Запустить пошив кроссовок в России: опыт, сложности, выводы

Привет, vc.ru, меня зовут Влад. Весной было несколько статей, посвящённых дизайну кроссовок и их индустрии, хотелось бы продолжить эту тему и поделиться своим опытом. С января по март я искал возможности по производству кроссовок в России.

1. Идея

Долгое время я работал с Китаем, закупал рекламно-сувенирную продукцию и продукцию под собственной торговой маркой. Часто это сводится к тому, что находится товар с пометкой OEM и заказывается готовое изделие со своим логотипом и коробкой, что-то вроде наушников от Тимати.

Бывали и изделия, где требуется значительная доработка или разработка с нуля, это довольно интересно и дало хороший опыт работы с производственными компаниями.

Немного позже я ушёл из рекламно-сувенирной компании в бренд одежды, при компании было швейное производство, поэтому была возможность глубже разобраться в технологии пошива различных изделий и поработать с тканями и фурнитурой.

Как-то в компании встал вопрос производства кроссовок, но идею откинули, так как много сложностей в производстве. Я не то чтобы сникерхед, но кроссовки это прикольно, и всё же решил изучить вопрос глубже.

2. В чём сложности и как обстоят дела с производствами в России

Основная сложность — это подошва. Для них требуется сложное оборудование, изготовление пресс-форм для литья подошв, всё это выливается в большой бюджет и раздувает минимальный тираж до 3000–5000 пар.

Производства и поставщики в России предлагают некоторый выбор подошв, они самые стандартные. По моей задумке было желание сделать что-то вроде ugly shoes, как делает Fila, Balenciaga, Adidas, поэтому они не подходили для моих целей.

Fila Skipper Ivory​ eBay

Вторая сложность — несговорчивость производств. К фабрикам часто приходят молодые дизайнеры и бренды, которые много обещают, но не разбираются в производстве, не имеют технического задания, не представляют реальных объёмов, которые они могут дать производству.

Производства не очень клиентоориентированы и сливают таких заказчиков. Энтузиасты почти не встречаются: суровый опыт говорит производствам, что молодые бренды и дизайнеры приносят много проблем и мало денег.

В России есть несколько крупных производств, таких как «Юничел», Ralf Ringer и, возможно, ещё некоторые, но не думаю, что у них можно разместить небольшой заказ на пошив, нужны небольшие обувные фабрики.

Из средних игроков выделил:

Afour — производят кроссовки в Санкт-Петербурге. Делают кастомные модели, которые можно заказать, но в своих цветах и с вышивкой. Стоимость таких кроссовок 4000–8000 рублей в зависимости от тиража и сложности. Это довольно дорого и опять же — стандартная подошва.

​Afour — онлайн-конструктор кроссовок

Sigma — выпускают исключительно под своим брендом, не идут на переговоры. Кроссовки неплохие, большая линейка, немного отстают от трендов, но в целом неплохо для российского производителя, бюджетный сегмент, ничего не могу сказать о качестве.

Кроссовки Sigma​ Lamoda

«Модерам» — компания, у которой несколько фабрик в России, умеет лить подошвы, есть свои патенты, но очень консервативная и работает в основном на b2g-рынок. Меня, с одной стороны, очень порадовало, что есть такая прогрессивная компания в России, но немного расстроило, что обслуживает в основном госсектор.

​Кроссовки «Модерам»
Lamoda

В ходе изучения вопроса сложилось впечатление, что в России рынок обуви работает и развивается там, где берцы, галоши, сапоги, обувь для газовиков, нефтянников и различных силовых структур. Потребительский рынок и спортивная обувь в основном застряли где-то в начале нулевых.

Ещё отобрал десять небольших компаний по Санкт-Петербургу, ассортимент у них не очень и примерно схож.

Что-то вроде такого обычно встречаешь в разделе со спортивной обувью​

Но было принято решение искать частного мастера для разработки лекал и отшива опытного образца и, изучив все подводные камни, отработав образец и получив лекала, — идти на одно из мелких производств с заявкой на пошив. Что, как по мне, правильное решение, так как не было цепочки: менеджер — технолог — начальник швейного производства — швея.

3. Поиск подошв и мастеров по пошиву

На некоторое время подумал, что по подошвам — тупик, только стандартные либо литьё, но потом вспомнил про модную 3D-печать и пошёл разговаривать с китайскими подрядчиками.

