Вжжух — и все спланировано: как прогнозировать продажи и промо, формировать цены и ассортимент

Вжжух — и все спланировано: как прогнозировать продажи и промо, формировать цены и ассортимент

Представьте: вы — коммерческий директор компании, производящей косметику. Перед вами стоит задача спрогнозировать спрос и продажи продукции, чтобы спланировать производство и товарные запасы. А это — миллион цифр, расчетов и таблиц. Как сделать это быстрее и проще, покажем на примере нашей модели для FMCG-компании. Назовем ее ООО «Шампунька».

Немного контекста

FMCG — Fast Moving Consumer Goods — товары повседневного спроса. Ключевые факторы успеха бизнеса в FMCG-секторе — точное планирование коммерческой деятельности, быстрое принятие решений и адаптация к изменениям рыночных условий и потребительского спроса. Высокая конкуренция и нестабильные внешние факторы требуют от FMCG-компаний отлаженных бизнес-процессов.

На примере демонстрационной модели покажем, как Optimacros помогает решать задачи коммерческого планирования в FMCG-секторе быстро и эффективно.

Для наглядной демонстрации всех возможностей платформы мы создаем демостенды. Подробнее о них рассказывали здесь. Они нужны, чтобы показать все возможности платформы и на реальных кейсах показать, как можно реализовать тот или иной функционал. За основу модели для ООО «Шампунька» мы взяли работу коммерческого департамента и процессы ассортиментного планирования, ценообразования и маркетинга.

Что будем продавать?

Начнем с ассортиментной матрицы. Процесс планирования ассортимента занимает много времени и ресурсов, а ошибки в планировании могут привести к большим потерям прибыли. Модель решит эту задачу быстрее: оптимизатор поможет сформировать ассортиментный портфель таким образом, чтобы он смог принести максимально возможную прибыль в будущем.

Вжжух — и все спланировано: как прогнозировать продажи и промо, формировать цены и ассортимент

Мы решили, что будем продавать. Следующий шаг — решить, по какой цене. С помощью функционала ценообразования модель поможет быстро реагировать на изменение спроса или конкуренции, корректируя цены в соответствии с новыми условиями. Сегментирование цен позволит выстроить оптимальную ценовую политику и оценить различные сценарии: например, увеличение цены на 5% для ряда товаров или вывод позиций из матрицы.

Вы решили провести ABC-XYZ-анализ и сформировать оптимальный ассортимент для ООО «Шампуньки». Модель автоматически определит, какие товары приносят вам наибольшую прибыль и составит рекомендации по ассортиментной матрице и выводу товаров из ассортимента.

А сколько мы продадим?

Самая большая боль — точный прогноз будущих продаж, который критически важен для планирования производства, поставок и складских запасов. Модель может построить расчет двумя способами: на статистических методах и на основе машинного обучения (ML). Выбор метода зависит от конкретной задачи прогнозирования и доступных данных. Расчет на основе машинного обучения может быть более точным, поскольку учитывает сложные взаимосвязи между многими факторами. Расчет на статистических методах — более прозрачный и понятный, т.к. основан на математических моделях.

Вжжух — и все спланировано: как прогнозировать продажи и промо, формировать цены и ассортимент

Расчет ведется на уровне отдельных товарных позиций (SKU) и клиентов. Прогноз строится снизу вверх — от данных по конкретному клиенту и товару к общему прогнозу по компании. Это позволяет менеджерам вносить корректировки, учитывая свои экспертные оценки, особенности отдельных позиций и внешние факторы.

Вы составили ассортиментную матрицу. Следующая задача — построить прогноз продаж на следующий сезон. Для примера возьмем шампунь — назовем его «Ромашковое поле» и поставим цену 500 рублей. Используя исторические данные, модель рассчитает, сколько товара по такой цене купит каждый ваш клиент и сколько вы заработаете. А если снизить цену до 450 рублей? Модель позволяет быстро построить различные сценарии и сравнить их — она пересчитает прогноз и вашу прибыль, и вы сможете выбрать выгодную для вас цену. На основании полученных данных вы сможете рассчитать объем производства шампуня и количество необходимого сырья.

