«Самокаты должны быть у каждого подъезда»: как Юрент из маленького игрока вырос в федерального оператора кикшеринга

Рост в 50 раз, инвестиции, партнёрство с МТС и ПДД для электросамокатов – что изменилось за три года с первого интервью основателя кикшеринга Андрея Колесника

Сегодня электросамокаты на улицах городов стали привычным многим средством передвижения, но еще недавно дела обстояли совсем иначе. В 2019 году они только начинали проникать в повседневную жизнь, будучи скорее развлечением, чем транспортом. Одним из первых игроков на рынке микромобильного транспорта был сервис для аренды велосипедов и самокатов. Он работал в Адлере, Краснодаре, на курорте «Роза-Хутор» и назывался URentBike. Три года назад основатель компании Андрей Колесник дал интервью vc.ru, в котором рассказал о том, как почти без инвестиций запустил бизнес, а затем добился выручки в размере 100 млн рублей. С тех пор многое изменилось: масштабы выросли, URentBike превратился в Юрент, а сама компания из стартапа превратилась в федерального оператора, который работает в 114 городах и в приложении которого зарегистрированы 9 млн человек. Но как изменился бизнес в процессе настолько быстрого роста?

Старт на Юге

В 2018 году URentBike заработал в тестовом режиме на курорте «Роза-Хутор». На тот момент в парке компании было 20 велосипедов, на которых Колесник хотел проверить спрос. Запуск сервиса обошелся в 6 млн рублей. Колесник запускал бизнес вместе с предпринимателем Иваном Туринге и разработчиком Андреем Калининым, не привлекал инвесторов в проект — использовал собственные средства, средства партнеров, а также банковские кредиты.

«Начинать кикшеринговый бизнес было сложно, — вспоминает генеральный директор Юрент Иван Туринге, — Пользователи просто не понимали, что велосипед или самокат можно взять в аренду. Мы размещали рекламу «Прокат самокатов» и телефон для связи прямо на устройствах».

При этом первые самокаты не были предназначены для шеринга, на них не было трекеров и стояли несъемные батареи. Основатели компании ранее занимались каршерингом, поэтому первые трекеры сняли с проданных автомобилей. Их ставили в короба, напечатанные на 3D-принтерах, но решение оказалось ненадежным: короба разбивались, а крепления разбалтывались.

Спустя год компания Юрент расширила список городов присутствия: самокаты появились Ростове-на-Дону, Краснодаре, Сочи, Анапе. Качественно и количественно вырос парк: к 2019 году он насчитывал 1100 велосипедов и 2230 самокатов, оснащенных навигационными системами и съемными аккумуляторами. Последние на практике оказались важным элементом юнит-экономики, так как именно благодаря съемным батареям сократились расходы на логистику — «перезаряжать» самокаты стало возможным прямо на улицах, а не на складе.

Бичом аренды самокатов на заре развития бизнеса неожиданно стали вейперы и пенсионеры. Первые начали воровать устройства ради литий-ионных батарей, которые устанавливаются в вейпы. Вторые просто собирали, как им казалось, бесхозную технику, которую потом прятали дома. Колесник утверждал, что в 2019 году пользователи Юрент ежедневно воровали как минимум одну единицу техники. С ростом бизнеса воровства стало меньше в процентном соотношении – компания отслеживает месторасположение самокатов с помощью IT-платформы, а возвращением транспортных средств занимается корпоративная служба безопасности.

В конце 2018 года выручка Юрент составила 3 млн рублей, а в 2019 году она же выросла до 100 млн рублей. Андрей Колесник рассказывал, что главная цель компании на 2020 год — быть прибыльной в Сочи, Краснодаре, Анапе. Жизнь, как это часто бывает, оказалась интереснее планов.