Но оказалось, что технология не так прогрессивна, как я думал, одна подошва изготавливается дольше, процесс сложнее, чем при штамповке, поэтому стоимость пары подошв выходит от $100 до $800.

По словам китайского подрядчика, это обычно делают при разработке концепта кроссовок, на тираж — штампуют, но раз я уже начал общаться с китайскими поставщиками, решил разузнать, какие можно купить готовые подошвы, и выбор оказался довольно большой, но минимальный тираж опять же от 1000 пар.

Пообещал одному из поставщиков большие объёмы, если он согласится сначала отгрузить несколько образцов, а потом небольшую партию, около 50 штук. Мы остановились на 15 моделях подошв, пять из которых он мне потом выслал как образцы.

Договорились мы, что он отправит по паре подошв с разным дизайном и моего размера, но выслал по одной подошве маленьких размеров, что огорчило, планы сшить пару для себя рухнули, пришлось шить левый кроссовок 37 размера.

После того, как понял, что с подошвой вопрос решён, остался другой — найти специалиста, который разработает модель кроссовок по моим требованиям, сделает лекала и пошьёт образец, после чего я возьму всё это и пойду уже с готовой заявкой на производство.

Основной ресурс для поиска — Avito, «Ярмарка Мастеров», Instagram. Специалистов оказалось не так много, мало кто сталкивался с кроссовками. Но нашлась небольшая мастерская, которой идея пошива кроссовок показалась интересной, и они с энтузиазмом принялись со мной работать.

4. Дизайн

Мы обсудили с мастером, что для начала будет достаточно эскиза сбоку и по ходу работы уже будем разбираться с возникающими сложностями. После я скинул референсы кроссовок и фото подошвы знакомой дизайнерке, спустя некоторое время получил эскиз, который меня устроил.

Эскиз​

Сложностей на этом этапе не возникло, они появились, когда уже начали шить

5. Образец

Проблема производства хороших и дизайнерских вещей в России — это ограниченность выбора тканей, фурнитуры. Когда смотришь на китайскую вещь, удивляешься, как в тон подобраны ткани, ремешки, застёжки, шнурки. В России приходится брать что есть.

Обнаружил большой выбор кожи, и мастер убедил шить по большей части из неё, опять же — большой выбор, дышит, долговечно. Частично я решил делать из ткани, чтобы не были слишком тяжёлые, на поиск подходящей ткани — дышащей, плотной, устойчивой к загрязнениям — ушла пара недель.

Ещё потребовалось изготовить колодки, это такая оловянная часть ноги, форму которой будет иметь обувь, на каждый размер нужна своя колодка, за колодку на один размер заплатил около 2000 рублей.

По цветам — подобрал, что подобрал, выбор хоть и большой, но сложно понять, как это будет смотреться в изделии, цвета можно поменять если что, главное изготовить лекала и образец.

После мы поняли, что рисунок не совсем соотносится с реальностью, начали допиливать макет и перерисовывать его на колодку. На оловянную ногу наклеивается что-то вроде папье-маше, рисуются части, а после вырезаются из бумаги, затем — из материала

Пытался понять, где и как должна быть расположена каждая деталь​

На крупных производствах детали вырезаются штампом или лазером, по словам мастера, на мелких — вручную. Больше ручного труда — дороже изделие

Раскроенный материал

Когда сшили, они конечно получились не массивными, как я хотел, но результат очень порадовал, такой кроссовок можно передавать своим правнукам до тех пор пока не сотрётся подошва.

6. Поиск производств

Когда был готов образец, у меня появилась возможность сформировать техническое задание для производства, от которого они не смогут отказаться.

А конкретно — я предоставлял подошвы, кожу, ткань, шнурки, лекала, образец. От производства требуется только раскроить и сшить, а также немного расходных материалов вроде ниток, поролона и так далее. Я разослал запрос фирмам, которые, как по мне, могут взять заказ, получил около шести положительных ответов, предложений встретиться обсудить.

На одну фабрику в итоге съездил, они посмотрели образец, сказали что смогут, стоимость обозначили в районе 1000–1200 рублей за пару в тираже 100 штук, мне кажется, что есть и те, кто и за 900 рублей взялись бы, но в целом цены где-то в районе 1000 рублей были.

7. Выводы

Тут не будет красивой истории о создании мирового бренда, пошив кроссовок сложнее, чем пошив классической обуви, аксессуаров, сумок или одежды.

У людей разные ноги, из-за чего нужно делать как минимум десять размеров, что требует закупки десяти видов подошв, десяти видов колодок, вырезать детали нужно на десять видов. Всё это раздувает минимальный тираж и добавляет в нашем случае ручного труда.

Производство шьёт минимум десять штук на размер, поэтому минимальный тираж — 100 пар, но даже такой тираж они нехотя обсуждают. В итоге какие-то пары будут брать меньше, какие-то больше, соответственно, часть денег всегда будет морозиться в товаре.

Если говорить о цифрах, то на разработку образца ушло 20 тысяч рублей: 3000 рублей — подошвы, 2000 рублей — дизайн, 5000 рублей — работа мастера, 2000 рублей — колодки, 2000 рублей — лекала, 4000 рублей — материалы, ещё около 2000 рублей на прочие расходы, уже всего не вспомню.

Сама себестоимость пары в тираже 100 штук получилась около 2000–2500 рублей (примерно 1000 рублей на работу, 1000 рублей на материалы, подошву, расходники).

Себестоимость производства 100 пар выходит около 250 тысяч рублей.

Если разрабатывать модель с нуля и лить и подошвы со своим дизайном, то это минимум 3000 пар, что обойдётся в 7–8 млн рублей. Но такого подрядчика по литью нужно ещё поискать

В заключение — гипотезу не проверял, но остался при мнении, что большинство людей отдают предпочтение узнаваемым брендам: Nike, Adidas, Reebok и так далее.

Такие фирмы производят обувь уже много лет, хорошо следят за трендами и прошли проверку временем. При создании кроссовок в сегменте так или иначе покупатель будет сравнивать с ними. При создании обувного бренда потребуются значительные усилия по повышению его узнаваемости.

Мне удалось пошить опытный образец, разобраться со многими подводными камнями, обсудить условия массового пошива с производством, но заниматься дальше этим не увидел интересным из-за высокого порога входа, конкуренции с крупными брендами, высокой себестоимости и разумности идеи без продуманной долгосрочной маркетинговой стратегии. На этом всё. Надеюсь, кому-нибудь было интересно.

0
90 комментариев
Написать комментарий...
Виктор Тасев

Взял нишу, проработал, сделал выводы. Приятно такое читать, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Только он еще не написал про стоимость денег в РФ. Если прикинуть реальную оборачиваемость, нелеквид из-за непопулярных размеров, расцветок и просто смены моды, то к его себестоимости можно смело прибавлять 30-50% 

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Олег Ивахнов
дизайнерке
Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Дмитрий Артельный

Ты просто взял и сделал кроссовки...Ты очень крут!

Ответить
Развернуть ветку
aalk8

в кроссовках вообще то главное это подошва,  без хорошей подошвы можно забыть про конкуренцию с мировыми брендами.

если у вас себестоимость 2500 то на прилавке 4800 минимум ценник должен быть иначе вы будете в минусе :) а с этого ценника уже можно купить кросы с хорошей подошвой в разы удобнее вашей.  

Ответить
Развернуть ветку
Влад Ионов
Автор

Конечно с ними не тягаться, но большинстве моделей кроссовок нет ничего инновационного в подошве, обычная EVA

Ответить
Развернуть ветку
Иван Колыхалов

2000-2500 это тестовая партия. В реале от 5000 цена будет рублей 500

Ответить
Развернуть ветку
25 комментариев
Иван Колыхалов

Крутейший опыт! Отличнейшая проработка и результат выше всяких похвал. 5/5! Значит надо 250 штук чтоб проверить гипотезу, при цене тестовой партии в 2000р.? Ну дык в чем проблема? Я могу поставить в Вайлдберриз, в Озон, в Беру, в Гудз хоть сейчас. 250 штук в целом довольно простой вопрос же. 

Ответить
Развернуть ветку
Влад Ионов
Автор

Спасибо! Есть товары попроще в производстве и с меньшим порогом входа. Я особо не вижу какого УТП в моих кроссовках в таком виде в котором они получились, надо думать

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Вячеслав Григорьев

Мне понравилась история с концептом Adidas Shark, дизайнер выложил у себя в инсте концепт, да людям так зашел что китайцы начали их клепать, и теперь на каждом рынке можно найти, да и ценник высокий. Адидас их не выпустил, а на кроссах все равно лейбл адидаса, даже копией нельзя назвать так как нет оригинала. Я сам думал себе взять, дизайн агрресивный зашел.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Константинович

https://getkeds.ru/products/adidas-shark тоже видел в продаже

Ответить
Развернуть ветку
Максим Иванников

Вот и пример, как можно запуститься на уже узнаваемом бренде — берём эту подошву, убираем три полоски сверху, выпускаем под своим брендом, в текст партизански вписываем Adidas Shark ("многие знают эту модель как Adidas Shark, но на самом деле компания Адидас их не выпускала")

Ответить
Развернуть ветку
Sakari Sauso

Тупой вопрос, а зачем это всё? Ну типа, просто попробовать или бизнес попробовать замутить?

Ответить
Развернуть ветку
Влад Ионов
Автор

Спасибо, на моменте, когда удалось договориться на небольшой тираж с поставщиком подошв, у меня закралась мысль что может бизнес получится. Стартануть с небольшого тиража, собрать отзывы. Поэтому ввязался, думал если невыгодно будет - будет своя пара обуви хотя бы и интересный опыт.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Степан Фадеев

Интересный опыт. Спасибо что поделились.

Ответить
Развернуть ветку
Ильяс Даракчиев

Было супер интересно! Спасибо за статью и за ваш бесценный опыт)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Reb Rending

Первая - хороший дизайн, вторая - качественные материалы ?)

Ответить
Развернуть ветку
Тот-Же Самый

Отличная статья. Как человек из швейки, понимаю некоторые вещи и яростно плюсую!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Кутин

Готов сотрудничать и конкурировать с "монстрами"  !!я очень самоуверенность!!все получится!!!89523691733 Сергей)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Колыхалов

Отец! 

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Григорьев

Крутая тема, но подход не впечатляет. Изначально у ваших кроссовок нет идеи, больше похоже на желание по быстрому срубить бабла, сильно не вкладываясь ни мыслями, ни деньгами. Каждую неделю получаю такие пустые запросы - грустно. Надеюсь ваш опыт вдохновит кого-то на более продуманные действия.

ПС А чего фото устаревшего конструктора AFOUR поставили. Он теперь вот какой классный.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
1 комментарий
Artem Belov

Спасибо за историю! 

Ответить
Развернуть ветку
Рузанна Меретукова

Класс 👌👍🏻 молодец очень интересно было

Ответить
Развернуть ветку
Влад Ионов
Автор

Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Johny Art

Великолепный опыт!

При этом все "российские дизайнеры" все равно предпочитают шиться в Китае. Если Вы из Питера - зайдите в Пон Руж - все "наши" бренды - made in PRC/China. Единицы шьют в России, и цены у них выше.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Tatsiy

Zenden

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Рублев Петренко

Влад, столько энергии и денег потратили.

Напишите мне, пожалуйста, возможно придам новый импульс.

https://vk.com/id1624422

Ответить
Развернуть ветку
Антон Климин

Офигенная статья. На 1-2-3 протестировали гипотезу, сделали выводы поехали дальше. Тупокайф.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Пособилов

Хороший опыт! Во многом согласен с автором, мы больше по одежде, но проблемы по сути те же. Мало закройщиков, такой себе выбор фурнитуры, куча "дизайнеров", которые ничерта не знают о производственных моментах) Очень жаль, что не стали двигаться дальше, не стали двигаться по понятным причинам, конечно.. Удачи Вам!

Ответить
Развернуть ветку
Artem Borodinov

С Китаем вообще куча проблем: заказывал одну вещь для пробы: Али экспресс, китайский интернет магазин, производитель: искал товар 60мм в диаметре, в итоге все прислали 70мм, при чем Али обошёлся в 800р., Магазин в 500р, производитель в 50$. При этом то, что с производства заказывал скоростной почтой, пришло самым последним. На вопрос производителю какого мне пришло 70мм? Ответ замечательный: а за чем тебе 60мм?

