средствами.
  • Долгосрочная устойчивость: стремление к стабильному росту капитала, а не только текущей прибыли.

Пример: бизнесмен привлекает кредитные средства и математически растит свой собственный капитал быстрее х10, чем если бы развивался только на собственные деньги.

Предупрежден — значит вооружен! 🛡

В любом случае, эти стадии надо прожить на практике и осознать пораньше, не успев сделать слишком крупные ошибки по пути.

Не забывайте, что эволюция мышления — это путь, а не конечная точка.

А на какой стадии находитесь вы?

Начать дискуссию