«О состоянии СМИ»

Новый полезный отчет от Cision, с которым стоит ознакомиться всем, кто следит за мировым медиа-рынком

Перевел и адаптировал Владимир Виноградов, президент группы компаний Pro-Vision.

«О состоянии СМИ»

И вновь коллеги из Cision радуют хорошим аналитическим материалом. Их отчет «О состоянии СМИ» изобилует цифрами и экспертными мнениями, которые однозначно заслуживают внимания. Особенно если вы журналист, рекламодатель или работаете в сфере маркетинговых коммуникаций.

Публикую первую часть отчета – в моем переводе и с небольшими комментариями.

Методология

Компания Cision провела свой опрос State of the Media 2019 в период с 5 по 27 февраля 2019 года. Вопросы были отправлены по электронной почте всем членам Cision Media Database, которые проверяются группой медиа-исследователей компании. В нее входят ведущие медиа-аналитики, руководители крупных организаций, а также блогеры. Опрос был также доступен специалистам средств массовой информации в базе данных PR Newswire for Journalists.

В этом году в рамках исследования было получено 1 999 ответов журналистов из 10 разных стран. 731 респондент был из США, 206 из Канады, 469 из Великобритании, 135 из Франции, 113 из Германии, 122 из Швеции, 97 из Финляндии, 28 из Бразилии, 82 из Мексики и 16 из ОАЭ.

41% опрошенных работают в печатных медиа (газеты / журналы), 14% – на ТВ и радио (либо делают подкасты), 21% отвечают за онлайн-новости, 19% называют себя частными лицами / личными блогерами / фрилансерами и 5% работают в качестве социальных медиа.

Вступление

Последние 12 месяцев для медиа-индустрии выдались сложными. Журналистам приходилось бороться с нападками и многочисленными обвинениями в распространении fake news, а социальным медиа – еще и сталкиваться с корректировками законов о конфиденциальности данных и внезапными изменениями в алгоритмах публикации новостей.

Однако среди этих угроз есть проблеск надежды: доверие к средствам массовой информации может вырасти.

Согласно опросу Cision 2019 «О состоянии СМИ», актуальность новостей и доверие к ним сегодня гораздо важнее, чем когда-либо прежде.

Ответы респондентов отражают как растущую озабоченность в связи с изменением роли социальных сетей, так и определенные надежды, поводом для которых стал позитивный сдвиг в восприятии образа СМИ.

В этой фрагментированной, динамичной медиа-среде специалисты по связям с общественностью и PR могут стать еще более надежными партнерами для журналистов.

Цель журналистики в 2019 году

Более века назад Уолтер Уильямс опубликовал кредо журналиста, которое и по сей день остается ориентиром для работников СМИ во всем мире. Описанные в нем этические стандарты особенно актуальны сегодня, когда журналистика сталкивается с многочисленными угрозами, будь то мировые лидеры, осуждающие «фейковые новости», многочисленные дезинформационные кампании, сокращения бюджетов и не всегда прозрачные алгоритмы подачи новостей. Повлияло ли это на цели журналистики? Какова роль СМИ перед лицом этих вызовов?

Отчет «О состоянии СМИ» рассматривает эти вопросы, чтобы понять, действительно ли правдивость и доверие являются главными факторами, определяющими существование деловой журналистики. Согласно барометру доверия Эдельмана, примерно половина населения не доверяет СМИ.

При этом, как показал опрос Cision, сами журналисты делятся на два лагеря: на тех, кому важны точность и достоверность информации (51%), и на тех, для кого в приоритете доход (34%). Еще для 10% опрошенных главной ценностью является уникальность публикуемых материалов. Оставшиеся 5% делают ставку на оперативность реагирования на происходящие в мире события.

Однако какими бы принципами ни руководствовались конкретные издания, нельзя отрицать, что многие СМИ стараются улучшить свой имидж в глазах общественности, делая все возможное для того, чтобы казаться более надежными и заслуживающими доверия. Так, CNN запустил кампанию «Факты первыми», The Washington Post провела 60-секундную коммерческую акцию в защиту журналистики во время Суперкубка 2019, а журнал Time назвал «Человеком года» группу журналистов, включая Джамаля Хашокджи, убитого на территории генконсульства Саудовской Аравии в Стамбуле. Всех их окрестили «хранителями».

