Четыре чёрных лебедя в полиграфии в 2022

Привет. Меня зовут Ольга. Уже 20 лет я управляю типографией для корпоративных клиентов. Было разное: и листинг в топ 100 печатных компаний России, и одномоментная потеря 80% оборота с уходом 3 основных клиентов. Новое направление бизнеса с итальянскими партнерами после долгих переговоров в 2014 и подписание долгосрочного контракта с гигантом косметического рынка после 2 мейлов и 25-и минутной встречи . И многое другое, включая ошибки, которые лучше не повторять.

Ольга Сидорова
Управляющий партнер компании печатных услуг и корпоративных подарков АльянсПринт

Бизнес и сколковский ЕМВА научили меня искать возможности на стыке разных профессий. Эта статья – попытка честно рассказать о том, как жила российская печатная отрасль в прошлом году. Полиграфистам и заказчикам будет полезно сравнить чужой взгляд с собственными ощущениями. Для собственников других бизнесов ретроспектива новой для себя индустрии может стать топливом для инсайтов и инноваций.

Полиграфия — очень традиционная отрасль, рассредоточенная в руках малого, среднего и микро бизнеса, с весомым преобладанием последнего. По оценке РБК в 2022 году число типографий составило 20 000. При этом объем рынка полиграфических услуг с 2015 года ежегодно составляет более 480 млрд рублей. Если вычесть из этой суммы 14%, приходящихся на долю гигантов (Госзнак и еще 4 компании), то на каждую типографию, в среднем, приходится 20 млн рублей год.

Это очень «средняя температура по больнице», которая полезна полиграфисту для оценки своего места в очереди за куском печатного пирога. В случае представителей других бизнесов, цифра ярко демонстрирует уровень конкуренции (высокий) и финансовые возможности типографий на продвижение (скромные).

Показывает, что с годами полиграфия только росла
Показывает, что с годами полиграфия только росла

Печатное оборудование много весит и занимает немало места, поэтому заскочил-попробовал годик-другой в полиграфии не работает. В жёсткой конкуренции закаляются сильные характеры, которые из год в год добывают свой хлеб, хотя могли бы печатать деньги.

Не нужно британских ученых, чтобы доказать, что за последние 7 лет онлайн потеснил печатную рекламу даже больше, чем цифровые книги - бумажные. Полиграфисты прилежно трудились на оставшемся рынке.

В мае 2020 года Национальный Союз полиграфистов провел общероссийский опрос среди 260 типографий. С целью оценки влияния режима самоизоляции и карантина на отрасль. На вопрос "какие действия вы предпринимаете для активизации спроса на услуги вашего предприятия " 42% респондентов ответили: " ничего, ждём восстановления спроса вместе с восстановлением экономики". Тоже позиция, которая, кстати, оправдалась в 2021. А потом наступил февраль 2022.

Приключения Снегурочки

Первый Черный Лебедь, по иронии, назывался Снегурочка. Прилетело уже в марте.

Самая популярная офсетная бумага для печати книг, инструкций и другой информационной полиграфии за три дня исчезла из продажи. Исчезла, чтобы вернуться в экологичном коричневом оттенке, оставив в моменте отбеленные аналоги по цене в 3 раза дороже, чем раньше.

Сюрприз заключался в том, что офсетка 80 гр - единственный вид из широкого ассортимента бумаг, которым страна обеспечивала себя за счет внутреннего производства на 90%+. Остальные бумаги импортировались в объёме от 70 до 100%. Основные бумажные фабрики в России входили в международные корпорации, что позволяло надеяться на бесперебойную работу. Но что-то пошло не так.

По итогу, типографии расстались со сложившимся за многие годы представлением о цене бумаги как прямой производной от курса валюты. Оказалось, что дорожать может непредсказуемо. Кто-то потерял и материально, купив про запас на пике цен. А бумажные комбинаты восстановили производство и постепенно перешли в руки российских акционеров.

А мы напечатали ежедневники с блоками из новой Снегурочки и уверено поставили символ экологической продукции, так как бумага произведена без хлора.
А мы напечатали ежедневники с блоками из новой Снегурочки и уверено поставили символ экологической продукции, так как бумага произведена без хлора.

Копировать, но не ксерить

По способу печати полиграфия делится на офсетную, флексо и цифру. У каждой свои станки, среди которых ни одного российского. В марте начались проблемы у цифровых типографий. Xerox, HP и Сanon объявили о приостановке деятельности в РФ. Владельцы Mercedes, Ford и Volvo поймут чувства, которые испытали полиграфисты. А дилеры этих марок разделят глубину отчаяния, в которое попали люди, вложившиеся в средства производства, которые внезапно стали неликвидом. Причём чем производительнее был принтер, тем сложнее было найти альтернативу расходным материалам. Встроенные в оборудование чипы отказывались "есть" неоригинальное. Выход из строя маленькой шестерёнки превращал машину в ящик на месяцы. Лизинговые платежи при этом никто не отменял.

