Выкупает бренды на Amazon и помогает им расти: разбор бизнеса Accel Club, который привлёк $170 млн

Стартап бывших менеджеров «Яндекс.Еды» и Busfor работает около года, и в его портфеле уже больше 1000 продуктов. Максим Фирсов и Николай Тузенко рассказали vc.ru, как выбирают бренды, что с ними делают и возможно ли модель повторить в России.

Максим Фирсов и Николай Тузенко
Максим Фирсов и Николай Тузенко

Accel Club запустили cооснователь сервиса доставки еды Foodfox (в 2017 году его купил «Яндекс») Максим Фирсов и бывший управляющий директор маркетплейса автобусных билетов Busfor Николай Тузенко в феврале 2021 года. За год до этого Фирсов ушёл из «Яндекс.Еды», а BlaBlaCar интегрировал Busfor.

После ухода оба хотели создать «что-то на глобальном рынке», рассказывают партнёры. Нишу выбирали по нескольким критериям.

Первое, мы хотели строить международный бизнес, нам важен масштаб. Во-вторых, у нас нет спекулятивных желаний заработать денег, продать компанию — хотели построить что-то, что будет жить долго, возможно, ещё и после нас, поэтому мы искали большой рынок, куда можно проинвестировать 10-15 лет жизни. И в-третьих, мы искали модель, которую хотя бы примерно понимаем, как делать с нашим бэкграундом.

Максим Фирсов

Подходящую бизнес-модель заметили в США: в 2010-е её придумали компании 101 Commerce и Goja. Идея была в том, чтобы полностью выкупать бизнес успешных продавцов с собственной торговой маркой, которые торгуют на Amazon, и развивать его.

Формально начали работать в феврале 2021 года — сняли в коворкинге два рабочих места и привлекли первые инвестиции, «небольшой непубличный раунд в несколько миллионов долларов».

Тогда же стали собирать команду и открыли американское юрлицо. Сейчас штаб-квартира Accel Club находится в Амстердаме, есть офисы в США, Китае и Москве. В ноябре компания объявила, что привлекла $170 млн. По словам Фирсова, эта сумма включает первые инвестиции.

Оглавление

Что именно покупает стартап

Весь бизнес: кроме товарного знака и аккаунтов на маркетплейсах, контракты с производителями, поскольку обычно продавцы используют чужое производство. Иногда команда продавца, если она есть, присоединяется к команде Accel Club: специалисты, которые занимаются цепочками поставок, маркетингом, аналитикой и другие.

Как правило, команда небольшая, до пяти человек. Если продавец большой, может быть до десяти. Но есть кейсы, когда успешный крупный бренд управляется вообще одним основателем, и у него может быть один-два человека в помощи. Поэтому часто команды как таковой нет. Но если она есть, мы готовы её брать, чтобы усилить свою.

Максим Фирсов

На всю сделку с проверкой бизнеса уходит 3-5 недель: от момента, когда стороны договорились по основным условиям, до подписания обязывающих документов. Суммы сделок определяются индивидуально, но ключевое, от чего отталкивается Accel Club, — прибыльность.

Что происходит с брендом после покупки

Accel Club называет себя не инвестфондом, а операционной компанией, поскольку после сделок оптимизирует бренды и дальше их растит на каждом этапе: от поиска правильного производства до маркетинга, креативов и выхода на новые рынки.

Бренд попадает в нашу команду, за ним закрепляется человек, который за него отвечает. Дальше с ним работают разные функциональные команды, они есть на каждом из участков: цепочки поставок, бренд-маркетинг, перфоманс-маркетинг, дизайнеры, копирайтеры и так далее. Где-то мы расширяем bottleneck («узкие места», ограничения, сдерживающие эффективность — vc.ru), где-то добавляем экспертизу.

Если говорить, где есть быстрые «победы» — просто оптимизации: продавцы могут неэффективно делать перфоманс-маркетинг, мы его оптимизируем, может быть не оптимальная логистика. Частая история — ассортимент, например, один продукт не нужен уже, а другой можно было бы развивать больше.

Николай Тузенко

Инвестиции в технологии помогают реализовать потенциал купленного бренда: «Он попадает в нашу технологическую инфраструктуру — у нас много аналитики, метрик, которые продавцы обычно не отслеживают, не инвестируют в это».

