Как сделать свой бизнес финансово устойчивым

Что такое бизнес? Обычно бизнесом мы считаем такой род занятий, главная задача которого – приносить прибыль. Эта самая прибыль должна быть такой, чтобы не возникало мысли всё продать и вложиться в Apple, Tesla или по-патриотски в Газпром. Для этого он должен быть как минимум финансово устойчивым.

Другая задача бизнеса, очевидно – давать незабываемое чувство уверенности в завтрашнем дне, которое бывает только у него – владельца стабильного и успешного дела.

Иными словами, если бизнес не приносит прибыли и вытягивает на себя всё свободное время, не принося удовлетворения, то скорее всего не бизнес это, а хобби или просто кружок по интересам.

Но что вообще такое устойчивый бизнес? И главное - как его построить? Попробуем разобраться в статье.

Как сделать свой бизнес финансово устойчивым

Про устойчивость

Какая бывает устойчивость?

Тут широчайший спектр, условно разделяемый на четыре уровня:

1. Абсолютная устойчивость – такое состояние, когда компания не нуждается в заемных средствах, а все обязательства полностью покрываются за счёт собственных средств.

2. Нормальная утойчивость - это когда кассовых разрывов почти не бывает, а заемные средства используются разумно. Активы значительно превышают кредиты и займы, а проценты по кредитам выплачиваются из прибыли.

3. Докризисное состояние - это когда кассовые разрывы часты, а активы сосредоточены в дебиторской задолженности (качество которой ещё нужно оценить), при этом задолженность по кредитам примерно равна стоимости ликвидных активов.

4. Кризисное состояние - боль и тоска.Кассовые разрывы значительны, а активов (дебиторки, денег и складских запасов) не хватит, чтобы покрыть обязательства. На всех парусах плывем к банкротству.

Как сделать бизнес устойчивым?

1. Считайте деньги. Мы должны четко понимать, сколько денег пришло, а сколько ушло. Как это сделать? Довольно просто: создаем и ведем отчет о движении денежных средств (ОДДС или ДДС). Он поможет нам увидеть денежный поток. Если поток положителен, это хорошо. Отрицателен – плохо. Соответственно, отрицательный денежный поток можно заместить либо заемными средствами, либо привлечением разного рода инвесторов (обе задачи при отрицательном потоке сложно решаются).

Про ДДС у нас, кстати, есть отдельная статья:

2. Планируйте денежные потоки. Разобрались с фактом, вышли на положительный денег поток - дальше необходимо научиться им управлять. Для этого есть 2 инструмента - платежный календарь и бюджет движения денежных средств. Про них мы рассказывали в статье по планированию:

Если в целом - с помощью инструментов планирования мы должны выйти на такой уровень, когда денежный поток всегда положителен, и мы знаем как этого добиваться.

3. Следите за ростом прибыли. В принципе анализируем рентабельность по чистой прибыли. Хороший показатель. Как только рентабельность бизнеса начала изменяться, мы должны ответить на простой вопрос: почему? Почему она изменилась? Как ответить на вызов, если она (рентабельность) снизилась? Во всем этом нам помогает отчет о прибылях и убытках.

4. Растите собственный капитал. Чем больше в компании своих денег и меньше заемных, тем она финансово устойчивее. Иногда нормально брать кредиты и работать на заемные средства, но только если это оправдано ситуацией и не приобретает хронический характер.

Для определения капитала нам поможет управленческий баланс. По классике, статья:

В Балансе нас особо будут интересовать некоторые коэффициенты. Перечислим тут одни из самых важных:

- Коэффициент финансовой устойчивости – это отношение суммы собственного капитала и долгосрочных обязательств к сумме активов. Показывает, какая часть оборотных активов финансируется из устойчивых источников;

- Коэффициент финансовой независимости – отношение собственного капитала к активам. Показывает, насколько бизнес свободен от долгов. 0,7 очень хорошо, 0,5 – на грани. Всё что ниже – повод задуматься об антикризисных мерах.

- Коэффициент платежеспособности – соотношение активов к кредиторской задолженности. Показывает, насколько кредиторская задолженность покрыта активами


В шаблоне Баланса есть много коэффициентов с пояснениями
В шаблоне Баланса есть много коэффициентов с пояснениями

5. Накапливайте подушку безопасности. Ничто так не меняет походку, как деньги в кармане. То же относится и к бизнесу. Чтобы стать устойчивее, лучше всегда иметь под боком резервный фонд с достаточным количеством денег для выживания в кризисной ситуации.

Подушка безопасности в бизнесе — это фонды, в которые компания откладывает часть чистой прибыли. Таких фондов может быть несколько, например, фонд на развитие, на выплату дивидендов, на премии сотрудникам, неприкосновенный запас.

И про это мы тоже писали)

Выводы

Строго говоря, всё, что написано выше – не очень сложно. Но для реализации требует определенных навыков работы с отчетами и усидчивости. Результатом же ведения управленческого учета может стать здоровье - здоровье бизнеса, психическое здоровье бизнес-персоны, бизнес-партнеров и их окружения.

В качестве бонуса в конце решили снова предоставить вам шаблоны основных отчетов управленческого учета с инструкциями. Все они затронуты в статье. Пользуйтесь!

Ну а если хочется найти себе специалиста-волшебника, который придет, все посчитает и скажет, что надо делать - записывайтесь к нам на консультацию. Она бесплатна и полезна. Успехов!

Ваш Финвед

88
3 комментария

полезная статья.
Мне кажется довольно многие бизнесы ( особенно - малые) не очень понимают, как важно следить за озвученными показателями.
На моем опыте, многие руководители погружаются в операционную деятельность, сталкиваясь с бухучетом лишь тогда, когда нужно на какой то бумажке подпись поставить.
Не каждый бизнес может позволить себе иметь фин директора.
Для " обычного" бухгалтера основная задача, как правило - подбивать счета и вовремя подавать декларации в налоговую.
При том, даже при наличии фин дира, очень важно, чтобы именно что Владелец/Директор не полагался на финдира полностью,
но именно чтобы САМ, пусть даже не вникая во все тонкости отчетности
- по кр мере "держал руку на пульсе" ОСНОВНЫХ показателей
( balance, accumulated balance, burn rate etc) - тогда велик риск, что не случится неприятных сюрпризов

3
Ответить

Ну да, неплохо бы использовать проверенные методы, которые не подведут

Ответить

Спасибо за статью, все так четко, вроде говорите обычные вещи, но структурировано

Ответить