Из чего состоит касса самообслуживания?

В магазинах, кафе и даже на улицах мы сталкиваемся с кассами самообслуживания самого разного вида — напольными, настенными, двухсторонними, встраиваемыми. Но за внешним многообразием скрывается набор вполне стандартных комплектующих. В этой статье разберемся — каких именно.

Из чего состоит касса самообслуживания?

Предыдущие статьи на тему касс самообслуживания:

Навигация по статье:

Навесная касса самообслуживания
Навесная касса самообслуживания
Напольная, на ноге
Напольная, на ноге
Встраиваемый тип кассы самообслуживнаия
Встраиваемый тип кассы самообслуживнаия

Для начала напомним, что кассы самообслуживания (КСО) – это устройства для самостоятельной, без участия кассира, покупки товаров и услуг. К ним можно отнести, например, терминалы в заведениях быстрого питания, с помощью которых посетитель выбирает блюда из меню и оплачивает заказ. Городские паркоматы для оплаты парковки – это тоже кассы самообслуживания, просто очень узкоспециализированные.

А вот у касс самообслуживания в магазинах функционал шире, ведь они позволяют сканировать, а при необходимости и взвешивать товары. Поэтому изучать устройство КСО мы будем именно на них.

Устройства классической кассы самообслуживания в крупном продуктовом ритейле<br />
Устройства классической кассы самообслуживания в крупном продуктовом ритейле

От чего зависит набор комплектующих?

Многие поставщики предлагают уже готовые решения касс самообслуживания с предустановленным ПО и стандартной комплектацией. Но в целях автоматизации ритейла, особенного крупного, часто нужны индивидуальные проекты, учитывающие специфику и требования конкретного бизнеса.

Поэтому реализации проекта должен предшествовать анализ бизнес-процессов магазина и четкое определение функционала будущих касс. Подробнее о том, как это сделать, вы можете прочитать в этой статье.

Нарисуйте портрет вашего покупателя, подготовьте статистику. Есть ли у вас пиковые часы, в которые устройства самообслуживания особенно эффективны и полезны? Чем предпочитают платить покупатели – наличными или картами? А в часы пик? Сколько, в среднем, товаров пробивает один клиент?

Ответы помогут составить сценарий работы кассы самообслуживания, а он позволит сформулировать требования к программному обеспечению и внешним устройствам. Так, если подавляющее большинство ваших покупателей использует карты, то оснащать кассы самообслуживания приемником купюр нерационально. Немногочисленных любителей налички можно будет обслужить на обычных кассах.

Касса самообслуживания в Ашане с модулями обработки наличности<br />
Касса самообслуживания в Ашане с модулями обработки наличности

Возможно, вы придумаете и вовсе нетипичный сценарий. Например, в сети «Ашан» изначально была реализована схема, при которой сотрудник магазина пробивал товары и выдавал талон на оплату, а расчет покупатель совершал уже самостоятельно, в терминале.

Еще один необычный вариант придумали в магазинах «Мясновъ» – привязывать покупки в разных отделах к специальному бейджу гостя с RFID метками. После завершения покупок клиент оплачивает получившуюся корзину на кассе – обычной или самообслуживания.

Умная тележка Paycon<br />
Умная тележка Paycon

А в Тюмени один из супермаркетов весной 2021-го представил покупателям «умную» тележку, которая учитывает стоимость всех помещенных в нее товаров, так что на выходе остается лишь оплатить получившуюся сумму.

Это, к слову, набирающая популярность система «Scan & Go», о которой позитивно отзывались представители ритейла на New Retailer Forum 2021.

Какими устройствами можно оснастить кассу самообслуживания в магазине?

Кассы, используемые в продуктовом ритейле, обычно занимают площадь 2-4 кв.м. Их возможные комплектующие мы рассмотрим на примере двух самых популярных касс самообслуживания.

Касса самообслуживания без весов, представленная в магазинах Пятерочка Х5 Group<br />
Касса самообслуживания без весов, представленная в магазинах Пятерочка Х5 Group
Классическая касса самообслуживания с весами, которую можно встретить в крупных гипермаркетах<br />
Классическая касса самообслуживания с весами, которую можно встретить в крупных гипермаркетах

Такие кассы можно разделить на два типа: с весами (общий вес устройства в этом случае может доходить до 150 кг) и без них (20-120 кг в зависимости от типа исполнения). Поэтому первым устройством в составе КСО, которое мы рассмотрим, будут…

1. Весы.

В зависимости от политики магазина покупатель может взвешивать товары в торговом зале или на кассе.

В первом случае установка весов на кассу самообслуживания необязательна. Если только вы не хотите проверить, не схитрил ли покупатель, выбив чек на меньший вес.

При взвешивании на обычной кассе придется или оснащать кассу самообслуживания весами, или отправлять клиентов к живому кассиру. Тут как раз пригодятся данные, насколько часто в покупательских корзинах оказывается весовой товар.

В целом, на наш взгляд, весы – не самое надежное устройство для использования в кассах самообслуживания: с ними часто возникают проблемы, чреватые задержками и недовольством покупателей.

2. Сенсорный экран, с помощью которого клиенты контролируют процесс покупки и выбирают нужные действия. Обычно он имеет диагональ от 15 до 19 дюймов и базируется на проекционно-емкостной технологии, аналогичной той, что используют в смартфонах. Она дает необходимую чувствительность и качество касаний.