Одновременно команда смотрит, на какие ещё маркетплейсы можно вывести бренд, но отталкивается не от региона, а от категории: «Например, у нас много товаров для питомцев, с ними мы пойдём на американский маркетплейс Chewy, где продаются классные вещи для собак и кошек. Есть другие специализированные площадки вроде Wayfair, куда мы пойдём уже с товарами для дома и кухни».

Пока стартап работает в 20 странах и с восемью площадками, среди которых Amazon, Ebay, Chewy, Etsy и Shopify. Последний позволяет брендам создавать свои интернет-магазины. На российские платформы пока выходить на планируют.

Сейчас будет развиваться социальная коммерция, продажи в Instagram и TikTok. Если она станет важным каналом для людей, если определённый тип товара будет хорошо там продаваться, мы пойдём туда.

Мы не знаем, какие каналы будут существовать в будущем, как будет распределяться спрос в разных географиях, но мы строим нашу платформу так, чтобы мы могли взять любой продукт и сделать глобальную дистрибуцию там, где нужно. Не всё можно продать на Ebay или через собственный сайт, сделанный на Shopify, но то, что там может хорошо продаваться — нужно продавать.

Максим Фирсов

Сколько было сделок в 2021 году, в Accel Club не раскрывают: «Сделки бывают разные, условно есть на $2 млн, есть на $12 млн. Поэтому мы всё измеряем продуктами — у нас их сейчас около 1150». Все бренды остаются в портфеле компании.

Выручку и показатели прибыли компания также не называет, но за девять месяцев с момента запуска годовые продажи достигли десятков миллионов долларов.

Как Accel Club находит, кого покупать

  • Некоторые продавцы, которые знают о возможности продажи бизнеса и заинтересованы, сами выходят на Accel Club — приходят на сайт, в Facebook* или LinkedIn к основателям (30-40% всех сделок).
  • Некоторых стартап находит сам и предлагает им продать бизнес. В компании есть команда, которая занимается бизнес-девелопментом и M&A (слияниями и поглощениями). На неё приходится около 60-70%.
  • Есть брокеры — посредники, которые помогают компаниям продать бизнес. Accel Club также работает с ними, но это незначительный процент сделок.

Сами продавцы могут быть из разных регионов: сейчас около 60% из Китая, 20-30% — США, остальные из других стран. «Важно понимать, что, например, в Америке все знают, что свой бизнес можно продать. В Европе уже меньше, в Китае — только процентов 30. Поэтому американцы приходят к нам чаще сами, на китайцев надо выходить», — отмечает Тузенко.

На какие показатели бизнеса смотрит

Главный актив, который компания покупает в моменте, — место продукта в своей категории относительно конкурентов. Со временем он может терять позиции, и в дальнейшем задача Accel Club, как владельца бренда, развивать его и успевать за потребностями клиентов.

Когда в офлайне бренды стоят на полке в «Магните» или в «Перекрёстке», нет обратной связи от пользователей в виде комментариев или лайков. На полке стоит тот товар, владелец которого договорился с ритейлером, поэтому крупные бренды выталкивают мелкие.

На маркетплейсах принцип работы совсем другой: маленький бренд может продаваться в десять раз больше, чем известный, если нравится людям.

Максим Фирсов

По словам Тузенко, ниша не так важна, но важно, чтобы у продукта были качественные отзывы: «Чтобы мы видели: есть определённый объём, бизнес прибыльный, а клиент высоко ценит продукт».

В целом факторов много: кроме органической выдачи это эффективность рекламы, процент возвратов, финансы компании — динамика роста и его устойчивость, маржинальность и так далее: «Мы смотрим на бренды с прибылью от $500 тысяч в год, примерно $1,5-2 млн выручки. Но то, что больше всего нравится, — бизнес от $5-7 млн до $10-20 млн выручки. Готовы обсуждать и больше».

Также Accel Club отбирает только компании со своей торговой маркой, жизненный цикл товара должен быть максимально длинным, важно, чтобы у бренда было 60-70% выручки на Amazon: «В целом, мы готовы рассмотреть и другие маркетплейсы, но по умолчанию наша цель — продавцы на Amazon».

