Синдикатов в российском венчуре становится больше: как это использовать стартапам?

Рост числа синдицированных сделок – один из самых упоминаемых трендов российского венчура. Никита Рогозин, CEO венчурного фонда МТС, разбирает ключевые для фаундеров вопросы участия в таких сделках и объясняет, зачем корпорациям идти в совместное инвестирование.

Синдикатов в российском венчуре становится больше: как это использовать стартапам?

В чём особенность российских синдикатов

В России синдицированные сделки – тренд последних лет пяти. Когда история со стартапами здесь только началась, инвесторы старались “спрятать” хорошую сделку, никому о ней не рассказывать. Рынок подтвердил, что это не лучшая стратегия: риски надо диверсифицировать. Сейчас приглашать в сделку других инвесторов – обычное дело.

Вообще, синдикаты – общепринятая мировая практика, особенно на крупных раундах. Начиная с seed практически все сделки, так или иначе, являются синдицированными. Но в мире игроков, которые могут участвовать в таких сделках, гораздо больше, чем в России. Здесь их число ограничено: по сути, все друг друга знают, все “в одной лодке”. Конкурирующие друг с другом в бизнесе компании объединяются для инвестирования: такие коллаборации – уникальная практика нашего рынка.

Например, зимой мы проводили круглый стол по совместным инвестициям с билайном и венчурным клубом “Синдикат”. На нём собрались все ключевые игроки венчурной экосистемы: “стратеги”, банки-брокеры, финансовые институты, частные инвесторы, инвест-платформы.

Как будут развиваться синдицированные сделки

  • Рост числа синдицированных сделок продолжится: главным образом, из-за активного вовлечения в историю розничных инвесторов (физических лиц). Из-за санкций, недоступности инвестирования на зарубежном рынке и ряда других ограничений, у людей скапливается денежная масса: они ищут, куда приложить капитал. И у них есть запрос на то, чтобы объединяться с профессиональными венчурными инвесторами – снижать риски и набираться опыта.
  • Благодаря банкам-брокерам и инвест-платформам появляется всё больше возможностей для вовлечения розничных инвесторов в финансирование стартапов. Как отмечают в венчурном клубе “Синдикат”, в некоторых сделках чеки начинаются от 10-15 тысяч рублей. Это при том, что для венчура скорее характерны суммы с шестью нулями.
  • История с совместным финансированием привлекает и стратегических инвесторов в лице корпораций: для них это возможность заходить в новые ниши и направления с небольшим чеком.
  • Приток капитала создаёт дополнительные возможности для стартапов, особенно это важно для проектов ранних стадий.

Зачем синдицированные сделки корпорациям

Расскажу с точки зрения венчурного фонда МТС: для нас это история не про прибыль, а скорее, про стратегию. Мы заходим в совместные сделки, чтобы посмотреть на новые технологии, бизнес-процессы, тренды. Возможно, протестировать какие-то гипотезы наших бизнес-заказчиков. При таком формате нет необходимости лезть в операционку и брать чрезмерный контроль: зато с ростом проекта мы можем рассмотреть партнёрство или M&A.

При этом участие в раунде “стратега” типа МТС сильно успокаивает других инвесторов. А для стартапов ценно, что мы готовы давать smart money: не только деньги, но и экспертизу, нетворк, совместное развитие.

Что нам интересно? В первую очередь, ранние стадии. Мы ищем проекты, которые могут стать новыми точками роста для МТС через пять, а быть может, даже через десять лет. И это могут быть проекты, не имеющие прямого отношения к телекому или текущим бизнес-вертикалям. Поиск таких стартапов является как общим трендом CVC, так и входит в долгосрочную стратегию МТС.

Мы открыты и к совместным инвестициям в проекты поздних стадий. Здесь для нас в фокусе синергия с текущими направлениями экосистемы МТС. В случае подтверждения синергии для нас предпочтительнее двигаться по треку M&A. По направлениям – облачные технологии, истории с big data, AI: в общем, нам интересно всё, что вокруг цифровых сервисов. А интересней всего, когда стартапы сами рассказывают, зачем они нам нужны – и какой здесь может быть совместный кейс.

