Apple попросила сотрудников вернуться в офис, но те готовы уволиться из-за отсутствия удалёнки — The Verge Статьи редакции

С сентября сотрудники должны работать в офисе три дня в неделю, но не все этого хотят.

Сотрудники Apple жалуются, что получить одобрение на удалённую работу стало сложнее после перехода на гибридную модель — с сентября большинство работников должны вернуться в офис и работать из него три дня в неделю, пишет The Verge.

Исторически Apple не поощряла удалёнку, но делала исключения из правил, а теперь даже эти исключения запрещены, говорят сотрудники. Больше десятка человек заявили, что либо сами увольняются, либо их знакомые, пишет The Verge со ссылкой на канал сотрудников в Slack, где те выступают за удалёнку. Всего на канале около 6 тысяч человек.

Согласно внутреннему опросу Apple, около 36,7% респондентов беспокоятся о том, что им придется уйти из Apple из-за отсутствия гибкого графика работы. Всего в опросе приняли участие 1735 человек.

По словам сотрудников, единственный способ работать удалённо — документально подтверждённое заболевание, которое даёт право не ходить в офис. Чтобы получить разрешение, нужно предоставить компании свои медицинские данные, но не все на это готовы.

По мнению некоторых опрошенных изданием сотрудников, Apple не удаётся идти в ногу с другими технологическими гигантами — Facebook, например, разрешила работать из дома, если работу можно выполнять удалённо. Apple от комментариев отказалась.

0
401 комментарий
Написать комментарий...
Dmitry Kiselev

Они просто там наверное все живут в субурбии в своих домищах, оттуда я бы тоже на работу не рвался особо. Посидели бы они на карантине в однокомнатной хрущобе или в скворечнике-студии от какого-нить ПИКа, прибежали бы в офис по первому зову)      

добавлю еще, что в работе из офиса плохо не столько то, что нужно ездить куда-то, сколько то, что нужно ездить к определенному времени. Человек должен иметь возможность ехать на работу не в час пик, а когда ему удобно. Свободно выходить по своим делам, уходить пораньше если ему надо. Учитывая, что сейчас все на связи почти круглосуточно, могут проверять почту с телефону и большую часть задач решать удаленно, заставлять людей приходить четко к 9 или к 10, если они работают не в магазине/поликлинике/еще каком-то учреждении с объективной необходимостью жесткого графика зачастую совершенно излишне. Довелось поработать редактором сайта в конторе, где за опоздание больше чем на 10 минут у тебя автоматически вычитали из зарплаты довольно весомую сумму. Меня хватило на три месяца, при первой же возможности ушел туда, где неважно, когда я прихожу или ухожу, если я успешно делаю свои задачи.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

В нормальных конторах давно это поняли, есть и гибрид и удаленка и свободный график. Но много ли у нас таких контор?

Ответить
Развернуть ветку
John Doe
 много ли у нас таких контор

не много, т.к. чем больше компания, тем больше падает эффективность людей на удаленки. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Голословно. По моему опыту это не так.

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

Ну вот по моему опыту(включая компании из  F500) это так. За удаленку вы всегда чем-то да платите - либо продуктивностью, либо усилением менеджмента(в плане контроля), либо наймом более дорогих сотрудников (значительно дорогих). Последнее обходилось путем найма сотрудников из "дешевых" стран, но в последнии годы IT рынок так перегрет, что таких стран уже не осталось. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Опыт против опыта. Но утверждение было ваше и по результату оно не доказано.
Удаленка позволяет вам существенно экономить на аренде, нередко на фот, контроль автоматизирован, замена неэффективного руководства способным работать на удаленке - всегда плюс даже в среднесрочной перспективе. 
Работа на результат а не на отсиживание по 8 часов очень быстро выявляет реальный вклад каждого сотрудника и позволяет оптимизировать штат, избавившись от "пассажиров".
И да, удаленка применяется далеко не только в IT.

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

Все это хорошо звучит, только вот половина из того, что вы описали, применима и для работы в офисе. 

 Работа на результат а не на отсиживание по 8 часов

в офисе абсолютно так же контролируются результаты. При нормальных методологиях, все прозрачно. 

Аренда зачастую это копейки в море расходов на сотрудников(особенно с учетом тенденции того, что сотрудники сейчас требуют дополнительных выплат на организацию домашнего офиса). 

Но на удаленке вы теряете возможность роста сотрудников(джунов обучить становится еще той задачкой, а потерять их можно очень быстро), теряете эффективные коммуникации, теряется скорость командной работы.   

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Зачем абсолютно также контролировать результаты но дополнительно платить аренду, электричество воду и пр?

При нынешней ситуации на рынке возможность обучения джунов очень мало кого волнует. Те немногие кого волнует, прекрасно справляются с задачей обучения, ничего не теряют в эффективности коммуникации и скорости командной работы. Если в вашей компании теряют - меняйте руководителей, ответственных за организацию рабочих процессов.

Ответить
Развернуть ветку
John Doe
Зачем абсолютно также контролировать результаты но дополнительно платить аренду, электричество воду и пр?

потому, что при прочих равных вы получаете больше продуктивности от команды. И дело тут не только в прямом выполнении задачи, тут дело и в неформальном общении и в трансфере знании, самоорганизации и т.п.. Все это так же приносит  пользу компаниям. А не вот это "я сделал задачу за 3 часа, значит на оставшиеся 5 часов я могу уйти в офлайн". Только вот если задача действительно на 3 часа, то и в офисе с тебя потребуют ее сделать за 3 часа (путем коллективной оценки), а оставшееся время ты будет как минимум впитывать происходящее вокруг тебя. 

При нынешней ситуации на рынке возможность обучения джунов очень мало кого волнует

?? а какая у нас сейчас ситуация на рынке? У нас вроде сейчас вроде  большой недостаток ИТ сотрудников? Уже даже в странах восточной европы за DevOps (удаленного) предлагают по $6-8K в месяц. 
В таких условиях быстро обучить джуна очень важно. 

 ничего не теряют в эффективности коммуникации и скорости командной работы

это из области фантастики(или самообман). Поддерживать тот же уровень коммуникации как в офисе на удаленке невозможно. Для большей части команд. Большинство обсуждений требует больше времени (и тут мы утыкаемся в реальность, что в сутках 24 часа), больше церемоний(а почти все техлюди не очень любят церемонии), больше документаций. 
То, что команда может обсудить за чашкой кофе, в коридорах и т.п. за 5 минут, превращается в долгие митинги, т.к. даже собрать всех та еще задачка (опять же смотрим по комментариям что "мы работаем на удаленки, когда хотим и сколько хотим").
И это хорошо если все члены команды в +- в тех же временных зонах.  

Или возьмем те же гибкие методологии - все пишут "йо, мы работает на удаленке, за счет гибких методологий, мы супер". Только вот один из базовых принципов гибких методологий говорит, что для большей продуктивности, команда должна сидеть в одном помещении(там вплоть до дистанции между сотрудниками прописано, основывая на оптимальном расстоянии для osmosis communication). То есть, при прочих равных, команда в одном офисе будет более продуктивна, чем команда на удаленке. 

Попытки заменить f2f коммуникации терпят провалы. Раньше все топили за Slack и т.п., теперь я все больше слышу отзывы, что все IM превращаются в АД. да и IM их сложно назвать, т.к. ответы обычно если и придут, то со значительной задержкой(если вообще придут), т.к. люди "работают когда хотя" и их IM просто перегружены сообщениями, которые сложно отследить (кликнул на топик, отвлекли чем-то и все - ты забыл. И тут опять же есть вполне научные выкладки о том, сколько человек может держать вещей в кратковременной памяти). 

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

мой опыт работы в офисе очень ограничен, но по крайней мере он выглядит совсем иначе

офис. 25 человек в одной комнате - это несколько команд, когда-то выросших из одного проекта. Одна из команд любит обсуждать свои дела прямо в офисе, поэтому все остальные сидят в наушниках. Мне их внутренняя кухня бесполезна, более того - даже в нашей команде есть питонисты, сишники и девопсы, так что мне и их проблемы не очень понятны и интересны, но тем не менее я узнаю чем они занимаются на еженедельных митингах. Опять же - норма на таких митингах придти с ноутбуком и втыкать в него пока не дойдёт твоя очередь отчитаться. Разговоры за чаем и в столовой - в основном не о работе, причём у нас мало схожих интересов.

удалёнка. каждый день митинги на час, так что я в курсе всего что делают мои коллеги. плюс к этому я сближаюсь с одним из коллег и мы подолгу сидим в зуме - обсуждаем и работу, и начальство, и наш прошлый опыт

как видите, вовлечённость определяется не форматом, а конкретным окружением. нет никаких препятствий общаться на удалёнке, зато есть возможность оградить себя от нежелательного общения и самому устанавливать его форматы

далее, про джунов и передачу опыта. у меня в прошлом году был интерн, мы созванивались почти каждый день и он прекрасно делал свою часть проекта, это было ничем не хуже встреч в офисе

более того - в том офисе у нас была доска с маркерами. двухсторонняя, но после того как на ней нарисовали замечательный рисунок, для работы осталась доступна только одна сторона :)

на моей нынешней работе в офисе есть электронные доски и это просто песня - там можно стирать, есть готовые фигуры и типы линий. Можно создать несколько независимых листов и по окончании совещания отослать всем на email. Лист можно поворачивать, сдвигать, удалять/приближать. Такую бы доску - в каждый дом, стоит она максимум сотни тысяч (альтернатива - какой-нибудь планшет с пером)

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

От того, что просто посадить сотрудников в офис, они конечно-же не станут лучше. То, что вы описали насчет офиса, это плохой офис. В офисах где я работал, всегда были отдельные комнаты для совещания, если требовалось обсуждение всей командой. Разработчики имели комфортные рабочие места со множеством мониторов, standing desk, личным пространством и т.п.. То же самое и с доской - ну замечательный рисунок, ну и что? Побоялись стереть и пойти на потенциальный конфликт?

Правильная организация митингов - это так работа менеджера (PM, scrum master etc.). Начиная от того, что бы ноутов не было, до правильной скорости митинга, состав людей и т.п.. Если члены команды не знают, когда к вам можно подойти, а когда нельзя, значит это еще не сформированная команда. Тоже самое и насчет общих интересов. В сформированной команде люди будут знать признаки того, что к вам можно подойти, вы будете видеть что им нужна помощь. Даже если они этого не просят. Когда у человека проблема - это видно, это можно почувствовать. И все это без надобности назначать митинг и т.п..

Тут многие говорят - если у вас не работает удаленка, значит у вас плохой менеджмент. Но хороший менеджмент нужен и в офис. И моя позиция(да и не только моя судя по комментариям) в том, что при прочих равных, команда в офисе(хочу подчеркнуть - команда, а не одиночка), будет эффективней чем та же команда на удаленке. В офисе вы платите за офис, на удаленке вы платите продуктивностью, более высокими требованием к документации (а значит временем на ее написание и изучение ), зачастую более детальным менеджментом, более строгими церемониями и далее по списку. Ну и да - у многих вне офиса вообще продуктивность падает сама по себе.  Так что тут отдельные требования  к найму.

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

имхо, это типичный московский офис, некоторые вообще в опенспейсах сидят

насчёт доски - это обычно приводится как последний аргумент в пользу офиса. вот суть как раз в том, что электронная доска в сто раз удобнее даже для онсайт совещаний. при этом её можно использовать и удалённо

итого получается что для организации работы в офисе нужна работа опытного менеджера, точно так же как для удалёнки. одни проблемы исчезают, другие появляются. и уж заметить когда человеку нужна помощь, нетрудно - когда у него падает производительность

на удаленке вы платите продуктивностью

почему? не надо ездить туда/сюда, не надо подстраиваться под привычки коллег, работай - не хочу

более высокими требованием к документации (а значит временем на ее написание и изучение ),

во-первых, ничего не мешает применять те же практики для введения в курс дела, что и в офисе. на удалённой работе первые две недели я просто был в зуме с CTO. он решал свои задачи, показывал и рассказывал мне что к чему. если у вас в офисе норма - оторвать человека, то что мешает внезапно позвонить ему тем же зумом?

хорошая документация - это преимущество, если только вы не делаете MVP

к слову, в офисе введение в курс дела свелось к часовому рассказу тимлида. через месяц он повторял этот рассказ новому программисту. я тогда заикнулся что надо раз и навсегда написать документацию, но мне объяснили, что система постоянно меняется и мы заебёмся держать доку up-to-date. возможно это была такая job security, не знаю

на удалёнке кстати было не лучше - тимлид держал в голове все детали реализации и ему нужны были только исполнители простых тасок

Ну и да - у многих вне офиса вообще продуктивность падает сама по себе

вот это да. но если вы в офисе следите за экранами, то придётся делать то же и на удалёнке :D

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Соколов

Андрей, в эту могут играть двое. 
Ваше утверждение также не доказано. Доказывайте!

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Григорий, я не зря постоянно пишу, что утверждение, опровергаемое мной было у собеседника.
Доказывается утверждение а не его опровержение и мой собеседник это понимает, в отличие от вас.

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

Андрей, вы при этом высказываете противоположное утверждение. Есть разница между "эффективность офиса не доказана" и "удалёнка так же эффективна как офис"

И хотя сам я за удалёнку, ваши аргументы мне не кажутся эффективными. Главный аргумент - то что удалёнка сейчас такой же бонус, как и привычный соцпакет. И реально офис себе могут позволить либо менее конкурентные профессии (там где у работника нет выбора), либо очень большие и неповоротливые конторы.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Начало и фундамент дискуссии:

 чем больше компания, тем больше падает эффективность людей на удаленки.
Голословно. По моему опыту это не так.

