Стратегии участия в IPO и зачем вообще в них участвовать

В этом году IPO на отечественном рынке было как никогда много: Car Money, Астра, Henderson, ЮГК, ЕвроТранс, Совкомбанк. Еще несколько эмитентов заявило о планах выйти на биржу в этом году и начале следующего года. И на каждом IPO неизбежно у подписчиков возникает ряд вопросов по стратегии участия в IPO, поэтому сегодня я собрала информацию по стратегиями и особенностям участия в наших IPO и написала эту статью.

Стратегии участия в IPO и зачем вообще в них участвовать

Во-первых, все стратегии участия в IPO делятся на заход в позицию с долгосрочной целью на горизонт год и более и с краткосрочной спекулятивной целью быстро заработать на старте торгов на ажиотаже. Для долгосрочных инвесторов участие в IPO интересно, если по итогам оценки компании инвестор предполагает, что цена после IPO пойдет вверх и ему будет сложно приобрести нужный ему пакет акций по цене IPO или ниже (например, Астра, ЮГК). Если ажиотажного спроса и устойчивого движения цены вверх после IPO не предполагается — зачастую долгосрочному инвестору выгоднее не участвовать в IPO, а набирать свой пакет акций с рынка, причем, бывает, что через пару месяцев после старта торгов.

Для краткосрочных спекулянтов же цель захода в IPO быстро забрать несколько процентов профита за 1-2 дня на росте цены акции на ажиотажном спросе и выйти из позиции.

В конечном итоге долгосрочному инвестору важно сильно не ошибиться с долгосрочным фундаментальным прогнозом по компании. Даже если после старта торгов цена немного пойдет вниз на длинном горизонте для него это не будет иметь значение. А краткосрочный спекулятивный заход в IPO – это всегда риск, очень высокий. Ошибся хотя бы в одном элементе оценки — цена на старте торгов пойдет резко вниз и есть шанс не успеть вовремя из позиции выйти и потерять на этом деньги. На долгосроке риски в разы ниже. А на краткосроке у инвестора равная вероятность как что-то заработать в первый день торгов, так и что-то потерять.

Это деление по целям участия в IPO, в свою очередь, предполагает, что до момента подачи заявки на IPO инвесторы должны оценить разные параметры размещения.

Долгосрочные инвесторы должны оценить:

- какова фундаментальная привлекательность компании на длинном инвестиционном горизонте;

- какова справедливая цена акции разными способами оценки, особенно превалирующим на рынке способом оценки цены и как она соотносится с индикативным диапазоном размещения, особенно с верхней границей;

- ожидается ли повышенный спрос на акции после начала торгов, затрудняющий покупку нужного пакета по цене IPO или ниже, а также потенциальная аллокация.

Краткосрочные спекулятивные инвесторы, в свою очередь, должны оценить:

- какова справедливая цена акции разными способами оценки, особенно превалирующим на рынке способом оценки цены и как она соотносится с индикативным диапазоном размещения, особенно с верхней границей;

- есть ли какая-то фундаментальная или иная причина, например, разгон или очень маленький размер пакета размещаемых акций, которая способна устойчиво провоцировать спрос выше предложения после начала торгов;

- насколько спрос предполагается выше предложения (размер интереса к IPO, размер переподписки и предполагаемой аллокации, рублевая оценка пакета размещаемых акции в сравнении с другими IPO);

- ограниченность самого предложения (компания утверждает, что не будет увеличивать предложение при переподписке);

- общерыночные настроения (нет рыночной коррекции в текущий момент).

Как видите, параметры оцениваются в этом случае другие, не для как долгосрочных инвесторов. Это связно с тем, что спекуляция на IPO по сути строится на постулатах спрос выше предложения + предложение ограничено = цена идет вверх, а долгосрочный заход в IPO строится на постулатах компания фундаментально интересна и могут быть сложности набрать нужный пакет акций с рынка по такой же цене как на IPO или ниже.

Нет любого из постулатов спрос выше предложения + предложение ограничено – цена после начала торгов может вниз спокойно пойти, а не рвануть вверх, как в Астре. И да, в Астре был аномальный спрос, крайне редко даже на хорошем спросе можно сделать +40% за день в первый день торгов. А уж чтобы и во второй день оно еще чуть ли не на +40% пошло – это совсем редкость. У меня на курсе по IPO лекцию читали спецы по IPO из Фридом финанс и по их мнению +5-15% в первый день торгов на IPO – это очень хороший результат.