В 2019 году основатели UrentBike познакомились с Андреем Азаровым и Михаилом Гейшериком, которые вложились в стартап сами и привлекли в качестве инвесторов знакомых и друзей (они вложили в компанию 150 млн рублей). В 2020-м году компания купила сервис бесстанционного велошеринга Lucky Bike, в первую очередь, чтобы привлечь его основателя Илью Тимаховского. Новые люди привнесли в команду свежий взгляд — они верили в то, что за микромобильным транспортом будущее больших городов. Благодаря этому уже в следующем году сервис начал трансформацию из локального бизнеса в федерального оператора. В 2020 году компания запустилась в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и начали экспансию в другие регионы России. По словам Ивана Туринге, именно Андрей Азаров и Михаил Гейшерик подтолкнули компанию к запуску в Москве. У компании изменилась и миссия — теперь Юрент решила делать не развлекательный сервис для жителей и туристов южных городов, а федеральный бизнес, который сможет изменить жизни миллионов людей по всей стране.

Федеральный оператор

К концу 2022 года парк Юрент насчитывал более 80 тысяч самокатов, а сам сервис представлен в 114 городах России — по словам основателей, это самое большое количество присутствия сервиса в масштабе одной страны в мире.

Растить парк помогали инвестиции: в 2021 году в микромобильный стартап поверил фонд Sistema SmartTech. Он вложил в компанию 250 млн рублей. Также в 2021 году компания привлекла еще 400 млн рублей от частных инвесторов (действующих и новых). Остальное финансирование в 2021 году было привлечено в виде займов, в том числе 300 млн рублей от структур Сбера и Ситимобил, а также 400 млн рублей кредитных средств от Сбербанка на лизинг для покупки электросамокатов.

Кроме этого, в феврале 2022 года Юрент привлек 1,4 млрд рублей от МТС и VEB Ventures. По словам Ивана Туринге, привлеченные средства направили на расширение парка электросамокатов и улучшение ИТ-платформы сервиса. Изначально в рамках раунда еще 700 млн рублей в Юрент также должен был инвестировать фонд прямых инвестиций VPE Capital, но после 24 февраля он не смог принять участие в сделке.

В 2022 году Юрент оценивается в 10 млрд рублей, а оборот платформы (доход от всех поездок, в том числе франчайзи) компании достиг показателей почти в 5 млрд рублей, что в 50 раз больше, чем три года назад. В планах Юрент на 2023 год — привлечь финансирование в размере 3 млрд рублей, которые компания направит на обновление парка и расширение географии присутствия.

Несмотря на то, что один из основных конкурентов Юрент — Whoosh, вышел на IPO, Туринге, Азаров и Гейшерик считают, что им самим еще не пришло время выходить на биржу. Частная компания более гибкая, чем публичная – а это преимущество на бурно развивающемся рынке. Кроме того, сейчас довольно много интереса со стороны институциональных инвесторов, потому что рынок имеет большой потенциал роста, и Юрент рассчитывает стать одним из тех, кто выиграет от этого роста.

Битва за пользователей

Начав запуски в крупных городах, Юрент столкнулся с проблемами серьезнее краж. Вызовом для компании стало взаимодействие с городскими администрациями и недовольство поведением пользователей самокатов в целом. Компания научилась соответствовать жестким требованиям городских властей, конкурировать с ИТ-гигантами и работать с распределенной командой.

По словам Ивана Туринге, в 2022 году стратегия бизнеса заключается в том, чтобы интегрировать кикшеринг в обыденную жизнь горожан. Предприниматель шутит, что для того, чтобы стать транспортом «самокаты должны быть доступны у каждого подъезда» — то есть плотность парка в городе должна быть такая, чтобы человек мог легко найти его в нескольких сотнях метров и поехать по своим делам.

Большую ставку Юрент делает ставку на сотрудничество с другими платформами и ценит партнерства с сильными компаниями: в 2020 году компания сделала интеграцию с сервисом городской мобильности Ситимобил — на тот момент это был первый пример подобных коллабораций в России. Дело в том, что такси и самокаты дополняют друг друга: оба сервиса решают задачу передвижения по городу, но такси – на относительно большие расстояния, а самокаты — до 3-5 км. Это помогло привлечь новую аудиторию в Юрент за счет популярности Ситимобила во многих городах. В 2022 году в компанию инвестировал МТС, который начал строить экосистему сервисов, и добавил самокаты в свою подписку.

Рост распределенной команды

В 2018 году в Юрент работало десять человек: пять разработчиков, четыре специалиста по техническому обслуживанию велосипедов и один менеджер по продажам. В 2022 году в компании круглый год трудятся 400 человек, а в сезон штат Юрента увеличивается до двух с половиной тысяч сотрудников. В среднем, это 30-40 новых рабочих мест на 1000 самокатов.

У компании полностью децентрализованная и в большинстве удалённая команда. Такой она была с тех времен, когда владельцы Юрент занимались каршерингом и нанимали специалистов по всей России. Географический критерий был не важен — главное, какие у человека ценности и навыки, как он вписывается в команду и работает. Сегодня разработчики Юрента живут по всей стране: от Калиниграда до Новосибирска.

«Помню, как года четыре назад проводил совещания на набережной Адлера – там длинная велодорожка вдоль моря, где максимальная концентрация самокатов и пользователей» — рассказывает Иван Туринге. Время шло, но привычка предпринимателя работать вне офиса не изменилась. И сейчас он регулярно приезжает прямо в сервисный центр, чтобы познакомиться с персоналом и совместно поработать с техниками, а также проводит целый день с командой логистики, участвуя в замене батарей и перемещении самокатов. Настоящий офис с переговорками появился в компании в прошлом году. Туринге смеется, рассказывая о том, что и сейчас он не любит в нем находиться — помещение сняли, потому что понадобилось для проведения переговоров с бизнес-партнерами и бэк-офиса.

На старте бизнеса основатели работали с небольшой командой, но когда у Юрент появились амбиции стать федеральным игроком, сервису пришлось выстраивать корпоративную структуру. Так, помимо фаундеров в компании появились департамент продукта, юридический, финансовый, HR-департамент. Кого-то нанимали «с рынка», кто-то – работает с момента основания бизнеса и вырос внутри.

Команда топ-менеджеров Юрент летом 2022 года

По словам сооснователя Юрент Андрея Азарова, в компании распространена практика «обмена», когда разработчики пробуют себя в роли сотрудников тех.поддержки или техников сервисных центрах. Это помогает команде прочувствовать продукт и понять, как он работает изнутри.

Большие запуски в больших городах

Три мекки российского кикшеринга: Москва, Санкт-Петербург и южные регионы. Именно в этих местах стоят самые новые самокаты — это обусловлено развитой инфраструктурой и высокими средними чеками за поездки.

Запуск в Москве был одним из самых сложных в истории компании. Он начался во время пандемии. Городские власти, по словам Туринге, стремятся достичь самого высокого качества обслуживания людей в стране, и поэтому не дают сервисам аренды разрешение на работу сразу во всем городе. У московской администрации есть квоты, которые определяют количество устройств для каждого сервиса, а также районы для работы. Чтобы получить эту квоту, нужно соответствовать требованиям Департамента транспорта по моделям и оснащению самокатов.

Первые самокаты Юрент

В 2020 году, когда Юрент решила наводнить столицу самокатами в разгар пандемии, то получила разрешение на работу лишь в небольшой зоне на юго-востоке Москвы. Это был тест, чтобы доказать властям, что сервис сможет работать в большом городе. В рамках пробного периода Юрент ставила собственные парковки, инвестировала в развитие сервиса, чтобы самокаты не валялись на улицах, а стояли ровными рядами на парковках. Тест был успешно пройден, и в 2021 году Департамент транспорта разрешил компании работать в в центре Москвы, а в 2022-м расшириться в пределах всего МКАД и за его пределы. На конец сезона 2022 года по всей Москве было 15 тысяч самокатов Юрент — в августе сервису удалось получить на текущий момент максимальную квоту для работы в столице.

Теперь в Москве работают ездят другие самокаты: со сменными аккумуляторами, улучшенной амортизацией

Непростыми взаимоотношения с властями были в 2021 году. Например, во время Чемпионата Европы, Юрент столкнулся с ограничениями в Санкт-Петербурге. Хотя спустя сезон власти Петербурга поверили в кикшеринг, и начали активнее вести диалог с сервисами. В Казани власти ввели большое количество зон с еще большими ограничениями скорости.

