Свободное плавание: можно ли заработать на яхтинге в России Статьи редакции

Интервью с основателями парусной школы «Сила ветра» Максимом Пинигиным и Александром Сколковым — о доходах, проблемах с морской полицией и способах продвижения.

Как начиналась «Сила ветра»

Максим, если я правильно понимаю, вы — первый основатель «Силы ветра»? А Саша присоединился к вам позже?

Максим Пинигин: Так и есть. Я попал на яхту во взрослом возрасте, примерно 11 лет назад. После этого влюбился в парус окончательно и бесповоротно. Почти сразу решил делать свой проект.

«Силе ветра» уже более 10 лет, проект долго существовал как закрытый клуб. Мы организовывали регаты в Средиземном море, набирались опыта и звали друзей.

Максим Пинигин

Александр Сколков: В 2016 году «Сила ветра» стала открытым проектом, куда может записаться кто угодно. Сначала это был просто способ получать удовольствие от яхтинга, а с опытом мы поняли, что можно организовывать экспедиции лучше, чем остальные.

Некоторых услуг на рынке в принципе не было. Например, не было обычных тренировок в Подмосковье, куда могут прийти новички, научиться самостоятельно управлять яхтой и посоревноваться между собой.

В таком формате можно заняться футболом или волейболом, а с яхтингом проблема. Тогда мы организовали тренировочную школу в Подмосковье. Или, например, яхтинг на Фарерских островах — до нас никто не организовывал путешествия с таким маршрутом.

Александр Сколков

Когда решили организовать первое путешествие, на что понадобились деньги?

Пинигин: Деньги потребовались только на аренду лодки. Капитальных вложений не было — не нужно было тратиться на аренду офиса и рекламу. Компанию мы зарегистрировали только спустя несколько лет, поэтому не тратились даже на юриста.

У вас есть школа в Москве, а в этом месяце вы запустили подобную и в Петербурге. Почему только сейчас?

Сейчас появилась команда, которая хочет помогать в Санкт-Петербурге. В наших планах не было задачи по масштабному расширению — важно в первую очередь качество продукта. У нас большие ожидания от Санкт-Петербурга, потому что там живёт много наших друзей, и вообще это морской город — яхтинг должен понравиться жителям.

Сколько людей в команде «Силы ветра»?

Команда большая — около 100 человек, активно вовлечённых в сообщество: это и инструкторы, и преподаватели школы, и капитаны регат и экспедиций, которые также отвечают за качество продукта.

Мы взаимодействуем с сообществом, которое выстраивается вокруг «Силы ветра». Многое помогают делать люди, которые когда-то влюбились в яхтинг. Их нельзя считать командой, которая ежедневно работает, но без них мы бы развивались не так быстро.

В офисе около 15 человек, ещё примерно 40 человек на фрилансе.

Извне мы людей не ищем, чаще по рекомендациям и через случайные знакомства.

Сколько в среднем людей в одной экспедиции?

Пинигин: От 15 до 350 человек. Это зависит от продукта. Когда проходит обучение вождению — на яхте находятся не больше пяти человек, а когда это туристическое путешествие на гонки, то в десятки раз больше.

О подготовке к плаванию и ценах

Расскажите про свои продукты — куда предлагаете отправиться с вами?

Сколков: Самое простое из того, что мы предлагаем людям, — это просто покататься на яхте в Средиземном море. Для этого не нужно ничего уметь, достаточно желания. На яхте есть капитан, который всё знает, умеет и может научить желающих.

Есть большая регата — когда много яхт отправляются в какое-нибудь красивое место, например, в Греции. Есть регаты для гонок, а также те, на которых люди учатся плавать по открытой воде.

Всё это — способ показать людям другую сторону путешествий. Снимать отели в Booking.com уже все научились, яхты — это не менее доступный способ путешествовать.

Сколько стоит поехать с вами?

Пинигин: От €500 до €1100 в среднем. Зависит от региона и от того, как дорого там стоит аренда лодок. У нас есть поездки и дороже — например, пересечение Атлантического океана.

Как устроена подготовка к плаванию?

Пинигин: Всё просто — чтобы арендовать яхты, нужно обратиться к чартерным компаниям. Если на выбранном нами направлении нет чартерных компаний, то, вероятнее всего, мы не будем организовывать это путешествие.

К частникам обращаться опасно: можно столкнуться с поломкой лодки или невыполнением обязательств. Бывает, приезжаешь на место, а лодка не готова к плаванию. Владелец яхты возвращает деньги, но ты же уже приехал с людьми. И что будешь делать — вместо яхты поедешь на скутерах?

У чартерных компаний есть сайты, на них можно зайти, подобрать подходящую яхту. Мы стараемся не брать капитанов на стороне, а приглашать наших друзей или выпускников школы. Путешествие мы планируем примерно за год до отправления.

