«День в стиле Ghibli»
Ручка в виде кредитки
Робот-скульптор
Huawei Pura X
Pixar напрягся
Будни офиса Miro

Регистрация товарного знака: как правильно подобрать перечень товаров и услуг

При подаче заявки на регистрацию товарного знака очень важно правильно выбрать класс МКТУ. А выбирая класс, - четко держать в голове перечень товаров, которые вы производите и (или) продаете, а также услуг, которые оказываете. Иначе есть риск получить бренд, который не защищает ваш бизнес или делает его опасно уязвимым.

Регистрация товарного знака: как правильно подобрать перечень товаров и услуг

Разберемся, почему стоит избегать общих фраз при подборе классов МКТУ.

Уточните, пожалуйста

К примеру, вы продаете ковры и хотите зарегистрировать товарный знак. Необходимо уточнить, что это за ковры. Интерьерные, которые кладут на пол или вешают на стену? Противоскользящие для ванной комнаты? А может это коврики для компьютерной мышки?

При регистрации бренда нужно описать перечень своих товаров максимально точно. Вот хороший пример указания перечня товаров от нашего клиента:

“Влаговпитывающие коврики для сушки посуды, коврики для ванной и туалета (на пол), защитные на стиральную машинку, декоративные коврики под тарелки, под горячее, компьютерный коврик, для мышки, защитный на стол”.

Для таких четких формулировок и классы подбираются максимально четко:

Один из самых удобных сайтов-помощников при выборе классов МКТУ - <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmktu.net%2F%3Futm_source%3Dmedia%26amp%3Butm_medium%3Darticle%26amp%3Butm_campaign%3Dvc%26amp%3Butm_term%3Dperechen&postId=1731866" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">mktu.net</a>
Один из самых удобных сайтов-помощников при выборе классов МКТУ - mktu.net

Как видите, ковер ковру рознь. И перечни для разных типов изделий тоже разные. Как видим из примера выше, текстильные настенные ковры не интересуют клиента ни сейчас, ни в будущем. Поэтому 24 класс задействовать не стоит. А вот 27 обязательно нужно учесть.

Фары - это не запчасть

Случай посложнее. Вы производите запчасти. Сначала мы должны уточнить, какие именно: для электроники, промышленного оборудования, а может быть автозапчасти? Выяснили, что нам подходит третий вариант. А есть ли среди линейки ваших товаров фары? Этот товар относится не к 12-му, “автомобильному” классу, а к 11-му, куда входят устройства и установки для освещения, отопления, охлаждения, получения пара и др. Согласитесь, не будучи экспертом сложно предусмотреть такие тонкости.

Такая разная мозаика

Даже если вы привлекаете к выбору МКТУ специалиста, будьте предельно внимательны. Никто лучше вас не знает ассортимент магазина и особенности товаров. Вот что случилось с одним из наших клиентов, который обратился к нам за регистрацией товарного знака на мозаику.

Товар был обозначен клиентом как “зеркальная мозаика”. Мы подобрали для нее нужный класс и подали бренд на регистрацию. Позже выяснилось, что мозаика только по названию зеркальная. Она имеет такой эффект, но по сути представляет собой декоративную наклейку. Классы для зеркальной мозаики и наклеек для интерьера разные. Внести новый класс в уже поданную заявку нельзя. Пришлось подавать новую. Дату приоритета мы потеряли, но нам повезло: мы смогли подать новую заявку, так как никто на наше название в нужном нам классе не претендовал.

К слову, удалить лишние классы проще. Здесь достаточно подать заявление в Роспатент о внесении изменений в реестр товарных знаков. Но не спешите сокращать классы МКТУ, которые вам больше не нужны. Ведь на них можно заработать. Например, передать их по лицензионному договору другому бизнесу. А еще существуют специальные биржи товарных знаков, где вы можете продать свой бренд или передать права на его использование другим лицам за вознаграждение.

Что не так с полотенцесушителем?

Каждый день появляются новые товары и услуги. Поэтому в перечне МКТУ может не найтись понятия, которое подходит конкретно под ваш продукт. В этом случае вновь лучше обратиться к эксперту. Он подберет для вас классы МКТУ, исходя из описания и смысла самого класса и внесет новый термин в перечень класса при подаче заявки. Например, полотенцесушитель. Это слово не зафиксировано ни в одном классе. Но мы знаем, что регистрировать товарный знак на этот товар нужно, указав тот же класс, что и для фар - 11-ый. Помните? Там не только про устройства освещения, но и отопления и охлаждения. Откуда об этом знать предпринимателю? А вот эксперты не совершат ошибки, потому что имеют богатый опыт регистраций и знают, где уточнить сомнительную информацию. Внесение нового термина при подаче заявки позволит получить охрану именно на тот товар, который вы производите, или определенную услугу, которую оказываете.

