Как работать с саботажниками, внутри компании?
Что необходимо сделать, когда внедряешь изменения в компании, но не все сотрудники этому рады.
Привет, меня зовут Алексей. С 2003 я занимаюсь тем, что автоматизирую управленческий учет в компаниях: собираю запросы, нахожу разработчиков, внедряю, обучаю и все такое. Не все сотрудники клиентов рады этому. Ниже пример!
Обратился ко мне, где-то полгода назад собственник розничного магазина, хотел чтобы в отчетах все было видно, что ему там требовалось: прибыль, запасы товаров, финрезультат подразделений и прочее.
Для нас интересный клиент, классная задача и все такое. Только вот бухгалтер, как-то нас невзлюбила. Говорит: «Я сама могу все эти отчеты сделать! И инвентаризацию проведу!». Спрашивает «а где же ты была раньше?». Впрочем, мы быстро договорились, что нам нужны настоящие отчеты, которыми можно наслаждаться и всё-всё-всё видеть, а не те, что в налоговую уходят.
Про реальный учет: Скажем, поставщик подвел и не привез йогурт. Руководитель едет на ближайший оптовый склад и покупает пару ящиков, оплачивает со своей карты и ставит на полку магазина. Для бухгалтерии товара не существует, так как расплатились за него со счета физлица. А для предпринимателя это реальный товар, реальные деньги, которые итоже надо подсчитать и отразить в отчетах.
В общем, работаем. Инвентаризацию провели, навели в товарах порядок, в товарных отчетах все красиво, красных строк нет, видно, что и когда пришло, а когда ушло и так далее.
Начинаем работать с финансовым учетом. В России он с хитрецой, бухгалтер считает и показывает одно, а руководители хотят видеть всё-всё-всё реальное. Вроде настроили, сделали все необходимые инструкции «что, куда, как заносить, чтобы бухгалтерия работала с одним, а руководитель видел реально то, что его волнует». Начинаем в конце месяца проверять и сверять. Но не тут то и было! Бухгалтер правильно разносит свои цифры, а остальные игнорирует. Провели обучение вновь, переделали инструкции, разъяснили ценность. Через месяц проверям, опять не то!
Так я понял, что мы столкнулись с ожесточенной формой пассивной агрессии. Бухгалтер слушает, кивает, но не делает. Предлагаю собственнику наказать сотрудника — «выпороть». А он человек мягкий — я с ней поговорю… Ещё месяц, снова та же история. Это уже саботаж и вредительство! Три месяца просто ждём, программа готова, а отчётов по финансам нет. Бухгалтер начал шуршать с другими управленцами, качают лодку!
Я сообщаю руководителю, что скоро будет бунт. Уволить одного саботажника можно, уволить целую команду — не реально ☝.
Сейчас клиент наводит порядок внутри коллектива, чтобы появились отчеты и продолжилось наше внедрение...
А выводы такие:
- Руководитель должен внимательно относиться к любым формам сопротивления и оперативно на них реагировать. Разобраться и обсудить гораздо лучше, чем заставить и продавить.
- С самого начала строить со всеми честные и взрослые отношения, не притворяться, когда что то идет не так, а нести ответственность.
- Не тянуть с саботажниками. Они мутят воду. В общем, их увольнять.
- Стоимость проектов изменений, и проектов автоматизации гораздо сильнее зависит от команды и руководителя, чем от прорграмм, разработчиков и доработок.
- Руководитель проекта от заказчика — должен обладать влиянием, компетенцией, мотивацией и временем для проведения проекта.
А как вы бы работали с саботажниками? Поделитесь опытом?
Я сам устраивал сабботаж в компании, сначала бегал и показывал вариации прибыли в отдельном проекте, потом показывал варианты оптимизации и упрощении работы, потом нашёл вариант сокращение/перераспределения сотрудников на другие области в которых они получат больше успеха и вовлеченности. Когда третью подряд идею не услышало руководство, решил что сам всё сделаю, да и руководство подтолкнуло к этому снизив финансово мою активность, методом кнута а-ля лишнее время у него есть. Когда уже реализовал проект на себя, стал независимым от компании и внедренные мной упрощения в работе оптимизировали процесс работы, что повлекло интерес и зависимость. Решение руководства: усложнить работу в 10 раз и выдавить. Выдавили, ушел по сж в свою же фирму. Работал несколько нет и теперь занимаюсь новым проектом более глобальным. Та фирма вернулась к рутине, пыталась пару лет воссоздать те упрощения что я делал, вложила в разработку комплекса немало усилий и даже перечистила сотрудников по тем предложениям что были от меня, но под эгидой руководство так придумало..
Коллектив конечно пострадал от этого, уже нет больших вложений в сотрудников, рационализаторов сразу убирают, да и не хочет ни кто стараться, оптимизация с психологом поддерживает дух в текучем коллективе.
Комментарий недоступен
да!
Все что вы описали к 'саботажу' имеет очень слабое отношение, это скорее плохой менеджмент, в первую очередь ваш.
Насколько я понял, вы как подрядчик оказываете услуги компании, в рамках этих работ вам необходимо взаимодействовать с сотрудниками заказчика - ничего необычного тут нет.
Бюджет на вашу автоматизацию полагаю конечный, с оплатой по завершению и приемке работ?
В этом случае вам необходимо было сразу на уровне договора прописать этапы работ, так чтобы этап начинался после получения критически важных данных от сотрудника заказчика, прописать сроки этих этапов и штрафы за их срыв. По хорошему еще и оплату привязать к этим этапам.
Сотрудник заказчика по любой причине не предоставил данные? - Уведомляете менеджмент,включаете счетчик.
Если вы сдали проект, внедрили вашу автоматизацию а ею не пользуются - забудьте, это не ваши проблемы.
Забота о чужом для вас бизнесе заказчика также не входит в состав ваших работ, не надо этим заниматься, тем более лезть в операционную деятельность с советами 'выпороть' да еще блин главбуха. Запросто может быть что этот главбух ведет еще десяток компаний собственника, про которые вы не знаете, он может помогать с обналом - а это совершенно другой уровень отношений.
саботаж вот в чем — начальник говорит «надо делать вот эту задачу Y», бухгалтер отвечает «я сделаю»
проходит очень много Х времени — ничего не делается, при этом не просто ничего, а именно в зоне задачи Y → как это еще назвать?
насчет остального — да, если я правильно вас понял, именно так мы и работаем.
есть менеджер проекта изменений со стороны заказчика, есть с нашей стороны, они постоянно синхронизируются и уведомляют об изменениях: бюжета, условий, сроков. соотвественно мы трижды предупреждали начальника (он же менеджер проекта изменений) «бухгалтер продалбывает» и да, если со стороны заказчика ничего не меняется, мы с этим ничего не сможем сделать
Естественно без управленческого учёта, особенно в крупной компании, ваще никак. Бухгалтер в какой-то степени обычно правая рука руководства в этом вопросе и скорее наоборот, должна только приветствовать это. Если бух годится только на белую бухгалтерию в 1с, то либо специалист некомпетентен, либо тупо сидит от звонка до звонка на окладе без малейшего интереса к обороту и прибыли компании. А без полного учета и белого и серого ты даже не поймёшь, где можно провести налоговую оптимизацию, найти ещё какие-то причины финансовых потерь и на чем-то сэкономить. Лучше тогда заменить специалиста на более вовлеченного. А что касается именно саботажников. Конечно, их желательно распознать максимально быстро, пока они не разложили коллектив. По хорошему, ярых саботажников надо бы публично на собрании придавать "кнуту" и позже увольнять. Но обычно так не делается, обычно сначала увольняют "по собственному", а после увольнения на собрании говорят за что, и почему, и грозят остальным пальцем, чтобы так себя не вели. Что такие сотрудники в коллективе не приветствуются.
После публичного "придания кнуту" саботажника, оказавшегося настолько глупым, что его вычислили, оставшиеся более умные точно найдут способ воспользоваться воцарившейся в компании атмосферой страха и недоверия для того, чтобы и далее вести свою подрывную деятельность.
Как правило сотрудники так отчаянно борются за сохранение серых схем, когда имеют серьезные мотивы: не обязательно воровство, может быть и тупые Налоги и другие прелести :), разное видел, в итоге пришёл к единственно правильному выводу: в команде автоматизации не должно быть команды заказчика: это будет идеальный продукт :), все остальное как покатит :). Желательно процессы выстраивать так, чтобы из тех данных которые есть, получить то, что нужно, тогда не будет новых рабочих мест и остальной прелести. Чаще проще взять и интегрировать 1С, SAP и Excel, нежели всех убедить и обучить. Всегда надо помнить, цель автоматизации есть очень понятный эффект, а уж как придём у нему, вопрос второй :)
Да, только цель автоматизации не сама автоматизация, а получение выгод от автоматизации. Получить их может только заказчик, а не команда автоматизации без заказчика, и уже после автоматизации. Хотя, ваш способ вероятно тоже сработает.
Все так, вопрос вот в чем: сотрудники не готовы что-то делать сейчас ради непонятных выгод когда нибудь, поэтому идеальный вариант выполнить с минимальной загрузкой команды заказчика, а далее тестить на сотрудниках со словами: ребята скажите что доделать, все будет как вы хотите. Если сотрудник включится в работу, и сам скажет как надо что доделать, сам будет горой стоять за это решение, человеку ментально трудно согласиться, что он сделал какую-то хрень :)
про публичную порку — зависит от культуры компании и понятия «порка». в жестких иеархических, вроде армии — это, как будто и естественно.
если компания претендует на прозрачность, бирюзовсоть — то порка «человека», даже саботажника, скорее повредит. но полезно подсчвечивать «вот что ПРОИЗОШЛО, это неприемлемо, мы делаем вот так, вот наши дальнейшие действия». в случае с саботажем — прощаться. с ошибками — зависит от культуры и контекста =)
Комментарий удален модератором
Двойная бухгалтерия? Очень интересно. И когда что-то покупается за нал, то это тоже можно спокойно приходовать и нал возвращать из кассы.