Разбираемся, почему на сегодняшний день достижение кадрового разнообразия в IT представляется невозможным

Разбираемся, почему на сегодняшний день достижение кадрового разнообразия в IT представляется невозможным

Сегодняшние условия диктуют новые правила игры для большого бизнеса. Сфера ICT, являясь передовой, должна отстаивать права на свою прогрессивность не только за счет основного поставляемого продукта, но также и принципов ведения дел – сюда же относится и корпоративная ответственность перед внутренней и внешней общественностью.

По данным Коммерсантъ, дефицит профильных кадров в РФ и так был проблемой, достигая 1 млн человек. Число покинувших страну компаний, увозящих с собой целые команды опытных разработчиков и тех, кто все еще планирует релоцироваться из страны из страха военной мобилизации заметно отражается на нехватке кадров.

Кажется, адекватным решением ситуации могло бы стать привнесение большего гендерного разнообразия в сферу. Кроме того, подобное решение отразилось бы на имидже любой крупной организации, укрепляя HR-бренд и провозглашая компанию как социально ответственную. Многие директора в IT заявляют, что стремятся видеть в составе своих команд большее разнообразие – гендерное, возрастное, расовое. Каждая позиция является темой для отдельного разговора, однако сегодня мы хотели бы сосредоточиться на теме женщин в индустрии.

Как правило, наши заказчики — специалисты HR-, PR- и Marketing-отделов B2B бизнеса, что вполне логично. Ведь именно они заботятся о процветании бренда работодателя, узнаваемости компании и ее имидже — с чем мы и помогаем, в качестве поставщика комплексных решений в event, рекламной и мерчевой продукции.

На встречах с заказчиком мы обсуждаем не только проект – мы любим легкое общение и стремимся в первую очередь понимать людей, которым поставляем услуги. Нередко заходят разговоры о тенденциях в сфере найма сотрудников, их удержания, а также уровне разнообразия соискателей.

Реклама курсов по Data science или DevOps из всех рупоров кричит о том, что профессии востребованы, а в сфере наблюдается острая нехватка спецов, успевай ковать пока горячо.

После нескольких глубоких бесед с HR-ами пришли к заключению – не решит ли большее разнообразие соискателей на вакансию проблему с нехваткой кадров? Не стоит ли вводить больше социально ответственных программ по разнообразию команд, борьбы с эйджизмом, более детального рассмотрения “небелых” кандидатов?

Численность программистов-релокантов скорее наивна, чем отражает реальность, но факт остается фактом – страх за жизни, свою и близких, при полной мобилизации и угрозе войны заставил многих покинуть страну и перевезти семьи. Кандидатов в РФ все меньше, что чувствуется как внезапный толчок к более радушному привлечению и лояльному рассмотрению женщин на места.

Кажется, что это решение способно убить двух зайцев разом. Во-первых, это социально ответственный ход для IT-компаний, заботящихся об имидже отрасли-передовика. Во-вторых, такое решение способно закрыть проблему острой нехватки кадров. Разбираемся, в чем на самом деле состоит проблема гендерно разнообразить в текущей действительности, а также делимся историями пришедших в профессию женщин.

Александра Елизарова
Разработчик тестов для программного обеспечения, IT-компания «Auriga»

После окончания лингвистического института я искала применение иностранному языку и нашла его в сфере IT. Изначально я пришла на должность специалиста службы поддержки и параллельно занималась ручным тестированием продукта. Через несколько лет перешла на написание кода для создания автоматизированных тестов.

Я испытываю неимоверное удовлетворение от своей работы. Мне нравится из ничего создавать продукт, который потом пойдет на благо людей, а новые задачи заставляют искать нетривиальные решения и расширять мои знания.

Виктория Плужникова
Руководитель отдела продвижения бренда работодателя IT-компании «Auriga»

Тенденции современного мира говорят о том, что девушки в IT – это уже скорее норма. Сейчас в «Ауриге» пропорция мужчин и женщин в инжиниринге 77 % на 23%. При рекрутменте мы смотрим на квалификацию, опыт, soft skills кандидатов, а уж никак ни на пол и возраст. Более того, наш департамент по разработке программного обеспечения возглавляет женщина.

Каждому из нас уже слабо представляется проблема сложности входа в какую бы то ни было профессию. Лозунг времени – не сворачивай на пути к своей цели и ты обязательно добьешься результатов. Звучит достаточно правдоподобно. Если хочешь чего-то по-настоящему – трудись и все обязательно будет.