3. Сканер штрих-кодов. В КСО обычно используют встраиваемый тип сканера с широким углом обзора, чтобы можно было «прочитать» товар практически в любом положении.

Если ваш магазин продает тяжелые и/или габаритные товары, подумайте о ручных сканерах на кассах самообслуживания. Или же клиентов с подобными покупками придется отправлять на обычную кассу с кассиром.

4. POS-терминал для оплаты по RFID или NFC-меткам.

В отдельных случаях может также понадобиться магнитный MCR-считыватель: для карт лояльности или карт сотрудников (их используют, когда нужно отменить ошибочную операцию, подтвердить возраст клиента при покупке алкоголя и т.п.). Впрочем, сегодня такие карты все чаще имеют штрих-код или NFC-чип и не требуют отдельного устройства.

5. Обработка наличности. С ростом популярности безналичных способов оплаты ритейл все чаще отказывается от этих устройств в КСО. Дело как в их дороговизне, так и в сложности использования и обслуживания: застревание поврежденных купюр, попадание мусора в монетоприемник, замена заполненных кассет, необходимость всегда иметь разные номиналы для сдачи – чем связываться со всем этим, проще обслужить редкого покупателя с наличностью на обычной кассе.

6. Видеокамера. На КСО их устанавливают для оплаты по лицу и верификации личности при покупках алкоголя и сигарет, а также для сбора статистических данных.

7. Фискальный принтер для печати бумажных чеков.

8. Мебель для сумок, корзин и пакетов. Важно обратить внимание на ее высоту, размеры и положение, чтобы покупателю было удобно укладывать товары.

9. И последнее, но главное: управляющий компьютер с соответствующим ПО. Характеристики управляющего компьютера подбираются в зависимости от требований заказчика и сложности функционала ПО. Например, сбор биометрии и демонстрация рекламных роликов в высоком разрешении потребуют от электронного мозга высокой производительности.

Компьютер объединяет между собой все устройства кассы и обрабатывает поступающие запросы. Заказчики и, тем более, покупатели часто даже не догадываются, насколько сложно устроена внутренняя кухня терминала самообслуживания. А вот как он выглядит для нашего отдела разработки.

Пример схемы электрической принципиальной
Пример схемы электрической принципиальной

Сколько стоит касса самообслуживания?

Только «железо» кассы самообслуживания в максимальной комплектации может стоить до 15 000$. Разумеется, потянуть такой проект может лишь крупный ритейл.

КСО с модулями наличности
КСО с модулями наличности

Для супермаркетов и сетей средних размеров хорошо подходят безвесовые напольные кассы самообслуживания. Их функционал и сценарий работы те же, что и у автоматических касс в крупных сетях: положил товар – отсканировал – оплатил. Оснащены они сенсорным экраном, сканером штрих-кодов, термопринтером и POS-терминалом.

Касса самообслуживания без весов
Касса самообслуживания без весов

Для магазинов у дома, где SKU не превышает 2000-3000 позиций, могут подойти компактные настольные автоматические кассы, габариты которых позволяют разместить несколько аппаратов даже в небольшом магазине.

Кассы самообслуживания в магазине Фасоль
Кассы самообслуживания в магазине Фасоль

Такая касса (без учета софта) вполне может стоить до 2500$ – отличная цена по сравнению с совсем недавним прошлым, когда разработка кассы самообслуживания обходилась в огромные суммы. Сэкономить помогает и оптимизация функционала: еще 5 лет назад мало кто из ритейлеров решался отказаться от того же купюроприемника или обработки наличности.

Итак, сегодня мы подробно поговорили о комплектующих, которыми можно оснастить кассу самообслуживания, и вскользь упомянули существующие типы касс. В следующей статье вернёмся ко второй теме и в деталях расскажем о 4-х типах исполнения КСО – напольном, встраиваемом, навесном и двухстороннем – об их особенностях, преимуществах и области применения.

#кассы_самообслуживания #автоматизация_ритейла #касса_без_кассира #технологии_в_ритейле

55
10 комментариев

Сам лично в Декатлоне не был, но судя по картинке это не совсем классическая касса самообслуживания, а объединенные софтом устройства. Могу предположить, что экран у монитора не сенсорный, а товар определяется в корзине по RFID меткам. Могу назвать примерную стоимость устройств, но главный вопрос в стоимости корзины - тут надо рассматривать ее отдельно :)

Ответить

Это как раз станции оплаты в своем лучшем виде. Экран сенсорный, rfid сканер и ручной сканер дублер.

Оборудование это следствие внутренних процессов и сценариев. Поэтому у Декатлона свой путь, отличный от Ленты или ОКей, например.

1
Ответить

А можно подробностей об оборудовании и стоимости касс в Декатлоне? Т.к. для 95% продукции не используется сканер, товар просто размещается в корзине.

Ответить

А что именно интересует? Декатлон это полностью кастомный проект. Это кассы с нуля под требования заказчика с учетом его бизнес-процессов. 

Ответить

Rfid в декатлоне. Я спрашивал

Ответить

А вообще жаль немного, что вот такую Hyper Flow не удалось потестировать в РФ - https://www.youtube.com/watch?v=zB2j39hAcQY
Вообще у ITAB много интересных решений в части самообслуживания было для разного типа корзин. Большие TwinFlow все еще можно найти в Ленте в Москве.

Ответить

Very good text. I'm happy, so will interist's last year)

Ответить