Это мог бы быть наш Печатник, но см. историю Черного Лебедя №4
Это мог бы быть наш Печатник, но см. историю Черного Лебедя №4

Уход как исход

поджидал российскую полиграфию в апреле. Исход ситуации, когда основные импортные производители бумаг поставили сотрудничество на стоп. 5 апреля уход стал официальным фактом. ЕС и Со объявили о введении санкций на все виды бумаг, кроме самоклейки. Заодно с запретом на поставку краски, оборудования и запчастей. С учётом того, что все офсетное печатное оборудование в российских типографиях из Германии, Чехии и Японии - Лебедь был чернее чёрного. От паники спасло только отсутствие спроса на полиграфию. Заказы были только у производителей упаковки и этикетки. Остальные нервно курили в сторонке. Привычно волновались, когда экономика восстановится, и спрос вернется. В итоге, немецкие краски и сейчас есть в запасе, китайского и российского картона хватает по потребностям. На вторичном рынке появилось поддержанное оборудование, которое и рассматривают на детали.

Кадры решают всё, теперь и за вас

В любом типографском цехе много физического труда. На ручные операции ещё с нулевых сложно найти желающих. В сезон потребности типографий закрывали подработчики из стран евразийского сообщества. Этой осенью найти постпечатников стало сложной задачей. Во многих отраслях не хватало рабочих рук, а полиграфия не в ресурсе, чтобы конкурировать зарплатами. Предновогодний спрос на полиграфию случился, но отсутствие кадров ограничило возможности заработать на нем.

Что в итоге? Ответ узнаем в марте, когда Росстат опубликует отчёт по финансовой отчётности типографий.

Чёрные лебеди не означают Лебединой песни, даже если собрались в квартет. Росстат оценил рынок полиграфии за первые 9 месяцев 2022 по сравнению с тем же периодом 2021 в 110%. С учётом метрики оценки в относительных значениях, рост чистый без учёта фактора подорожания цен.

Ставьте лайк, если прошли похожие испытания в своем бизнесе. Если такого опыта не было, а статью вы дочитали, наш лайк – Ваш.

Эта статья написана по следам новостей в нашем Telegram за прошедший год. Следуйте за нами в Год Черного Кролика, и пусть этот год будет успешным для всех.

99
9 комментариев

Очень показательная иллюстрация того, что подход «ничего не делаем, ждем» на сегодняшнем рынке уже давно не работает. Даже удивительно, что почти половина (!) типографий о нем заявили - интересно, сколько из них уже закрылись (хотя, наверное, результат закономерен). Интересно, ждет ли полиграфическую отрасль с развитием диджитала полный disrupt - как это было с каким-нибудь рынком видеокассет. И кто станет новым Нетфликсом)

4
Ответить

Удивительно, насколько быстрые и точные решения стоит принимать чтобы подстраиваться под изменения рынка. Интересно, сколько компаний не пережило таких резких изменений…
Очень понравилась история про знак экологической продукции для бумаги без хлора.

3
Ответить

В рекламной полиграфии много типографий закрывается. Надо очень быстро бежать, чтобы остаться на месте - очень про полиграфию.
На мой взгляд, маркер - оборот а год. Если он меньше 20 млн "средних по больнице" - дело плохо.

1
Ответить

Судя по наличию ещё немецких красок в рекламной и газетно-журнальной сегментах спустя погода после последней поставки на фоне дикого спроса еще в прошлом апреле на краски в пищевке, бенефициары - типографии на производстве этикетки и упаковки для пищевой и фарм промышленности.
В марте Росстат опубликует статистику по 3 сегментам полиграфии - увидим точнее.

2
Ответить

Интересно, что полиграфия оказалась одной из немногих отраслей экономики, которая по итогам прошлого года показала рост (+7,8%). Кто эти компании и как им это удалось?

1
Ответить

Ответила выше в ветке. Вкратце, кто рядом с кухней - не пропадёт 😉

1
Ответить

Наша компания еще до всех санкций приобрела очень крутое немецкое оборудование для мелования бумаги, мы можем делать такую же крутую "дорогую" бумагу как в Европе, но в России. Сейчас пытаемся определиться, какую всё-таки выпускать, дефицит какой именно бумаги наиболее острый, какую бы бумагу у нас с руками оторвали типографии? Поделитесь с нами такой информацией?)

Ответить