В Новосибирске ГИБДД в 2022 году штрафовала людей на самокатах, как водителей мопедов за вождение без прав. Юристы компании помогали пользователям обжаловать штрафы. Юрент пытается решать эти вопросы, взаимодействуя с администрациями, но получается не всегда. В России все еще остаются города, где сервису непросто работать, но большинство уже привыкают к самокатам и начинают содействовать развитию нового транспорта.

По словам Ивана Туринге, в 2023 году вступят в силу изменения ПДД, которые выведут самокаты из «серой зоны», и устройства наконец-то получат определенный законом статус. Это должно сильно упростить диалог сервиса с региональными властями.

В 2021 году компания запустилась почти в 40 городах (всего до 60-ти), в 2022-м охватила больше 60 городов (до 114-ти). Запуская сервис в Москве и других крупных городах, Юрент выработала алгоритм действия. Сперва компания прорабатывает административный ресурс, взаимодействует с властями. Далее команда изучает основные транспортные потоки, ищет локации, где самокаты будут востребованными, а затем открывает сервисный центр. После того, как все это сделано, в конце зимы или начале весны в городе устанавливают парковки и завозят самокаты на точки старта. Часть городов запускают франчайзи-партнеры. С ними компания делится инструментами для запуска, доступом к технологической платформе для управления самокатами.

Нагрузка на IT-сервис

2 мая 2022 года, в разгар майских праздников – самое «горячее» время для кикшеринга, у Юрент произошел крупнейший в истории сервиса сбой. Приложение не было доступно почти три часа, о сбое написали в СМИ, Telegram-каналах. Службе поддержки пришлось несколько недель разбирать обращения пользователей и возвращать деньги. На масштабе в сотни тысяч поездок в день, любое падение становится очень заметным для пользователей, поэтому надежность IT-системы играет все более важную роль.

Этот случай помог IT-команде улучшить процесс управления инцидентами, систематически работать с первопричинами проблем, а также внедрить zero bug policy — политику нетерпимости багов, рассказывает директор по IT Юрента Андрей Калинин. В компании есть мораторий на выпуск обновлений в пятницу и выходные дни — это исключает возможность сбоя в моменты пиковой нагрузки. Кроме того, на экстренный случай в Юрент были продублированы все критические системы, например, оплата или учет аренды. Кстати, спустя несколько дней в майские праздники, платформа обновила рекорд по нагрузке.

В один из дней августа этого года пользователи сервиса за сутки совершили 200 тысяч поездок – пока что это рекорд за всю историю компании. IT-платформа сервиса отслеживает устройства, их передвижения и другие показатели, каждый из 80 тысяч самокатов передает в среднем одно сообщение каждые 30 секунд. Обслуживание платформы стоит миллионы рублей в месяц. В командах IT и продукта на сегодняшний день 85 человек.

«Вечные» самокаты

С ростом размера парка перед Юрент встала новая задача — быстро ремонтировать самокаты, чтобы сломанная техника не простаивала. Туринге шутит, что за несколько лет работы в компании научились делать «почти вечные» устройства. Юрент стремится увеличить срок жизни самокатов — это важно для экономики бизнеса.

В начале деятельности Юрент закупала б/у самокаты из Европы, чтобы насытить рынок. Впрочем, любой самокат становится «бэушным» после нескольких месяцев активной эксплуатации в шеринге. Ремонтируются самокаты в собственных сервисных центрах компании. В 2022 году по всей стране их было 10, самые крупные — в Москве и Краснодаре. Последний обслуживает все города на Юге.

Техник ремонтирует самокат в сервисном центре Юрент в Москве

В 2019 году Колесник с партнёрами решили в качестве эксперимента печатать расходники вроде крыльев, курков газа и тормоза на 3D-принтерах. Идея оказалась рабочей и прижилась настолько, что к 2022 году у сервиса есть «3D Лаборатория», где печатаются многие расходные детали для парка. Для этого закуплено более 50 3D-принтеров, каждый из которых стоит от 50 тысяч рублей. Печатный цех работает круглогодично и даже приносит компании небольшой дополнительный доход. Помимо печати запчастей и оборудования, Лаборатория активно участвует в IT-разработке. Зимой все самокаты проходят полное обслуживание — им меняют износившиеся детали, резинки и прокладки, чтобы они были готовы к использованию в следующем сезоне.

Один из 3D принтеров в «Лаборатории 3D» Юрент

Также с 2021 года Юрент сотрудничает с предприятиями, которые перерабатывают пластиковые детали и металл – на переработку сдали первые самокаты, которые работали в 2019 и 2020 годах. С тех пор литий-ионные аккумуляторы и расходники перерабатываются с минимальным вредом для окружающей среды.

Партнерство, экосистемы и маркетинг

По словам одного из основателей компании Андрея Азарова, конкуренция сервисов аренды самокатов схожа с конкуренцией у операторов связи. Большой разницы между операторами кикшеринга, как и между операторами связи, нет. Для обоих невозможен взрывной рост аудитории, а небольшие игроки могут работать только в регионах.

Основные конкуренты Юрент — Яндекс.Go и Whoosh. У них примерно одинаковое количество устройств в Москве и Санкт-Петербурге. Одинаковые ценности: экономия времени и экологичность, а часто даже идентичные модели самокатов на парковке. Отличаются только фирменные цвета и цены на аренду.

Юрент делает ставку на создание партнерской экосистемы, в которой пользователь будет переключаться между оффлайновыми и онлайновыми активностями. Самокаты сервиса интегрированы в карты 2ГИС и приложение «Московский транспорт» — это позволяет пользователю выстроить «бесшовный» маршрут с использованием самоката, а также сразу арендовать устройство. Кроме этого, Юрент входит в подписку МТС Premium, пользователи которой получают бесплатную активацию самокатов.

Партнерство на базе общих подписок дает выход к большой базе пользователей, в то время как клиенты получают новые возможности в оффлайне или онлайне за те же деньги. Например, в сентябре 2022 года Юрент, Ситимобил и БериЗаряд представили общую подписку. За 149 рублей в месяц пользователь получил возможность трехпроцентного кэшбэка на такси, каршеринг, а также бесплатную активацию самоката.

Увеличение сезона и развитие инфраструктуры

Мировой центр велосипедов и самокатов как полноценных транспортных средств — Северная Европа. В Стокгольме и Осло сотни километров велодорожек и 8-10 самокатов на 1000 населения. Благодаря развитой инфраструктуре на самокатах передвигаются даже зимой. Люди надевают шапки и шарфы, тепло одеваются, а использование микромобильного транспорта становится осознанной альтернативой поездке на машине и автобусе.

В России в 2022 году на 1000 жителей в среднем приходится 1,3 самоката, в Москве — около 3 самокатов. Активно в велодорожки пока вкладывается Москва. Казань, Краснодар, Санкт-Петербург и другие крупные города только начинают подхватывать тренд. Чем больше прогулочных зон и велодорожек, тем больше самокатов, а чем больше устройств, тем больше города вкладываются в инфраструктуру. Похоже на замкнутый круг, но именно в связи с этим растет спрос спрос на сервисы краткосрочной аренды, расширяются парки устройств, а сезон постоянно удлиняется. В этом году он составил 245 дней в Москве и мог продолжаться дальше, если бы его не прервали ранние снегопады..

«Каждый год пользователи раскачиваются только к августу. Весной чувствуют тепло, вспоминают, как им нравятся самокаты, и только тогда они начинают ездить. Как сделать, чтобы каждый месяц сезона был как август? Нужно не только отремонтировать и подготовить самокаты, чтобы они ровными рядами стояли в апреле, готовые к поездке, но провести ретроспективу по итогам сезона, понять, что было хорошо, а что не получилось, и проработать ошибки. А также подогоревать интересом к самокатам пользователей» — говорит Туринге.

Для этого в зимний период компания прорабатывает боли пользователей и улучшает продукт, например, чтобы удобнее было начинать и завершать аренду, чтобы стабильнее работали карты в приложении. К 2022 году в сервисе зарегистрировалось уже более 9 млн человек, а к 2025 эта цифра с высокой вероятностью удвоится, считают основатели компании. При этом основной рост поездок в следующем сезоне придется не на новых пользователей, а на людей, которые уже попробовали электросамокаты как средство мобильности. Благодаря им самокаты развиваются как альтернатива городскому транспорту. А Юрент из небольшого стартапа превратился в федерального оператора, который воплощает эту идею в реальность.

0
215 комментариев
Написать комментарий...
F. K.

Если у моего подъезда поставят это мигающее и пиликающее говно, отнесу в мусорный контейнер за домом

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ионов

то ли дело православное двухтонное пердящее вонючее орущее дерьмо которыи заставляют все свободные места

пиздец если будет парковка кикшеринга у каждого падика в отведенных местах это будет одно из лучших что случалось с общественным транспортом, вышел из падика, запладил две сотки, поехал куда надо, запарковал где можно и никаких машин у подъездов

Ответить
Развернуть ветку
Sergey

Зима такая:

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ионов

о да эти адепты двух месяцев холода которые живут ими все двенадцать месяцев, жесть наверное страны живущие еще севернее не научились совладать с этой невероятно непокорной стихией, и никак кроме как заставить всё дерьмовозками невозможно

Ответить
Развернуть ветку
Vitaliy Sitnikov

какие нахуй "двух месяцев"
в масквабаде уже некомфортно в октябре из-за ветра
потом можно кататься норм только в конце марта

и это не самый серверный город как бэ

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ионов

жесть нет ну тут определенно никаких выходов нет из этого климата который окружил целый один город на писят пятой параллели

Ответить
Развернуть ветку
Vitaliy Sitnikov

за мкадом жизни нет, увы
так что, шо маемо, то маемо

но хотя бы межсезонья уже нет в дефолт-сити
зима за неделю-другую превращается в лето

Ответить
Развернуть ветку
Sergey

о эти смотрящие на северные страны, чел, ты про рашку говоришь, где в СПБ 9 месяцев можно говнище под ногами регулярно месить

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ионов

ты полностью прав государство москва полностью уникально и нет ни единого города на планете чей опыт благоустройства в зимнее время года было бы возможно перенять, нет ни одного настолько раздутого городского бюджета со всей страны с тысячами выходцев из азии регулярно пидорящами улицы, а тем более таких охуенно тупых градостроителей

Ответить
Развернуть ветку
Sergey

Зачем делать город удобнее, если можно пилить бабло?)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
A B

А как конретно ты узнал, что у него в штанах?)) боюсь даже предполагать, все всё поняли, вопрос риторический :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
A B

Ого, ведешь статистику. Представляю объем эмпирически "изученного материала", чтобы иметь возможность на основе этих данных еще и выводы делать.:) Впрочем в рф законы против лгбт, так что тему развивать не будем;)

Ответить
Развернуть ветку
Sergey

Извини, что задел твои гомосексуальные чувства

Ответить
Развернуть ветку
Denkotovskiy

Северные страны. В Стокгольме норм народ рассекает и сейчас, да я и сам тоже. Ветер конечно напрягает, но это мелочи. Когда снег был. велодорожки чистили. Ну было пару дней, когда всё занесло, тогда самокаты отключали, но в целом всю зиму работают. В Питере согласен, говнище под ногами, велодорожек нет, по дороге страшно ехать, по тротуару - людям мешать, да и медленно. Но в сезон стоянка самокатов хотя бы у дома, не обязательно у подъезда - норм тема. Правда, в Питере было проще сначала дорогу перейти, а потом уже брать самокат, потому что ждать 120 секунд переход с самокатом - плюс две минуты платного времени.

Ответить
Развернуть ветку
Hambala Fully

Использую самокат/велосипед почти каждый день с начала марта по середину декабря. Спб.

