Как будет развиваться fashion & beauty ритейл после 2023-го года

Есть ли жизнь после Zara? Этот вопрос адресовали российским fashion-ритейлерам весь прошлый год. И если тогда положительный ответ еще был под сомнением, то сейчас уже очевидно: и жизнь, и даже рост объема продаж присутствуют в этой новой реальности. Например, по данным СберАналитики за 7 месяцев 2023 года, продажи российских производителей одежды выросли на 19% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Изменились только условия игры.

Куда движется рынок Fashion и какие изменения будут влиять на него в 2024-ом году, рассказали эксперты рынка – из числа производителей, ритейлеров, маркетплейсов, логистических компаний и медийных агентств.

Как будет развиваться fashion & beauty ритейл после 2023-го года

Покупатель становится омниканальным

По статистике Яндекса, 56% пользователей выбирают и покупают товары мультиканально, 21% – только на маркетплейсах, 20% – только в офлайн-магазинах и всего 3% – только в онлайн-магазинах.

Интернет является точкой входа при выборе одежды и обуви для 80% покупателей, при этом интерес к офлайн-точкам увеличивается. За год число запросов в категории «Одежда и обувь» на геосервисах выросло на 9% и теперь составляет 4,5 млн запросов. При этом число построений маршрутов и число открытий карточек организаций увеличилось на 24%.

Существует заблуждение, что если пользователь сделал выбор в пользу одного канала продаж, то он останется там, но это не так. Он может выбирать в онлайне, а покупать в офлайне, и наоборот. Поэтому так важно присутствовать везде, чтобы пользователь получал от вас самое выгодное предложение, куда бы он не попадал.

Анастасия Липатова, индустриальный лид Fashion Retail Яндекс
Как будет развиваться fashion & beauty ритейл после 2023-го года

Спрос на премиальные локальные бренды растет

В Lamoda отмечают, что среди клиентов маркетплейса сохраняется высокий спрос на новые бренды и стильные товары. По словам Виктории Абдрашитовой, директора по развитию растущих категорий, после вынужденной ребалансировки портфеля из-за ухода крупных брендов компании все-таки удалось достичь баланса между зарубежными и локальными компаниями. Сейчас на платформе представлены порядка 4 тыс. брендов. При этом около 45% от общего оборота приходится именно на локальные премиальные бренды.

Скидки становятся больше. И дольше

Тренд на скидки и экономию по-прежнему присутствует на рынке. И чтобы конкурировать с маркетплейсами, ритейлерам необходимо просчитывать любые скидки и проекты еще до их начала – чтобы не просто выживать, но и оставаться в плюсе.

Раньше Черная пятница длилась 4 часа и только ночью. Постепенно этот срок увеличился до 1 дня. За последние годы трендом стало делать акции полную неделю, чтобы покупателям было удобно, и с финансовой точки зрения тоже. Теперь уже 14 дней площадки предлагают покупателям скидки на 11.11, а потом начинается "Черная пятница".

Талип Жуманазаров, директор интернет-бизнеса и электронной коммерции Colin's

Категория Beauty драйвит продажи в fashion

За прошедший год сразу несколько fashion-брендов запустили собственные бьюти-проекты или добавили в ассортимент товары категории beauty (например, Kanzler, Econika).

Ксения Медведева, руководитель отдела по управлению категориями парфюмерии и косметики Lamoda объясняет это тем, что бьюти – самая комплементарная категория по отношению к fashion, и это позволило маркетплейсу вырасти в 4 раза с момента запуска этого направления в 2019 году.

Для ритейлеров и мультикатегорийных маркетплейсов категории Fashion и Beauty являются источником новой вовлеченной аудитории. Об этом рассказала Юлия Соколова, директор категорийного управления «Бьюти» Мегамаркет. Категория на маркетплейсе в 2023 году, и сейчас по показателю среднего чека (3,5 тыс. руб) даже обгоняет направление fashion (средний чек – 2,5 тыс. руб.).

Искусственный интеллект выводит рекламу на новый уровень

Новые рыночные условия требуют от брендов новых, более технологичных решений. Одно из таких — использование искусственного интеллекта для brandformance-маркетинга. По словам CEO VOX Russia Наталии Фроловой, он позволяет не просто размещать рекламу, а интегрироваться в качественный контент, который будет позитивно влиять на имидж бренда.

Так, VOX Russia анализирует контент сайтов (изображение, видео, текст) на уровне семантики — с помощью нейросетей. Это позволяет подбирать релевантный контент для интеграции.

Локальные бренды не готовы к маркетплейсам

Локальные российские бренды сегодня растут быстро, но если рассматривать эти показатели с позиции маркетплейсов, то рост очень медленный. Пока большинство из них не готовы к выходу на маркетплейсы, хотя именно онлайн-платформа нужна им для роста и увеличения количества точек касания с покупателем.