Какие категории товаров выбирает, а какие не возьмёт

Команда смотрит «Google Тренды», запросы на маркетплейсах и другие данные и не покупает «хайповые штуки» вроде брендов антисептиков или масок. При этом «разумная сезонность» есть у большинства товаров, отмечают основатели, и такие категории рассматривают индивидуально.

«Например, солнцезащитные средства больше покупают летом, что-то тёплое — зимой. Сезонность — нормальная история для всего рынка, на Amazon ноябрь-декабрь — лучшие месяцы, потому что люди закупаются перед праздниками, а 1 января приходит отрезвление. Но если у тебя 90% продаж в декабре, а в остальное время ноль, мы в такое не пойдём», — поясняет Фирсов.

Есть несколько категорий, которые стартап пока не готов рассматривать. Например, одежда — там нужна экспертиза, понимание трендов. Кроме того, у неё короткий жизненный цикл, высокий процент возвратов, из-за наличия размерной сетки возрастает количество SKU (артикулов), что усложняет управление бизнесом.

Среди других категорий — БАДы, косметика и медицинские препараты из-за регуляторных рисков и «определённой специфики, к которой пока не готовы», а также технологически сложные товары: «Например, аксессуары на батарейках — простые штуки, окей. Более сложную электронику пока не берём».

Почему основатели брендов готовы продать успешный бизнес

Для некоторых продавцов это возможность сразу получить крупную сумму и изменить жизнь: «У человека есть успешный бизнес, но успех на бумаге, потому что, если бизнес растёт, ты постоянно должен вкладывать в него деньги — как правило, всю прибыль люди реинвестируют в оборотный капитал. А тут мы покупаем бизнес, и человек сразу получает много денег».

Бывают и личные обстоятельства: срочно нужны деньги, кто-то устал, хочет сфокусироваться на чём-то новом или не видит в бизнесе потенциала для себя.

Ещё одна частая причина — развитие других проектов. Например, продавец видит, что один из его крупных брендов достиг определённого потолка, и не понимает, как дальше его развивать. Поэтому он его продаёт, а вырученные деньги инвестирует в развитие других своих небольших брендов.

Одним из первых Accel Club купил бренд русскоговорящей пары из Нью-Йорка — они делали товары в категории «искусство и рукоделие». Владелица увлекалась рисованием, и бренд запускали, вдохновившись этим хобби.

Ребята самостоятельно развивали бизнес более пяти лет. В какой-то момент захотели сделать передышку и продать компанию. К тому моменту у них уже было более 15 человек на удалёнке, которые вели операции, маркетинг и финансы.

Accel Club оптимизировал ценообразование, подключил новые инструменты маркетинга, инфлюенсеров в TikTok и Instagram, договорился о партнёрстве с новыми складами, увеличил квоты хранения товара на складе Amazon, перезапустил сайт бренда и так далее. В итоге большая часть команды продолжила работать с брендом, находясь в Accel Club, а выручка компании выросла примерно на 100%.

Почему начали с Amazon и США

Amazon — один из крупнейших интернет-ритейлеров как по размеру выручки, так и с точки зрения количества независимых продавцов, объясняют основатели выбор первой площадки: на нём около 2 млн активных продавцов, из которых 40-50 тысяч продают более чем на $1 млн в год: «Есть, из кого выбирать».

Кроме того, в США наиболее зрелый рынок электронной коммерции, на котором интересно развиваться. Многие готовы продавать компании, развиты технологии.

Ты не можешь работать на российском рынке и думать, что делаешь что-то новое, когда американский рынок на 5-10 лет впереди. Мы выбирали более зрелый рынок, на котором можем делать круче, и технологии там тоже уместнее.

Николай Тузенко

Стартап больше конкурирует не с другими «агрегаторами», а с другими продавцами

В профессиональной среде компании вроде Accel Club называют агрегаторами брендов, но фактически они такие же продавцы, как и остальные, говорят основатели: «Просто мы начинаем не через запуск товаров, а через покупку брендов».

И таких игроков всё больше. Например, есть команды, которые сфокусированы только на Индии или на Бразилии, перечисляет Николай Тузенко. Они покупают бренды, которые продаются только на местных площадках, и выводят их в офлайн-магазины, другие страны и так далее.

Мы больше конкурируем с другими продавцами. После покупки бренда в какой-то категории нужно ежедневно выигрывать за клиента ещё у ста других.

Редко попадаются другие агрегаторы — попадаются, но не сказать, что на каждом шагу. С ними мы конкурируем отчасти в момент покупки классных брендов. Тут иногда есть другие желающие на него — тогда боремся.

Николай Тузенко

У Accel Club есть сразу несколько преимуществ перед ними, считают партнёры: хорошие условия и структурирование сделок, быстрое заключение договора, возможность личного общения с основателями.

«Ещё ключевое, что мы из операционного бизнеса, а многие команды агрегаторов из финансового сектора. Там люди общаются как будто не на одном языке. Они покупают кэшфлоу, мы покупаем работу 24/7. И брендам приятно, что мы знаем, что покупаем и зачем».

Развитие рынка: маркетплейсы всё больше занимают крупные игроки, в России будет так же, но через несколько лет

Если раньше на рынке было много маленьких игроков, то теперь появляется всё больше профессиональных команд и денег: «Конкуренция внутри маркетплейсов увеличивается. Гораздо проще конкурировать с непрофессионалами, у которых нет ресурсов. И продавцы это понимают: сложнее становится зарабатывать, выводить новые продукты и так далее».

США чуть впереди, но тренд глобальный — и в России будет так же через несколько лет, уверен Фирсов. Пока же, в сравнении с Amazon, есть ограничения: не такой большой объём рынка, сами маркетплейсы недостаточно развиты с точки зрения технологий: «Открываешь личный кабинет, и там условно две кнопки вместо 50 — немного комбинаций, чего ты можешь сделать».

Кроме того, российский рынок менее зрелый с точки зрения регуляторных вещей, прозрачности и соблюдения правил продавцами — например, наличия сертификатов, использования «чёрных практик», перечисляет Фирсов: «Более “Дикий Запад”, чем Amazon. Системному крупному игроку пока будет сложновато».

Но ситуация, когда на маркетплейсах останутся только несколько больших компаний с портфелем брендов, а остальные продавцы уйдут, — невозможна, считают партнёры.

Во-первых, из-за объёма рынка. Второе — всегда будут находиться предприниматели, которые за счёт своей скорости, креативного видения будут запускать новые бренды, продукты и ниши. Они могут сделать один товар в одной нише и войти в неё в топ-3.

Сегодня на рынке 99% — маленькие предприниматели, и 1% системных игроков. Когда рынок становится зрелым, доля системных игроков просто растёт.

Будут агрегаторы, другие большие продавцы, они будут занимать 70-80%. Остальные 20-30% игроков будут приходить. В какой-то момент может получиться так, что бренды будут заняты собой, а не новыми продуктами, и в этот момент придёт кто-то новый и предложит классный товар.

Николай Тузенко

В планах Accel Club на 2022 год: усилить команду и нанять втрое больше аналитиков, бренд-менеджеров, маркетологов, финансистов, юристов (сейчас в штате чуть больше 100 человек из семи стран) и «агрессивный рост» в десять раз: «Есть понятные product market fit и бизнес-модель, теперь надо масштабироваться. Инвестиции на это привлекаем постоянно».

*Facebook принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской.

7474
50 комментариев

На самом деле они скопировали Thrasio как раз после того, как прогремела по буржнету информация о том, что Thrasio - самый быстрый единорог, который вышел в плюс, заработав в 2020 500+ млн. долларов и оцененный в 10+ млрд. долларов при том, что ему всего 3 года.

Идея хороша, но на западе Thrasio и Berlin Brands Group гораздо более известны, и гораздо более крупные, так что Accel, скорее всего, пылесосят уже крохи после этих гигантов.

17
Ответить

Да чтоб каждый "менеджер яндекс еды" или там, условный писатель комментариев на виси пальцами рук — пылесосил )

4
Ответить

Звучит как "Мы покупаем бизнес с душей и пускаем его на конвеер что бы в мире стало больше говна".
Возможно не прав, но прочитав статью, автоматически лезут такие мысли ))

11
Ответить

Так и есть как звучит так и будет ))

3
Ответить

Читаешь мои мысли:)

Ответить

Наоборот, наметился глобальный тренд - уход из маркетплейсов на свои сайты.

9
Ответить

Купите Вадима Бокова из Тюмени, вот это будет история.
Как раз $170М должно хватить )))

7
Ответить