«О состоянии СМИ»

В примере Cision нет российских СМИ, однако они тоже активно используют эту стратегию. И не без успеха. Например, телеканал RT, который позиционирует себя как источник правдивой информации, уже долгие годы остается в числе безоговорочных лидеров по количеству просмотров, в том числе за пределами нашей страны

Владимир Виноградов
, Pro-Vision

Постоянные нападки (а также реальные нападения) на журналистов создали интересный эффект: многие люди стали больше интересоваться тем, что эти журналисты делают. Эдельман сообщает о «массовом росте вовлеченности в новости» в этом году.

Таким образом, сообщать правду стало важнее, чем когда-либо ранее. При этом цель журналистики осталась прежней – гарантировать информативность и надежность публикаций, чтобы люди во всем мире были готовы платить за это. Доверие стало бизнес-моделью.

От общего к частному (цели журналистов в 2019 году)

Работа журналиста требует много сил. Нужно оперативно реагировать на происходящие события, проводить интервью и расследования, емко и доступно «подавать» информацию на страницах своих изданий. Теперь, имея доступ к огромному количеству данных, журналисты все чаще используют аналитику для усиления своих материалов, а также для понимания того, кто их целевая аудитория и чего она хочет. Именно поэтому исследованиям ЦА сегодня посвящается все больше и больше времени.

Результаты опроса Cision показывают, что 65% журналистов считают, что наличие подобных исследований аудитории повлияло на их подход к подготовке информационных материалов, и только 11% опрошенных не сообщают о каких-либо изменениях. Столкнувшись с необходимостью стимулировать читательскую аудиторию, поддерживать вовлеченность и увеличивать доходы, журналисты все чаще предпочитают верить цифрам и ориентироваться исключительно на проверенные данные.

Для оценки результатов большинство опрошенных журналистов предпочитают измерять охват, а также показатели вовлеченности и доходы. Однако относительная важность каждой из этих мер может варьироваться от одной стране к другой. При этом 43% работников СМИ заявили, что успех их организации напрямую зависит от правильного выбора контента.

Самые большие угрозы журналистике

Как уже говорилось в начале отчета, журналистика сталкивается с огромным количеством вызовов. Но какие из них вызывают тревогу у самих журналистов? Являются ли постоянные обвинения в распространении fake news большей угрозой, чем нехватка ресурсов, или самые серьезные риски для традиционных СМИ несут соцсети? И насколько журналисты обеспокоены своей личной безопасностью?

Оказалось, что главными проблемами для них являются социальные сети (так заявили 22% респондентов), нехватка бюджетов (20%) и fake news (19%). А вот за личную безопасность большинство опрошенных не волнуются – в качестве угрозы №1 этот пункт выделили только 2% участников опроса. Интересно, что европейские и канадские журналисты гораздо чаще, чем американские, чувствовали, что их безопасность находится под угрозой (8,7% против 5,6%).

«О состоянии СМИ»

Низкие бюджеты и нехватка кадров

В то время как The New York Times продолжает достигать целей по доходам и инвестировать в деятельность редакции, нужно понимать, что финансовый успех этого издания не типичен для медиа-индустрии в целом. В других СМИ штат сотрудников, напротив, продолжает сокращаться. По данным Pew Research, с 2017 года от сокращений пострадали треть крупных газет и четверть цифровых изданий. Уже второй год подряд, нехватка кадров является одной из самых больших проблем в журналистике.

И опять хочу добавить немного российской статистики. Согласно результатам исследования, которое было проведено Институтом цифровых трансформаций и исследований экономических трендов, по итогам 2018 года в российских печатных СМИ работали 273 000 человек. В 2019 году это число, по прогнозам экспертов, может сократиться на 24% – до 208 000. И, как утверждают авторы исследования, такая динамика сохранится минимум до 2023 года.

Владимир Виноградов
, Pro-Vision

После сокращений штата оставшиеся сотрудники вынуждены работать в условиях повышенных нагрузок. Согласно полученным в ходе опроса Cision данным, свыше 1/3 журналистов публикуют более 7 статей в неделю

Для специалистов в области маркетинга и PR это должно означать готовность оперативно и в полном объеме предоставлять журналистам все необходимые данные и контакты, т.к. важные незапланированные события, требующие немедленной публикации, сегодня не редкость. Как метко отметил один репортер: «Ваш пресс-релиз не единственное, что я получил за этот день, так что, пожалуйста, имейте терпение».

Продолжение следует.

44
1 комментарий

Интересно. Хотя смысл опроса журналистов о доверии к СМИ не очень ясен

Ответить