Иногда еще в январе катаюсь, если дорожки почищены.

Так что про хуевые погодные условия - полный пиздеж.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ионов

за таких как ты плачу я своим комфортам дерьмовозками на каждом углу, за твоё удовольсьтвие, блин)
2) они укутаны потому что это их работа, а не передвижение с работы до дома, блин да и вообще с хуя ли в зимнее время ты не должен быть в балоневых штанах?
и в четвертых, для таких как ты должны быть созданы платные коробки-парковки в киллометре от моего двора, паркуй корыто нехочу, передвигайся как хочешь, никого это не ебет, убери его только с глаз долой и не дави людей на тратуарах

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ионов

нахуя мне ехать с области в москву на самокате? дурак штоле?
погулять по вднх заехать в сокольники и оставить самокат у падика в метрогородке - вот цель
в пригороды нужен легкий наземный транспорт нормальный, а не транспорт последней мили лол
выйти из падика за пивом и доехать 1км в магазин, от метро до дома, падика, это цель самоката, а не покатушек из пушкино до охотного ряда

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Барабаш

на тротуарах как раз приходится уворачиваться от дятлоголовых на электросамокатах

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Hambala Fully

Абсолютно спокойно катаюсь на самокате/велосипеде всю осень и начало весны. Без болоневых штанов, термобелья и зимней куртки. На велосипеде так особенно никаких проблем с замерзанием нет.

> Еб*ные смузи-еды, удивляющиеся, что народ не хочет в дождь и ураган на работу на самокате и велосипеде ездить - как же надоели.

Ебанные эгоисты, которые ездят на вонючих ведрах, паркуют их где попало, заполняют целиком проспекты, мешают пешеходам и общественному транспорту, тормозят внутригородскую логистику, лишь бы жопа в тепле была.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergey

Вам кредит на тачку что ли не дали?)
Откуда столько хейта

Ответить
Развернуть ветку
Константин

В каждом обсуждении самокатов/велосипедов появляются такие теоретики, как ты и начинают свою балалайку про зиму. Для не совсем упоротых, здесь можно ознакомиться с реальным опытом массового передвижения зимой на велосипеде на примере Финки https://www.youtube.com/watch?v=Uhx-26GfCBU

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Константин

Вы ролик-то посмотрели, видимо нет.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Therm

живу в Костроме. 5 часов езды на авто до МСК. каша и лёд под ногами далеко не всего 2 месяца

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Барабаш

Ну не двух, а 4х как минимум. Прокат самокатов в том году свернули 15.11. Прошло уже больше 2х месяцев

Ответить
Развернуть ветку
Приятель

Ты хотел сказать "всего две сотки".

Ответить
Развернуть ветку
Инженер-душнила
это будет одно из лучших что случалось с общественным транспортом

спорный момент.

во Франции например уже поднимают вопрос запрета аренды самокатов как таковой.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ионов

срванивать волюлюбивый небольшой и всравнении бедный париж с мск такое, там негде инфраструктуру делать, это у нас 18 полосный монстр который модернизируй нехочу

Ответить
Развернуть ветку
Инженер-душнила
18 полосный монстр который модернизируй нехочу

ну текущее состояние дорожного полотна в мск как по мне это градостроительный провал. от которого не мешало бы избавиться. а после уже подумать и о кикшринге

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ионов

у нас ебейшие проспекты, огромные придомовые территории, камеры на каждом углу, было бы желание сделать по человечески, была бы охуенная реализация инфраструктуры для передвежения на электрическом компактном транспорте хоть с правами и москва станет одним из удобнейших мест с нахуй ненужным даже мцд

Ответить
Развернуть ветку
Илья Лапинский

Я абсолютно с Вами согласен, но вместо того, чтобы вытеснить с дороги машины. Заставить тех кто привык катать в тепле и в коробочке оставить машину на стоянке и взять самокат, и хоть так почувствовать ветерок города. Он вытесняет пешехода, который и так вышел прогуляться.

Ответить
Развернуть ветку
212 комментариев
Раскрывать всегда