Перевезти 1200 сотрудников в новый офис
Как Ozon организовал рабочее пространство на девяти этажах «Москва-Сити».
В 2018 году Ozon в восемь раз вырастил ИТ-лабораторию и перевёз весь бэк-офис в «Москва-Сити». Во время переезда команда продолжала расти, поэтому в процессе пришлось арендовать дополнительные два этажа.
Самой сложной задачей было найти место, где поместятся все нынешние сотрудники и новички. В лонг-листе было 93 варианта, доблестные коллеги из службы закупок съездили и посмотрели 46 офисных помещений в Москве и ближайшем Подмосковье. Главными ограничивающими факторами были вместимость и возможность переехать быстро — так, например, отпали лофты и помещения, где нужно было делать капитальный ремонт.
В итоге выбрали «Башню на Набережной». Здесь достаточно свободного пространства (сейчас у нас примерно 17 тысяч квадратных метров) и хорошая инфраструктура: чтобы пообедать, например, не нужно выходить на улицу. В новом офисе объединились все подразделения компании, включая OZON.travel.
Кто? Где? Когда?
Мы переехали очень быстро — в конце апреля 2018 года заключили договор, а в июне уже обживались на новом месте. Правда, команда росла ещё быстрее: переезжали 946 сотрудников, а за первую неделю прибавилось ещё 46 человек.
Дважды за полгода новый офис становился нам «мал» — и мы договаривались об аренде новых этажей. Пока остановились на девяти и структуре, которая позволяет командам работать максимально эффективно — чтобы обсудить баг, UI нового сервиса, ошибку в коде или оформить отпуск, не нужно идти в соседнюю башню. Чтобы понять, кто и где будет в итоге работать, мы с руководителями команд выбрали места исходя из того, какие команды могут полностью разместиться в той или иной локации. Ребята получили на почту планы этажей с указанием рабочих областей, и уже сами выбирали конкретные столы — у окна или посередине.
Большую часть времени заняла подготовка нового офиса, а непосредственно переезд — один день. В пятницу ребята сложили вещи в коробки на своих старых местах и ушли чуть раньше, а в понедельник пришли на работу в новый офис. Конечно, без проблем ремонт и переезд пройти не могут — кто-то забыл подписать коробку (таких потеряшек у нас набралась целая комната), а кто-то потерял любимую кружку. Но мы смогли это пережить.
Инфраструктура логистики Ozon — одна из лучших в стране, и у компании большие планы по её развитию. В 2019 году площадь фулфилмент-фабрик должна увеличиться до 200 тысяч квадратных метров.
Запланированный рост обеспечивают не только ИТ и логистика, но и категорийные вертикали — от книг до автотоваров и свежей еды, проектный офис, продуктовый менеджмент, маркетинг, HR, коммуникации. Сейчас эти и другие службы (все перечислять не будем — это не очень интересно и есть в каждой крупной компании) занимают ещё три этажа.
Хаб новых проектов занимает отдельный этаж — в следующем году клиентов Ozon ждет несколько приятных сюрпризов, но об этом расскажем отдельно. А для тех, кто хочет в Ozon поучиться (или поработать) в 2019 году запускается корпоративный университет, где будут проходить открытые лекции и мероприятия. Но прийти к нам в гости можно уже сейчас — на митап или конференцию, например.
Судари и сударыни, товарищи и товарищи, кто разбирается в большом (в меру) и серьёзном (в меру) бизнесе, к коему относится Озон. Скажите мне вещь, которую я не понимаю.
Как расходы на переезд в офис такого уровня объясняются инвесторам, каким образом оценивается их целесообразность, какая мотивация у бизнеса перевозить сотрудников в дорогие локации?
Я понимаю, когда правительство с их бездонным бюджетом выезжает в башню (https://www.vedomosti.ru/realty/articles/2018/06/14/772697-moskva-rasprodast-ofisi) и корпорации мирового уровня, но локальный бизнес не должен ли считать? Или это совершенно незначительные средства для компании? Или я вообще не с той стороны пытаюсь смотреть на этот вопрос?
Вообще не с той стороны. У Озона речь не про окупаемость на данной стадии идёт, а про будущую капитализацию. Инвесторы вкладываются в таких компаниях не в моментальную прибыль, а в будущие показатели, способность к значительному росту. Соответственно, им нужно показать этот рост, ускорение, готовность компании к большим и быстрым трансформациям. Это больше по части визионерства и стратегий, а не по части "обосновать здесь и сейчас новый компьютер для Даши".
Комментарий недоступен
Ну да, ну да. Место проклятое. Страна проклятая, люди проклятые. Всё не так :)