А сколько продали на самом деле?

Мы спрогнозировали спрос, но что в реальности? Функционал мониторинга выполнения плана продаж поможет определить номенклатурные группы, по которым не выполняется план.

Вжжух — и все спланировано: как прогнозировать продажи и промо, формировать цены и ассортимент

Также модель составит рекомендации для выполнения плана и подберет продукцию, которую нужно поставить в промо.

Запускаем акцию: какая скидка будет выгодна?

Любой маркетолог знает: планирование промо — долгий и трудный процесс. Чтобы быстро и без слез разработать промоакцию, в модели есть удобная форма для создания и настройки промо. В ней легко построить различные сценарии промоакций и посчитать их эффективность. Ключевая особенность блока — анализ «что если» и сценарное планирование. Вы можете сравнить различные условия акций, оценить целесообразность каждой и скорректировать стратегию.

Вы решили запустить акцию на «Ромашковое поле» — скидку 10% на шампунь объемом 750 мл. Система автоматически рассчитает маржинальность, прогнозные объемы продаж и вашу прибыль.

Но что будет, если увеличить скидку до 15%? Мы видим, что эффективность акции вырастет, но вырастет и коэффициент каннибализации: снизятся продажи этого же шампуня объемом 500 мл. Возможность сценарного анализа позволит вам сравнить эффективность разных условий акций и выбрать ту, которая принесет вам больше прибыли.

Вжжух — и все спланировано: как прогнозировать продажи и промо, формировать цены и ассортимент

Акцию провели — время считать результаты. Модель собирает данные о реализованных объемах продаж по акционным ценам и автоматически рассчитывает ключевые показатели эффективности:

  • Дополнительная выручка за период акции

  • Рентабельность инвестиций в промо (ROI)

  • Эффект каннибализации (смещение продаж с других товаров)

Немного магии не повредит

Представим, что вы хотите ввести в ассортимент новый шампунь — «Васильковое поле». Исторических данных для него нет — как прогнозировать продажи? Здесь вступает в силу механизм поиска аналогов. Для построения прогноза вам нужно подобрать ближайший аналог — и это уже знакомое нам «Ромашковое поле». На основании анализа продаж аналога модель построит предварительный прогноз спроса.

Представим еще одну ситуацию: вы запускаете акцию на «Ромашковое поле». Акционный товар становится равным по цене с шампунем более низкого ценового сегмента, и два ваших продукта начинают конкурировать друг с другом на полке магазина. Модель предусмотрит и это: при расчете эффективности промоакций модель посчитает эффект от каннибализации, и вы сможете выбрать наиболее выгодный сценарий.

Вжжух — и все спланировано: как прогнозировать продажи и промо, формировать цены и ассортимент

Вжжух — и вы великолепны

Функционал модели позволяет оптимизировать ключевые процессы коммерческого департамента:

  • Прогнозирование спроса при помощи машинного обучения с учетом влияния заданных факторов.
  • Сценарный анализ промо для определения наиболее эффективного состава продуктов и условий акции.
  • Оптимизация ассортиментного портфеля с учетом потребностей клиентов.
  • Мониторинг выполнения плана продаж с выводом рекомендаций для закрытия плана.
Вжжух — и все спланировано: как прогнозировать продажи и промо, формировать цены и ассортимент

На примере примененных подобных решений у наших клиентов мы видим, что внедрение модели существенно сокращает время на планирование акций, увеличивает скорость принятия решений и повышает точность прогнозирования.

1111
2 комментария

Приветствую!

А если у компании >10т SKU?
У коллег видела на каждый блок товаров - своя эксель книга и потом муки консолидации. Как вы решаете это?

2
Ответить

У нас есть кейсы клиентов с такими запросами — справочники могут состоять в том числе и из десятков тысяч позиций. Оптимакрос поддерживает большие массивы данных, а продукты в модели можно разделить на зоны ответственности (например, по категориям SKU) и предоставить доступ только ответственным менеджерам

1
Ответить