Как развивать маркетинг в России? Несколько рабочих вариантов

Я уже как-то писал, что в России с маркетингом не то что прям беда, но вполне себе такой швах. Индустрия идет явно не туда и не так, и никто с этим делать ничего не хочет. Однако, когда критикуешь – предлагай. Что я, собственно, и делаю. Итак. Как нам исправить ситуацию с маркетингом в России?

Как развивать маркетинг в России? Несколько рабочих вариантов

Во многих наших компаниях маркетологи – это не совсем маркетологи. Они или занимаются рекламой, или простым сбытом товара. Это совершенно неправильная ситуация, которая не позволяет маркетингу содействовать росту продаж. Так, маркетинг, как образ жизни в европейском мире в корне отличается от тренинга или производственного семинара. Ведь его основная задача – помочь совершенствованию навыков и умений, которые позволят реализовать человеку все его сверхвозможности. А для этого нужно сделать все возможное, чтобы человек работал с удовольствием и старался максимально эффективно применить свой опыт и знания. Именно этот фактор и главенствует над остальными. Поэтому надо популяризировать профессию маркетолога среди молодого поколения и повысить мотивацию студентов.

Есть заблуждение, что для решения этой задачи надо, прежде всего, нанимать и обучать лучших сотрудников. Оно настолько распространено, что даже стало предметом размышлений на страницах «Книжного мира». Расскажу вкратце.

Качество кадров - нет, не слышал

В последнее время уделяется большое внимание качеству кадров. В корпоративном секторе это становится обязательным условием для того, чтобы претендовать на лидирующие позиции.

Работодатель говорит: «Мы сегодня все вкладываем деньги в инновации, но, в первую очередь, мы думаем о том, кто будет управлять нашей компанией. Мы хотим, чтобы наши сотрудники были отличными управленцами, сильными переговорщиками и умели работать в команде. Они должны уметь найти с клиентом общий язык. Им необходимо уметь договариваться с контрагентами, чтобы выработать взаимовыгодные условия».

Как развивать маркетинг в России? Несколько рабочих вариантов

Но у нас привыкли мыслить, что в основе всего этого лежит демпинг, борьба за клиента. Да, это один из факторов конкурентоспособности на рынке. Но без маркетинга это не сможет обеспечить необходимой гибкости для того, чтобы выбрать правильную ценовую стратегию и тактику ведения переговоров.

Как практикующий специалист я часто наблюдаю сугубо утилитарный подход к подбору персонала со стороны руководителей компаний. Помню, как в 2004 году, когда в Москве в очередной раз установилась какая-то мерзкая погода, мы устроили корпоративный выезд на природу. Тогда с погодой как раз повезло: тихие зеленые поляны, березки, в небольшом озерке плескалось малиновое солнце. Устроили барбекю, небольшой семейный пикник с шашлыками и картошкой. Получилось в итоге очень душевно, весело, интересно. Удивительно, сколько хороших воспоминаний осталось потом у всех сотрудников. А после корпоратива мы с начальником проговорили с коллегами часов до четырех утра. И никто не сказал ни слова об оплате, хотя времени у каждого было не так много.

Отбор специалистов

Все эти годы метод рационального подбора персонала позволял предоставлять клиентам полную информацию о претендентах на работу. Все резюме проходят несколько формальных этапов. На первом кандидат представляет резюме на сайт, с ним знакомятся. Потом следует собеседование с менеджером по персоналу, на котором выясняется, подходит ли его опыт и навыки для организации. Само собой, надо понравиться руководителю выбранной организации и рассказать, что за интересную разработку вы поможете создать.

В случае успешного завершения собеседования, работник таки получит предложение о работе и персональный код. Код – это пароль будущей должности, который можно использовать только в течение времени испытательного срока. После этого уже можно предоставлять к электронным архивам и документации – и по электронной почте изучить все возможные варианты будущей работы.

Тут стоит помнить, что за последние 20 лет в России была выстроена очень специфическая система отношений между женщиной и мужчиной.

