Почему трудно переходить от идеи к действию?

Сегодня мышление предпринимателя – некий эталон эффективности, ключ к самореализации, значительным результатам, достатку и влиянию на мир. Все заметили, что важным навыком успешного предпринимателя является способность быстро переходить от идеи к действию. А потом заметили, что это трудно. Давайте разбираться, почему и как быть.

Behance: Igor Kubik
Behance: Igor Kubik

Я Настя Бахтиозина, практикующий психолог и коуч для карьерного роста через работу с уверенностью в себе.

В этой статье разбираю боль моих клиентов – трудности с переходом от идеи к действию.

Начну с того, что мышление предпринимателя - это мышление психологически взрослого человека, который находится в хорошем контакте с реальностью, умеет себя организовывать и поддерживать внутреннюю мотивацию. Каждый пункт может стать проблемой при переходе от идеи к действию.

Социальный контекст

Во-первых, сегодня контакт с реальностью в вопросе карьерного развития ослабевает. Если люди около 40 и выше ещё воспринимают работу как необходимый для выживания труд и готовы выдерживать различные превратности на пути к успеху, то поколение около 30 уже ищет в работе, в первую очередь, удовольствие и страдает от столкновения с трудностями. А многие 20-летние вообще в шоке от того, что нужно работать, чтобы зарабатывать. Одна моя юная клиентка так и сказала: «В идеале иметь много денег, не работая».

Здесь деление по возрасту весьма условно и конечно не описывает абсолютно всех представителей этих категорий. Однако подобные идеи просачиваются в умы и меняют представления о действии и результате.

Во-вторых, мир онлайна и соцсетей способствует тому, что наше внимание скачет как мяч в пинг-понге, а память, концентрация и социальные навыки ослабевают. В результате люди в целом становятся менее эффективными и функциональными. Организовать себя становится сложнее.

На этом фоне у каждого человека актуализируются самые разные субъективные сложности, которые затрудняют желанный переход от идеи к действию.

ТОП-3 причины из моей практики: почему трудно начать действовать

1) Фантазии о сверхрезультате

«Я быстро загораюсь какой-то идеей, начинаю запоем поглощать референсы, представляю, как становлюсь суперпрофессионалом в нише и… теряю мотивацию, ничего не сделав.» - Так одна из моих коучи’ описала, какой путь проходит новая идея в её сознании.

Обратите внимание: мотивация теряется после того, как возникает образ суперпрофессионала. Дело в том, что в этот момент первичная идея превращается в сверхрезультат, на который переключается всё внимание.

Вместо того, чтобы придумать MVP своей идеи и совершить первичное действие, мы часто пускаем энергию вдохновения на фантазии о сверхрезультате. И вот уже на первоначальную идею нагромождаются ожидания, долженствование и перфекционизм.

В таких условиях создается чрезмерное напряжение, и идея благополучно умирает вместе с фантазией о сверхрезультате, не дотянув до действия.

2) Проблема выбора

Выбор – это всегда приобретение и отказ одновременно.

Поэтому в мире доступных возможностей и перспектив сделать его бывает крайне затруднительно: хочется всего и сразу, а отказываться не хочется совсем.

Особенно это актуально в ситуациях, когда для взвешенного выбора недостаточно данных. Например, хорошие сотрудники найма часто оказываются на развилке: расти до руководителя в текущей компании, открыть своё дело или уходить на фриланс? Трудно выбирать, когда не знаешь наверняка, к чему приведёт каждая ветвь развития. И время на промахи тратить не хочется.

Один мой клиент застыл в похожей ситуации на несколько месяцев, с чем и зашел в коуч-контракт. Он видел несколько ветвей карьерного развития, совершенно терялся в размышлениях и хватался за всё подряд. И это понятно, ведь в ситуации выбора действовать невозможно.

3) Путаница с мотивацией

Часто наблюдаю ситуацию: человек упорно собирается сделать важное дело, предположим, описать кейс для CV или составить бизнес-план, но каждый день занимается чем-то другим.

Правда в том, что мы всегда находим ресурсы на действие, которое чётко закрывает нашу актуальную потребность. Из актуальной потребности рождается устойчивая мотивация, которая помогает пройти весь цикл от идеи до желаемого результата. Хотим пить – пьём, верно?

Затык возникает в двух случаях: 1) либо задуманное дело совсем не коррелирует с реальными потребностями – назовём это ложной мотивацией; 2) либо задуманное может закрыть одну потребность, но в то же время противоречить более актуальной потребности, что и создаёт путаницу.

Предположим, упомянутый хороший сотрудник на развилке хочет открыть свой бизнес, чтобы удовлетворить потребность во влиянии. Но в то же время он недоверчивый человек. Он избегает близких контактов, удовлетворяя свою потребность в безопасности. Получается, свой бизнес действительно может удовлетворить потребность во влиянии, но придётся гораздо больше общаться с людьми и доверять им. Это для нашего сотрудника небезопасно, и именно этот страх может тормозить весь процесс.

Вот так причудливо работает наш мозг.

Кстати, о мозге

Вы знали, что за идеи и действия в мозге отвечают разные доли коры?

Мысли, идеи и мечты формируются в теменной коре мозга. Она также отвечает за долгосрочное планирование и стратегию.

А префронтальная кора, учитывая и результаты мышления, и потребности, и память, запускает целевое действие. При этом её задача – получить быстрое удовольствие с минимальными затратами.

Интересно, что эти зоны работают достаточно независимо друг от друга. Поэтому мечтать можно об одном, а делать совершенно другое.

Так, с точки зрения мозга, переход от идеи к действию – это способность теменной коры брать под контроль работу префронтальной коры и управлять ей.

В здоровом мозге эта способность зависит от количества и качества нейронных связей между этими областями, а нейронные связи нарабатываются повторениями.

Алгоритм: 7 шагов от идеи до действия

Исходя из личного и профессионального опыта, я составила алгоритм, который может облегчить переход от идеи к действию и заодно потренировать мозг.

1) Определите, ЗАЧЕМ вам реализовывать вашу идею

2) Составьте MVP и конкретные критерии хорошего результата

3) Разбейте план на конкретные последовательные подзадачи

4) Выполните первую и самую лёгкую подзадачу в ближайшие 36 часов

5) Занесите оставшиеся подзадачи в календарь

6) Держите фокус внимания на процессе, а не на результате

7) Оцените результат в соответствии с критериями из пункта 2

Привожу алгоритм в кратком варианте, потому как у меня сложилось представление, что уважаемым читателям на VC не очень интересны в широком смысле психотехники. Я готовлю ютуб-ролик, в котором углубляюсь в каждый пункт алгоритма и рассказываю, почему он важен. Дайте знать, если расшифровка алгоритма вам интересна - поделюсь ссылкой на ролик в комментариях и учту ваше мнение в следующих статьях.

Таким получилось моё мнение о трудностях перехода от идеи к действию. Совпадает ли оно с вашим опытом, поделитесь?

33
22
2 комментария

Полезная статья получилась и мне сейчас очень в тему. А можно ссылку на ютуб?

Ответить

Спасибо! Вот ссылка на ютуб-ролик: https://youtu.be/HsdubgosU8A?si=FuLMzUmTmCKFIIs0

Приятного просмотра!

Ответить