Фейк-менеджмент против Agile

Менеджмент — самый употребляемый термин в бизнес-лексиконе, но мало кто может пояснить, что же это такое.

Фейк-менеджмент против Agile

Словари описывают менеджмент, как систему управления предприятием. Получается, что тыкать пальцем и раздавать подзатыльники — это тоже менеджмент. Менеджмент есть, а результата нет. Бесполезное и неприменимое определение.

Менеджмент — ответственность за достижение цели

Если же определить, что менеджмент — это ответственность за достижение цели, то менеджер отвечает не за наличие плана, инструкций или выполнение задач, а за конкретные метрики.

Пример: Менеджер по клиентскому обслуживанию отвечает за то, чтобы все вопросы клиента по работе с сервисом были решены, а не просто принимает звонки по скрипту

Как именно они будут достигнуты, это уже второстепенный вопрос. Мало того, непрерывные эксперименты с практиками являются полем для инноваций и конкуренции.

Переосмысление подходов к управлению бизнесом кардинально меняет все: найм, обязанности, корпоративную культуру и лексикон.

Пример: Менеджер по клиентскому обслуживанию отвечает, чтобы все вопросы клиента по работе с сервисом были решены, а не просто принимает звонки по скрипту.

Сделано — это еще не результат. Достаточно взглянуть на службу ЖКХ, которые отчитваются о проделанной работе, но по факту это халтура. Ключевая ошибка менеджмента - задачи без цели.

Граффити убрали, как и просили
Граффити убрали, как и просили

Ситуация на рынке так часто меняется, что никакой эффективной системы управления быть не может. Пока такую систему разработают, она уже устареет. От системного управления необходимо переходить к платформенному.

Именно это и назвается Agility, т.е. решение вопросов по мере их поступления в рамках заданного framework, которым в случае с менеджментом выступает зона ответственности. Аджайл в России почему-то свели к Scrum разработке, Канбану и прочим инструментам, которые по сути не имеют никакого значения для бизнеса.

Часто на корпоративных митингах менеджеры отчитываются о проделанной работе в таком ключе: сделал презентацию, позвонил трем клиентам, обсудили вопросы, покрасили стену и т.п. Кого это вообще волнует?

Единственное, что интересует бизнес - какие результаты достигнуты

Деловой лексикон - это разговор цифрами. Встреча должна занимать не более 10 минут и следовать четкой фасилитации:

  • Ответственность: Какая конечная цель или метрика?
  • Результат: Какие результаты уже достигнуты? Сроки?
  • Задачи: Что пошло не так и как планируется решать?
  • Поддержка: Какая помощь или ресурсы требуются?
  • Решение: Постановка результатов до следующей встречи

Был у меня проект, не сложный, но вместо планируемых 2-х недель запустили за месяц. Какое-то время сожрали майские праздники, в процессе уволилось несколько сотрудников, которые не выполнили свою задачу и т.п. Собрали митинг. Проектный менеджер стал требовать. чтобы такие проекты запускались за неделю; Босс причитал, что он сам бы его за 2 дня запустил, но хочет, чтобы это делали подчиненные; Молодой начальник из соседнего отдела похвастался, что он такие проекты за несколько часов запускает. Коронная фраза: "Нужно было уже вчера".

Фейк-менеджмент, когда цели или метрики не совпадают с реальностью

Каждый сотрудник работает не на кого-то, а на бизнес, т.е. отвечает за конкретный результат. Если кто-то утверждает, что вместо месяца он может запускать проекты за несколько часов, значит ответственным за запуск проектов должен стать именно этот менеджер. Поэтому в Аджйл подходе нет позиций, а только роли.

В большинстве случаев менеджерам вместо цели ставят задачи, часто неадекватные, вроде: "увеличить выручку в x10 раз за три месяца". По факту, цель - это, "увеличить продажи", а на сколько должен определить сам менеджер по своим способностям и доступности ресурсов - это называется Objectives and Key Results (OKR). Таким образом менеджер берет на себя ответственость.

Ответственность - тоже важный термин. Он означает, что если поставленные цели не достигнуты, то менеджер не получит вознаграждение. Модель получения зарплаты сама по себе устарела, платить нужно за результат. Бонусные модели мотивации уже активно применяются на практике.

Давайте откровенно, в России нет культуры менеджмента. Ни в корпорациях, ни в стартапах, ни в государстве. Доля госсектора в российской экономике составляет не менее 70%. Т.е. бизнесом управляют чиновники, которы не желают ни за что отвечать.

В университетах и MBA рассказывают про инструменты, но не выращивают менеджмеров, а Аджайл вообще, сфера деятельности инфоцыган.

Бизнес, это не тусовка, социальная сеть или компьютерная игра. Бизнес - это цель и результат, а язык бизнеса - это цифры.

22
10 комментариев

Да, по сути все правильно написано. Но бизнес не спешит этим правилам следовать, потому что в подавляющем большинстве случаев управляется не бизнесменами, а предпринимателями.

А предприниматель это такой человек, жизнь которого состоит на 10% из событий и на 90% из его разнообразных реакций на эти события. Места для планирования, цифр, работы с результатами, ретроспективы и т.д. просто не предусмотрено.

1

предприниматель вполне может быть лидером, собрать правильную команду и распределить роли. Боюсь, что в России бизнесом все же управляют чиновники.

1

может быть... но с исполнителями всё несколько проще.

1

Менеджер - это и есть исполнитель. OKR подразумевает, что исполнитель сам себе метрики и устанавливает.