Город в движении
Уверен, если вы проживаете в крупном российском городе, вы часто видите грузовички, автомобили и курьеров от брендов, которые будут в этой статье. Я сделал для себя памятку для того чтобы понимать, кто развивает или инвестирует в технологичные компании в сфере доставки, онлайн-коммерции, агрегирования услуг - во что из этого мы можем инвестировать. С радостью делюсь этой картинкой с вами!
Сразу отмечу, что здесь не было цели собрать абсолютно все сервисы воедино. Я сделал памятку для себя с (как мне кажется) крупными сервисами, лидерами отраслей. Если вам кажется, что я пропусил что-то интересное - не забудьте оставить комментарий, обсудим.
E-commerce / Маркетплейсы
1. Яндекс в рамках «развода» со Сбербанком, 23.06.2020 объявил о выкупе доли Сбербанка в Яндекс.Маркете (в составе которого есть маркетплейс «Беру») за 42 млрд рублей
2. Основательница маркетплейса "Wildberries" Татьяна Бакальчук стала самой богатой женщиной России с состоянием $1,4 млрд. Слухи об IPO ходят давно, но пока что компания частная
3. Маркетплейс Goods.ru входит в группу компаний «М.Видео». Компания является публичной, торгуется на Московской бирже
4. Владимир Евтушенков на годовом собрании акционеров АФК «Система» (владеет 40% OZON) рассказал, что в инвестициях в маркетплейс заинтересованы Amazon и Softbank. Также известно о большом интересе со стороны Сбербанка
Онлайн-супермаркеты
На самом деле, эта индустрия сейчас развивается очень активно, практически все крупные сети имеют сервисы доставки или начинают развивать их. Здесь я выделил двух лидеров:
- Онлайн-магазин «Перекрёсток» растёт бешеными темпами (+470% в апреле 2020 по сравнению с апрелем 2019), он уже стал первым онлайн-супермаркетом, подвинув с пьедестала "Утконос".
- Алексей Мордашов планирует интегрировать онлайн-супермаркет с принадлежащей ему на 80% сетью «Лента». Но пока что «Утконос» остаётся непубличным.
Агрегаторы доставки товаров из супермаркетов
Здесь опять же есть различные региональные агрегаторы, но я выделю два интересных мне проекта:
- Сервис доставки продуктов от Сбербанка молодой – он открылся в сентябре 2019 года. Он работает на базе российского Instamart. Будет интересно следить за развитием проекта.
- Стартап с бизнес-моделью американского Instacart (ну и российской копии Instamart) является прямым конкурентом Сбермаркета, и оценивается на данный момент в ~3,5 млрд рублей.
Каршеринг и агрегаторы такси
- Совместный бизнес Яндекса (62%) и компании Uber (38%) в России и странах СНГ оценивается примерно в $3,3 млрд. Бизнес примечателен тем, что это редчайший случай, когда агрегатор такси стал прибыльным: прибыль до налогов по итогам 2019 г. составила 2,25 млрд рублей.
- Каршеринг YouDrive и агрегатор такси Ситимобил – входят в совместное предприятие Mail Ru Group и Сбербанка.
- Выручка сегмента Experiments, в который у Яндекса входит Каршеринг Яндекс.Драйв, составила 15 млрд рублей в 2019 году.
Дарксторы у дома и агрегаторы доставки готовой еды
- Delivery Club ранее принадлежал Mail Ru Group, а теперь входит в их совместное предприятие со Сбербанком. Туда же вошла 75,6% доля в сервисе «Самокат», купленная в мае 2020 года (сумма не разглашается).
- Яндекс.Еда и Яндекс.Лавка входят наряду с Яндекс.Такси и Uber в сегмент Ride-hailing & FoodTech.
Выводы: Сбер пылесосит весь рынок. Очевидно, что на рынке маркетплейсов - крупнейшем куске сектора "Город в движении" - тоже песня ещё не спета, и Сбер куда-нибудь зайдёт: выкупит долю в Wildberries или в Ozon например. Нам, как клиентам, такая конкуренция только на руку. У нас, как у мелких ритейл-акционеров, тоже есть прекрасная возможность с очень скромным бюджетом поучаствовать в этом вулкане событий :)
P.S.: депозитарные расписки Mail Ru Group будут размещены на Московской бирже под тикером MAIL утром 02 июля. По состоянию на 30 июня они недоступны.
Например — до пяти карт в одном банке.
Официально в банке информацию не комментировали.
Обновлено в 16:00 мск. В пресс-службе «Россельхозбанка» подтвердили vc.ru, что «Учёт надоя» — новое iOS-приложение банка. Ранее установленные iOS-приложения работают как обычно — банк рекомендует отключить автообновления и не удалять их.
Под закрытие могут попасть только неактивированные кредитки — по которым не проводилось расходных операций, пояснили в компании.
Но данные могут стать поводом для проверки.
Не удивительно, что Сбербанк вкладывает во все эти проекты, ведь на ипотеках которые они выдают зарабатывают не больше 1% ( из-за инфляции).
Слышал, что они ещё участвуют ( по крайней мере в Москве) в бизнесе с застройщиками — Сбербанк одобряет потенциальным покупателям ипотеку на квартиру, в замен застройщик отдаёт 10% от стоимости этой квартиры — Сбербанку.