«Битва за скидки»: о чём спорят банки и маркетплейсы

Кого поддерживают продавцы, а кого — ритейлеры и что планирует предпринять ЦБ.

Фото ТАСС
Фото ТАСС

Что случилось

  • «Маркетплейсы недоплатили налогов в России на 1,5 трлн рублей», — с таким заявлением глава «Сбера» Герман Греф выступил на конференции ЦБ 18 ноября 2025 года. Он добавил, что «маркетплейсы неправомерно забирают долю на рынке у физических сетей [ритейлеров] за счёт нерыночных условий конкуренции», и призвал ужесточить регулирование онлайн-платформ и их программ лояльности.
  • На следующий день в «Сбере» пояснили, откуда взялась сумма в 1,5 трлн рублей. Аналитики банка включили в неё «упущенные бюджетом налоги» с продавцов на маркетплейсах, которые пользуются налоговыми льготами, а также партнёров-нерезидентов. По словам опрошенных РБК экспертов, на эти две категории приходится 60% оборота маркетплейсов.
  • С критикой регулирования онлайн-платформ ещё летом 2025 года выступил ритейлеры. Они попросили ограничить общий объём денег, который площадка может вложить в скидки за год, — до 10% от общего оборота товаров за предыдущий год.
  • После этого идею поддержали в Союзе торговых центров. Там предложили приравнять ПВЗ к офлайн-магазинам и ограничить скидки на маркетплейсах — чтобы платформы могли инвестировать в распродажи не больше 5% от годового оборота.
  • В начале ноября по теме высказалась глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Она отметила, что скидки на маркетплейсах от их собственных банков — это «скрытая форма конкурентной борьбы» и «не совсем справедливая конкуренция».
  • Маркетплейсы последовательно отвергали претензии в недобросовестной конкуренции и выступали против регулирования скидок на государственном уровне. При этом отмечали, что готовы к «диалогу» с банками.
  • Однако уже 24 ноября ЦБ выступил с предложением запретить маркетплейсам устанавливать разные цены в зависимости от способа оплаты, а также продвигать на своих платформах продукты дочерних банков. Акции Ozon после этого упали на 5%.

Открытое письмо главы Wildberries Татьяны Ким и реакция на него

  • 25 ноября Ким опубликовала в «Ъ» открытое письмо в адрес ЦБ, правительства и Федерального собрания. В нём она раскритиковала попытки ограничить программы лояльности маркетплейсов, а также назвала нападками слова Грефа о «якобы неуплате 1,5 трлн рублей налогов».
  • По её словам, предоставлять покупателям скидки за покупки на маркетплейсах могут все финансовые организации, но занимаются этим «единицы». Вместо этого банки пытаются дискредитировать цифровые платформы перед ЦБ и правительством, жалуясь на неравный доступ к аудитории.
  • Ким заявила, что банками «на самом деле движет желание снизить собственные затраты на кешбэки и бонусы, сохранить комиссионные доходы и избавиться от конкурентов».
  • На письмо главы Wildberries отреагировал сооснователь и совладелец DNS Дмитрий Алексеев. Он назвал манипуляцией перевод дискуссии в контекст «скидок». По его словам, речь идёт о том, что маркетплейсы берут с пользователей дополнительно «от 2% до 12%», если те не оплачивают покупки картами их дочерних банков.
  • При этом в интерфейсах маркетплейсов изначально указана сниженная цена, которая учитывает оплату картой «WB Банка», «Ozon Банка» или «Яндекс Банка», отмечает Алексеев. Он считает это «уловкой», позволяющей выдавать подобные манипуляции «за скидку».
  • В издании об электронной торговле Oborot.ru добавили: скидки, которые маркетплейсы предоставляют клиентам своих банков, оплачиваются за счёт комиссий, логистических сборов, платежей за продвижение и штрафов с продавцов. При этом непредсказуемые акции и манипулирование ценами создают «ценовой хаос» — покупатель не понимает реальную стоимость товара, а продавец не может планировать сроки реализации.

Что говорят другие участники рынка

  • Руководители Союза интернет-торговли, Союза пользователей цифровых платформ «Цифровой мир», Регионального общественного центра интернет-технологий, Ассоциации представителей электронной торговли, Федерального общества сетевой торговли и Ассоциации участников рынка электронной торговли 25 ноября 2025 года попросили ЦБ не ограничивать на маркетплейсах скидки, которые зависят от способа оплаты.
  • Участники объединений считают, что обсуждаемые меры могут привести к полному запрету программ лояльности банков маркетплейсов, в том числе для продавцов. По их словам, «ни один другой банк в России не готов в таких объёмах субсидировать выгоды как для клиентов цифровых платформ, формирующих спрос на товары, так и для их производителей».
  • Бизнес просит ЦБ «воздержаться» от ограничений и создать рабочую группу с представителями платформ и отраслевых объединений по обсуждению программ лояльности на финансовом рынке.
  • В Ассоциации компаний интернет-торговли предложения по ограничению скидок сочли избыточными. «Банки очень давно запустили программы лояльности, включающие скидки и кешбэк, используя аналогичные методики, и ни у кого нет вопросов к ним.
32
5
2
142 комментария