{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Четыре чёрных лебедя в полиграфии в 2022

Привет. Меня зовут Ольга. Уже 20 лет я управляю типографией для корпоративных клиентов. Было разное: и листинг в топ 100 печатных компаний России, и одномоментная потеря 80% оборота с уходом 3 основных клиентов. Новое направление бизнеса с итальянскими партнерами после долгих переговоров в 2014 и подписание долгосрочного контракта с гигантом косметического рынка после 2 мейлов и 25-и минутной встречи . И многое другое, включая ошибки, которые лучше не повторять.

Ольга Сидорова
Управляющий партнер компании печатных услуг и корпоративных подарков АльянсПринт

Бизнес и сколковский ЕМВА научили меня искать возможности на стыке разных профессий. Эта статья – попытка честно рассказать о том, как жила российская печатная отрасль в прошлом году. Полиграфистам и заказчикам будет полезно сравнить чужой взгляд с собственными ощущениями. Для собственников других бизнесов ретроспектива новой для себя индустрии может стать топливом для инсайтов и инноваций.

Полиграфия — очень традиционная отрасль, рассредоточенная в руках малого, среднего и микро бизнеса, с весомым преобладанием последнего. По оценке РБК в 2022 году число типографий составило 20 000. При этом объем рынка полиграфических услуг с 2015 года ежегодно составляет более 480 млрд рублей. Если вычесть из этой суммы 14%, приходящихся на долю гигантов (Госзнак и еще 4 компании), то на каждую типографию, в среднем, приходится 20 млн рублей год.

Это очень «средняя температура по больнице», которая полезна полиграфисту для оценки своего места в очереди за куском печатного пирога. В случае представителей других бизнесов, цифра ярко демонстрирует уровень конкуренции (высокий) и финансовые возможности типографий на продвижение (скромные).

Показывает, что с годами полиграфия только росла

Печатное оборудование много весит и занимает немало места, поэтому заскочил-попробовал годик-другой в полиграфии не работает. В жёсткой конкуренции закаляются сильные характеры, которые из год в год добывают свой хлеб, хотя могли бы печатать деньги.

Не нужно британских ученых, чтобы доказать, что за последние 7 лет онлайн потеснил печатную рекламу даже больше, чем цифровые книги - бумажные. Полиграфисты прилежно трудились на оставшемся рынке.

В мае 2020 года Национальный Союз полиграфистов провел общероссийский опрос среди 260 типографий. С целью оценки влияния режима самоизоляции и карантина на отрасль. На вопрос "какие действия вы предпринимаете для активизации спроса на услуги вашего предприятия " 42% респондентов ответили: " ничего, ждём восстановления спроса вместе с восстановлением экономики". Тоже позиция, которая, кстати, оправдалась в 2021. А потом наступил февраль 2022.

Приключения Снегурочки

Первый Черный Лебедь, по иронии, назывался Снегурочка. Прилетело уже в марте.

Самая популярная офсетная бумага для печати книг, инструкций и другой информационной полиграфии за три дня исчезла из продажи. Исчезла, чтобы вернуться в экологичном коричневом оттенке, оставив в моменте отбеленные аналоги по цене в 3 раза дороже, чем раньше.

Сюрприз заключался в том, что офсетка 80 гр - единственный вид из широкого ассортимента бумаг, которым страна обеспечивала себя за счет внутреннего производства на 90%+. Остальные бумаги импортировались в объёме от 70 до 100%. Основные бумажные фабрики в России входили в международные корпорации, что позволяло надеяться на бесперебойную работу. Но что-то пошло не так.

По итогу, типографии расстались со сложившимся за многие годы представлением о цене бумаги как прямой производной от курса валюты. Оказалось, что дорожать может непредсказуемо. Кто-то потерял и материально, купив про запас на пике цен. А бумажные комбинаты восстановили производство и постепенно перешли в руки российских акционеров.

А мы напечатали ежедневники с блоками из новой Снегурочки и уверено поставили символ экологической продукции, так как бумага произведена без хлора.

Копировать, но не ксерить

По способу печати полиграфия делится на офсетную, флексо и цифру. У каждой свои станки, среди которых ни одного российского. В марте начались проблемы у цифровых типографий. Xerox, HP и Сanon объявили о приостановке деятельности в РФ. Владельцы Mercedes, Ford и Volvo поймут чувства, которые испытали полиграфисты. А дилеры этих марок разделят глубину отчаяния, в которое попали люди, вложившиеся в средства производства, которые внезапно стали неликвидом. Причём чем производительнее был принтер, тем сложнее было найти альтернативу расходным материалам. Встроенные в оборудование чипы отказывались "есть" неоригинальное. Выход из строя маленькой шестерёнки превращал машину в ящик на месяцы. Лизинговые платежи при этом никто не отменял.

