Хотите стать самозанятым? «‎Яндекс‎» и Налоговая не ваши лучшие друзья

Хорошее же дело самозанятость? Оформить можно за полчаса, не выходя из дома, налог считается автоматически, и оплатить его тоже легко, нет пенсионных отчислений. Ставки подоходного налога 4--6%... Хотя нет, подождите, нет ли тут обмана?

Самозанятость -- особый налоговый режим, на который делает большую ставку Налоговая, чтобы вывести доходы из серой зоны, и хоть что-то государству на этом заработать.

Хорошее дело, но стоило ли начинать его с обмана? Довольно крупный работодатель (а в кризис -- тем более) Яндекс. Армия его деревянных солдатов насчитывает миллионы работников: это и таксисты, и курьеры.

С ними же Налоговая провела самый массовый эксперимент, и уже сотни тысяч фрилансеров руля и пешего хода стали маленькими предпринимателями, которые платят налоги за себя.

При этом Яндекс проводит среди работников настоящую пропаганду самозанятости. В общем, вместе с Яндексом и Налоговой в светлое будущее. Или нет?

Итак, очень важное обещание Налоговой: мы берем с вас только 4--6%. Но дьявол, как говорится, в деталях. От какой суммы?

А берем мы налог от той суммы, которую Яндекс передает в качестве дохода фрилансера. Яндекс, не будь дураками, передает в Налоговую не доход сотрудника, а, внимание... номинальную стоимость заказа.

Тут надо немного разобраться, и наш лучший друг математика спешит на помощь. Как устроена структура стоимости заказа такси или доставки в Яндексе (ну и других сервисах, просто Яндекс -- крупнейший).

Стоимость заказа для пассажира = Доход водителя + Комиссия сервиса.

Давайте сразу пример:

Клиент заплатил 1.000 р. = Доход сотрудника 780 р. + Комиссия 220 р.

В мире здорового человека налог берется от дохода. Но не в волшебном мире Яндекса и Налоговой. В этом случае предметом налогообложения для фрилансера становится чек с заказа.

Как это влияет на налоговый поток? Можно догадаться, что положительно для Налоговой, но отрицательно для водителя. Давайте на примере.

Итак, нам обещали налог в размере 4--6%. Что же получается на самом деле?

1.000 р. (6%) = 60 р.

60 р. налога по базе 780 р. дохода = почти 8%

Что еще к этому стоить добавить?

  • Чем выше комиссия сервиса, тем выше налог с дохода водителя (а комиссия сервиса может быть выше по тысяче причин)
  • Если оплата наличными, и клиент отказался платить и убежал, налог с этой суммы будет все равно удержан, хотя дохода как бы не было.

В общем, простым движением рук обещанный подоходный налог превращается в 8--10%. Все равно меньше 13%, но от манипуляций сознанием ой как не приятно.

Есть ли у фрилансера другие варианты? Есть. Оставаться в серой зоне, а значит, заявленная цель Налоговой не будет достигнута просто по причине тупой манипуляции и обмана.

Можно ли это исправить? В принципе можно. Если передавать в Налоговую не стоимость чека, а реальный полученный доход водителя. Свои варианты предлагайте в комментариях.

А потом спрашиваешь себя: и почему это в России все благие инициативы затухают? Дело-то хорошее затеяли, а вот реализация хромает. Что скажете?

4646
57 комментариев

Не важно таксис или курьер, база для расчёта налогооблагаемой - стоимость оказанной услуги.
Сомневаетесь? Открываем первоисточник и читаем вопросы и ответы https://npd.nalog.ru/

60

Нет, не сомневаюсь. Статья про это как раз.

2

Здравствуйте!
Я из службы поддержки Яндекс Go.
Дело в том, что налог, как и комиссия, списывается с полной стоимости заказа. Так работает система налогообложения.
По законодательству нужно заплатить налог из профессионального дохода. У самозанятых водителей он взимается с суммы заработка до вычета комиссии: 4% взимается за обычные заказы, а за корпоративные поездки — 6%.
Подробнее о налоге на сайте Федеральной налоговой службы: https://npd.nalog.ru/faq/
Если пользователь не расплатился за выполненный заказ, пожалуйста, сообщайте об этом в поддержку Яндекс Про. В сервисе есть компенсация неоплаченных поездок. Подробнее рассказали на сайте: https://pro.yandex/ru-ru/knowledge-base/taxi/news/no-cashrun

37

Денис, положим, вы не боритесь примерно никак с клиентскими неоплатами, про это сотни материалов, в том числе, и на виси. Статья не про это. А про то, что налог составляет не заявленные 4--6%, а больше. А вот почему фрилансер платит налог с вашей комиссии, и справедливо ли это, и будет ли способствовать развитию замозанятости — большой вопрос.

3

Очередная полуправда по поводу компенсаций ))) Хороший знакомый ездил до недавнего времени в Я.Такси на своей машине (сейчас перестал по причине введённого Яндексом запрета на машины без лицензии такси, которые в нашем регионе можно получить только жёлтым и белым машинам).
Так вот — компенсация стоимости поездки за мошенников убегающих не оплатив наличными доступна только самым «элитным» водителям (уровни «золото» и «платина»), с раскраской, люстрой на крыше и с высоким рейтингом за количество поездок.
Так что говорить «у нас есть компенсация» при том, что её может получить только 1% водителей, — яркий пример отечественного маркетинга )))

3

Упс - Яндекс уже посуетился и теперь для него закон ровнее, чем для водителей.

1

Денис, какие самозанятые вообще могут быть в такси?
Самозанятый не может получить разрешение на перевозку пассажиров, а значит водитель остаётся нелегалом, а вы только такой факт поощряете и подталкиваете к этому.
По поводу компенсации неоплаченных поездок - смешно. В Нижнем Новгороде на них может рассчитывать водитель, выполняющий не менее 534 поездок в месяц. Большое ли количество самозанятых водителей, для которых такси - это, как правило, подработка, может вывезти подобное количество заказов?
Вы не можете даже решить вопрос списания денег за обработку заказа в том случае, если пассажир не вышел, а заказ был сделан по телефону. Водитель в этом случае вам всё равно остаётся должен.
С этой самозанятостью от яндекс.такси вы просто в очередной раз показываете, что Яндекс - настолько рукопожатная организация, что может на глазах у всех игнорировать законодательство и поощрять его игнорирование другими.