Регистрация “лечебного” бренда

Очень частой дилеммой для клиента, производящего косметику, является выбор 3 или 5 класса при регистрации бренда. К 3-му классу относится декоративная косметика, а так называемая “лечебная” будет относиться к 5-му классу фармацевтических медицинских препаратов. К примеру, если ваша помада не только придает губам нужный оттенок, но и лечит воспаления и высыпания, то продукт нужно регистрировать в обоих классах.

Если вас заинтересовала эта тема, рекомендую прочесть материал о том, как правильно подобрать классы МКТУ для своего бизнеса.

Основные ошибки при выборе классов МКТУ

По нашему опыту, трое из четырех предпринимателей допускают ошибки при самостоятельном подборе класса МКТУ. В том числе ошибки совершаются из-за того, что они неправильно соотнесли перечень товаров и услуг с классом МКТУ.

  1. Ошибка: подбор не тех классов.
Регистрация товарного знака: как правильно подобрать перечень товаров и услуг

Наш клиент является производителем герметиков для автомобильных шин. Пытаясь зарегистрировать бренд самостоятельно, он выбрал в МКТУ 3 класса, ни один из которых не оказался верным. После консультации с экспертом “Железно” оказалось, что регистрировать бренд нужно в двух других классах. В результате и бренд был защищен, и молодой человек сэкономил на пошлинах. Ведь их сумма зависит от количества классов МКТУ, указанных при регистрации.

2. Ошибка: лишние классы.

Регистрация товарного знака: как правильно подобрать перечень товаров и услуг

Если вы шьете женскую одежду, не стоит дополнять количество классов за счет производства текстиля и пряжи, если вы не делаете этого. Любой желающий может аннулировать ваш знак в этих классах.

3. Выбор класса, который защитит лишь часть бизнеса.

Регистрация товарного знака: как правильно подобрать перечень товаров и услуг

У вас онлайн-школа иностранных языков. Это 41 класс МКТУ. Дополнительно вы выпускаете и продаете обучающие материалы. Это 9 класс. Если ваше название будет зарегистрировано только в 41 классе, любой другой предприниматель сможет занять его в 9 классе и запретит вам выпускать материалы на законных основаниях и сможет взыскать компенсацию до 5 млн рублей.

4. Не учли перспективы развития бизнеса.

Регистрация товарного знака: как правильно подобрать перечень товаров и услуг

Вы производите парфюм и регистрируете только 3 класс. Через пару лет вы решаете расширить ассортимент и производить парфюмированные свечи. Зарегистрированный знак на ваш парфюм не будет защищать свечи. Поэтому правильно подумать о перспективах развития бизнеса заранее и зарегистрировать в одной заявке сразу все необходимые классы.

Последствия ошибок неприятные - от незначительной переплаты за лишний для вас класс до выплаты компенсации в 5 млн рублей. Чтобы не переживать по этому поводу, доверьте выбор классов МКТУ при регистрации знака экспертам. Они внимательно расспросят вас о ваших товарах и услугах. Помните, что на этом этапе важно как можно подробнее рассказать о своей деятельности и товарах. Если есть возможность - отправить ссылку на ваш сайт и магазин на маркетплейсе. Эксперты смогут подобрать классы так, чтобы ваш бизнес был максимально защищен, а вы не потратили лишние деньги и время впустую. На подробные расспросы на этапе подбора классов МКТУ негативно реагировать не стоит. Делается это исключительно в целях защиты вашего бренда.

К слову, в патентном бюро “Железно” предварительная проверка знака и консультация по подбору классов МКТУ - бесплатная услуга. Она ни к чему вас не обязывает.

Если вам нужна экспертная консультация по вопросам интеллектуальной собственности, свяжитесь с нами в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb. Эксперты “Железно” готовы помочь!

Больше материалов об интеллектуальной собственности и ее защите читайте в блоге патентного бюро “Железно”.

1010
реклама
разместить
Начать дискуссию
Регистрация товарного знака в 2025 году: польза, подводные камни, реальные цифры

Новый рекорд минувшего года — 149 242 заявки на регистрацию товарных знаков в России. Названия товаров и компаний, логотипы, домены и слоганы — каждый предприниматель и компания хочет стать правообладателем собственного бренда.
Почему их так много? Зачем всё это на самом деле делают? Какие изменения в законах нас ждут в 2025 году? Разбираемся заран…

88
11
11
Сотрудник украл бренд: что делать?