В стоимость входит аренда лодки, зарплата капитану, реклама, налоги и дополнительные услуги — уборка, постельное бельё, иногда трансфер из аэропорта до марины.

Сколько стоит работа капитана?

Пинигин: Примерно €700–1000. Есть звёздные гонщики, которые хотят особой оплаты за своё мастерство — до €2000. Если удаётся обеспечить капитана стабильной работой, можно договориться о скидке.

А стоимость аренды яхты зависит от сезона, региона и самого транспорта. Разброс — от €1500 до €10 тысяч. Одна и та же лодка в апреле может стоить в три раза дешевле, чем в августе.

Как устроено путешествие на яхте?

Сколков: Всегда плюс-минус одинаково. Утром все завтракают, затем отходят, доезжают до желаемого острова, швартуются в новом месте и гуляют по новому острову. Или днём яхта может остановиться в каком-нибудь красивом месте, где люди купаются, а уже вечером причалить к новому острову.

Путешествия по новым местам разбросаны таким образом, что перед выходом в море или океан есть возможно посмотреть прогноз погоды, не будет ли шторма и так далее.

О прибыли, маркетинге и морской полиции

На каких продуктах зарабатываете больше всего?

Сколков: Мы стараемся делать все наши туры хоть немного прибыльными, потому что таким образом бизнес будет развиваться. Для собственного удовольствия мы выпускаем журналы, книги, переводим кино и так далее. Такие вещи иногда сильно убыточные.

У нас не очень большая рентабельность, но мы стараемся делать максимально доступные по цене туры, чтобы показать, что яхтинг — это не только для богатых. Пока экспедиция не завершена, мы не можем знать, сколько на ней заработаем. Например, если на лодке будет восемь человек вместо возможных десяти, то мы выйдем в ноль, если не в минус.

Тренировочный комплекс в Подмосковье регулярно приносит прибыль, но одного этого проекта не хватит, чтобы покрывать наши ежемесячные расходы на офис, зарплаты команде и прочее. Поэтому у нас много экспедиций в году.

У нас есть две больших регаты в году — туда ездят около 350 человек. Но у них самая низкая маржинальность.

Случались ли форс-мажорные ситуации в экспедициях? Сталкивались ли с морской полицией?

Пинигин: Например, в Норвегии мы приехали принимать лодку, и нам сообщили, что у неё не включается задняя передача. Компания предлагала вернуть нам деньги, но на свой страх мы всё же пошли в море. Всё закончилось без инцидентов, но делать так, конечно, не нужно.

На Липарских островах была история с полицией. Наша чартерная компания не предупредила, что любые гонки нужно согласовывать с итальянскими властями. В итоге на нас пожаловался проходящий мимо теплоход, и через время пришла морская полиция.

Мы съездили в полицию и выяснили, что установка буёв в Италии — это уголовно наказуемые действия. Мы сразу же подали апелляцию, а через два года были полностью оправданы.

У Максима есть ещё несколько коммерческих проектов — Музей советский игровых автоматов и Laba.Space. Саша, а вы кроме «Силы ветра» занимаетесь ещё чем-то?

Сколков: Сейчас нет. На жизнь хватает, а дальше, надеемся, дела будут идти ещё лучше.

Почему вы решили уйти из медиа?

Сколков: Для меня яхтинг — это не экзотическое занятие. Когда начинаешь этим увлекаться, понимаешь, что это нормальное, интересное занятие.

Я долго работал в медиа, каждый день обрабатывал целый массив информации и вёл диалоги с читателями. Сейчас я занимаюсь примерно тем же самым — настраиваю визуальный и текстуальный диалоги. Это не такая кардинальная смена деятельности, как, например, из врача в каскадёры.

Ушёл потому, что мне немного наскучили медиа, а яхтингом я горел. И до сих пор горю.

Как распределены ваши с Максимом обязанности?

Сколков: Мы вместе более-менее занимаемся всем. Но Максим больше занимается продуктом и финансами, потому что у него в этом больше опыта. А я — маркетингом и всем, что касается общения с аудиторией.

До «Силы ветра» у меня была своя маленькая парусная школа. Я вырос в Ейске, занимался виндсёрфингом на Азовском море. А затем подумал, что туда можно отправлять людей учиться и отдыхать — недорого и с пользой.

Затем я познакомился с Максимом, мы начали делать совместные регаты, обучать людей гонкам. Параллельно мы запустили тренировки в Москве. Стало понятно, что у нас два бренда, которые делают одно и то же. Надо было сливаться и работать вместе. «Сила ветра» — более сильный бренд с уже сформированным комьюнити, поэтому решили работать под ним.

Вы выпускаете журнал, хотя это не прибыльно. Зачем?

Сколков: Журнал мы делаем силами энтузиастов, офисной команды, знакомых дизайнеров. Сначала издание затевали ради собственного удовольствия, но мы всё равно считаем его частью маркетинговой стратегии.