Многие создатели брендов смотрят на fashion как на творчество, но нужно понимать: если вы пошили несколько вещей, это не значит, что вы научились делать бренд одежды.

Гена Лохтин, руководитель "Универмага" на Яндекс Маркете

Фокус будет смещаться на возрастную аудиторию

Сегодня брендам важно понимать, кто будет их целевой аудиторией через 10 лет. Так, есть исследования, которые говорят: к 2035 году ключевым сегментом станет поколение Х, его доля составит примерно 27%, а вторая превалирующая категория — поколение Y (22%). В совокупности они составят около 50% целевой аудитории. Но уже и сейчас специалисты выделяют так называемое silver-age-поколение (56+ лет), они станут иконами стиля к 2035 году.

Работа с возрастной аудиторией — глобальный тренд, который уже господствует в международной fashion-индустрии. Возрастные, ухоженные модели, которые не стесняются своего возраста, будут востребованы все больше.

Наталья Амелина, директор электронной коммерции Akhmadullina Dreams

Стилисты – двигатель продаж

По словам генерального директора Trend Island Николая Константинова, большинство покупателей в fashion вообще не знают, чего хотят. Они просматривают большое количество вещей и устают выбирать. Чтобы им помочь, в Trend Island появились стилисты. Сейчас в универмаге работает 320 стилистов, которые генерируют уже 4% от общего объема продаж.

Сервис и качество за меньшие деньги

По мнению Марии Провоторовой, директора по маркетингу ТВОЕ, покупатель изменил привычную стратегию поведения еще после пандемии – стал более требовательным к уровню сервиса.

Сейчас у покупателя появилась необходимость экономить, пересматривать свою потребительскую корзину по всем направлениям, он бращает внимание на цены, промо-акции и возможность получить кэшбэк. При этом привычка получать высокий сервис и качество у него осталась.

В России статус важнее комфорта и экологии

Если европейская женщина больше ориентируется на себя и свои ощущения (и 60% продаж в сегменте нижнего белья приходится на базовые комплекты), то в России, на Востоке и в Азии покупательницы предпочитают комфорту демонстрацию своей успешности и красоты, поэтому здесь больше востребованы кружевные комплекты белья.

Об этом рассказала Наталья Лапочкина, директор по маркетингу Marc & André, отметив также, что российские покупательницы, в отличие от американских, пока не готовы всерьез воспринимать белье из переработанного пластика.

Персонализация требует микросегментации

CRO и co-founder Gravity Field Андрей Тыщенко уверен, что сегодня недостаточно сегментировать целевую аудиторию по таким очевидным признакам, как соцдем. Вместо этого он рекомендует ритейлерам выбирать микросегментацию, основанную на паттернах поведения пользователей, а также реальных задачах и проблемах, которые они решают.

Как будет развиваться fashion & beauty ритейл после 2023-го года

При формировании микросегментов в них важно закладывать бизнес-логику, учитывая как пользователь совершает покупки. Например, не предлагать человеку, который положил в корзину джинсы, еще десять похожих пар, а собирать с выбранной парой лук из кроссовок, сумки и блузки.

Симбиоз клиентского опыта и программ лояльности

Благодаря использованию BNPL-сервисов и активным коммуникациям в соцсетях и мессенджерах, смc- и email-рассылках, с помощью push-уведомлений компания Kari заметно нарастила базу участников программы лояльности kari CLUB. Об этом рассказала директор по стратегическим партнерствам приложения «Кошелек» Анна Никандрова. Сейчас в kari CLUB уже более 40 млн человек. Из них 75% регистрируются в офлайн-магазинах, по 10% на сайте, в приложении ритейлера и в приложении “Кошелек”, а еще 5% — через мессенджеры и чат-боты. 8,5 млн карт kari хранится и используется именно в “Кошельке”. Этот показатель ежемесячно увеличивается на 27 тыс. новых регистраций.

Информационные экраны внутри магазина и консультанты — неотъемлемая часть продаж

Компания “Спортмастер” постепенно переходит от продаж спортивной одежды к тому, чтобы закрывать все потребности людей, которые занимаются спортом. На это работают и офлайн-, и онлайн-площадки – в том числе маркетплейс "Спортмастер".

Мы видим важную роль классического магазина, так как клиенты не просто хотят заказать товар, но и примерить его. При этом во всех наших магазинах есть киоски, где покупатели могут ознакомиться с товарами маркетплейса.

Леонид Седельников, директор маркетплейса "Спортмастер"

Сейчас маркетплейс "Спортмастер" работает исключительно для продавцов в спортивных категориях. Работа возможна как по модели со склада ритейлера, так и со склада продавца. Товары маркетплейса нативно встроены в мобильное приложение Спортмастер, в сайт и розничные каналы продаж: киоски и мобильные рабочие места консультантов в магазинах.

Покупатель ищет уникальные ювелирные товары, а не масс-маркет

Клиентам сегодня по-прежнему нужен быстрый дофамин, который они получают в том числе за счет покупки ювелирных изделий. Поэтому у Sunlight растут и средние чеки, и средние заказы.

При этом очевидно, что в ювелирном сегменте серьезную конкуренцию ритейлерам составляют маркетплейсы. Performance-директор Александр Багринцев уверен, что в сложившейся ситуации отстроиться от конкурентов и сохранить объемы продаж на высоком уровне помогут уникальные товары, не масс-маркет.

Ставка на вовлечение покупателей за счет нового опыта

Несмотря на уход из России многих зарубежных компаний, при покупке кроссовок клиенты по-прежнему ориентируются исключительно на бренд. Поэтому даже с учетом высвобождения рынка популярность мультибрендовых ритейлеров не выросла.

Однако условия на рынке изменились в лучшую сторону — крупные бренды больше не диктуют условия, здесь господствует чистая конкуренция. И теперь, чтобы выделиться среди конкурентов-ритейлеров, важно делать ставку на вовлечение покупателей за счет нового опыта.

Кстати, по словам руководителя отдела маркетинга и электронной коммерции SuperStep Никиты Захарова, организация баскетбольной площадки в офлайн-магазине стоит в 4 раза дешевле, чем установка цифрового экрана. При этом эффект вовлеченности обеспечивает не меньший.

Тренд на дорогую fashion-рекламу на маркетплейсах будет сохраняться

У большинства компаний изменился подход к работе с маркетплейсами. Теперь цель брендов — сделать онлайн-платформы одним из каналов e-commerce, который будет приносить прибыль. Больше нельзя считать страницу магазина на маркетплейса “дежурным” элементом. Необходимо встраивать этот канал продаж в общую стратегию, анализировать аудиторию и выбирать инструменты для продвижения с учетом особенностей каждой торговой площадки.

Реклама товаров из категории fashion на маркетплейсах достаточно дорогая, этот тренд сохранится надолго. Поэтому так важно планировать продвижение и отказаться от хаотичного выбора инструментов.

Юлия Новикова, руководитель направления «Маркетплейсы» SF.RU

Введение платных возвратов – это логично

Маркетплейсы испортили потребителя возможностью вернуть любое количество товаров, не оплачивая возврат. Такое мнение высказал директор по продажам в Москве DPD в России Владислав Орлов.

Покупатели должны понимать, что любая операция по перемещению коробки или товара стоит денег. Вопрос только в том, куда эти деньги заложены. Поэтому если смотреть на проблему с точки зрения логистики, то покупатели должны оплачивать возврат. С точки зрения бренда или магазина — это вопрос стратегии, включать стоимость возврата в стоимость товара или взимать ее отдельно.

Курьеры будут ездить с GoPro и снимать процесс доставки

В ближайшем будущем курьеры будут пользоваться GoPro, что позволит свести к минимуму количество случаев потребительского терроризма. Такой прогноз сделал операционный директор компании Logsis Антон Рыбаков.

А пока технологичное будущее не наступило, эксперт рекомендует применять поэкземплярную обработку вскрытых товаров, верификацию покупателей и адресов доставки, вводить материальную ответственность, ежедневно обрабатывать возвраты, вводить ограничения на прием наличных денежных средств и использовать детекторы банкнот.

Самыми распространенными способами мошенничества он назвал подмену брендового товара на похожий, подмену нового товара на б/у и воровство аксессуаров.

Брендам необходима доставка «день в день»

По словам СЕО BLCV Екатерины Овчаренко, ключевой проблемой для middle-up-брендов является отсутствие доставки «день в день». Она уверена, что первый из логистических операторов, который предложит адекватное решение в этом направлении, «снимет все сливки». И судя по всему, этим оператором станет компания СДЭК. Андрей Мякин, директор по продажам компании уже анонсировал запуск в 2024 году сервиса суперсрочных доставок в течение суток по России.

***

Об этом и многом другом рассказали участники конференции Fashion Dive, которая прошла в Москве 23 ноября 2023 года.

Организатор мероприятия – Sees Group.

Переходите в наш новостной телегра-канал Retail Today. Там мы собираем самые важные новости ритейла и e-commerce России и всего мира, делимся инсайтами с наших конференций и публикуем анонсы ближайших мероприятий.

5
1 комментарий

Благодарим за упоминание!

1
Ответить