Поэтому же, собственно, старт торгами какого-либо фонда, хотя и называется зачастую IPO, ни для долгосрочного инвестора, ни для краткосрочного инвестора-спекулянта интереса не представляет: для первого нет смысла набирать пакет на IPO, т. к. потом на вторичных торгах с рынка можно спокойно набрать нужный по размеру пакет паев фонда, для второго — нет триггера предложение ограничено — значит цена после окончания сбора заявок вверх, скорее всего не пойдет.

скриншот графика торгов на внебиржевом рынке ЗПИФ Тинькофф Квадратные метры, брокер Тинькофф до сбора заявок на IPO, во время и после<br />
скриншот графика торгов на внебиржевом рынке ЗПИФ Тинькофф Квадратные метры, брокер Тинькофф до сбора заявок на IPO, во время и после

Поэтому же долгосрочный инвестор, например, спокойно может зайти в компанию при 100% аллокации или в условиях, когда предложение акций при переподписке будет увеличиваться, или когда размещение не 3,5 млрд. рублей, а 30 млрд. рублей и возможен навес акций. А краткосрочный спекулянт в этих условиях в IPO заходить не будет, так как цена на размещении скорее всего пойдет вниз. Долгосрочный инвестор будет заходить в IPO в расчете заработать на длинном горизонте 20-50% годовых. Краткосрочный — с целью забрать в 1-2 день торгов свои +5-15% к цене IPO и уйти из позиции, и так далее. Надеюсь в целом разница в подходах к IPO у долгосрочного и краткосрочного инвестора-спекулянта теперь понятна.

Какие IPO интересны для участия

У БКС Экспресс недавно были опубликованы результаты опроса на тему в каких IPO инвесторы готовы принимать участие. Согласно результатам, более половины инвесторов в целом готовы рассматривать участие в IPO и основной критерий для принятия решения об участии — будущий рост компании. То есть для инвесторов компании роста в приоритете и если на IPO выходит зрелая компания без особых перспектив роста шансы на успех IPO у инвесторов будут ниже.

Почти половина респондентов отметила, что рост прибыли компании, которая планирует осуществить первичное размещение на фондовом рынке, служит наиболее важным критерием при принятии решения об участии. Однако хорошие дивидендные выплаты также будут привлекать потенциальных инвесторов, хотя проголосовало за этот показатель значительно меньше респондентов — 30%. А вот другие факторы, включая узнаваемость бренда, оказались несущественными.

БКС Экспресс

Следующим фактором, влияющим на успех IPO у инвесторов, согласно опросу является отрасль эмитента. На первом месте по популярности — сектор технологий (24% респондентов), далее финансовый и потребительский секторы (по 15% респондентов). Кроме того инвесторы упоминали промышленность, металлургию и нефтегаз как секторы экономики, представляющие для них интерес для потенциального участия в IPO.

Следовательно, особый фокус для желающих участвовать в IPO спекулятивно должен быть на растущие IT-компании, и субсидиарно на растущие финансовые компании и компании из потребительского сектора.

От себя добавлю, что потенциально интересный эмитент, выходящий на IPO, должен быть:

- справедливо фундаментально оценен или недооценен (при чем не как сам себя эмитент оценивает, а как его оценивает рынок);

- иметь отличную прозрачную коммуникацию с акционерами и без проблем доносить до них свою ценность и планы на развитие;

- демонстрировать планы развития бизнеса, которые можно оценить и просчитать;

- не менять информацию в ходе сбора заявок на IPO по объему предложения, условиям размещения и предполагаемому дальнейшему развитию;

- иметь ограниченный объем предложения, который может быть легко поглощен рынком — <5 млрд. рублей в настоящее время, больше только если участвуют институционалы.

То, что не подпадает под эти критерии, на мой взгляд должно быть чаще всего не очень интересно для участия в IPO.

За какими параметрами следить в ходе сбора заявок на IPO и после начала торгов

1. Интерес/ спрос/ аллокация

Во-первых, конечно, это интерес, спрос и аллокация. Чем выше интерес — тем выше спрос. Чем выше спрос — тем больше потенциальная переподписка и ниже аллокация. Чем больше переподписка — тем больше шансов, что на открытии торгов цена пойдет вверх.

Как оценить: интерес — по поисковым запросам и количеству просмотров релевантных статей + оценить освещение IPO аналитиками + оценить участие институционалов. Спрос и аллокация — по новостям о переподписке в изданиях с хорошей репутацией, типа РБК, Ведомости или Коммерсант.

Как интерпретировать оценку: если поисковых запросов и просмотров релевантных статей меньше, чем было на успешных IPO — спрос будет пониженным. Если аналитики в большинстве своем оценивают компанию негативно — спрос с высокой вероятностью будет пониженным. Если институационалы не участвуют — переподписка скорее будет небольшой. Если в первые 1-2 дня сбора заявок полностью покрыта книга заявок — шансы на хорошую перепоодписку возрастают. Если новостей о переподписке нет или переподписка небольшая (например, х2) — спрос с высокой вероятностью будет пониженным. Если аллокация высокая (>60%) — шансы на повышение цены на старте торгов небольшие. Если аллокация средняя (30-60%) — необходимо оценить дополнительные признаки. Если аллокация низкая (<30%) — вероятность открытия торгов в плюс существенная.

2. Объявления эмитента по ходу сбора заявок

Часто в ходе сбора заявок эмитент дает дополнительную информацию — увеличение количества размещаемых акций, переподписка или покрытие книги заявок, судьба нереализованных акций, уточнения по будущей дивидендной политике или по иным факторам, влияющим на фундаментальную оценку. За этим всем необходимо следить и при необходимости корректировать свою оценку компании или свою заявку на участие в IPO. Если, например, известно, что переподписка очень большая — имеет смысл разбить большую заявку на несколько небольших и, возможно, увеличить заявку. Эта тактика может привести к получению бОльшей аллокации на заявленную сумму или к увеличению общего числа получаемых акций.

3. У всех ли брокеров участие в IPO проходит в обычном режиме

Мы с подписчиками в ходе обсуждения предыдущих IPO обратили внимание, что у некоторых брокеров, например, ВТБ условия участия от IPO к IPO меняются. Если Астру можно было купить просто в витрине мобильного приложения, то для участия в IPO Henderson заявку надо было подавать уже по телефону и порог входа был повышенный. Полагаю, что это может быть связано с повышенными рисками участия в том или ином IPO по мнению брокера и это неизбежно влияет на спрос.

4. Как проходит PR-компания

IPO — это всегда PR. Плохой или странный PR = с высокой вероятностью плохие итоги размещения. Поэтому шоу-райд необходимо оценивать: масштаб, количество упоминаний, охват. Возникает ли негатив в ходе PR-компании, если да — как компания его отрабатывает.

5. Аукцион открытия

До старта торгов в течение 10 минут проходит аукцион открытия. Можно посмотреть количество заявок на покупку и продажу и цену их размещения и сориентироваться куда будут открываться торги. Если заявок на продажу больше и они практически по цене размещения — вероятно цена пойдет вниз. Если заявок на продажу практически нет и они существенно выше цены размещения — цена вероятно пойдет вверх. В этом месте спекулянты также могут выставить заявку на покупку дополнительного пакета акций или продажу полученных на IPO акций, в зависимости от предполагаемого направления движения цены.

6. Стакан, маркет-мейкер

Спекулянтам после старта торгов необходимо мониторить ход торгов, для чего смотреть соотношение покупателей и продавцов в стакане, а также график на пятиминутном таймфрейме. Техника как таковая после начала торгов достаточно плохо работает, но совокупность стакан + пятиминутка позволяет ориентироваться в происходящем и прогнозировать потенциальное движение цены.

Также стоит следить за поведением маркет-мейкера в стакане, последние IPO проходили с привлечением маркет-мейкеров для сглаживания волатильности. Зачастую поведение маркет-мейкера также может подсказать спекулянту дальнейшее потенциальное движение цены.

Выводы

IPO для нашего рынка — вполне интересный инструмент как для долгосрочного, инвестора, так и для спекулянта. Главное научиться им правильно пользоваться, понимать все риски и мониторить происходящее.

Волатильность на IPO всегда повышенная повышенная и цена может крайне быстро корректироваться в обе стороны, поэтому история купил-поставил отложенный ордер-ушел — это не история про IPO. Тут надо постоянно мониторить что происходит в стакане.

Помните, что у разных брокеров - разный порог по заявке и что маленькие заявки иногда увеличивают итоговую аллокацию.

PS Лайк — если понравилась статья: -)

Подписывайтесь на мой блог на VC и телеграм-канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи!

**Меня нет на других ресурсах кроме VC и telegram. Если вы видите мою статью на другом ресурсе без ссылки на меня — ее туда незаконно позаимствовали. Политика по копированию материала с данного канала здесь**

5
Начать дискуссию