Почему обращение в поддержку — часто повод для тяжёлого вздоха? Ошибки организации поддержки клиентов

От качества и скорости работы службы поддержки зависит лояльность клиентов и репутация компании. Однако организовать хорошую техподдержку не так просто. Многие компании сталкиваются с типичными ошибками, которые заставляют их клиентов тяжело вздыхать.

Разбираем самые частые факапы. В конце статьи — советы, как их не допускать.

Оператор отвечает скриптами

Скрипты и шаблоны — полезные и удобные инструменты автоматизации. Главное ими не злоупотреблять. Шаблонные фразы лишают диалог жизни, придают ему излишний официоз. А в некоторых ситуациях и вовсе могут звучать абсурдно. Если оператор отвечает строго по скрипту, у клиента может сложиться впечатление, что он разговаривает не с человеком, а с роботом.

Не бойтесь отступать от скрипта. Помните: быть эмпатичным по отношению к собеседнику важнее, чем слепо следовать инструкции.

Долгое ожидание ответа в соцсетях и мессенджерах

Эти каналы связи с клиентами не прощают длительного ожидания.

Общение в социальных сетях и мессенджерах — обмен информацией в режиме почти реального времени. Люди привыкли к этому и ждут быстрой реакции на свое обращение. Они не готовы ждать ответа оператора сутками.

Если служба поддержки отвечает более 30 минут, у клиента формируется негативное отношение к бренду.

Допродажи в поддержке

Представим ситуацию. Клиент обращается в поддержку. Оператор вроде как пытается решить его проблему, но между делом начинает предлагать дополнительные товары и услуги. При этом вопрос, с которым обратился человек, еще не улажен.

Как думаете, как отреагирует клиент на предложение менеджера? Правильно. Раздраженно вздохнет и вряд ли что-то купит.

Допродажи в поддержки возможны и даже могут быть эффективны, но при определенных условиях:

  • Вы быстро и классно решили проблему клиента.
  • Во время беседы выявили его потребности и поняли, какие еще товары/услуги могут быть ему интересны.
  • Предложили на них скидку и спросили, интересно ли клиенту узнать подробнее.

Это идеальный, но довольно редкий сценарий. Операторы, которые могут повернуть разговор в нужное русло и ненавязчиво предложить клиенту именно то, что ему нужно, — большая редкость. Если в вашей команде есть такой менеджер, цените его!

И не забывайте. Служба поддержки — в первую очередь, команда, которая поддерживает, а не продает.

Пожалуйста, ожидайте. Скоро соединим вас с оператором

— Добрый день! Вы позвонили в службу поддержки компании N. Вы в очереди 25-й. Пожалуйста, подождите.

— …

— *неприятная мелодия*

Даже если клиент во время ожидания будет слушать классику, ситуация лучше не станет. Любая мелодия успеет наскучить и стать нелюбимой, если вы в очереди 5-й, 15-й или 25-й и вынуждены слушать ее по кругу.

А если серьезно, висеть на проводе в ожидании своей очереди — очень неудобно. Люди звонят в службу поддержки между делами, рассчитывая быстро решить свой вопрос, а не послушать концерт.

Как исправить ситуацию? Можно ответить так:

Вы в очереди 25-й, можете подождать. Если не хотите оставаться на связи, мы вам перезвоним. Мы уже зафиксировали звонок и свяжемся с вами, как только дойдет ваша очередь.

Операторы не разбираются в продукте

Если клиент знает о товаре или услуге больше, чем сотрудник службы поддержки, сложно удержаться от тяжелого вздоха.

Оператор должен знать продукт хотя бы на базовом уровне. В противном случае, он не сможет помочь клиенту. Не поможет даже шпаргалка в виде базы знаний. Чтобы найти в ней нужную информацию, нужно иметь хоть какое-то представление о продукте.

Клиента переводят на другого оператора

Мало что раздражает клиентов так, как перевод его обращения с одного оператора на другого. Мало того, что из-за этого затягивается время решения проблемы. Пользователю приходится каждый раз объяснять, что ему нужно. В первый раз он терпеливо повторит вопрос, в второй — вряд ли удержится от тяжелого вздоха.

Кстати, из-за этого у клиента может сложиться впечатление, что в компании работают некомпетентные сотрудники.