Запад не намного лучше, ведь такое тоже было. У нас была либеральная революция, идеолог которой – Максим Горький — писал, что всякий народ заслуживает своего правительства. Что, не согласны с этим? Забирайте свои права в деревню.

Горький говорил, что надо в первую очередь обеспечить людей таким порядком в стране, который не будет им мешать. А для этого – напрямую организовать секс, потому что без него не обойтись.

Что насчет того, что женщины не рожали детей до определенного момента? Это придумали позже.

От того, как женщины, относятся к себе, к своим детям, зависит качество нашего будущего, и, возможно, – его судьба. Нам нужно не выходить из зоны комфорта, которая воспринимается как брак, а изменять сознание. В противном случае мы можем быть раздавлены европейским развитием.

Как развивать маркетинг в России? Несколько рабочих вариантов

Немного про рынок

К слову о продажах. Чем больше участников рынка, тем более избирательные возможности у игроков, тем выше их мотивация, тем оперативнее идет решение задач, более стремительной становится их деятельность. Если же экономических игроков меньше, то тут появляется много соблазнов, и они действуют более активно. Особенно тогда, когда экономическая ситуация неблагоприятна.

Вот представьте себе рынок автомобилей в Америке: там автопробки немеряные, рынок переполнен, цены на автомобилях взвинчены, качество плохое, расход топлива очень большой. И тогда государство разрешает водить только тем, у кого достаточно денег. И автовладельцы начинают создавать пробки на дорогах. Регулирование государством цены на автомобили тут же провоцирует лихачей на превышение скорости и рост аварий.

Как развивать маркетинг в России? Несколько рабочих вариантов

Указания государства могут использоваться в разных целях. Например, в 80-е годы в Италии были приняты «Программы снижения занятости и безработицы». Превышение спроса было болезненным для экономики. В развивающихся странах не нужно создавать дополнительных рабочих мест, достаточно стимулировать спрос и не завозить работников.

Вот пример. Китай на 17 лет «привязал» ставку подоходного налога. Объяснив: мол, надо же людям как-то зарабатывать на жизнь. За это время в стране появилось много безработных. По данным Компартии, в 2005 году в Китае наблюдалась самая высокая в мире безработица в возрасте от 20 до 29 лет.

Что делать?

Итак, сегодня все рынки поделены. Перераспределение ресурсов идет очень быстрыми темпами. Когда преобразования становятся явными, энергичные лидеры начинают строить новые маркетинговые стратегии. Стратегия, направленная на защиту интересов клиентов и ее внедрение требует смелых действий. Это самая рискованная стратегия из всех, что могут принять на себя лидеры, одержимые духом предпринимательства. В результате они понимают, что их компания может достичь победы.

Подобные радикальные изменения должны проводиться в компании осторожно. Сторонники инноваций утверждают, что перемены должны происходить постепенно, чтобы избежать появления «пульсирующей» рыночной ситуации. Более того, они утверждают, будто такие преобразования требуют внесения значительных изменений в саму компанию. А это невозможно сделать, если руководители компании не захотят служить такому духу.

Чтобы добиться успеха, нужно начать действовать по-новому. Новые рыночные условия – это изменение обязательств и обязанностей лидеров. Чтобы руководство компании приняло перемены, многим руководителям необходимо проявить решительность, готовность рисковать.

Стоит задуматься над тем, что «розовые очки» и «неприятие других людей» начинают понемногу спадать, даже у самых убеждённых и суперреалистов. Дело здесь в состоянии всех людей в целом. У нас просто нет иного пути, ведь если всё вокруг не становится лучше, люди не станут нам помогать и будут продолжать практиковать то, что им привычно, даже если это не совсем полезно для нас.

Если бы вы могли общаться и взаимодействовать с как можно большим количеством людей, то у вас бы было гораздо больше поводов и причин жить счастливой жизнью. Нам нужно делиться с другими своей свободой. Они не могут научиться этому от нас, поэтому придётся научиться этому самостоятельно.

1
1 комментарий

Какая отборная каша бессвязных слов…:)

1
Ответить