«Умные деньги»: Как серийный предприниматель зарабатывает на развитии чужих стартапов

Совладелец сети «Татарские пироги» и онлайн-школы иностранных языков Overcome the Barrier Рашид Кусембаев рассказал vc.ru о своих проектах и дал советы начинающим предпринимателям.

Рашид Кусембаев — cовладелец сети «Татарские пироги», инвестиционный партнер и совладелец онлайн-школы иностранных языков Overcome the Barrier и ряда других проектов.

В 1998 году Рашид окончил Уральский государственный экономический университет. Затем получил степень Executive MBA в бизнес-школе Duke University. «По окончании программы ты становишься настолько уверенным в своих силах, что кажется, можешь управлять небольшим государством», — говорит Кусембаев. Отбор был очень серьезный: требования к подготовке с точки зрения навыков и знаний, не менее десяти лет практического опыта.

«Из каждой страны брали не более четырех человек. Обучение не похоже на привычные лекции и воркшопы: ты приходишь на занятие, уже освоив 1000-страничный материал, чтобы задать свои вопросы лучшему специалисту по теме. Больше 10% студентов не выдерживают ритма и загрузки и сходят с дистанции. Этот естественный отбор изначально "зашит" в программу: если ты заплатил, это еще не значит, что получишь диплом», — рассказывает он.

После этой программы Рашид мог остаться в США или выбрать любую другую страну, но вернулся в Россию. Здесь у него был опыт корпоративной работы, реализованные проекты по развитию бизнеса для Cadbury, Philips, SUN InBev, Bridgetown Foods, Dirol. Рашид видел перспективы, полупустые рыночные ниши и хотел попробовать себя в стартапе.

«Проворный» менеджмент

Первым проектом стало BTL-агентство Orange. Кусембаев поставил в компании новое направление — мерчендайзинга и полевых аудитов, привлек крупных клиентов — Unilever, Sony, Electrolux, Heineiken, Efes, Coca-Cola, SABMiller, «Очаково» и многих других. «Инвестором проекта стал Игорь Куценко, а для реализации я собрал команду из бывших коллег», — говорит Рашид.

Заработанные деньги Кусембаев вложил в проект Axiom, развивающий системы автоматизации и оценки эффективности для BTL и полевого маркетинга. Он вошел туда с пониманием рынка, отработанными методиками и связями и вместе с командой прошел все стадии стартапа. Сейчас Axiom — это группа компаний, в которую входит в том числе разработчик программного обеспечения МИ8, она оказывает услуги по подбору, тестированию, обучению и мотивации продавцов-консультантов.

Затем была школа обучения иностранным языкам Overcome the Barrier, ассоциация «Горные вертолеты» и другие проекты. В каждый из них Кусембаев заходил с «умными деньгами» на стадии стартапа — инвестировал и включался в развитие. Корпоративный опыт и отработанные практики проектного менеджмента отлично ложились на почву российского бизнеса и усиливали команду стартапа.

Рашид убежден, что любой, даже сравнительно небольшой компании нужен биздев (business development manager), основной заботой которого будет поиск и отработка новых возможностей. «С одной стороны, развитием компании могут заниматься и операционные менеджеры, но они настолько погружены в свою ежедневную работу, что не могут даже подняться над водой и посмотреть вокруг. Биздев стоит немного в стороне от системы, смотрит орлиным взором на то, что происходит в компании, находит возможности для развития и, самое главное, готов и способен довести проект до конца», — поясняет он.

Причем, по его мнению, практики проектного менеджмента нужно внедрять с самого начала, даже если в команде вас трое и вы пока еще можете договориться. «Есть классический проектный менеджмент, которому учат в университетах, а есть agile project management, он хорошо известен разработчикам программного обеспечения и отлично подходит для предпринимателей. Такой подход подразумевает умение постоянно менять приоритеты, на каждой итерации переоценивать результаты своего продукта, иногда даже менять цели проекта и на ходу переписывать сценарии, — поясняет Рашид. — Но это все еще проектный менеджмент, и он позволяет держать ситуацию под контролем, видеть процессы и прогнозировать».

