Почему собственник должен "играть" за троих?

Моя первая статья на VC, кратко представлюсь) Андрей Голунов — управленческий консультант, проводник для предпринимателей в чудесный мир прозрачных процессов, современного менеджмента, стратегии и тактики развития бизнеса.

Волшебное слово "Предприниматель" привлекает множество неокрепших умов мыслями из серии: "Не работать на дядю", "Сам себе хозяин", "Денег много, никому ничего не должен" (бизнесмены вкусившие опыт предпринимательства тихо плачут или истерически смеются в углу). Собственники-то знают, что всё не так радужно и продолжают фигачить 24/7.

Голова забита мыслями о клиентах, сотрудниках, контрагентах, качестве и клиентском сервисе, кассовых разрывах, etс.

Конечно, я сгущаю краски. Всё не так плохо и те же самые предприниматели (если у них получилось) никогда больше ни ногой не пойдут в найм где нет такого простора, рисков и пропорционального вознаграждения за эти самые риски.

Но для того, чтобы в долгую и успешно «играть в футбол на поле полном ловушек и капканов» собственнику необходимо совмещать в себе множество ролей, каждая из которых имеет огромное значение для процветания компании. Он должен быть предпринимателем, руководителем и лидером одновременно, чтобы обеспечить рост и успех своего детища. При провисании одной из функций это обязательно отразится на бизнесе — где-то что-то да посыплется. Давайте рассмотрим эти три роли более подробно и погрузимся в сущность каждой из них.

Предприниматель (он же визионер)

Предприниматель - это видение, это страсть, это стремление к новым высотам. Он видит возможности там, где другие видят преграды и не боится рисковать ради достижения своих целей. Именно предприниматели создают инновационные продукты, открывают новые рынки и преображают мир своими идеями.

Предприниматель – это тот кто смотрит только вперёд, его внимание направлено на покорение новых высот и достижение невероятных результатов. Как правило, когда собственник «включает» режим предпринимателя наёмные сотрудники крутят пальцем у виска и называют своего босса мечтателем. Предприниматель находится в парадигме «вижу цель, не вижу преград». Эту роль невозможно делегировать команде. Если эта роль не развита, компания стагнирует, бизнес не приносит былого драйва и превращается в «дойную корову» или «дохлую собаку» (вспоминаем матрицу BCG).

Однако, быть предпринимателем требует не только развитых визионерских качеств, но и смелости, а где-то и безбашенности.

Прекрасно помню пример из практики, когда мой клиент, собственник юридической компании, рассуждал о выходе в новые регионы и запуске новых продуктов и с упоением рассказывал об открывающихся перспективах. После встречи с ним меня подозвал один из сотрудников и спросил: "А Вы не знаете, завтра у нас будет зарплата?"

Наверное не самый лучший пример и люди с обострённым чувством социальной справедливости закидают меня помидорами (или другой какой субстанцией), но он ярко демонстрирует фокус внимания предпринимателя «вперёд и к звёздам», а не вот эта вот ваша возня в песочнице…

P. S. Зп всем выплатили вовремя, ни один из наёмных сотрудников не пострадал.

Руководитель (он же эффективный менеджер)

Руководитель — это организатор, это системщик, это тот, кто внедряет порядок и дисциплину в работе компании. Он следит за деталями, управляет процессами и координирует действия команды в направлении достижения общих целей.

Роль руководителя одна из самых сложных для собственников бизнеса. Данная роль требует системности, погружения в детали бизнес-процессов, регулярного менеджмента. Несмотря на то что она даётся с трудом, её легче всего выстроить в компании используя проверенные временем инструменты менеджмента – систему совещаний, управление по целям/задачам/, описание бизнес-процессов, проектный менеджмент, one-to-one, систематизация/автоматизация процессов и др. Большую часть функций в рамках этой роли можно делегировать Исполнительному/Генеральному директору или ключевым сотрудникам. Однако она всё равно требует включённости со стороны собственника, уровень которого определяется зрелостью команды и системы. Определить, насколько успешно собственник бизнеса выполняет данную роль можно очень просто.

Ответьте себе на вопрос: «Если я уеду в отпуск или выйду из операционного управления, сколько компания продержится без моего прямого участия?».

Очень круто, когда в компании несколько соучредителей и один из них выполняет роль того самого администратора (по Адизесу), а второй предпринимательствует.

Также роль по построению системного бизнеса можно передать на аутсорс внешним подрядчикам — бизнес-консультант, трекер, финансовый аналитик и другие специалисты смогут выстроить систему и передать её собственнику и команде для поддержания.

Что будет если роль руководителя не исполняется собственником и/или командой можно не напоминать — хаос и бардак в процессах, не понятно кто за что отвечает, недостижение целей, текучка персонала и возвращение нашего "бедного" предпринимателя и небезразличных сотрудников в состояние "грузить на того кто везёт".

Несовершенство системы компенсируются трудовыми «стахановскими» подвигами и вечным тушением пожаров.

Лидер (он же кумир, супер стар, просто красавчик и «отец нации»)

Роль лидера – наименее формализованная и регулярная роль. Но это именно то «топливо», которое приводит в движение весь механизм! Лидер раскрывает потенциал сотрудников, зажигает команду целями и ведет к ним, показывает путь, вдохновляет на работу над собой, вдохновляет личным примером. Лидер работает с картинами мира людей, с картинами их будущего, подсвечивает путь и поддерживает на этом пути, чтобы достичь картины будущего.

В отсутствии лидерских качеств у собственника команда теряет мотивацию, глаза становятся потухшими, люди перестают быть готовыми к трудовым подвигам и «отбывают номер» в ожидании более интересного предложения о работе.

Самая печалька которую я встречал у своих клиентов (а также имел личный опыт работы под руководством такого босса) — это потеря интереса к своему бизнесу со стороны основателя. Кое-как эта телега едет, деньги какие-то зарабатываются, все участники процесса находятся в зоне комфорта и вылезти из этого болотца с каждым днём становится всё сложнее и сложнее.

Сотрудникам оказавшимся в такой компании только одни совет: «Бегите, глупцы», а собственнику надо работать уже не с системой, а со своей картиной мира (правда, это уже не ко мне) — находить новую мотивацию, вызовы или продавать компанию.

Вместо заключения

Итак, собственник в трёх лицах — это не шизофрения, а насущная необходимость. Это требует постоянного совершенствования и саморазвития, но награда не заставит ждать нашего героя — это процветание и рост вашего бизнеса, команды и личности (скупая мужская слеза умиления).

Закольцуем) Ещё раз обо мне

  • Управленческий консультант с опытом работы с компаниями малого и среднего бизнеса 7+ лет

  • Реальный практический опыт работы с компаниями в разных сферах деятельности – строительство, производство, медицина, IT, услуги, складские комплексы и др. В общей сложности более 150 компаний

  • Умение видеть точки роста и фокусировать команду на ключевых метриках для достижения поставленных целей
  • Опыт создания прозрачной системы управления, вывода собственников из операционки и развитие команды, за счёт описания и систематизации структуры, бизнес-процессов, внедрения системы управления по целям и задачам

Мой Тг канал где я с разной степенью регулярности публикую статьи и полезные материалы про управление бизнесом и развитие команды — https://t. me/mentor_biz

1010
2 комментария

Статья супер. От начала и до самого конца.

1

Хорошая статья! Есть над чем задуматься

1