«Достаточно большой» бизнес. Или почему самозанятость — тоже бизнес. И почему это нормально

Под каждой статьей о том, как кто-то уволился и запустил небольшое дело, можно найти комменты вроде: «Ну и зачем? Денег в найме больше», «Создал себе работу за те же (в лучшем случае) деньги, только без отпуска и больничного», «Сколько прибыль? Прибыль покажи!», «Да это не бизнес вообще, а самозанятость».

Такие комментарии подразумевают, что бизнес должен (нет, обязан!) быть большим и нацеленным на рост. Но бизнес и его создатель никому и ничего не должны. Если это не стартап, нацеленный на рост по определению, бизнес может оставаться маленьким и кормить только его создателей, и это абсолютно нормально.

Big Enough: Building a Business That Scales with Your Lifestyle Lee LeFever
Big Enough: Building a Business That Scales with Your Lifestyle Lee LeFever

На эту тему послушал недавно книгу Ли ЛеФевера «Достаточно большой» (Big Enough: Building a Business That Scales with Your Lifestyle, Lee LeFever). Она мне понравилась, в особенности потому, что я разделяю описанный подход (хотя, вероятно, это предвзятость подтверждения), но еще оказалось, что автор — тот самый товарищ, придумавший популярный в конце нулевых жанр видео-объяснялок в технике стоп моушен — я их хорошо знаю, потому что тогда мы в недавно созданном агентстве тоже делали такие. Если вдруг не помните, вот классический пример такого ролика из ютьюба тех времен:

Вернемся к книге. Основная мысль:

Бизнес не обязательно нацелен на рост, он имеет право оставаться небольшим и масштабироваться в соответствии с образом жизни владельца(ев).

У меня были выписаны ключевые идеи, и я думал их опубликовать, но, когда смотришь вне контекста, они выглядят какими-то адскими банальностями, так что не буду этого делать.

Приведу несколько цитат в вольном переводе:

Владельцы малого бизнеса — его единственные «акционеры». Они определяют цели и ценности бизнеса. И они вправе принять для себя цели и ценности, отличные от роста. Что важно для вас? Как вы будете определять успех бизнеса? Решать вам.

«Протратить» (деньгами) путь к счастью невозможно.

Время — новое богатство. В будущем для многих время будет важнее денег. (В отличие от денег) накопить время и использовать его в будущем не получится.

Вы занимаетесь бизнесом для себя или чтобы он выглядел определенным образом для других?

Компания, «достаточно большая» по вашим меркам, может не вызвать уважения у предпринимателей, не разделяющих такой подход. Забудьте о них. Вы участвуете в другой игре с другими правилами и результатами.

В общем, рекомендую почитать/послушать всем, кто, как и я, не понимает, почему слово «бизнес» стало вдруг синонимом бизнеса большого, растущего и отчуждаемого, хотя на самом деле в широком смысле бизнес — любая деятельность, направленная на получение прибыли. Даже самозанятость — это бизнес, представляете?

Стоп. Самозанятость — это бизнес?

Я не понимаю, откуда и почему в русском языке появилось определение, что бизнес — это исключительно то, что приносит деньги «пока вы спите». Самозанятость, конечно, как правило, во сне деньги не приносит, но это же не делает ее «небизнесом».

При этом я сам еще недавно утверждал, что самозанятость — это не бизнес, но понял, что мнение это навязанное и непонятно откуда взявшееся (я не отхожу от идей в статье по ссылке — там все верно, но пару раз встречается утверждение, что самозанятость — это не бизнес, и я так более не думаю). Да, такое разделение бизнеса и самозанятости подходит, если надо одним словом охарактеризовать бизнес, который можно продать и который нельзя, но в широком смысле оно неверно.

Частная адвокатская практика — это не бизнес? Производство мебели на продажу, если ты делаешь ее сам — не бизнес? Блогерство в Инсте/ТикТоке/Ютьюбе (как бы кто к этому ни относился) с миллионными рекламными бюджетами — не бизнес?

"Бизнес — производство, покупка и продажа товаров и услуг в обмен на деньги"
"Бизнес — производство, покупка и продажа товаров и услуг в обмен на деньги"

У меня нет сомнений, что в течение 30-50 лет количество самозанятых превысит количество работающих по найму, ведь найм — это ответ на высокие транзакционные издержки на поиск исполнителя. Еще несколько лет назад было экономически бессмысленно искать исполнителя под каждый проект, но сегодня с учетом развития технологий и нашего все более VUCA-мира это приобретает больший смысл.

И стоит всегда помнить, что мы должны быть благодарны всем предпринимателям, несмотря на то, что 99% небольших бизнесов, предпринимателей, самозанятых не станут успешными. Они не станут, но без этих 99% неуспешных не было бы и 1% успешных. Возможно, стоит задуматься об этом, когда в следующий раз возникнет желание побуллить свежего предпринимателя вопросами из начала статьи. Подробнее об этом здесь:

Это расширенный вариант заметки из моей телеги. Спасибо, что дочитали!

10
24 комментария

А самозанятость это не бизнес, это ремесло.

3
Ответить

Ремесло может быть бизнесом, почему нет? Если я произвожу и продаю условную мебель, у меня даже есть пара помощников, но большую часть работы делаю сам - это не бизнес? Почему?

3
Ответить

Самозанятость = заработок, бизнес = заработок, соответственно самозанятость = бизнес, не морочьте голову. Для того, что вы хотите тут внушить, больше подходит "хобби", что не всегда даёт заработок.

Ответить

Нерастущий бизнес неизбежно будет схаван крупными агрессивными конкурентами. Рядом с семейной пекарней откроется по франшизе Вольчек, рядом с магазином хозтоваров - Фикспрайс, рядом с детским магазином - Детский Мир и так далее. Но даже если, по какой-то причине, ваш Давид выстоит против Голиафа, он простоит ровно столько, сколько будет ваших личных сил, а их, поверьте, не так много, как вам кажется в ваши прекрасные 20 лет. И с вероятностью 99% к пенсии вы подойдёте с минимальными отчислениями (почти все предприниматели платят минималку, ибо зачем платить больше, бабки работают). Можно будет писать мемуары и рассказывать внукам об упущенных возможностях. Поэтому бизнес обязательно должен расти, иначе хана.

1
Ответить

Лол, кто-то ещё про пенсии пишет, да ещё и в то же время про бизнес рассуждает

2
Ответить

Ну так, если хочешь лайфстайл бизнес и необязательно растущий, выбирай неинтересную крупняку нишу.

как вам кажется в ваши прекрасные 20

это вы ко мне обращаетесь? :) мне 38

1
Ответить

У нас покупают сырьё средние/крупные бизнесы. За пять лет они привыкли к нам, выстроили технологию.

Спасибо за подтверждение правильного определения бизнеса.

Ответить