«Татарские пироги»

В 2014 году Кусембаеву захотелось выйти в офлайн и попробовать поднять стартап полного цикла — от снабжения и производства до развития сети продаж. В этот момент он познакомился с основателями сети «Татарские пироги».

В августе 2010 года казанские предприниматели Надир Валитов и Надир Мангушев запустили пекарню «Татарские пироги». Сейчас пекарня, где вручную изготавливаются пироги и сладости по традиционным татарским рецептам, обеспечивает сеть торговых точек в Москве и Московской области, из которых 20 точек принадлежат франчайзи. Продукт выходит из печки и в течение двух-трех часов попадает на прилавок. В точках продаж пироги при необходимости разогревают в пароконвектоматах — так продукт сохраняет свежесть и вкус. Кусембаев вложился в «Татарские пироги» в 2014 году. Компания каждый месяц генерировала убытки, и на тот момент основной задачей было вывести ее в плюс и сформулировать стратегию развития.

Самым амбициозным и при этом не самым удачным проектом «Татарских пирогов» стало сотрудничество с X5 Retail Group. Однако это был полезный опыт. «Один из топ-менеджеров X5 попробовал нашу выпечку, ему понравилось, и с нами связались представители сети "Перекресток". Началась звездная пора: нам дали точки в "Зеленых Перекрестках", обычных синих, "Перекрестках Экспресс", "Пятерочках"… Условия были простые: мы за свой счет открываем в магазинах торговые точки, они получают выручку и переводят ее нам, а себе оставляют оговоренный процент, — рассказывает Рашид. — Мы вложили более 10 миллионов рублей в оборудование, людей, производство и открыли 15 таких точек». Очевидно, что выручка не везде была одинаковая.

«После пары месяцев работы понимаешь, что потенциал точки переоценен, надо закрывать ее и открываться в другом месте, — говорит Кусембаев. — Но менеджмент X5 за нас решил, что нам достаточно иметь определенную сумму на точку в среднем и мы должны тянуть убыточные точки ради прибыльных».

Потом случилось непонимание с ценообразованием на пироги и сладости, затем — классические для крупных ритейловых сетей задержки выплат. В начале 2015 года в «Перекрестках» в очередной раз сменился менеджмент среднего звена и изменилась стратегия. «Нам дали понять, что сети не нужна фирменная брендированная выпечка, они готовы покупать дешевую выпечку и ставить на полку рядом с хлебом, — поясняет Рашид. — Для нас это было идеальной развязкой. Мы могли закрыть эти точки, не нарушая контрактных обязательств».

«Мы решили сфокусироваться на том, что делаем лучше всего, — производить и продавать сами. Сетевой ритейл — это монстр, который берет самое дешевое, логистически удобное и не заморачивается благосостоянием своих партнеров — поставщиков. Хорошо, если ты Danone или Coca-Cola и можешь сам диктовать условия или общаться с ними на равных. А если нет — то тебе с ними не по пути. — резюмирует Рашид. — Сейчас компания сосредоточена на развитии собственных точек, работе с франчайзи, онлайн-продажах и кейтеринге. Мы сократили ассортимент, оптимизировали постоянные издержки и начали зарабатывать».

Франшиза и «умные деньги» — лучше любого акселератора

«Меня часто спрашивают, с чего начать, если хочешь попробовать себя в бизнесе. Берите франшизу. Это школа бизнеса получше, чем MBA. Ты вложил свои деньги и сам отвечаешь за то, как усвоил урок, — советует Рашид. — При этом франшиза — это не просто пакет документов, но и поддержка в запуске и отладке бизнес-процессов, контроль со стороны франчайзера. Постоянное обучение боем лучше любого акселератора. Кстати, отец Роберта Кийосаки купил франшизу для начала своего пути в предпринимательстве».

Еще один вариант попробовать себя в бизнесе с минимальным риском — «умные деньги». Например, Кусембаев не просто вкладывается в стартап как инвестор, но и дает корпоративных клиентов из своей сети контактов. При этом и спрос с команды очень большой. Инвестор, заходящий в проект «умными деньгами», рискует в первую очередь не финансово, а репутацией на рынке. Зато с такой поддержкой год идет за пятилетку. «В России сейчас появляется прослойка бизнес-ангелов с умными деньгами. Ищите таких в своей нише, завоевывайте их внимание и доверие, — говорит Рашид. — Я, например, всегда открыт для новых идей и стартапов, особенно работающих в ритейле и сфере услуг».

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Chingis Alekenov

Статья норм, но когда нет статистики или как прошел путь суховато выходит.
Автор если читаете коммент, можете написать отдельно как вы из убыточного бизнеса «Татарские пироги» сделали прибыльный.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Тусить

Уговорил! По чём франшиза на Татарские пироги??

Ответить
Развернуть ветку
Superstartuper

приготовился читать комментарии про бм

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Да-да, дорогая редакция, помогите, пожалуйста, почитать что-нибудь новое про БМ !
(а то слухи ходят, что они продали весь свой видео-архив и закрылись)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Чадов

Фиг с ними, с БМ-овцами. Лев, что там у Морейниса??

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Опториус

Меня искренне поражают такие статьи, цитирую: "Первым проектом стало BTL-агентство Orange. Кусембаев поставил в компании новое направление — мерчендайзинга и полевых аудитов, привлек крупных клиентов — Unilever, Sony, Electrolux, Heineiken, Efes, Coca-Cola, SABMiller, «Очаково» и многих других" Почему в статье не дается ответа на главный вопрос, как он привлек??? Каким способом??? Я здесь же прочитал, статью где было написано буквально следующее: - ...В компании дела шли из ряда вон плохо, денег почти не было, поэтому они закрыли компанию и купили завод...)))

Ответить
Развернуть ветку
Alex Vinogradov

Приветствую. Думаю нам будет интересно поработать вместе над http://heartin.net

Вот описание:
Our company was chosen as one of four startups to interview for Techcrunch:
http://techcrunch.com/video/hardware-alley-showcase-san-francisco-disrupt-2015/519103327/
and USA Today:
http://www.usatoday.com/story/tech/columnist/shinal/2015/09/23/tech-economy-lands-dogpatch-thud/72578468/

Just to remind, HeartIn aim is a bring remote, professional clinic cardio-diagnostic to your home. For that, we release portable, designed for consumer market device, just 200$ cost. HeartIn also includes doctor's marketplace, where customers can get appointment time and receive a diagnostic result, similar to hospital's do, but remotely and cheap. All results saved in the cloud, where doctors can verify it.

We are looking a grow distribution channels, where entrepreneurs and companies can get benefit together with us. By joining our network, u can receive passive revenue, just after help us to grow worldwide.
Please download our presentation and watch video on links bellow to look at my business model and my project information.

https://youtu.be/-VuGz69N9aw

https://www.dropbox.com/s/bxsxvznrfprvx0g/heartin_insurance_companies_eng.pdf?dl=0
https://www.dropbox.com/s/ixcse22p7pxrxts/heartin_team_invitation_eng_v.1.1.pdf?dl=0
https://www.dropbox.com/s/idevgt2v0pjcuyg/heartin_doctors_invitation_end.pptx?dl=0

Let's arrange a call to discuss more. Thank you and have a nice day,
------
Oleksii Vynogradov
founder and CEO
Heartln Inc.
http://www.heartin.net

440 Wolfe Rd
Sunnyvale CA 94085
United States
Work: +1(786)573-8717
skype: oleksiivinogradov

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда