«На самом деле Skype умер ещё в 2011 году — когда его выкупила Microsoft за $8,5 млрд»
5 мая 2025 года некогда знаковый сервис для общения прекратит работу. Коротко о том, что пошло не так, — в заметке.
Что обеспечило Skype популярность
Skype запустили швед Никлас Зеннстрём и датчанин Янус Фриис в 2003 году. Сначала предприниматели думали создать сервис для обмена домашним Wi-Fi, но остановились на интернет-«звонилке».
В разработке участвовали эстонские инженеры Яан Таллинн, Ахти Хейнла, Прийт Казесалу и Тойво Аннус, которые вместе с Фриисом и Зеннстрёмом ранее работали над файлообменником Kazaa.
В основу Skype легли peer-to-peer-технологии (p2p), которые позволяли устанавливать соединение напрямую между пользователями. Только если в Kazaa с их помощью передавали файлы, то здесь — голосовые данные. Сервис хотели назвать Skyper (sky — «небо»; peer — «равный»), но остановились на усечённом варианте Skype: домен skyper.com был уже занят.
Альфа-версию для тестирования создали к весне 2003 года. Первые тестировщики «чувствовали себя глупо», беседуя с компьютером, да и звук поначалу был плохим, так что реакции были неоднозначные.
В августе того же года команда выпустила официальное приложение. В первый же день его загрузили 10 тысяч человек. Через пару месяцев у сервиса был 1 млн зарегистрированных пользователей, а уже к 2004 году — целых 11 млн. Тогдашний интерес к продукту СМИ объясняют несколькими причинами:
- Бесплатные интернет-звонки по миру. Пока телеком-операторы выручали «сотни» миллионов долларов на звонках клиентов в другие города и за границу, Skype позволял совершать их без оплаты. Нужен был только интернет.
- Простое и понятное приложение. Скачать Skype и создать аккаунт мог даже «чайник» — без знаний о брандмауэрах, IP-адресах и прочем.
- Звонки на обычные телефоны. Функция SkypeOut для звонков на стационарные и мобильные стоила денег, но при звонка за рубеж обходилась дешевле, чем у телеком-операторов.
- Многофункциональность. Skype стал лидером в своей нише, но предлагал и другие возможности: «скайпкасты» для голосовых конференций, но с более низкими требованиями к пропускной способности канала организатора; «видеотелефонию»; обмен текстовыми сообщениями; Send Money для перевода денег; автодозвоны.
Почему Skype сдал позиции
В 2005 году компанию выкупил eBay за $2,6 млрд. А в 2011 году актив перекупила Microsoft — за $8,5 млрд. Именно тогда Skype «и умер», считает редактор Apple Insider Уилльям Галлахер, и вот почему.
Skype стал «забагованным»
Microsoft хотела перестроить Skype под мобильные устройства, но в попытках «модернизировать устаревающую p2p-инфраструктуру» нарушила стабильную работу сервиса — залог его первоначального успеха.
Качество звонков ухудшилось. В приложении появлялись непонятные пропущенные, «фантомные» вызовы, сбоила загрузка изображений и синхронизация между устройствами. За несколько минут до звонка Skype мог запустить загрузку обновления — и установить ещё более медленную и «глючную» версию в самый неподходящий момент.
Приложение заполонил спам
Пользователи всё чаще получали спамные сообщения и от знакомых, которых взломали, и от незнакомцев. Приложение превратилось в «очередную папку с нежелательными письмами».
Редизайны, о которых никто не просил
Вместо того чтобы решать проблемы со стабильностью приложения и спамом, Microsoft больше волновалась о конкуренции с Messenger, WhatsApp, FaceTime, WeChat, Line, Telegram и другими мессенджерами.
В 2017 году корпорация объявила о редизайне c аналогом «Историй», после которого Skype походил скорее на Snapchat, чем на себя самого. Пользователи обновление раскритиковали, так что через год в Skype пришлось провести ещё один пересмотр дизайна — и убрать часть непонравившихся аудитории нововведений.
У Skype не было чёткой стратегии развития
Сервис трижды сменил владельцев. Перепродажа активов не всегда ведёт к стагнации и деградации, но Microsoft, судя по игнорированию багов и ненужным редизайнам, так и не придумала для Skype внятную долгосрочную стратегию развития, пишут СМИ.
В 2016-м, через два года после выхода корпоративного мессенджера Slack, Microsoft представила свой аналог, Teams, тем самым показав: «Skype для бизнеса» уже не в приоритете. В 2017 году она объявила, что основным сервисом для рабочих коммуникаций в Office 365 станет именно Teams. А позже и вовсе закрыла «Skype для бизнеса».
Отсутствие внятной стратегии привело к тому, что в разгар пандемии Covid-19 интернет-пользователи охотнее выбирали Zoom. Он меньше глючил, не требовал учётной записи и приложения для подключения. Спама и заявок от незнакомцев там тоже не было. Да и мессенджеры вроде WhatsApp и Telegram дорабатывали качество и возможности аудио- и видеозвонков, так что потребность в отдельном для них приложении начала естественным образом отпадать.
В 2020 году у Skype было 40 млн ежедневно активных пользователей. В 2023-м — 36 млн.