В банк – за юридической поддержкой и ДМС

Российские банки активно развивают нефинансовые сервисы для малого и среднего бизнеса, которые все чаще становятся для небольших компаний фактором выбора банка для обслуживания. Вместе с Надеждой Панчуриной, вице-президентом, руководителем кластера малого бизнеса МТС Банка, выделили ключевые тренды в развитии нефинансовых услуг внутри банковской экосистемы – что сегодня предприниматели могут делегировать своему банку и в чем выгода такого партнерства.

В банк – за юридической поддержкой и ДМС

Какие нефинансовые сервисы сейчас наиболее востребованны среди малого и среднего бизнеса?

Нефинансовые сервисы, такие как электронный документооборот, ведение бухгалтерии, юридическое сопровождение, доступные в личном кабинете вместе с платежами и кредитами – тренд последних нескольких лет. Это подтверждается и различными исследованиями рынка. Например, по данным компании Frank RG, наличие дополнительных небанковских услуг является важным фактором при выборе банка для большинства представителей сегмента МСБ.

На практике это становится особенно актуальным для малых предпринимателей, которым нужно быстро и удобно решать не только финансовые, но и административные задачи. К примеру, вы открыли свою компанию, и вам нужно охватить весь спектр работ для полноценного функционирования юрлица. Это отнимает колоссальный объем времени, либо приходится нанимать людей – бухгалтера, юриста, эксперта по закупкам, а это дополнительные расходы. Так, в МТС Банке уже собраны сервисы, которые могут закрыть большинство ключевых потребностей бизнеса. С их помощью можно сэкономить время и ресурсы, чтобы сосредоточиться на бизнесе, а не на решении операционных вопросов.

Можно ли доверить банку ведение бухгалтерии и юридические вопросы? Банк ведь не специалист в этом?

Основными причинами для того, чтобы малый бизнес выбирал банки для получения нефинансовых услуг, являются доверие, экономия ресурсов, а также удобство. Банк предоставляет услуги, которые уже проверены и интегрированы в экосистему, что дает предпринимателям уверенность в их качестве. В некоторых случаях это могут быть собственные разработки – банк ведь тоже юрлицо, и крупное. В некоторых – это партнерские сервисы

Какие еще нефинансовые услуги предлагают банки, чтобы поддержать развитие малого бизнеса?

Мы смотрим в первую очередь на спрос, собираем много обратной связи от наших клиентов. Популярность набирают сервисы, которые позволяют предпринимателям управлять своими финансовыми потоками и документацией через мобильные устройства. Электронная цифровая подпись (ЭЦП) и онлайн-кассы активно интегрируются в коробочные решения. Развиваются продукты, связанные с автоматизацией бизнеса, например, все больше компаний внедряют электронный документооборот. МТС Банк недавно запустил пилот по предоставлению сервиса ДМС – небольшим компаниям тоже важна забота о людях, и мы видим большой отклик.

Все-таки более удобными для клиентов оказываются собственные разработки банка или аутсорсинг? Как обеспечивается качество непрофильных для банка сервисов?

Аутсорсинг нефинансовых сервисов, безусловно, имеет свои преимущества. Это позволяет быстро предоставить клиенту высококачественные решения от экспертов в конкретных областях. Важно поддерживать конкурентоспособность среди партнеров банка, чтобы гарантировать клиентам лучшие условия.

Большой вызов для банка – обеспечить качественное обслуживание такого сервиса, так как не все продукты можно поставить на обслуживание в контактный центр, например, банковские специалисты вряд ли смогут помочь с назначением врача в рамках ДМС. Аутсорсинг помогает и тут. Мы в МТС Банке стремимся найти баланс — наши партнёры проходят строгий отбор, и мы тщательно контролируем качество предоставляемых услуг.

Что помогает понять, какие нефинансовые сервисы нужны вашему клиенту и нужны ли они ему вообще?

По данным Frank RG, менее 30% клиентов готовы обслуживаться в банке, специализирующемся исключительно на предоставлении финансовых услуг и сервисов. Поэтому ведущие игроки финансового рынка, работающие с сегментом МСБ, наполняют свои экосистемы нефинансовыми сервисами.

Мы стараемся понимать потребности клиентов и выявлять их задачи – через различные формы обратной связь, опросы и аналитику данных. Это позволяет предложить клиентам те сервисы, которые реально решают их проблемы и соответствуют стадии их развития. Мы регулярно проводим внутреннее исследование среди наших клиентов и знаем, что, например, клиентов ВЭД интересует онлайн-бухгалтерия для патентной системы налогообложения, а эквайринговые клиенты хотят сервисы для продвижения бизнеса и управленческого учета. Селлеры отмечают, что им нужна поддержка на всех этапах, начиная от выбора товара и запуска продаж на маркетплейсах до образовательных курсов по дальнейшему развитию в сегменте электронной коммерции.

Надежда Панчурина
Вице-президент, руководитель кластера малого бизнеса МТС Банка
Начать дискуссию