Как (не) платить копирайтеру?
Коротко о 6 способах оплаты писательского труда с точки зрения эффективности текста для бизнеса. В основе статьи мой личный опыт работы на рынках РБ и РФ. + таблица «Как выбрать метод?»
Содержание статьи:
Метод 1. Знаки и пробелы
Метод 2. За текст, статью или пост
Метод 3. За часы
Метод 4. KPI
Метод 5. Ставка
Метод 6. «Идеальное» комбо
7. Как выбрать метод? (таблица)
Метод 1. Знаки и пробелы
Базовый вариант, которым пользуются в подавляющем большинстве случаев при работе с фрилансерами и штатными сотрудниками. На укоренение этой системы повлияло 2 фактора:
- Исторический — еще в доцифровую эпоху так считали гонорары писатели и журналисты;
- SEO-шный — оптимизаторам всегда удобнее «обездушить» текст, подчинив его «голой математике». Способ имеет право на жизнь, если нужно много «статей с ключами», где качество на втором плане. Таким образом, вы не переплатите, но и на шедевры не рассчитывайте.
Нескончаемый спор: платить за знаки с пробелами или без? Считаю несущественным! Оба варианта допустимы. Как говорил герой пьесы А. Островского «Бесприданница» Сергей Паратов:
Кто любит свинной хрящик, а кто — арбузный хвостик!»
Метод 2. За текст, статью или пост
Компромиссный вариант между ценой, качеством и уважением к исполнителю. Такой подход используют маркетинговые агентства, ритейлеры, которые ведут экспертные блоги, и т. д.
Отношение к статье, как к маленькому проекту, говорит о более высокой бизнес-культуре рынка и пониманию эффективности текста. Обе стороны — заказчик и исполнитель — знают, чего хотят, и ценят свое время.
Метод 3. За часы
Редкая система оценки. Уместно использовать при выполнении сложных задач или написании «узких тем», требующих долгой и кропотливой внетекстовой работы.
Способ дорогой, но если он вам пригодился, значит не было другого выбора, а раз так, то и нечего переживать.
Метод 4. KPI
Продвинутый способ, который имеет право на жизнь в случаях, когда компания имеет высокую степень диджитализации и контент-стратегию, а также готова вкладывать деньги в дистрибьюцию контента.
KPI «из головы» или от конкурентов нельзя считать объективными. Также не забывайте, что эффективность текста зависит от множества факторов, на которые автор не всегда влияет: жанр (тип) текста, площадка для публикации, актуальность темы, особенность дизайна и верстки, контентный уровень компании и т. д.
Метод 5. Ставка
Эта модификация «палочных способов» за часы, статьи и знаки, только со смещением фокуса с заказчика на исполнителя. Вы рисуете копирайтеру функционал, а он — свои финансовые хотелки. Так рождается компромисс!
Подходит для долгосрочного сотрудничества и реализации «длинных целей»: формирование комьюнити, создание популярного блога и т. д.
Ставка подходит при долгосрочном сотрудничестве, когда контент — это инструмент, а не костыль в отделе маркетинга!
Метод 6. «Идеальное» комбо
Конечно, так дешевле. Здесь не нужно использовать все варианты оплаты, лишь необходимые. Популярное комбо: знаки и статьи. Первый вариант для SEO-текстов, второй — для важного контента: лонгриды, посты в Instagram и т.д.
Продвинутое комбо: знаки, статьи и ставка. Вместо соуса можно использовать KPI. Такой наборчик подойдет, если у вас есть редактор. Садим его на ставку и определяем премиальные. Он контролит копирайтеров, которым платим за знаки и статьи.
7. Как выбрать метод оплаты?
успешный артист вдохновляется музой, а муза — гонорарами!»
---
Другие каналы автора
Записки копирайтера — о буднях копирайтера в Беларуси.
Копирайтерский аудит — анализ бизнес-контента и Instagram-аккаунтов
Реактивный копирайтинг — канал для тех, кто хочет стать профессиональным коммерческим писателем.
Об этом сложно рассказывать, потому что тезис про немасштабируемость звучит слишком самовлюбленно
На старте моего пути копирайтера, ко мне пришёл клиент с такой просьбой: "можешь написать креатив под тематику заработка, для мужской подростковой аудитории?".
Смотрю на рынок и думаю: 10 лет назад Биткоин стоил $1, а сейчас почти $100K. Кто-то успел вложиться, кто-то нет.
Для большинства копирайтеры — это какие-то неприметные работяги, которые клепают статьи с оплатой 10 деревянных за 1000 символов или ведут странички блогеров. Но спешу вас удивить: они сейчас зарабатывают даже больше, чем IT-спецы на руководящих должностях.
…чтобы вы могли увлечь свою аудиторию, усилить свой бренд и привлечь идеальных клиентов с помощью букв на странице.
Копирайтеров много. Поэтому нет смысла разбираться, как писать продающие тексты. Ошибка? Давайте разбираться. Вся современная деятельность, где есть деньги, связана с текстами. Волатильную крипту оставим темщикам.
Именно такую сумму в 1995 евро, принесла мне всего одна статья. В этой статье я детально расскажу, что было сделано, в какой нише, с подробной аналитикой и на примере своей статьи покажу сколько зарабатывает копирайтер. Кто я? Я — автор блога по маркетингу — ruinterbiz.ru (об авторе).