С журналом получается достучаться до тех, кого не может достать интернет-реклама. Когда человек берёт в руки печатный журнал, он вдохновляется.

Создаётся впечатление, что ваш проект развивается в первую очередь за счёт сарафанного радио. Какие рекламные каналы работают, а какие нет?

Сколков: Плохо работает перфоманс-маркетинг, потому что у аудитории много страхов. Отлично работает контент-маркетинг: люди читают наши статьи, подписываются, бронируют туры.

С человеком нужно говорить, потому что на бронирование путешествия ему нужно больше времени, чем на онлайн-покупку какой-то вещи. Человек почитает, подумает, увидит, что его друзья съездили и довольны, и тогда решится. Сарафанное радио работает наиболее эффективно.

О целевой аудитории, конкурентах и учёбе

Вы говорите, что стараетесь сделать яхтинг доступным для людей со средним достатком. Получается ли? Какие люди чаще всего ездят с вами?

Сколков: Да, получается. Перед нами стояла важная маркетинговая задача — настроить диалог с потенциальным клиентом. Объяснить ему, что путешествие на яхте — это не страшно и не дорого. В целом наши гости — активные ребята 24–35 лет, которым интересно что-то новое. С такой аудиторией многие стараются работать, потому что эти люди первыми пробуют что-то новое.

Все привыкли ездить в Турцию, Италию, Францию. С яхтингом нет сложностей, но так просто люди на подобное путешествие не готовы.

Сколько времени нужно выделить в год, чтобы научиться самостоятельно управлять яхтой?

Пинигин: Управление яхтой похоже на вождение велосипеда — уже на второй день понимаешь, что получается уловить суть и начать постепенно прогрессировать. Конечно, чемпионом мира по яхтингу на второй день учёбы вряд ли станешь, но уже чему-то научился. Через пять-шесть двухчасовых занятий уже можно кататься и получать удовольствие.

Но если хочется самостоятельно брать яхту в аренду, то нужно пройти теоретический курс и сдать практический экзамен. Это займёт не меньше двух недель.

Сколков: Права на яхту несложно получить, может, даже проще, чем на машину. Очень многое определяет опыт — можно получить права и начать накапливать опыт, самостоятельно тренируясь в хорошую погоду в тихих бухтах. Главное — следовать наставлениям инструкторов.

Дайте совет новичкам — к чему готовиться?

Сколков: Основные моменты расскажет капитан. Но главное — если ты вдруг подумал, что яхтинг — твоё, нужно попробовать с чего-то простого: покататься летом в Италии или Греции. Не нужно сразу же бросаться пересекать Атлантический океан или участвовать в гонках.

Переживать тоже нет смысла — в 90% случаев гости приезжают на неделю и наслаждаются жизнью. Вот и все советы. Покупать специальную форму или космический костюм не нужно.

Чем «Сила ветра» отличается от конкурентов?

Пинигин: Мы в принципе не считаем, что у нас есть конкуренты, поэтому и отличаться не от кого. Мы делаем проект для себя и своих друзей. У нас не было задачи от кого-то отличаться или под кого-то подстраиваться. Мы стараемся придумывать новые продукты, которые были бы интересны нашей аудитории. Возможно, мы скоро будем делать собственные лодки на продажу.

Основная наша мотивация: сделать проект, который подошёл бы нашим близким. Услуги яхтинга в России были и до нас, но нам не нравились предложения на рынке, поэтому мы делаем свой собственный.

0
22 комментария
Написать комментарий...
Evgeny Kozlov

Долго решался, но вдохновился и решил поехать на острова близ Сицилии в это году, присоединяйтесь!

Ответить
Развернуть ветку
Igor Kovalevskiy

Ого! Женя, встретимся там 👌

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Kozlov

🔥

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Marevskiy

"Пинигин: Мы в принципе не считаем, что у нас есть конкуренты, поэтому и отличаться не от кого."

Вы серьезно? ИМХО, сотни только в РФ. Коммерческие чартеры имеют реальную проблему наполняемости.

Ответить
Развернуть ветку
Натали Missouri

Согласна

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Darija Puzanova

Ребята молодцы, у них очень классно!

Ответить
Развернуть ветку
Varya Gurova

спасибо! <3

Ответить
Развернуть ветку
Натали Missouri

Пинигин: в принципе не считает что у него нет конкурентов.
У вас ребят есть конкуренты!!! Вы че, перепили? Погуглить, глупцы...))))

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Marevskiy

По теме яхтинга: предложений, куда пойти довольно много, и не все коммерческие. https://www.team2.travel/s_yahty

Ответить
Развернуть ветку
Michael Kell

Знаете нууу...
1. "Мы в принципе не считаем, что у нас есть конкуренты" - это конечно полная неправда. И я советую каждому человеку, который только что загорелся идеей пойти в яхтенный поход, сделать паузу и хорошо загуглить рынок. Не стоит сразу покупаться на красочные описания по типу: "мы едем туда-то смотреть китов и касаток", тем более в данном случае, никто гарантировать подобного не может. Есть неплохой шанс что вы найдете предложения и лучше.
2. "Мы стараемся делать максимально доступные по цене туры". И здесь я просто хочу воскликнуть - 140к за камчатку, за 4 дня в море вблизи Петропаловска ? 950 евро за Норвегию (не Лофотены), один из самых яхтенных регионов ? У вас же в прошлом году Норвегия была 750. К слову и Фареры были 850 (в 2018), сейчас 1100 начальная. Как доступные то ?) "если на лодке будет восемь человек вместо возможных десяти, то мы выйдем в ноль, если не в минус" - да ладно вам)

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith

Кто в теме, на Moscow Boat Show в этом году стоит идти?
Несколько лет не ходил (тогда еще MIBS был), не знаю как там сейчас.
Вроде с началом кризиса мало иностраных яхт стало, не поменялось?

Ответить
Развернуть ветку
Varya Gurova

Ну так и есть, да. Там, в основном, катера. Особенно сильно контраст чувствуется после посещения выставки в Дюссельдорфе.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Глевский

Показалось, что статья оборвалась на середине. Было бы классно, если бы вы рассказали о ближайших запланированных, но не заполненных по участникам, путешествиях. И из вашего описания обычного тура, кажется, что все не очень весело: поели, дошли до очередного острова, опять покупались, легли спать. Будто разница, только в том, что на яхте спать менее удобно, чем в турецком отеле. Но ведь на деле всё явно живее – чему можно научиться, начав дружить с вами? Когда я смогу быть достаточно уверен в себе, чтобы пытаться сдать международный экзамен? И вообще, это как курсы устроено по подобию автошколы, или мы просто катаемся по средиземному морю и у меня есть шанс что-то узнать, наблюдая за капитаном. Или в его обязанности не входит обучение меня?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Marevskiy

Дайте со стороны расскажу как это все происходит.
Есть 3 типа яхтенных походов: обучение, покатушки, гонки.
Обучение - почти все по программе IYT. Это как бы минимум, которые берет своей простотой и лозунгами типа "2 недели и ты капитан". Теория + 10-14 дней морской практики. Для самостоятельного управления лодкой не достаточно ну ни как. Но было бы желание. Крайне не рекомендую соединять теорию с практикой - просто на теорию почти не будет времени. Экзамен принимают по сути те же люди, кто и учит. Поэтому вопрос сдачи экзамена в общем-то не стоит. Вопрос будет стоять - готовы ли будете вы после этого брать лодку самостоятельно или нет.
И вот тут зависит от того, где вы учитесь и когда.
Поясню.
1. Теория. Ее можно выучить где угодно, а во время обучения попрактиковаться.
2. Обучение. Яхтинг - это может быть весьма скучным занятием. Особенно, когда нет ветра. Управление лодкой в общем-то не сложное. Но есть ряд моментов. а) швартовки б) непредвиденные ситуации. И тут есть разница, где вы учитесь и когда учитесь. Например, можно учиться летом в Греции когда не будет ветра:) Будет красиво и тепло купаться. А можно учиться там же осенью при ветре под 30 узлов. Это будет 2 совершенно разные практики.

В любом случае, 2 недели обучения - это некий старт, понимание: а оно вам вообще, надо?

Ответить
Развернуть ветку
Varya Gurova

Привет! Все наши запланированные путешествия есть в календаре на 2019 год (коротко): https://silavetra.com/calendar-2019 и в разделе "приключения" (более подробно): https://silavetra.com/ehkspedicii-na-yahtah

Если мы говорим о практике на права капитана, то всю неделю вас активно обучают практическим навыкам (теория уже сдана к этому моменту), вы отрабатываете все важные маневры и управляете яхтой.
Если вы имеете в виду путешествия, то и там мы тоже всех учим азам яхтинга — тут по желанию вашему (если хотите — научим азам яхтинга, конечно).

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kenig

Мой знакомый в Анапе дает уроки по управлению яхтой за 1500р . И желающие есть. Не на каждый день конечно, но интересуются. Благо погода и климат позволяют выходить в море зимой практически каждый день.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Syabro

А что за лодка? Можно контакты?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прилипко

Красивые фотографии.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Samuel Elkuch

Мы тоже любим походить на яхте семьей. Обычно берем в аренду на https://www.boataround.com/ru

Ответить
Развернуть ветку
Fastclient.info

У вас прекрасные фотографии в статье, парочку украла на рабочий стол.

Ответить
Развернуть ветку
Varya Gurova

класс, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Раскрывать всегда