Однако давайте представим, что вы объясняете это ребенку. Мягкому, как хлеб, и пока не определившемуся, чего он хочет в действительности. Вы сколько угодно можете говорить о том, что он сможет быть кем только пожелает, но мальчику на день рождения вы купите управляемого робота, а девочке ее первую косметику.

Так, гендерная предрасположенность, которая, как мы понимаем, обуславливается не чем-нибудь, а социальным окружением и системой мотиваций, формирует некий “старт”, как бы наивно это не звучало, в профессии именно мальчикам. Из своего детства мне вспоминается разговор родственников о девочке моего возраста:

– Не знаю что делать, кукол наотрез отказывается брать. Играет только с машинами и роботами. Не девчонка, а пацан какой-то растет.

В разговорах с этой девочкой было понятно, что это такая же я, но мне хотелось танцевать и читать, а ей разобраться, как работают подъемные краны и самолеты.

Юлия Ивентьева
Senior Software Developer, IT-компания «Auriga»

Со школьных лет мне очень нравилась математика, поэтому я поступила на математический факультет. После получения диплома была возможность остаться в вузе преподавать, но было очевидно, что в таком случае средств на самостоятельное существование мне не хватит. Я пошла в ту область, где можно было на начальных этапах хоть что-то заработать, развиваться далее и, как мне казалось, применять мои знания. Это было программирование.

В последнем пункте я ошиблась – полученное математическое образование сформировало мозг определенным образом, научило решать логические задачи, с которыми я часто сталкиваюсь в профессии, и мне это сильно помогает. Но интегралы мне брать не приходится, раскладывать функции в ряды Фурье – тем более.

В Bookmate Originals вышел сингл «Тайная история женщин в IT» Клайва Томпсона, которую мы смело рекомендуем к прочтению. Исследование посвящено тому, как женщины стали первопроходцами в IT и популяризировали компьютерные науки, но с конца 1960-х и до сих пор эта сфера считается мужской. В статье приводится статистика:

«Родители в два раза чаще дарили компьютеры своим сыновьям, чем дочерям. Если компьютер покупали для всей семьи, то ставили его скорее в комнату к мальчикам.»

(The Secret History of Women in Coding. The New York Times Magazine, 2020)

Николай Сокорнов
Директор департамента разработки ПО компании «Рексофт»

Женщины обладают природной встроенной многозадачностью. У мужчин, к сожалению, чаще всего многозадачность искусственная. Мы всегда делаем одну задачу, просто кому-то удается быстрее переключаться на следующую. А женщины реально могут удерживать в голове параллельно несколько задач. Особенно это сильно востребовано в тестировании. Здесь нужна всесторонняя, качественная проверка софта. Конечно, можно проверять функционал последовательно, но совершенно другой эффект достигается за счет обзора на 360 градусов, который свойственен девушкам. У нас очень много успешных женщин тест-лидов. По факту сейчас в QA «Рексофт» - 63% это женщины.

Еще больший процент женщин в аналитике, в «Рексофт» он выше 70%. Здесь также нужно всестороннее внимание к деталям, помноженное на хорошо развитые навыки коммуникации. Будем откровенны, не все заказчики горят желанием раскрыть всю подноготную внутренних бизнес-процессов. Обычно представителю заказчика некогда, и разговор с аналитиком — это не его основная нагрузка. Внешнему человеку надо почувствовать, где стоит углубить вопросы, где есть незаметные на первый взгляд нюансы, да и просто сделать процесс общения комфортным.

Стереотип о женской непоследовательности и нелогичности действий передается из уст в уста, в то время как очередные исследования гласят – женщины более аккуратны и старательны, склонны досконально перепроверять свою работу перед сдачей, в противовес мужчинам. Стоит заметить, что эти данные открывают перед нами возможность заключить – возможно женщины менее уверены в принимаемых собою решениях? Ни в этом ли кроется основная проблема?

Юлия Ивентьева
Senior Software Developer, IT-компания «Auriga»

Я с ужасом вспоминаю своего первого руководителя, как и саму специфику работы на первом месте. Это был завод в провинциальном городе, я пришла с неплохими знаниями математики, но нулевыми в программировании. Мне пришлось изучать очень много всего разом. Почти сразу от меня ожидали решения скопа задач, как от full stack разработчика. Что такое синдром самозванца, я узнала с первого же дня работы. Рабочий день до 12 часов ночи в будни и, зачастую, в выходные был нормой. Надо ли говорить о том, как быстро пришло выгорание и отвращение к тому, чем я занималась?

