{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как меня атаковали ЕвроТрансБоты или немного о том, как компании не надо вести себя в ходе IPO на примере IPO ЕвроТранс

Не первый раз я пишу несколько негативную статью про какого-либо эмитента. Я же обычный инвестор — мне не обязательно будет нравиться каждая компания, правда? Но первый раз я столкнулась с атакой ЕвроТрансБотов, да и не только я с ней столкнулась — судя по комментариям коллег-блоггеров.

Бывает, что компания абсолютно корректно реагирует на негатив. Вот писала я на первой неделе жизни блога на VC статью про Артген Биотех. По честному написала и что компания часто становится объектом пампа, и что у них данных на сайте сильно не хватает, чтобы их по DCF посчитать, и что приходится изголяться, чтобы составить свою оценку, и что покупать я ее не буду, потому что мне осталось многое непонятно, хотя вроде какие-то перспективы там я и нашла.

Напомню, что я на тот момент девочка-ноунейм, обычный инвестор, который только-только завел свой блог на 25 подписчиков на тот момент. Казалось бы — можно просто проигнорировать по принципу "А кто нас не понял — это его проблемы". Но нет, представьте себе мое удивление, когда через пару дней после публикации ко мне в личку постучался IR-менеджер Артгена Денис, представился, и сказал "Спасибо за статью, мы тут прочитали, что у нас на сайте информации не хватает. А не могли бы Вы дать обратную связь чего Вам не хватило?" Здоровая реакция здоровой компании. Конечно я им дала обратную связь и рассказала чего мне лично не хватило для анализа. Я вам больше скажу — они меня услышали и я знаю, что данные собираются добавлять.

Какие у меня мысли после такого? Ну надо же! Небольшая компания — а какая адекватная! Надо за ними последить будет и еще раз пересчитать, когда данные опубликуют. Это же мощный драйвер роста, когда коммуникация с акционерами улучшается. И это был пример номер один.

А вот пример номер два: выходит на IPO компания ЕвроТранс, я ее рассматриваю и пишу статью. Тоже негативную достаточно, как про Артген Биотех. Упоминаю, что на мой взгляд, хотя перспективы определенные и есть, но компания прилично переоценена на мой взгляд и в IPO участвовать я не буду.

И тут начинаются чудеса. В комментариях к статье каждый день начинают появляться посты людей, которые только что зарегистрировались на VC (специально что ли?) и которые пишут что-то в духе «Хорошая компания, заеду к ним в офис куплю их акции».

скриншоты комментариев и даты регистрации комментаторов на VC к статье про IPO ЕвроТранса

Я этих людей коллективно называю ЕвроТрансБоты по названию статьи, под которой они резвятся. Комментарии все однотипные, очень похоже, что писал их один и тот же человек. При этом у моих коллег-блоггеров на других ресурсах ситуация аналогичная: подо всеми негативными статьями что я видела появляются такие же ЕвроТрансБоты, которые маниакально отслеживают негативные статьи про IPO ЕвроТранс на всех площадках, регистрируются там и пишут такие же комменты.

скриншот одного из подобных комментариев на Смартлаб и реакции пользователей

При чем видят это не только обычные пользователи, но и прямо пишут об этом коллеги-блоггеры:

скриншот поста коллеги-блоггера на Смартлаб о том, что у него происходит на ютюбе после публикации обзора на IPO Евротранс

Некоторые такие ЕвроТрансБоты, кстати, кочуют из канала в канал, чтобы рассказать, что они собираются купить акции ЕвроТранса и приходят на стримы с компанией))

Один из таких комментаторов в моей статье, Дмитрий, при этом вступает со мной в очень длинный спор и ведет себя как человек, похожий на пиарщика ЕвроТранса. Нет, у меня и до этого были споры с подписчиками, и длинные в том числе. Но там было видно, что это обычные инвесторы, такие же как я — и я спокойно с ними дискутировала. А тут по очень многим признакам видно, что человек этот какой-то непростой. Я бы даже сказала, что это девушка, несмотря на то, что она зарегистрировалась на VC как Дмитрий. И, возможно, даже зовут ее Юлия Андреевна и работает она пиарщиком Евротранса:-)

Но, конечно, лично я уверена, что это просто волонтеры-добровольцы ЕвроТранса так себя ведут и компания тут совершенно не при чем. Не могла же серьезная компания, выходящая на биржу, таким странным образом отрабатывать негатив, запуская ЕвроТрансБотов в комментарии ко всем аналитикам, кто погладил их против шерсти?)) Это же как-то несерьезно и смешно выглядит со стороны очень. Да и в принципе у меня такого не было раньше ни к одной моей статье, то есть активность явно аномальная, как и само содержание комментариев. Инвесторы обычно так не пишут, даже когда со мной не согласны.