Это мог бы быть наш Печатник, но см. историю Черного Лебедя №4

Уход как исход

поджидал российскую полиграфию в апреле. Исход ситуации, когда основные импортные производители бумаг поставили сотрудничество на стоп. 5 апреля уход стал официальным фактом. ЕС и Со объявили о введении санкций на все виды бумаг, кроме самоклейки. Заодно с запретом на поставку краски, оборудования и запчастей. С учётом того, что все офсетное печатное оборудование в российских типографиях из Германии, Чехии и Японии - Лебедь был чернее чёрного. От паники спасло только отсутствие спроса на полиграфию. Заказы были только у производителей упаковки и этикетки. Остальные нервно курили в сторонке. Привычно волновались, когда экономика восстановится, и спрос вернется. В итоге, немецкие краски и сейчас есть в запасе, китайского и российского картона хватает по потребностям. На вторичном рынке появилось поддержанное оборудование, которое и рассматривают на детали.

Кадры решают всё, теперь и за вас

В любом типографском цехе много физического труда. На ручные операции ещё с нулевых сложно найти желающих. В сезон потребности типографий закрывали подработчики из стран евразийского сообщества. Этой осенью найти постпечатников стало сложной задачей. Во многих отраслях не хватало рабочих рук, а полиграфия не в ресурсе, чтобы конкурировать зарплатами. Предновогодний спрос на полиграфию случился, но отсутствие кадров ограничило возможности заработать на нем.

Что в итоге? Ответ узнаем в марте, когда Росстат опубликует отчёт по финансовой отчётности типографий.

Чёрные лебеди не означают Лебединой песни, даже если собрались в квартет. Росстат оценил рынок полиграфии за первые 9 месяцев 2022 по сравнению с тем же периодом 2021 в 110%. С учётом метрики оценки в относительных значениях, рост чистый без учёта фактора подорожания цен.

Ставьте лайк, если прошли похожие испытания в своем бизнесе. Если такого опыта не было, а статью вы дочитали, наш лайк – Ваш.

Эта статья написана по следам новостей в нашем Telegram за прошедший год. Следуйте за нами в Год Черного Кролика, и пусть этот год будет успешным для всех.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Anastasiya Opanasenko

Очень показательная иллюстрация того, что подход «ничего не делаем, ждем» на сегодняшнем рынке уже давно не работает. Даже удивительно, что почти половина (!) типографий о нем заявили - интересно, сколько из них уже закрылись (хотя, наверное, результат закономерен). Интересно, ждет ли полиграфическую отрасль с развитием диджитала полный disrupt - как это было с каким-нибудь рынком видеокассет. И кто станет новым Нетфликсом)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

Удивительно, насколько быстрые и точные решения стоит принимать чтобы подстраиваться под изменения рынка. Интересно, сколько компаний не пережило таких резких изменений…
Очень понравилась история про знак экологической продукции для бумаги без хлора.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Сидорова
Автор

В рекламной полиграфии много типографий закрывается. Надо очень быстро бежать, чтобы остаться на месте - очень про полиграфию.
На мой взгляд, маркер - оборот а год. Если он меньше 20 млн "средних по больнице" - дело плохо.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Сидорова
Автор

Судя по наличию ещё немецких красок в рекламной и газетно-журнальной сегментах спустя погода после последней поставки на фоне дикого спроса еще в прошлом апреле на краски в пищевке, бенефициары - типографии на производстве этикетки и упаковки для пищевой и фарм промышленности.
В марте Росстат опубликует статистику по 3 сегментам полиграфии - увидим точнее.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Интересно, что полиграфия оказалась одной из немногих отраслей экономики, которая по итогам прошлого года показала рост (+7,8%). Кто эти компании и как им это удалось?

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Сидорова
Автор

Ответила выше в ветке. Вкратце, кто рядом с кухней - не пропадёт 😉

Ответить
Развернуть ветку
DilyaBurya

Наша компания еще до всех санкций приобрела очень крутое немецкое оборудование для мелования бумаги, мы можем делать такую же крутую "дорогую" бумагу как в Европе, но в России. Сейчас пытаемся определиться, какую всё-таки выпускать, дефицит какой именно бумаги наиболее острый, какую бы бумагу у нас с руками оторвали типографии? Поделитесь с нами такой информацией?)

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Сидорова
Автор

Есть дефицит мелованной бумаги 250 и 300 гр. У Омелы нет такой плотности, китайской на всех в сезон не хватало. Если есть возможности выпускать такие плотности - выиграете рынок.

Ответить
Развернуть ветку
DilyaBurya

Спасибо большое, это очень полезно для нас.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда