Как уволить сотрудника? Спойлер: быстро.

Как уволить сотрудника? Спойлер: быстро.

Один из важных навыков хорошего руководителя - умение правильно уволить сотрудника. К сожалению или счастью, но это приходится делать. Рано или поздно. Причины, конечно, бывают разные, но суть сводится к тому, что с этим человеком вам далее не по пути. Увольнение - это не драма и не финал карьеры человека, а всего лишь завершение главы. И я уверен, даже прощаясь, можно сохранить уважение и человеческое отношение.

Вам нужно выдохнуть и задать себе вопрос, я готов уволить этого человека или нет? Если решение об увольнении принято, не оттягивайте, не ждите удобного момента или случая - “отложу разговор на понедельник, потому что не хочу портить себе настроение перед выходными” - в итоге будете подсознательно все выходные думать о предстоящем разговоре в понедельник, настроитесь. А в понедельник сотрудник, с кем вы планировали поговорить, заболеет, разговор сдвинется, потому что у него теперь больничный на 2-3-4 дня - это прям классика жанра)) И будете вот это всё внутри себя переваривать, обдумывать, нервничать. Так что не тормозим!

Начать стоит с того, чтобы поговорить с человеком. Важно донести ему причины, которые привели к такому решению. Выслушать аргументы человека тоже стоит, но нужно понимать, что на этом этапе решение вы уже приняли, и любая аргументация на ваше решение уже не может повлиять. Это не самый простой момент, но тут стоит устоять на своей позиции. Решил - делай. Сомневаешься - тогда подумай, а после принимай решение.

В разговоре важно убрать штампы, например, “компания приняла решение”, “мы пересматриваем работу”, “вынуждены”. Хватит размывать ответственность. Говорить нужно от себя, говорить нужно не полуфабрикатами, а прямым текстом. Вот эти все попытки прикрыть говнишко листом лопуха на пользу никому не пойдут, лучше быть честным и с самим собой и с человеком, которого вы увольняете. Это в какой-то мере и ему на пользу пойдет, он будет знать причины и, возможно, в следующий раз их не допустит. Или допустит, но вы сделали всё, что могли.

Постарайтесь найти реальные примеры из работы человека, за которые стоит его поблагодарить. Например, спасибо тебе за запуск Шаттла в космос, поднял продажи за квартал на 15% или спасибо, что организовал адресное хранение товара на складе. Реальная работа. Поблагодарить. Таким образом вы поднимаете ценность ваших совместных трудов в его глазах, повышаете ему самооценку, при этом человек на более позитивной волне окончит сотрудничество с вами.

Важно оказать человеку содействие в дальнейшей карьере. Например, вы можете написать ему рекомендацию - она никогда не бывает лишней. Вы можете отправить его резюме каким-то партнёрским HR’ам, возможно, как раз сейчас они ищут такого кандидата. Можете посоветовать ему пару компаний, которые ему бы подошли. В общем, здоровое содействие и человечность. Люди запоминают не только то, как вы их нанимали, но и то, как вы с ними прощались. Мир действительно тесен, и сегодняшний сотрудник может завтра стать вашим партнёром, клиентом или даже начальником. Я сохраняю отношения со многими коллегами, с кем ранее где-либо работал. Мы обмениваемся новостями, иногда встречаемся. Подкидываем друг другу разные проекты, советуем сервисы, сотрудников, в общем, нетворкинг в действии.

Когда история заканчивается, я стараюсь сесть с бокальчиком чая и для себя эту ситуацию подытожить. Выдохнуть, попробовать понять, какие ошибки с этим сотрудником совершил я, что мог бы сделать иначе. Мог ли вообще что-то сделать? Тут важно быть в здоровой степени самокритичным, но не заниматься самоедством. Подумал, расставил точки, закончил.

Что делать не нужно. Не нужно стараться выжать из человека при уходе все соки - что-то не выплатить, что-то не отдать. Выплачивайте всё, что положено. Не будьте скрягой. Эта “экономия” автоматом перечеркнёт всю вашу человечность, о которой мы говорили выше. Не нужно быть токсичным игнорщиком, не стоит воротить нос от человека, с кем уже поговорили, но он дорабатывает свои последние дни в офисе, будьте с ним доброжелательны. Если человек захочет организовать прощальную вечеринку для коллег - можете даже помочь ему в этом, почему бы и нет. Вы должны понимать, что люди, которые остаются на вас работать смотрят и на то, как люди уходят. И они 100% это не забудут, сделают свои выводы. А нужно ли нам, чтобы эти выводы были плохими? Нет, не нужно. Поэтому мы всё это и соблюдаем.

Помню, была ситуация с одной из моих сотрудниц. Работала она так себе. Но человеком была отличным. И я долго с ней беседовал на тему продуктивности, пытался зажечь её мотивацией - не удалось. И нам пришлось с ней попрощаться, при этом сделали мы это на доброй волне, без каких либо обид. И вот эта девушка в начале исполнила свою давнюю мечту и устроилась работать флористом, а затем, вкусив все прелести профессии и осознав, что это не на столько романтично, как она думала, перешла совсем в другую сферу - в киноиндустрию. Теперь у неё съёмки, движухи и выглядит она вполне счастливой. К чему я это? Увольнение - не смерть, а шанс для человека выйти на новый уровень, сменить род деятельности, сферу, интересы, круг общения, это мощный толчок к развитию. Не все им пользуются, но те, кто смог - становятся счастливее.

Так что не тяните с решениями. Подумайте. А если уже его приняли - действуйте сегодня. Всем добра!

1
6 комментариев