И, знаете, я бы просто посмеялась на самом деле над происходящим и не писала бы эту статью, если бы не одно «Но». Я послушала стрим на канале Тимофея Мартынова с генеральным директором и членом совета директоров ЕвроТранса. Ощущение было грязи, конечно. Во многом посыл был, что нас неправильно освещают, псевдо-аналитики и т.п.

И я бы и это пропустила, на самом деле, но:

Те же люди, которые рассуждают в других случаях о силе бренда, о понятии goodwill, о клиентской базе, о синергетических эффектах, а у нас по сути в логистическую цепочку от нефтезавода до АЗС собран весь комплекс, вдруг чудесным образом в нашем случае магически забывают обо всех этих вещах. Так по их логике, не буду называть другие IPO, компания с IT-технологией не стоит вообще ничего. Чего у них там 2 компьютера, компьютер за несколько миллиардов, ха-ха-ха. Это примерно так.

ген. директор ЕвроТранса в ходе стрима с Тимофеем Мартыновым

Стоп-стоп-стоп, секундочку, а кто-то еще писал про goodwill и силу бренда в Henderson? Гуглю — не нахожу. Может, конечно, другое IPO и другой блоггер имелся ввиду, а вовсе не я, но вдруг это мне тут привет сейчас передавали?

Слушайте, если вы меня имели ввиду, то прямо хочется ответить — я ведь написала, что я думала про это, но написала, что я это в расчет брать не буду, т.к. наш рынок это в расчет сейчас не берет. То есть я пытаюсь оценивать так, как оценивает рынок. Кстати, Дмитрий (Юлия Андреевна?), — затратным подходом на рынке нынче не считают. Тут обычно считают мультипликаторным подходом, DCF и DDM. Удивительно, что Вы это не знаете. Вот Вам слайд из курса университета Женевы в подтверждение данного тезиса даже для зарубежных рынков:

Слайд из курса университета Женевы

А главное — удивительно, что генеральный директор компании и член совета директоров компании допускают негативные высказывания на стримах в адрес людей, которые их потом всю их последующую жизнь на бирже освещать будут. Как вы думаете, какое отношение у коллег-блоггеров, которых вы именуете "псевдо-аналитиками", будет к Вашей компании после таких экзерсисов? Вы понимаете, что это такие же инвесторы в первую очередь и что проблему надо искать не в них, а в себе? Что если вы считаете, что что-то о вашей компании не увидели и недооценили ее — то это ваша проблема в первую очередь, что вы до частного инвестора не донесли свою ценность?

В-общем, работа команды по размещению на бирже ЕвроТранса меня несколько расстроила. Я не буду утверждать, что запуск ЕвроТрансБотов в комментарии ко всем блоггерам, кто негативно осветил ЕвроТранс, дело самого ЕвроТранса, но мои коллеги высказывают такое мнение. Будем считать, что это некие волонтеры ЕвроТранса так резвятся.

Я не буду утверждать, что генеральный директор ЕвроТранса говорил на стриме именно про меня, но мне даже за коллег-блоггеров обидно стало, кого вы назвали псевдо-аналитиками. Стратегически — это не очень верный шаг на мой взгляд плевать в колодец, из которого потом пить будешь. А компании я люблю, которые мыслят стратегически всё же.

Я не буду утверждать, что у некоторых коллег-блоггеров прошла нативная реклама ЕвроТранса под видом разбора компании, но некоторые крайне позитивные посты у меня вызывают вопросы в духе "А не реклама ли это".

И последнее: у меня после этого всего появилась куча мыслей на тему "А если это всё-таки пиар-отдел так странно негатив отрабатывал — то как это влияет на мою будущую оценку компании?" И поверьте, Дмитрий (Юлия Андреевна?), эти мысли Вам не понравятся.

Не ИИР.

PPS Лайк — если понравилась статья: -)

Подписывайтесь на мой телеграм-канал и блог на VC, чтобы не пропустить новые интересные статьи!

***Меня нет на других ресурсах кроме VC и telegram. Если вы видите мою статью на другом ресурсе без ссылки на меня — ее туда незаконно позаимствовали. Политика по копированию материала с данного канала здесь***

0
5 комментариев
Nik

У них Айти технологии зарядок для авто и лучшие сосиски на районе)

Ответить
Развернуть ветку
Investillion - про инвестиции
Автор

Вообще не спорю) Я даже готова признать, что по DDM их оценка 175 рублей по моему расчету вышла, что выше мультипликаторного подхода, но ниже цены их размещения))

Ответить
Развернуть ветку
Nik

Где-то читал, что девушка выложила видео про кадык.) Начали появляться комментарии в духе: наш президент самый лучший, нас не сломить и т.д. и т.п.))) ну то есть, это могут быть даже не люди, а примитивные программы)

Ответить
Развернуть ветку
Investillion - про инвестиции
Автор

Даже так? Оу, не слышала

Ответить
Развернуть ветку
Abnatop Sky
Я же обычный инвестор — мне не обязательно будет нравиться каждая компания, правда? Но первый раз я столкнулась с атакой ЕвроFuckБотов

.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда