Как интерим-менеджеры могут кратно увеличить эффективность предприятия и кто это вообще такие?

Думаю, я бы назвала себя интерим-менеджер, а не консультант по оптимизации процессов, знай я это слово раньше. Сейчас пока не хочется переделывать сайт 😊 Давайте рассмотрим, кто же такие интерим-менеджеры и как они могут помочь бизнесу.

На прошлой неделе в одном из Телеграмм-каналов я наткнулась на ссылку на подкаст и тема интервью была «Про интерим-менеджмент и современную Россию». Кто такие интерим-менеджера я, несмотря на высшее образование на экономическом факультете и 10 лет в управлении, не слышала ни разу, в описании к подкасту были интересные для меня темы: управления в производстве, современный менеджмент в России и чем отличаются интерим-менеджеры от консультантов; у меня был час в дороге и я решила послушать. Это был один из редких подкастов, от которого я получила и удовольствие, и пользу.

Как я представляю себе интерим-менеджера. 
Как я представляю себе интерим-менеджера. 

Я часто по работе сталкиваюсь с предубеждением клиентов к консультантам - придут, насоветуют, уйдут и ничего не поменяется. Ведь составить план по оптимизации действительно не так сложно, как внедрить этот план. И частый вопрос мне – как Вы будете контролировать внедрение изменений?

Кто же такие интерим-менеджеры?

Интерим-менеджер - это проектный менеджер, которого привлекают под определенную бизнес-задачу, на определенный период для РЕШЕНИЯ определенной задачи, а не просто консультаций. И если консультанты всегда немного сбоку процесса, то интерим-менеджер – это тот человек, который берет на себя разработку и внедрение проекта по изменениям.

По определению Британской Ассоциации Временных Управляющих, интерим-менеджмент — это быстрое и практичное решение бизнес-проблем путем временного привлечения опытных высококвалифицированных руководителей.

Как я понимаю, у нас это направление еще только зарождается. Вплоть до того, что я вбила в поиске на VC и не нашла ни одной статьи по этой теме. А на Западе, например, интерим-менеджеров используют 88 компаний из рейтинга Fortune 100. А в Германии на 2022 год было порядка 12 000 интерим-менеджеров и объем рынка составлял ориентировочно 2,5 млрд. евро (по данным ассоциации немецких интерим-менеджеров (DDIM). Нам есть куда расти, правда?

Когда стоит пригласить интерим-менеджера?

В каких же ситуациях стоит пригласить такого проектного менеджера:

1. Оптимизация бизнес-процессов.

2. Управление сложными организационными проектами.

3. Временные проекты или инициативы.

4. Переходный период (к примеру, при передачи компании локальному менеджменту – MBO).

5. Стартап-менеджмент (выведение бизнеса на уровень планируемых показателей и переход к регулярному менеджменту).

6. Внедрение новых технологий и методик работы.

7. Управление изменениями в компании (орг. импрувмент).

8. Реструктуризация бизнеса или подразделения.

То есть это все ситуации, когда внутри компании не хватает опыта или экспертизы для решения определенной задачи и задача определена во времени.

Чем отличается интерим-менеджер от просто менеджеров в компании и от консультантов?

Мне кажется, это очень интересный вопрос, потому что, как я понимаю, это люди особой структуры – которые любят новые вызовы, даже трудности, обладают креативным мышлением, чтобы придумать новый способ решения старой задачи, могут работать в условиях, когда нет четких правил и регламентов, обладают лидерскими качествами, чтобы вовлечь людей в проект по изменениям, и гибкостью, чтобы адаптироваться к новым условиям. Они скорее не могут работать в рутине, в отличие от регулярных менеджеров. Интерим-менеджеры могут придумать, внедрить, наладить и передать налаженную систему регулярному менеджеру.

Основное же отличие от классических консультантов, что те не внедряют изменения, они могут найти проблемы, посоветовать решения и оказать поддержку при внедрении, но зачастую сами не внедряют. Хотя, мне кажется, у нас есть, в связи с тем, что интерим-менеджмент не развит, некоторые называют его консалтингом. Но могу ошибаться.

Читала как-то статью, что, чтобы изменить негативное отношение бизнеса к консультантам, нужно, когда берешь проект, не вылезать с предприятия, пока ты не достигнешь цели. Мне кажется, тут больше подход про интерим-менеджмент, чем про консалтинг в обычном понимании. И мне этот подход очень близок. Поэтому и команда у меня скорее интерим-менеджеров, а не консультантов. И после того, как мы послушали подкаст, мы посмеялись «так вот, оказывается, как мы называемся».

Подписывайтесь на Телеграмм-канал и, если нужна помощь с внедрением изменений, пишите.

Александра Гостева

8
8 комментариев

Александра, здравствуйте! Спасибо за статью. Хотела чуть дополнить информацией об интерим менеджерах (ИМ). На рынке появилось много новых профессий помимо консультантов. Это менторы, трекеры, коучи и интеримы. Пока бизнес мало знает эти направления и не особо понимает различия между ними. Основное отличие в том, что ИМ лично проводит изменения и решает поставленные задачи, отвечая за результат, а не даёт платные советы. Естественно, сделать всегда намного сложнее, чем посоветовать. В этом и есть ценность интерима. Особенность ИМ, что он может работать в любой из вышеперечисленных специальностей. А вот интеримом работать почти никто из них не сможет. Это говорит о том, что помимо личных специфических качеств, ИМ должен обладать очень глубокими знаниями и огромнейшим опытом в своей сфере (отработать не менее 20 лет на руководящих должностях). Не зря в европейской статистике мы видим, что интеримами работают люди старше 50 лет. Причём время нам показывает повышение интереса у бизнеса к специалистам старше 60 лет. Это говорит о том, что возрастные люди более результативны и их приглашают чаще. Конечно, тема ИМ очень интересная и обширная. В Европе её применяют около 50 лет. Так что нашему бизнесу придётся изучать её в ускоренном темпе. Александра, ещё раз благодарю Вас за статью. Удачи и финансового благополучия!

1
Ответить

Ольга, спасибо огромное за такой развернутый комментарий!
Полностью согласна, что нашему бизнесу надо такие методы изучать и внедрять при необходимости

1
Ответить

Спасибо, Александра!
Это направление очень интересное и актуальное в текущее время. Не слышала про него ранее.

На твой взгляд интерим-менеджер- это специалист/команда в какой-то конкретной сфере, отрасли? Или они решают те задачи, которые есть в любом бизнесе?

Ответить

Определенно такие запросы есть в любой отрасли, просто решаемые задачи разные

1
Ответить

Спасибо за интересную статью. Как вы обеспечиваете непрерывность и передачу знаний после завершения работы интерим-менеджера? Какие процессы у вас есть для обеспечения плавного перехода?

Ответить

Мы внедряем изменения, определяем метрики для контроля и передаем уже работающий процесс регулярному менеджеру + обычно какое-то пост-сопровождение

1
Ответить

Интересно! Желаю вам успехов в развитии данной ниши!

Ответить