Ответы на самые важные для стартапов вопросы о синдикатах

Зависит ли успех привлечения раунда от отрасли?

С одной стороны, это универсальная история. Но есть нюанс: инвесторы готовы вкладывать в рынке, которые они хорошо понимают. Чем сложнее ниша – тем меньше потенциальных инвесторов: в России тех, кто готов инвестировать в биотех или какое-то сложное “железо”, можно по пальцам одной руки пересчитать. Так что практика показывает, что здесь чаще выигрывают очень понятные и прозрачные бизнес-модели/продукты: в первую очередь, это b2c.

Есть ли “подводные камни” при участии корпорации в совместном раунде?

Скорее, особенности. Первая – ангелы, как правило инвестируют по более высоким оценкам, чем институциональные игроки. Это распространенная практика в России и мире. Вторая – корпорация будет проводить более долгую глубокую проверку: в ходе due diligence мы проверяем всё, от юридической стороны до маркетинговой стратегии. Но в конечном итоге это только в плюс для стартапа: можно заранее выявить множество вещей, которые в перспективе могли бы разрушить проект.

В чём преимущество участия в синдицированных сделках для стартапа?

Однозначный плюс – доступ к нетворку. Но использовать этот инструмент стартап должен самостоятельно. Как? Регулярно делать звонки/встречи со всеми инвесторами и рассказывать: вот у нас такие планы, хотим то-то – кто чем может помочь? Обычно такие встречи проходят достаточно интенсивно и неформально, ведь это в интересах всех участников процесса.

Есть ли в синдицированных сделках риски для стартапа?

Основной риск – возникновении спорных ситуаций при принятии важных для стартапа финансовых и иных решений акционерами, отсутствие солидарности. Чтобы снизить риски, нужно заранее качественно проработать корпоративные документы. А с другой стороны, инвесторам тоже нужно защищать свои инвестиции: так что искать баланс придётся в любом случае.

Поэтому важно не терять критическое мышление и быть готовым к поиску компромиссов. Даже самый крутой стартап прогорит, если фаундер не воспринимает критику и бежит головой в стену.

Что обязательно нужно сделать, если стартап идёт в синдицированную сделку?

Изучить, с кем вы собираетесь работать. Посмотреть трек рекорд: какие раунды собирали раньше инвесторы, в чём участвовали. Изучить финансовое положение инвесторов – будет не весело, если кто-то с долей в проекте подаст на банкротство.

Инвестиции это как брак – долгий срок, вы много и постоянно общаетесь, есть совместные интересы и неизбежно возникает конфликт интересов. Поэтому хорошо бы, чтобы все друг другу нравились. Чтобы не случился акционерный конфликт, все переругались – и проект из-за этого погиб. Такое не раз происходило на рынке.

Поэтому важен простой человеческий мэтч: взаимная симпатия, общий взгляд на будущее проекта.

Когда я начинаю общаться со стартаперами, первый вопрос, который я задаю – ребят, а чего вы хотите? Вообще, по жизни? Потому что от жизненных приоритетов зависит, по сути, всё: где человек хочет жить, хочет ли стать серийным предпринимателем – или CEO большой компании. Я начинаю с этого вопроса – можете попробовать также.

Кстати, корпоративный фонд МТС расширяется и меняет свою стратегию! Теперь мы инвестируем по двум направлениям:

  • проекты ранних и посевных стадий;
  • более зрелые стартапы.

Размер фонда увеличится до 7,15 млрд рублей. Стартапы на ранних стадиях смогут получить до 50 млн рублей, а зрелые компании — до 500 млн рублей в проект. Подавайте заявку по ссылке и становитесь частью инновационной экосистемы МТС!

33
Начать дискуссию