Почему вопрос об эффективности и доказательности психотерапии мешает вам найти подходящего психотерапевта?

В информационном поле то и дело возникает вопрос о доказательности и эффективности психотерапии. В соцсетях появляются посты о том, что терапия – большой обман. Научность психологии ставится под сомнение. Давайте разберёмся, насколько оправданы такие тенденции и как они влияют именно на вас, если вы ищите психотерапевта.

Иллюстрация автора A Bran, Behance
Иллюстрация автора A Bran, Behance

Уже 2,5 года я практикующий психолог в методе транзактный анализ. У меня есть 4 клиента, с которыми мы сотрудничаем от 1 года до 1,5 лет. Все они отмечают устойчивые и радостные результаты психотерапии.

Школа транзактного анализа имеет многотысячные международные ассоциации терапевтов и благодарных клиентов по всему миру. Так можно сказать и про другие признанные и популярные направления терапии: про психоанализ, гештальт, экзистенциальный подход и etc.

Однако невзирая на большое количество реальных людей, которые подтверждают эффективность психотерапии своим примером, а также на свежие исследования о позитивных результатах психотерапии в целом (например, метаанализ «Эффективность психологических вмешательств, проводимых в повседневной практике» от 2023 года), сомнения в эффективности терапии не исчезают.

«Первая причина - это ты»

Я вижу 3 причины, почему эти вопросы так остры.

Во-первых, в сфере психологии, как в любом информационном бизнесе, множится количество специалистов с плохим образованием и околоэзотерическими методами, которые ярко проявляются в интернете и сильно компрометируют психологическое знание. В ответ на это потенциальные клиенты пытаются определить чёткие и понятные критерии качественной психотерапии. Часто эффективность становится одним из них.

Во-вторых, люди порой застревают на этапе внутреннего торга. С одной стороны, многие ходят к психологам и получают результат. С другой стороны, это дорого, долго, требует большой включённости и готовности выдерживать самого себя во всём многообразии, бередить старые раны. Здесь возникает много страхов и сомнений. Конечно, в такой ситуации ум требует от психотерапии доказательств и гарантий, чтобы снизить тревогу.

В-третьих, доказательность – важное свойство научной дисциплины, и психологи-исследователи много трудятся над тем, чтобы обновлять научный фундамент психологии снова и снова. Кроме того, среди психотерапевтов не угасает интерес к исследованиям мозга и взаимосвязи психических и нейробиологических процессов, ведь они всё ещё мало изучены. Также есть запрос на разработку и внедрение современных действенных методик на базе новых открытий, которые помогут усовершенствовать мастерство специалистов. Например, одной из новейших разработок является EMDR подход, который быстро набирает популярность.

И всё-таки я считаю вопрос об эффективности и доказательности психотерапии нерелевантным для клиентов при выборе своего психолога и подхода.

Про КПТ слышали?

Сегодня единственным научно доказанным направлением психотерапии считается когнитивно-поведенческий подход. Дискуссия о доказательности и эффективности вертится, в сущности, вокруг него. Поэтому на нём остановлюсь подробнее.

За последний год я часто встречала людей, которые хотели бы стать клиентами КПТ именно по этой причине. Я расспрашивала их о запросе: они хотели выстраивать хорошие отношения, лучше отстаивать границы в контакте с людьми, исцелить тревогу.

Эти задачи возможно проработать техниками классического КПТ, но являются ли они панацеей?

Ещё в 2016 году резюме отчёта о метаисследовании под названием «Насколько эффективна когнитивно-поведенческая терапия в лечении большого депрессивного расстройства и тревожных расстройств?» завершается таким выводом: «КПТ возможно эффективна в лечении большого депрессивного расстройства, генерализованного тревожного расстройства, панического расстройства и социального тревожного расстройства… по причине малого количества высококачественных исследовании эти результаты по-прежнему неточны и должны восприниматься с осторожностью.»

За 8 лет исследования освежились, но на выводы это не повлияло.

В 2024 году вышло масштабное метаисследование КПТ в сравнении с другими подходами при лечении депрессии, в котором выяснилось, что КПТ не обладает преимуществами перед другими видами психотерапии, хоть и является наиболее изученным из всех модальностей.

Как же вокруг КПТ возник ареол доказанности и эффективности? В Америке и некоторых западных странах психотерапия в методе КПТ оплачивается страховкой как самый быстрый и действенный метод. На мой взгляд, для страховых случаев скорость терапии является гораздо более значимым фактором, чем эффективность. А значит, легко определить бенефициаров исключительной эффективности КПТ.

Секрет эффективности психотерапии

Могло показаться, что я против КПТ как подхода, однако это не так. Я против того, чтобы выделять КПТ как самый доказанный и эффективный метод. Потому что я убеждена, что наиболее важным элементом психотерапии в любой модальности является прочный альянс между терапевтом и клиентом.

Терапевтический альянс – это отношения, которые складываются между терапевтом и клиентом. Между двумя личностями со своими интересами, взглядами и предрасположенностями. Последние выражаются, в том числе, в выборе психотерапевтического подхода обеими сторонами.

Важность терапевтического альянса сегодня признают представители практически всех известных направлений: КПТ, психоанализа, транзактного анализа, гештальта и других.

Хотя категория отношений трудно поддаётся измерениям, существуют исследования, подтверждающие позитивное влияние терапевтических отношений. Так, метаанализ «Альянс в психотерапии взрослых» от 2018 года показал, что созвучие терапевта и клиента сильно влияет на позитивные изменения в ходе психотерапии вне зависимости от подхода.

Из идеи важности терапевтических отношений выросло целое новое направление – интегративная психотерапия. Его основал Ричард Эрскин, опытный психотерапевт и наш современник.

Например, он считает, что тревога возникает в момент разрыва контакта ребёнка с опекуном, а затем воспроизводится в течение всей жизни в других отношениях и ситуациях. Поэтому тревога исцеляется в безопасном контакте клиента и терапевта, в котором, в первую очередь, важны настроенность и присутствие, а не конкретные техники.

Так же можно проанализировать запросы на построение лучших отношений с людьми или выстраивание психологических границ: эти задачи лежат в области взаимодействия, а значит, оно важно и для их решения.

Такой взгляд я транслировала своим собеседникам, желающим стать клиентами КПТ. И объясняла, что их запросы возможно удовлетворить в доверительных отношениях с терапевтом. Примечательно, что к теме отношений они относились несколько скептично.

Осознанно вступать в отношения с психотерапевтом может быть страшно, потому что именно отношения причиняют нам сильную боль, после чего нередко избегание близости. Однако через работу с этим избеганием, через получение опыта здоровых отношений и происходит исцеление клиента.

Выбор терапевта через призму отношений определённо несёт в себе риск не подойти друг другу. По этой причине даже замотивированные клиенты иногда получают негативный опыт взаимодействия с профессиональным и рекомендованным специалистом.

Однако мы встречаемся с этим риском при выборе друзей, партнёров, подчинённых. Как же здорово находить своих людей, согласитесь. С ними всё становится возможным. Так работает и психотерапия.

Начать дискуссию