Ответить
Развернуть ветку
Camington

Кстати, а зачем вам 60 мм?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Gulzhana Kaliyeva

Очень крутая история, скажу честно я не смотрю на бренд, а только на дизайн, именно что касается кроссовок, люди именно повернуты на дизайне, на исключительности. Я поняла изначально вашу задумку и какие вы хотели сшить кроссовки, вам просто нужен был каркас объёмный / массивный и вышли бы дерзкие кроссовки, да идея у вас дерзкая , жаль что порог такой высоки для входа

Ответить
Развернуть ветку
Zhenya Ptichnikov

Скорее зависит от предназначения обуви. Если это спортивная модель, для бега, например, то там уже другая аудитория, которая именно что на качество материалов смотрят, там уже не обойтись дешёвой подошвой с Китая, там нужны технологии амортизации и т.п. Если же это какая-то обувь "на выход",  на какую-то вечеринку или что-то вроде того, то там уже да, важен больше дизайн и уникальность, нежели удобство и технологии.

Ответить
Развернуть ветку
Орфей Подобострастный

Феминитивы признак слабоумия

Ответить
Развернуть ветку
Name

ДизайнерКА. иди ты ...

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Крутая статья и крутой опыт.
А по поводу ателье "кроссовки на заказ» или «кроссовки по вашему эскизу» не думал?
Со времен СССР главные цеховики по обуви по обуви сидели в Армении. Оттуда шли всякие реплики под бренды, там ещё осталось много спецов.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Ионов
Автор

Не знаю насколько это востребованно. Что-то подобное делают afour, которых упомянул в статье. У меня своего производства нет, постоянно по одной паре отшивать на стороннем производстве - муторно, могут двигать сроки, срывать их. Мне кажется тут движений много - выхлопа мало

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Maksim M

Спасибо автору за интересную статью. Хотелось бы узнать, удалось ли сбыть всю произведенную партию и каким способом если удалось.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Ионов
Автор

Дальше образца и обсуждений с производством не пошёл, в конце статьи описал причины

Ответить
Развернуть ветку
Павел Рудаков

Очень интересно было читать. Спасибо за статью!

Ответить
Развернуть ветку
info info

Здорово, спасибо!

А есть русские бренды которым удалось поднять что-то подобное в массовом масштабе? Слышал только про «Динамо».

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Григорьев

Динамо это наследие СССР - и то фабрику в свое время запускали под ключ итальянцы. Думаю у нас не скоро, что похожее запуститься с нуля.

Ответить
Развернуть ветку
Zhenya Ptichnikov

Слышал про пару брендов из Санкт-Петербурга, но там цены выше и товар ещё и под твою ногу подгоняют. Зато совершенно точно это будет удобная и надёжная обувь.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Voyteshonok

По поводу опытной партии подошвы: зачем китай? почему не попробовали опытную партию сделать создав мастер-маркет на 3д принтере, а потом по ней отлить силиконовую форму?

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Григорьев

Думаю потому, что подошву еще нужно разработать, а значит предварительно разработать колодку. Мастеров на аутсорс в этой области у нас в стране почти нет.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Mikhalev

Похожи на Steve Madden, погуглите

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Vladimir Golubev

shoe dog

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ким

Статья "Как я сэкономил 8 миллионов на пошиве кроссовок в Росии" )) 

Автор молодец.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Иванников

Можно так про любую нишу "в России" написать, если заходить без учёта бюджета на маркетинг (либо каналов продвижения).

Пошив кроссовок в России — офигенная идея, фигово то, что нужно либо иметь (или инвестировать в) производство, либо иметь (или вложиться) в трафик/сбыт.

Иначе получается такое чисто лишнее "промежуточное звено", которое невыгодно своими усилиями продвигать ретейлу, и невыгодно со скидкой отдавать производствам

Ответить
Развернуть ветку
Сергей С.Л

отличная статья ! Все расписал .

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Стариков

Молодец! Крутая работа!

Ответить
Развернуть ветку
Степан Смирнов

Отличная и информативная статья для ознакомления с областью создания собственной пары кроссовок, большое вам спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Viva

Автор красавчик, так всё хорошо расписал, что ответил на все мои вопросы, а главное я осознал, что делать такое дофига делов... спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Sib Ka

В 2023 году эта идея в самый раз, когда бренды ушли, в 2019 идея опередила время :)))

Ответить
Развернуть ветку
87 комментариев
Раскрывать всегда