Чат-боты без человека на второй линии

Бот: Напишите ваш вопрос, а я попробую найти ответ.

Клиент: *пишет вопрос*

Бот: К сожалению, по вашему запросу ничего не удалось найти. Попробуйте спросить по-другому 🙂

Чат-боты отлично справляются с однотипными запросами клиентов. Но если у клиента нешаблонный вопрос, боты часто бессильны.

Это не проблема, если клиент может в любой момент переключиться на реального оператора. А если позвать человека нельзя? Остается обреченно вздохнуть и перебирать разные формулировки вопроса. Вдруг робот все-таки поймет одну из них.

С поддержкой сложно связаться

Иногда за кнопкой «Свяжитесь с нами» скрывается обидная обманка. Клиент кликает по ней в надежде открыть чат с оператором, а ссылка перенаправляет его в базу знаний, в которой он уже искал ответ на свой вопрос. Но, как понимаете, не нашел.

Так любят делать крупные бренды-монополисты вроде Google и Facebook*. Для поиска чата с их службой поддержки есть целые туториалы.

К чему приводят ошибки операторов

Ошибки операторов могут в прямом смысле дорого стоить компании и привести к потере прибыли.

  • Они снижают лояльность клиентов и чреваты их потерей. От этого падает и LTV — прибыль от отношений с клиентом за весь период взаимодействия с ним. Чем больше у компании постоянных покупателей, тем выше ее доход.
  • Из-за ошибок службы поддержки репутация бренда может оказаться под угрозой.

Никто не узнает? Это не так. В сети блуждают сотни мемов и постов о некачественной работе службы поддержки. Они набирают сотни тысяч просмотров.

А еще скрин диалога с поддержкой может попасть в СМИ. Публикация в медиа может вызвать большой резонанс и больно ударить по репутации компании.

Но даже если человек не опубликует отзыв или переписку с брендом, он обязательно расскажет минимум 5 своим знакомым о своем негативном опыте. А знакомые расскажут своим знакомым. Такое сарафанное радио вряд ли пойдет на пользу продажам.

Как бороться с ошибками операторов службы поддержки?

Отнеситесь ответственно к подбору команды. Перед тем, как нанимать сотрудника, убедитесь, что перед вами профессионал. Хорошая команда — залог качественной работы и довольных клиентов.

Вкладывайтесь в обучение персонала. Проводите регулярные обучения, на которых сотрудники смогут глубже изучить продукт. Важно продумать онбординг для новых операторов. Менеджер должен познакомиться с продуктом перед тем, как приступать к работе.

Следите за качеством работы. Отслеживайте основные KPI: скорость первой реакции на обращение, время обработки запросов. Отправляйте клиентам опросы CSI, чтобы узнать, довольны ли они качеством поддержки.

Анализируйте, чего хотят клиенты. Изучайте отзывы клиентов. Чем они довольны? Что им не нравится? Эту информацию можно использовать, чтобы выявить слабые места в работе службы поддержки и устранить их.

— Автоматизируйте работу с инструментами для реагирования. С помощью них можно быстро реагировать на вопросы клиентов в мессенджерах и социальных сетях. Они собирают все сообщения и комментарии в единую ленту, а операторы могут получать моментальные уведомления о новых обращения на телефон. Например, в Телеграм.

Еще один плюс — сохраняют переписку с клиентом. Если сотрудник переводит пользователя на другого оператора, его коллега может полистать диалог и узнать, в чем суть обращения. Клиенту не придется повторять свой вопрос снова.

Хотим вас немного успокоить: любую ошибку можно исправить. Главное регулярно анализировать работу службы поддержки, находить факапы и не закрывать на них глаза, а думать, как с ними бороться.

22
1 комментарий

Красиво сказано "любую ошибку можно исправить"...Но не любую жену можно вернуть...Если ведёшь себя как козёл, то и отношение к тебе такое же. Служба поддержки должна реально хотеть помочь бедолаге, а не отфутболивать его в угоду своему начальству, которое требует повышать KPI...
p.s. Что то подобное у нас уже в медицине происходит. Когда медики выезжающие на вызов, обязаны уложиться в определённое время и им физически не хватает времени любить и заботиться о больных. По шаблону отработали и дальше "полетели".

Ответить