В нашей практике с завидным постоянством встречаются дела, когда сотрудник или партнер втихушку оформляет товарный знак на себя. Эти истории говорят нам о том, как важно заблаговременно позаботиться о защите своей интеллектуальной собственности. Хорошие отношения, к сожалению, не гарантируют, что все будет честно…

Сотрудник украл бренд: что делать?
1515
Продвижение медицинских сайтов в 2025 году
Продвижение медицинских сайтов в 2025 году

Важным фактором сейчас является E-E-A-T — экспертность, авторитетность и доверие, а также локальное SEO, удобство сайтов. То есть, клиника должна не только предоставлять качественные услуги, но и показывать свою экспертность и надежность в сети.

Если вы еще не проверяли свое название или логотип на уникальность – прочитайте эту статью

Проверять логотип и название перед началом использования в коммерческих целях – обязательно. Иначе можно потерять до 5 000 000 рублей и даже лишиться свободы. Если вы случайно используете такое же название, как у конкурента, который зарегистрировал его в Роспатенте, вы – нарушитель. Суд не будет учитывать тот факт, что вы не знали о существовании у…

Фактически так и есть
11
Сходство до степени смешения: как доказать, что ваше название не похоже на бренд конкурента?
Сходство до степени смешения: как доказать, что ваше название не похоже на бренд конкурента?

В патентное бюро “Железно” обратился предприниматель, который под брендом Seven Days Guard торговал защитными масками для лица на Wildberries. Он получил претензию от правообладателя знака Rainbow guard с ультимативным требованием сменить наименование и упаковку масок или покинуть маркетплейс. Мы помогли доказать, что претензия не обоснована.

77
Что надо знать, чтобы не получить отказ в регистрации товарного знака?

Перед подачей заявки на регистрацию своего бренда необходимо провести его проверку, так как есть вероятность допустить ошибку в анализе имеющихся данных.

77
Как обменять криптовалюту без комиссии: онлайн и офлайн решения для выгодного обмена

Криптовалютный мир манит возможностями, но реальность такова, что комиссии за обмен криптовалюты могут существенно "съедать" потенциальную прибыль. Представьте, что вы активно торгуете, совершая множество мелких операций. Даже небольшая комиссия на каждой из них в сумме может вылиться в ощутимые потери. Поэтому поиск способов обмена криптовалюты бе…

Как обменять криптовалюту без комиссии: онлайн и офлайн решения для выгодного обмена
Общеизвестный товарный знак: кто получил этот статус в 2024 году

Общеизвестный товарный знак — это обозначение, которое стало узнаваемым благодаря длительному и частому использованию на рынке. Каждый бренд стремится стать популярным. Статус общеизвестного товарного знака дает правообладателю особые преимущества.

Общеизвестный товарный знак: кто получил этот статус в 2024 году
66
11
11
Патентный поверенный зарегистрировал не тот знак: что делать?

Сегодня я хочу рассказать о кейсе, как нашему патентному бюро удалось исправить ошибку частного патентного поверенного и отстоять товарный знак клиента. Эта история о цене ошибки в одну букву. О том, к каким неприятным последствиям может привести обращение к некомпетентному специалисту.

Патентный поверенный зарегистрировал не тот знак: что делать?
88
реклама
разместить
Товарный знак помог открыть франшизу и наказать подражателя на 3,5 млн рублей
Товарный знак помог открыть франшизу и наказать подражателя на 3,5 млн рублей

В практике нашего патентного бюро есть множество кейсов, которые доказывают: вовремя зарегистрированный товарный знак не только защищает ваш бизнес, но и делает его прибыльным. Сегодня расскажу историю предпринимателя из Казани, который успешно развивает свое дело по франшизе и не дает конкурентам безнаказанно пользоваться своим брендом.

99
Как купить товарный знак и не поставить бизнес под удар

Вместо того, чтобы регистрировать товарный знак, можно купить готовый. Это намного быстрее, зачастую дешевле и Роспатент точно не откажет после долгих экспертиз. Зато есть другие риски. Например, знак после приобретения могут аннулировать. Тогда деньги будут потрачены зря. Что делать, чтобы не оказаться в такой ситуации?

Как купить товарный знак и не поставить бизнес под удар
1010
22
Регистрация товарного знака в 2025 году: какая польза? Какие подводные камни?

Прошлый год побил очередной рекорд по заявкам на регистрацию товарных знаков в России. Бренды, логотипы, слоганы, домены — предприниматели и компании стремятся закрепить за собой уникальные элементы своего бизнеса.

11