Вторая фраза - моя. Собственно всё.

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

ну ровно так же ваш собеседник делает выводы исходя из своего опыта и его приводит в качестве доказательств. ситуация абсолютна симметрична

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Где приведение каких либо доказательств чего либо в моей фразе:

Голословно. По моему опыту это не так.

?

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

в том-то и дело, что начав с этой фразы, вы перешли к доказательству своих утверждений. вы просто не видите разницу между "это утверждение не доказано" и "доказано противоположное утверждение"

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Нет вы. Я не пытался доказать противоположное. Я зеркалил "аргументы" собеседника.

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

вы сами начали с утверждения что ваш опыт говорит о противоположном

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Враньё. Я начал не с этого.

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin
По моему опыту это не так.
Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

У вас нет опыта моего общения с другим человеком. Булатик вы снова запизделись. У нас с вами на вс минимум раз в две недели происходит такая беседа, потому что по вашим же словам вы пишите комменты на скорость. Встретимся еще через две недели )

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

На самом деле,удаленка позволяет работнику выбирать работу не только своего города+соседних городов, а посмотреть на весь мир.
А там выясняется,что некоторые платят валютой :)

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Юрий

И удалена тоже может быть эффективна, для неё нужны хорошие инструменты и другая система мотиваций. Принципы работы в офисе шлифовались десятилетиями, естественно не все можно адаптировать для удаленки. Но тренд такой есть, инструменты будут улучшаться, дайте немного времени и этот формат работы станет серьёзным конкурентом :)

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

Удаленка "шлифуется" уже лет 10-15 как минимум. Но базовые принципы коммуникаций и факт того, что человек существо социальное, не заменишь. По крайне мере, не с текущим уровнем технологий. Вот когда вы будете одевать очки и попадать в виртуальный офис, с полным копированием реального офиса ( + с требованием постоянно быть "включенным"), ну вот тогда да. 

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Юрий

Зачем надо что-то копировать, думаю это будет выглядеть как-то по другому, мы же сидя за рулем не хотим очки с виртуалкой, чтоб как на телеги с конем было :)

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

Телега vs машина это всего лишь технологии. Переход от одного к другому не больше чем вопрос смены привычки.

В случае с людьми, можно начать с того, что 80% информации в разговоре идет не от содержания разговора, а от интонации, от того как человек себя ведет(жесты, микровыражения)  и т.п. что крайне сложно уловить в удаленных коммуникациях. В командах важную роль "осмос коммуникации" . Это когда вы хотя и работаете над своими задачами, но ваш мог слышит все, что происходит вокруг. Это то, что в нас заложено изначально природой и отточено десятками лет (в зависимости от возраста) опыта начиная с рождения. 

И вот таких мелочей воз и маленькая тележка. 

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

да где ж этот осмос? пока я погружён в работу, мне окружающие звуки только мешают. а аналог разговоров у кулера можно и удалённо организовать

Ответить
Развернуть ветку
John Doe
разговоров у кулера можно и удалённо организовать

ключевое слово "организовать". То есть по сути запланировать и сделать разговор самоцелью встречи. Забить календарь случайными митингами? Нет, я знаю что есть разные сервисы которые к примеру в случайным образом соединяет членов команды для разговора в slack(типа Donut). Я для интереса опробовал в одной из организации в самом начале covid - игрушка на пару раз и не более.

Тогда как в офисе даже в рамках одного дня у вас возникают десятки ситуаций, когда разговор становится не самоцелью, а придатком к другому действую, но при это ценность этого разговора не теряется.

Пришли с утра налить кофе, встретили коллегу у входа и прошли вместе до рабочего места, вышли в столовую вместе или встретили коллегу уже там, прошли после митинга или по результатам митинга быстро переговорили в коридоре с человеком которым там присутствовал и т.д..

Все это происходит естественно и без давления (и да - на все эти действия вы отвлекаетесь и дом, просто без возможности сопровождения). Как вы такое сможете организовать удаленно, тогда как большинство разработчиков даже включенную камеру на удаленке считает за вторжение в личное пространство? А те же организованные ланчи на удаленке, перед камерами, смотрятся крайне странно.

Так коллеги, с сегодняшнего дня, после митинга переходим на беспроводные гарнитуры и еще минут 10 их не отключаем. Но вы можете заниматься своими делами. Мы вас в случайным образом будет соединять, что бы имитировать "разговоров у кулера". Что? Петя вчера пошел на ланч, а Костя решил "уединиться" с белым другом? И их соединили? И у Пети был безнадежно испорчен обед? Ну не повезло - издержки удаленной работы. 
Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

ok, что мешает делать ежедневные митинги всей командой и там обсуждать эти вопросы?

просто в команде у вас человек 5 от силы, представить что они где-то случайно пересекутся - довольно сложно, скорее вы выйдете одновременно кофе пить с кем-то из другой команды

т.е. вместо того, чтобы зависеть от каких-то совершенно случайных факторов, организуйте направленное взаимодействие

а пока это похоже на идею отключить лифт в доме, чтобы люди сбросили вес

Ответить
Развернуть ветку
John Doe
ok, что мешает делать ежедневные митинги всей командой и там обсуждать эти вопросы?

потому, что проблемы возникают в течении всего дня. Проводить триажи каждый час? Или ждать 24 часа до следующего митинга? Который по хорошему должен быть не больше 15 минут на команду и просто не предназначен для разговоров между делом.
А если реальная проблема? И нужно собрать срочный митинг, а у вас полкоманды ушло в not disturb mode "потому что они  на удаленке и они могут" (как вот тут пишут)? И даже если не not disturb то просто не обращают внимания на нотификейшены, т.к. в условиях, когда IM стали основным методом коммуникации, их все игнорируют. 

просто в команде у вас человек 5 от силы,

у меня в одной только команде от 6 до 12 человек. В среднем 9.  В предыдущей компании одних DevOps было 5 команд (помимо Security, Network,  непосредственно разработчиков, DB и т.д.).  Все они сидели в одной части офиса, так постоянно сталкивались при походах до туалета,  кухонь и тп.. А уже в общем ресторане сталкивались все. И то, что вы выйдите попить кофе с кем-то из другой команды тоже хорошо, таким образом вы сможете быть в курсе того, что в другой команде происходит. И это как раза проще сделать в неформальной обстановке, а не в рамках time-boxed митинга. А от вас данную информацию узнают другие члены вашей команды.  И я не говорю о том, что члены вашей команды видят, когда вы идете за кофе и пойдут с вами за компанию, и заодно поговорить. 

Спонтанный обмен информации очень эффективный. А попытка это имитировать посредством организации, приведет к переполненным календарям и когда вопрос которые можно было бы решить за 2 минуты в коридоре здесь и сейчас, будет требовать 15-30 минут запланированного митинга при наличии окна у другого человека через 2 недели. А переполнен календарь будет именно из-за таких же митингов для "имитации".

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

ну вот пара случаев как решались проблемы:
- у меня готов код, я пишу тимлиду провести code review, он отвечает что займётся этим в 12
- коллега нашёл ошибку в моём коде, написал мне, я ответил, он тут же ответил мне и я, поняв, что мы уже перешли в realtime общение, поговорил с ним голосом

прикол же в том, что оба эти случая были как раз в офисе. Мессенджеры как раз дают гибкость - ты реагируешь тогда, когда тебе удобно. Если уж изредка возникает неотложная проблема - можно позвонить по телефону

меня вообще дико удивляет, что вы полагаетесь на какие-то случайные процессы в важном для вас вопросе. Что, так и пишете "предлагаю купить ещё одну кофе-машину и закрыть второй туалет, чтобы девопсы лучше разобрались в программе"? Или всё же прибегаете к каким-то более систематизированным методам обмена информацией? Может, документированию или митингам? ;)

Опять же, по своему опыту скажу, что 90% таких разговоров не об IT вообще, поскольку люди воспринимают эту смену деятельности как отдых, возможность разгрузиться. И уж совсем нелепо будет выглядеть, если я во время обеда стану рассказывать человеку, чего я там сейчас сделал

Поэтому если вы хотите, чтобы люди рассказывали друг другу о том, что в вашей системе незадокументировано - выделите на это специально время. Ещё лучше - потратьте его на улучшение документации. А в перерыв пусть человек отдохнёт от работы - он ведь именно для этого перерыв и сделал :))

И я не говорю о том, что члены вашей команды видят, когда вы идете за кофе и пойдут с вами за компанию, и заодно поговорить.

ну вот и напишите в чатике "давай поболтаем", и желающие тут же к вам присоединятся

А попытка это имитировать посредством организации, приведет к переполненным календарям и когда вопрос которые можно было бы решить за 2 минуты в коридоре здесь и сейчас, будет требовать 15-30 минут запланированного митинга при наличии окна у другого человека через 2 недели.

давайте уточню. Если вам нужно срочно решить вопрос, то вы можете использовать более срочные средства коммуникации - звонок, сообщение.

Регулярные же митинги как замену спонтанным коммуникациям я предлагаю потому что их исход гораздо более предсказуем. Т.е. вместо сотни часов, потраченных на чаепития, из которых только один приведёт к полезному вам разговору, достаточно провести всего один митинг - но целенаправленно.

Более того, там где я работал - люди вообще НИКОГДА не рассказывали за чаем или на обеде о технических деталях своей работы, это было время релаксации. Кстати, вы можете поспрашивать своих техспецов, как дела обстоят у них.

Ответить
Развернуть ветку
John Doe
 меня вообще дико удивляет, что вы полагаетесь на какие-то случайные процессы в важном для вас вопросе.

вы отказываетесь понимать, что данные случайные процессы это дополнительный уровень для улучшения работы, для ускорений коммуникаций и сплоченности команды.

 их исход гораздо более предсказуем

да, предсказуем - придет толпа разработчиков с ноутами или телефонами и будут в них втыкать, в душе проклиная обязательные(и не нужные по их мнению) церемонии которые вырывают их из потока. В случае с удаленкой большинство будут сидеть на мьюте, с выключенной камерой и слушать в полуха в лучшем случае. 

 А в перерыв пусть человек отдохнёт от работы

люди делают перерывы для смены фокуса. И повторюсь - спонтанные коммуникации происходят по обоюдному согласию.   Хочет человек побыть в одиночестве - он это покажет и никто на него не будет давать. Тогда как любой митинг будет восприниматься  как давление. 

В принципе, большинство того, что вы предлагаете, это обязательные инструкции, обязательные митинги, которые будут подразумевать фиксированное время встречи.  Да, офис тоже в каком-то смысле обязаловка, но ее сложно игнорировать. А вот подсознательно саботировать митинги можно без проблем. Поэтому для разработчиков пытаются постоянно создавать среду без давления. 

 Ещё лучше - потратьте его на улучшение документации. 

если бы только жили в мире где все хотели и главное - умели читать документацию. Но это не так. Еще когда я был MCSE  была такая шутка:

чем отличается хороший сисадмин от идеально? - хороший сисадмин исправит ошибку, а идеальный - еще прочтет мануал перед этим. 
 И уж совсем нелепо будет выглядеть, если я во время обеда стану рассказывать человеку

вполне нормально выглядит. Вы же не каждый раз вы будете об этом рассказывать. Вы бессознательно озвучите кейсы которые выходят за рамки обычной работы. Вот так просто вы о них глобально не расскажите, но в непринужденной обстановке вы поделитесь этого информацией с коллегой. Возможно подсознательно вы захотите получить совет, или одобрение, или поддержку. Или просто выплеснуть возмущение и посмеяться. Т.к. вне рабочего места,  вне митинга это просто  разговор ни к чему не обязывающий. 

ну вот и напишите в чатике "давай поболтаем", и желающие тут же к вам присоединятся

это так может быть в лучшем случае в небольшой компании. В большой организации ваше сообщение заметят минут через 20 в лучшем случае. Когда вам уже перехочется "поболтать". 

 поспрашивать своих техспецов, как дела обстоят у них.

Я технический программ менеджер, что по определению подразумевает у меня технические знания. Которые я получил работая как IT специалист. И мы всегда обсуждали с коллегами околотехнические вопросы на перерывах. А сторонние темы помогали лучше узнавать членов команды, что в дальнейшем помогало вести любое общение более прозрачно. 

И когда я как проджек ходил на ланч со своими коллегами из других отделов, то там так же всегда затрагивались какие рабочие вопросы. Причем в непринужденной обстановке люди говорили то, о чем на митинга даже не считали нужным говорить. К примеру один из таких разговор помог мне найти случайны гэп в процессах, исправление которого позволило компании ускорить процессы и экономить по полмиллиона долларов в год (это еще в РФ было). Я так же знаю, что FAANG многие инициативы и проекты родились именно из вот таких small talks. 

Я последние лет 15 работаю на компании с 1000+ сотрудников. И я слышал тысячи таких разговоров в не принужденной обстановке. И видел их результативность. Когда я 3 года работал на стартап у которого все сотрудники были уделенными, в разных странах, самыми продуктивными было время, когда мы на неделю собирались раз в полгода все вместе.  Сидя в одной комнате, наша команда порой делала больше важных вещей и изменений, чем за все полгода до этого. При том, что у нас были все необходимые церемонии в другое время, для максимизировать. 

 вместо сотни часов, потраченных на чаепития

вы этот чай так же пьете и дома, только тратите время на левую информацию, которая не имеет отношение к работе. 

  всего один митинг - но целенаправленно

Если бы все так было просто - сразу определили цель, все разом высказали честно, без стеснений что их засмеют, с полной открытой информацией, не забывая детали и все. И так что бы на регулярной основе. И чего я заморачиваюсь, да... Только вот это так не работает для инноваций. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Нет, вы не получаете больше продуктивности команды.
Неформальное общение прекрасно идет в онлайне.
"У нас вроде сейчас вроде большой недостаток ИТ сотрудников? " - у нас сейчас на любую нормальную вакансию миддла в первый день приходит 50+ вакансий джунов и ни одной миддла.

 Поддерживать тот же уровень коммуникации как в офисе на удаленке невозможно.
 это из области фантастики(или самообман).
 То, что команда может обсудить за чашкой кофе, в коридорах и т.п. за 5 минут, превращается в долгие митинги, т.к. даже собрать всех та еще задачка

только в случае некомпетентного руководства. У меня таких проблем нет и никогда не было. 

теперь я все больше слышу отзывы, что все IM

фильтры восприятия и самообман.

Не вижу аргументов, вижу субъективщину. 

Ответить
Развернуть ветку
John Doe
Не вижу аргументов, вижу субъективщину.

можно поинтересоваться с командами какого размера вы имели опыт работы? Сколько команд на одном проекте? Сколько подразделений? Насколько разными по культуре и временным зонам? 

Т.к. собственно то, что вы пишете это как раз субъективщина. Тогда как более высокая продуктивность  команда  в одном помещении, прописана  в agile методологиях и основана на научных исследованиях по тому, как люди воспринимают информацию. 

 У меня таких проблем нет и никогда не было. 

Возможно вы просто не были в другой ситуации и считаете нормой то, что другие воспринимают проблемой и низкой продуктивностью. 

p.s. у того же гугла есть официально культура small talks. И сейчас продуктивность их команд достаточно сильно упала даже от этого. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon
 можно поинтересоваться с командами какого размера вы имели опыт работы?

Отвечу сразу же как только увижу ваш ответ на этот вопрос. Подумайте хорошенько над ним.

  собственно то, что вы пишете это как раз субъективщина.

Были ваши утверждения, с которыми я не согласился. Вместо их доказательств вы пишете субъективый опыт и безосновательные утверждения - я просто отвечаю ровно тем же.

 Возможно вы просто не были в другой ситуации...

Возможно вы просто не можете организовать эффективную работу на удаленке, а я работал в немаленьком количестве организаций с удаленкой и без, в организациях переводивших сотрудников на удаленку и сам организовывал этот перевод. Возможно.

Никогда не был в совете директоров гугла или компании уровня гугла, поэтому даже пытаться назвать причины падения уровня эффективности их команд не берусь.

Ответить
Развернуть ветку
John Doe
Отвечу сразу же как только увижу ваш ответ на этот вопрос. Подумайте хорошенько над ним.

Последних лет 15 работаю Technical PM (P в данном случае Program) в компаниях F500(с небольшими паузами на опыта в стартапах). Обычно работаю с 5-10 командами в среднем по 5-12 человек. Проекты включают в себя работу над проектами с привлечением других подразделений(Security, DB, Network, DevOps etc.).
Сейчас, к примеру, у меня 5 DevOps команда (по 6-9 человек в команде), 2 Network team и 2 DB команды. Распределены в более чем 10 странах мира (ну практически на каждом континенте, собрать некоторых из них на один митинг та еще задачка из-за временных зон).
Те же DevOps обслуживают более 100 applications teams. Я так же являюсь частью PMO с более 40 project managers.
Communication channel можете подсчитать сами.

их доказательств вы пишете субъективный опыт

я пишу основываясь не только на своем опыте, но и на методологиях. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Максимум у меня в подчинении было 273 человека - несколько отделов, состоящих из групп с руководителем по 5-8 человек. В разных странах, включая Китай.

 я пишу основываясь не только на своем опыте, но и на методологиях.

Особенно вот это:

 А не вот это "я сделал задачу за 3 часа, значит на оставшиеся 5 часов я могу уйти в офлайн"

и вот это.

 80% информации в разговоре идет не от содержания разговора, а от интонации, от того как человек себя ведет (за одну это бы уволил)
Ответить
Развернуть ветку
John Doe
Максимум у меня в подчинении было 273 человека

Вы так и не написали какая ваше непосредственная роль по отношению к командам, какая сфера команд и т.п.. Если опыт сравнения эффективности больших команд распределенных и команд в офисе, или же вы всегда работали исключительно удаленно. 

я сделал задачу за 3 часа, значит на оставшиеся 5 часов я могу уйти в офлайн

А это я не на своем опыте писал - а на примере из других комментариев тут выше, которые пишут о своем видение преимущества удаленки. И этот аргумент в  пользу удалёнки  не единичный. Я больше скажу  - сейчас все больше всплывают "умных людей", которые пользуясь удаленкой начинают работать на двух работодателей( в тихоря, на каждого как фуллтайм). Почему этот плохо? Потому, что без падания продуктивности тут не обойдется (вплоть до коллапса, опять же это обосновывается количеством дел, который человек может делать одновременно. Да и в целом можно посмотреть принципы того же потока).  Все этом потенциально может привести к мониторингу уровня "третьего глаза" в Китае. 

 и вот это. 80% информации в разговоре идет не от содержания разговора, а от интонации, от того как человек себя ведет

ну это известный факт для любого человека который когда либо интересовался хоть немного коммуникациями. 

Experts in interpersonal communication have estimated that nonverbal communication constitutes approximately 80 percent of what is involved in communication: 35 percent vocal (tone of voice) and 45 percent facial expression and posture (body mannerisms).
Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

А вы прочтите что такое  interpersonal communication. Если вы соблазняете девушку или играете с ребёнком, да даже если вы прораб на стройке - у вас 90% информации будет идти невербально. Если вы обсуждаете архитектуру программы - вам извините ни тон голоса, ни выражение лица, ни поза не помогут.

к слову, сейчас удалённо даже на работу принимают - вот где невербалка куда важнее

Ответить
Развернуть ветку
John Doe
 Если вы обсуждаете архитектуру программы - вам извините ни тон голоса, ни выражение лица, ни поза не помогут.

В команде обсуждение архитектуры это только малая доля информации. На деле, даже в устоявшейся команде много места для конфликта. Я уже не говори про стадию шторма. 
F2F вы бессознательно считываете признаки недовольства члена команды и можете видеть, что к примеру идея ему не особо нравится.  Открытых людей, которые скажут вам, что ваша идея *****, в любой момент и в лицо, крайне мало. Ну или они скажут это перед самым уходом. А если команда имеет скрытые конфликты, то ее продуктивность будет крайне низкой(думаю вы будете не сильно комфортно работать с тем, что вам нравится или в чем вы сомневаетесь). 
Так же как мы может считывать одобрение, или не уверенность члена команды и подтолкнуть его высказаться. 

p.s. а многие девы даже камеры не включают. 

Ответить
Развернуть ветку
Ray Smith

Полностью согласен.
Особенно насчет камер. Не все дома могут позволить себе такую роскошь, как включенная камера. :)

Ответить
Развернуть ветку
Арслан Панаев

о, еще один CTO международной компании. Джентельмены ничего, что мы сирые к вам спиной?
Вам правда в пятницу вечером нечем заняться?

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Ничего, бро, подсаживайся к нам, вот пиво, семки, угощайся )

Ответить
Развернуть ветку
Арслан Панаев

а вы почему такой хороший спор свернули, и коллеге не отвечаете?

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Он вам же написал, что роутеры настраивает. Подобный спор я готов вести с человеком, который руководит удаленной командой, а не "работает с ней". Как мне кажется рассуждать об эффективности может лишь руководитель, который реально регулярно её оценивает по вполне себе определенным метрикам. Так что в дальнейшем споре смысла не вижу.

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

:) "Эффективный менеджер" не будет слушать других или что-то аргументировать. Он "руководит". Сова стратег, а не тактик :)

Ответить
Развернуть ветку
Арслан Панаев

с ума сойти, CTO такой монструозной конторы не нашел ничего лучшего в пятницу вечемром, чем спорить на вц с ноунеймами

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

А кто из нас CTO(и все мы тут ноунеймы, что в текущей обстановки даже прекрасно) :) ? Я в стартапах носил такой титул, но сейчас все же просто TPM. Да и контора текущая не сильно монструозная, работал и в поболее. 

p.s. а в целом, на восточном побережье до вечера еще долго, а у меня сегодня выходной :) хотя надо бы опять vс добавить в блок лист на роутере. самодисциплина-самодисциплина, но нужно признать, что недостаток неформального общения на удаленке  немного уводит не туда...

Ответить
Развернуть ветку
Карфаген должен быть разрушен

А чем должен СТО заниматься?

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Не просто может быть, эффективна, нередко она эффективнее.

Ответить
Развернуть ветку
398 комментариев
Раскрывать всегда