Теперь полученные знания и опыт дают о себе знать – появилась уверенность и удовольствие не только от результата, но и от процесса. Когда-то это буквально было моей мечтой.

К сожалению, женщины предрасположены к большей неуверенности в своих силах. Парадокс заключается в том, что весомый вклад в формирование предубеждений привносят сами женщины. Что интересно, не своими действиями, навязывая общественности правомерность уничижающих ассоциаций, а своей собственной предубежденностью относительно женского пола каждой конкретной женщиной индивидуально. Причиной этому становится внутренняя мизогиния – принижение значимости женщин и женского в общественном пространстве, которое создается и транслируется самими женщинами.

Находясь в учебных заведениях, подросшие девочки нередко сталкиваются с предвзятым отношением к себе преподавателей. Однако речь здесь не только об ископаемых учителях, которые наседают на девушек в попытках навязать ценность в готовке борщей и семейном счастье каждой ученице. Не редкостью становятся снисходительные учителя, нетребовательные к девушкам.

Когда требования для учеников, проходящих один и тот же материал разделяются, происходит губительное для любого ребенка излишнее потакание ленности. Никто из нас не станет работать вдвое больше, если поймет, что того же результата можно добиться затрачивая вдвое меньше усилий. Выученная беспомощность может выглядеть и таким извращенным для нашего привычного понимания образом.

Вернемся к реалиям в которых мы уже определились со своими предрасположенностями и давно закончили учебное заведение или специализированные курсы. Для того, чтобы отразить действительность, с которой сталкиваются кандидаты женского пола, приведем статистику.

Разбираемся, почему на сегодняшний день достижение кадрового разнообразия в IT представляется невозможным

С одной стороны, очевидна смена тенденции и о прямой дискриминации по гендерному признаку в IT сегодня говорить не приходится. С другой — процент женщин, работающих в IT, все же остается маленьким по сравнению с другими сферами. Согласно опросу Stack Overflow, опубликованному в 2020 году, только 7,7% женщин в России заняты в сфере разработки ПО. Если говорить о мировой IT-отрасли в целом, то здесь доля разработчиков-женщин немногим больше — 15%.

Однако стоит отметить также ряд положительных изменений. Кроется ли за приведенными цифрами борьба сообщества за равенство или же это потребность крупных организаций показать себя со стороны ответственного бизнеса рассуждать не приходится. Чаще всего мы сталкиваемся с симбиозом этих направлений, но факт остается. Во всем мире количество женщин, занятых в сфере IT, с каждым годом растет. Исследование DOU 2011 года показывает, что тогда в IT-сфере работали только 6.8% женщин.

Николай Сокорнов
Директор департамента разработки ПО компании «Рексофт»

На 1 сентября 2021 года процент женщин и девушек в нашем производстве составлял 26%, а на ту же дату в этом году – уже 30%. Это говорит о положительном существенном тренде.

Спустя 10 лет тот же DOU 2021 показал, что доля IT-girls увеличилась до 22.3%. А исследование WonderWoman 2021 — что 43% девушек перешли в IT из других профессий. 73% женщин в IT видят будущее только в этой сфере и хотят стать специалистами уровня Senior и выше.

В этих цифрах кроется не только положительная статистика. Многие компании, в понимании необходимости работы над своим имиджем, устраивают на работу девушек ради заявления об устранении неравенства “на производстве”. На деле обнажая новую проблему – найм женщин снисходит до формального устройства молодых девушек конкретной расы. На деле мы имеем следующее — эйджизм есть, расизм есть, сексизм есть. С растущей тенденцией к изменениям, но все еще сохраняясь.

Статистика на основе гендерно нейтральных профилей показала, что код, который пишут девушки, принимают на 3% чаще (в ситуации, когда пол разработчика неизвестен). Это можно отнести к статистической погрешности, но в любом случае выходит, что женский и мужской код одинаково хороши. Так что навык программирования не зависит от пола. Ошибочна и вторая часть стереотипа — про внешность.

(GitHub)

Елена Баранова

Директор департамента по разработке ПО IT-компании «Auriga»

Относительно того как быть женщине в IT – мой личный ответ: "по большому счёту, какая разница, девочка или мальчик". Мне всегда очень везло с коллективом, и я никогда не сталкивалась с дискриминацией из-за того, что я женщина. Наоборот, я видела поддержку и, что немаловажно, уважение коллег и руководителей, а предложения о переходе на более высокие и ответственные роли регулярно опережали мои амбиции).

Справедливости ради, работаю я всю жизнь в коллективе преимущественно мужском, статистически все-таки мужчин в IT пока больше. Но замечу, что и девочки, с которыми мне посчастливилось работать – были невероятно крутыми! Женщине приходится вкладываться больше, чем мужчине (как и во многих других профессиях), но лишь потому, что многим приходится успевать ВСЁ: и муж, и дети, и код, и поздние звонки с заказчиками.

Поэтому, когда я вижу коллегу-женщину, профессионала, я очень хорошо представляю, чего это ей стоило. Не секрет, что работа в IT ой как не нормирована. Но для меня близкие всегда были опорой и поддержкой. Без них успеть ВСЁ точно не сможет ни одна супер-женщина).

Прогрессивные компании, а таких в IT большинство, на сегодняшний день побеждают неравенство и перестают оценивать специалистов по гендерному признаку. HR-директора все чаще заявляют публично о победе над предрассудками относительно пола, возраста и национальности соискателей. На первое место выходят софт- и хард-скиллы разработчиков.

Николай Сокорнов
Директор департамента разработки ПО компании «Рексофт»

Команда и руководство всегда нейтрально относились к вопросам пола. На интервью никогда не было специальных поблажек для девушек, но и никогда никто никого не «заваливал». Это глубоко в особенностях здоровой корпоративной культуры.

В «Рексофт» поощряется горизонтальная ротация, и чаще всего в департамент разработки ПО к нам приходят именно женщины. У нас есть успешные переходы в тестирование из HR и продаж, в аналитику и, конечно, из маркетинга в дизайн-разработку.

В прошлом году мы запустили проект «Школа лидерства» - это обучающая бизнес-программа для руководящего состава и кадрового резерва «Рексофт», посвященная вопросам управления и лидерства. По кадровому составу группы 40% мест занимали женщины. В этом году для нового потока процент тот же. И это неудивительно. Женщины гораздо более мотивированы на обучение. Если они на что-то серьезно решились и настроены, то в 80% случаев они закончат обучение. Это видно по прохождению планов индивидуального развития, которые есть у большинства сотрудников моего департамента (конечно, независимо от пола).

Каждому из нас стоит сосредоточиться на факте, что дискриминация чаще, чем нам кажется, транслируется внутрь себя. Предвзятое отношение к “женскому” исходит не только от мужчин, но и от самих женщин, и, что страшнее, их окружения. Противоборство полов не рассматривается как ключ к пониманию вопроса половой дискриминации – они лежат в разных векторах.

Слушая подкаст о девушках в IT “ТыжДевочка”, особенно приятно было узнать о том, что одну из ведущих подкаста позвали в IT-лагерь для выступления перед детьми. Там девочки делились своим опытом, задавали вопросы, причем частым был “А если мне это нравится, это нормально?” Для нас это звучит абсурдно. Но часто дети не понимают, правильно ли они поступают, пока окружение не даст им обратную связь. Станьте этой обратной связью.

Не будьте предвзяты. Чаще всего любой стереотип, под который пытаются подогнать личность, бьет мимо истины, стоит узнать человека ближе. Мы призываем смотреть на картину под более широким углом — ведь чаще всего, окружающая нас реальность не такая плоская, как может показаться на первый взгляд.

33
4 комментария

Здоровые компании вообще не обращают внимания на пол сотрудников. Не высчитывают долю женщин где бы то ни было.

3
Ответить

Вы правы.Также как и организации, участвовавшие в написании статьи (как раз об этом говорится на протяжении всех комментариев), которые мы попросили сделать подсчеты и "обратить внимание" специально – для фиксации реальной тенденции в сфере на наглядных примерах.

Надеемся, что менее притязательным читателям интересно быть в курсе текущей статистики. Конечно, при наличии адекватного интереса к топику)

1
Ответить

Кандидатов в РФ все меньше, что чувствуется как внезапный толчок к более радушному привлечению и лояльному рассмотрению женщин на места.

Какие-то программисты может и уехали, но если ознакомиться с реальными данными по рынку(hh например выкладывает в свободный доступ), то окажется, что после февраля найти работу в IT стало сложнее. Т.е. работодателей "уехало" больше чем работников. А учитывая, что требования к программистам и без этого растут каждый год - то врят ли стоит ждать радушный приём в IT, особенно джунам(вне зависимости от пола)

2
Ответить