Мозговой штурм. Зачем он на самом деле нужен бизнесу

Мозговой штурм. Зачем он на самом деле нужен бизнесу

Представьте, что у вас есть тема для обсуждения и кое-какие знания о ней. Кажется, что если собрать много умных людей вместе, мы сможем быстро нагенерировать кучу новых идей. Но так ли это на самом деле работает? И почему мы не можем просто поговорить? Давайте разбираться.

Мозговой штурм по Алексу Осборну

Технику мозгового штурма приписывают Алексу Осборну, американскому автору книг и рекламисту. Осборн описал метод мозгового штурма как способ поиска новых идей и решений путем совместного обсуждения и генерации идей группой людей.

Этот метод быстро стал крайне популярным среди бизнес- и креативных кругов. Казалось бы, рецепт успеха найден – нужно просто собрать группу людей, обладающих разными знаниями, в одном месте и они предложат множество новых вариантов и путей решения. Однако все оказалось не так просто. Результаты исследований демонстрировали обратный эффект – группа не расширяла, а наоборот – сужала вариативность ответов.

Новый виток популярности метод мозгового штурма получил в 2000-е, когда наблюдался бум развития стартапов и технологий, стали появляться новые уникальные компетенции, роли, обладающие узкой экспертизой в каком-то одном определенном направлении. Например, в области дизайна появилось множество отдельных ролей, таких как продуктовый дизайнер, digital-дизайнер, UX-дизайнер и так далее. В результате оказалось, что для принятия решения у одного специалиста недостаточно компетенций, требуется собрать больше мнений. И в этот момент мозговой штурм переживает второе рождение: теперь его начинают использовать не столько для того, чтобы придумать что-то новое, а чтобы собрать идеи из разного опыта и контекста.

Что считать эффективным мозговым штурмом и чем здесь поможет фасилитация

Почему мы не можем просто поговорить? Зачем нужны практики фасилитации?

Дело в том что для качественного обсуждения группа должна найти множество новых нестандартных идей. Однако обычно как только кто-то предлагает идею, сразу же появляется много желающих ее критиковать. Автор идеи начинает ее защищать и вот уже групповое обсуждение крутится вокруг одной конкретной идеи и коллеги тратят прорву времени на ее обсуждение. Получается парадокс — чем менее интересна идея, тем больше времени мы на нее тратим! В итоге за час мы так можем прокрутить менее десятка идей.

Как это исправить? Сначала а) нужно явным образом выделять время группе, в течение которого все участники занимаются только генерацией идей и не имеют возможности критиковать их. Затем б) Среди полученных идей мы можем выбрать самые интересные и отбросить не стоящие обсуждения и сосредоточится на них.

Мозговой штурм. Зачем он на самом деле нужен бизнесу

Эти фазы в фасилитации называются фазами дивергенции (расхождения) и конвергенции (схождения).

Как проводится мозговой штурм

Представьте, что вы собираетесь обсудить с коллегами способы увеличить продажи вашего продукта.

Дивергенция

Не стоит просить начальника коммерческого департамента предложить варианты. Вместо этого пусть каждый участник запишет свои идеи. Чем больше идей — тем лучше! Зачем каждый может презентовать свои идеи и даже здесь ведущий встречи запрещает участникам вступать в полемику.

Конвергенция

У нас очень много идей! Теперь нужно сузить их список. Вместе с группой мы можем выбрать самые интересные идеи и сосредоточится на них. Мы можем, например, провести групповое голосование за лучшие три идеи.

По итогу этих фаз у нас есть три кандидата для дальнейшей работы. Что делать дальше? Для каждой идеи нужно выработать план реализации. Почему бы не повторить этот цикл?

Группа совместно вырабатывает идеи для плана на этапе дивергенции и сужает их до конкретного списка на этапе конвергенции.

Если упростить, то фасилитационная сессия по сути выглядит как набор последовательных фаз дивергенции-конвергенции, которые продвигают группу к принятию общего решения.

Техники фасилитации

Возможно, идея голосовать за лучшие варианты в примере выше вам не пришлась по душе. Действительно, вам может показаться что так можно пропустить реально хорошие идеи. Что если мы вместо голосования проведем оценку идей по набору критериев? Все верно, так тоже можно! Это просто другая фасилитационная техника.

То есть одну и ту же задачу в рамках фасилитационной сессии можно решить при помощи разных техник и инструментов фасилитации.

Процесс фасилитации позволяет управлять встречей, упростить коммуникацию, содействуя сотрудничеству, и помогает группе достигать поставленных целей. В контексте мозгового штурма фасилитатор играет ключевую роль, он не только следит, чтобы мозговой штурм не превратился в хаос и соблюдались основные правила, такие как «не оценивать идеи» и «давать приоритет количеству идей», но и помогает создать атмосферу открытости и уважения, где участники могут комфортно выражать свои мысли и чувства.

Кроме того, фасилитатор структурирует процесс, задает вопросы, стимулирующие размышления, и помогает группе эффективно двигаться вперед к цели обсуждения, не застревая на разных этапах. В рамках тренинга Certified Agile Team Facilitator мы рассказываем обо всех нюансах фасилитации:

  • как дизайнить сложные Agile-встречи с учетом разных вариантов развития событий,
  • какие инструменты использовать для подготовки и управления динамикой встречи,
  • какие soft skills необходимо прокачать, чтобы стать профессиональным фасилитатором и сделать встречи эффективнее,
  • и как достигать win-win целей: большая фасилитационная практика и реальные кейсы и лайфхаки от тренера.

3 причины, зачем современные компании используют метод мозгового штурма

Мозговой штурм. Зачем он на самом деле нужен бизнесу

В чем же секрет такой популярности и почему этот метод остается крайне востребованным в бизнесе? Мы задали этот вопрос нашим клиентам и партнерам и получили 3 ключевых причины:

Во-первых, мозговой штурм служит для сбора разнообразных идей от людей с разным опытом. Участники обладают разным контекстом и жизненным опытом, и мы стремимся извлечь из него уникальные знания.

Во-вторых, мозговой штурм позволяет создать глубокое понимание темы. На первом этапе мы, возможно, понимаем вопрос поверхностно, знаем всего несколько вариантов ответов, но с помощью мозгового штурма в обсуждении мы приглашаем множество людей к обсуждению и предлагаем им проработать эту тему более вдумчиво и глубоко. Мы задаем вопросы, исследуем альтернативные пути и создаем трехмерную модель этого вопроса, что позволяет нам увидеть более полное изображение.

В-третьих, мозговой штурм часто используется для быстрого согласования следующих шагов в постоянно меняющихся условиях. Это особенно актуально в современных реалиях, когда бизнес и внешние условия постоянно меняются. Решения и встречи становятся неотъемлемой частью быстрого реагирования на изменения, и в такой ситуации мозговой штурм помогает быстро выработать решения и договориться о следующих шагах.

Резюмируя итоги, дополню, что метод мозгового штурма не только позволяет объединить разнообразные точки зрения и провести более глубокий анализ вопроса, это еще и мощный инструмент в рамках командной работы. Общее участие и поиск нестандартных решений способствуют укреплению связей между участниками, делая команды продуктивнее и счастливее.

Еще больше материалов о современном менеджменте вы найдете в Телеграм-канале ScrumTrek

Автор: Асхат Уразбаев, основатель компании ScrumTrek

22
8 комментариев

Вся популярность метода основана на том, что размывается авторство идей. Для рацпредложений метод подходящий, а для прорыва нужен не фалиситатор, а стратег. Этих людей (участников) наняли и платят не за идеи, а за выполнение рутинных обязанностей, но почему-то ожидают от них идеи.

Ответить

Всё верно, для настоящих прорывов действительно нужен стратег, но даже те, кто выполняют рутинные задачи, могут предложить что-то неожиданное и классное. Мозговой штурм как раз помогает выявить эти скрытые таланты и идеи.

Ответить

все хотят идей, но не хотят за них платить

Ответить

Да, креативность нужно поощрять, это важная часть процесса. И это не только вопрос мотивации, но и прямой пользы для компании, которая стремится запускать новые решения, уверенно чувствовать себя на рынке

Ответить

главное команду не запугать, чтоб они мысли хоть свои высказывали

Ответить