«Ваше обращение №35485 принято»: шесть проблем клиентского сервиса, которые бесят больше всего
И решения, которые помогут сделать общение с клиентами человечным.
Материал подготовлен при поддержке «Юздеск»
Ещё в 2017 году в России половина пользовательских запросов попадала в чёрную дыру и оставалась без ответа. Компании не вели чаты в Telegram, а из «ВКонтакте» перенаправляли запросы на почту и горячую линию. В 2020-х клиент — центр любой экосистемы. Магазины теперь на 17% чаще отвечают по имейлу и в 4,5 раза активнее реагируют на сообщения в Facebook (признан в России экстремистской организацией). А 64% подключили в мессенджерах службу автоответов, чтобы клиента не пугало молчание, если все сотрудники заняты.
Как отвечать на запросы пользователей, чтобы они не ругали компанию и не уходили к конкурентам, рассказала основательница сервиса клиентской поддержки «Юздеск» Катерина Виноходова.
Проблема первая: клиент проходит девять кругов операторского ада
Компания хотела как лучше и наняла сотни операторов, но клиенту это только мешает. «Пинг-понг» в службах поддержки происходит потому, что операторы (если речь о крупной компании с тысячами обращений в день) работают из нескольких аутсорсных центров, в каждом из которых своё ПО. Истории переписок не синхронизируются.
Не получив быстрого ответа по имейлу, клиент пишет в соцсети и параллельно бросается звонить. В результате одним вопросом занимаются сразу три сотрудника. Один затягивает с ответом в попытке понять, к кому отправить клиента, другой заваливает уточняющими вопросами, а третий отказывается брать ответственность за решение проблемы и ссылается на «обстоятельства, которые никак нельзя изменить». Клиент нервничает, а на том конце очередь из ожидающих только растёт.
Как надо: собирать архив заявок.
Формировать и хранить историю обращений можно в системах клиентской поддержки. В личном кабинете сотрудники увидят, приходил ли клиент раньше и не обращался ли в этот же день. Автоматически превращать в тикеты (заявки) можно даже звонки — достаточно загрузить в систему добавочные номера сотрудников. Обращение сформируется, как только специалист поднимет трубку.
Повторные запросы можно собирать в один кейс и при желании дополнять их комментариями: предупредить коллег, что клиент излишне тревожный или, наоборот, злится небезосновательно. А чтобы автоматически идентифицировать пользователей ещё до разговора, можно подключить к сервису свою базу данных с клиентскими почтами и номерами телефонов.
Компании, у которых нет ресурсов на централизованные системы, могут обратиться к многолетней практике контакт-центров: пускай сотрудник кратко информирует коллегу о том, с каким запросом пришёл клиент.
Проблема вторая: компания очень извиняется, но ничем не может помочь
Клиентская поддержка — тот же маркетинг: компания создаёт имидж в глазах новых пользователей и делает всё, чтобы не очернить его в общении со старой аудиторией. Стандартный способ загладить вину в случае ошибки — дать скидку или прислать товар бесплатно. Вот только лишних денег, билетов или продуктов у компании может не быть, и ей остаётся просить прощения. Возникает вопрос: «Как?» Для именинника невозможность отметить день рождения — не просто неудобство, а испорченный праздник. Формальные извинения ресторана в этом смысле — лишь ещё больший раздражитель.
Совет: научиться управлять эмоциями клиента.
Чтобы не акцентировать внимание на ошибке, лучше предложить пользователю альтернативу. Ресторан, например, может поискать варианты на замену: «Простите, что из-за нас ваши планы изменились, но мы нашли для вас столик на 21:00. Он расположен лучше предыдущего: у окна с видом на город. Бронируем?» Ресторан сразу признаёт вину и входит в положение клиента, а после призывает к целевому действию — покупке.
Извиняясь, лучше не использовать слов с негативной коннотацией (проблема, неудобства, сожаления), отрицательных частиц и слов «нет». Если уговорить клиента получилось, но смягчить его настрой — нет, попробуйте сделать это с помощью бонуса чуть позже, например, отправив промокод.
Проблема третья: бот и на вопрос не отвечает, и к оператору не пускает
Клиент вынужден раз за разом задавать боту один и тот же вопрос в попытке «достучаться» до оператора. Проблема, конечно, не в боте: компания подключила его прежде всего потому, что у неё не хватает рук. Однако клиента внутренняя кухня не интересует, так что в итоге он уходит искать помощи где-то ещё (например, звонит на горячую линию) или, что хуже, уже вовсю ругает компанию в соцсетях.
Совет: если клиент обращается к оператору, избегая бота, знайте — ваш сервис поддержки требует доработки.
Правильно настроенный бот в силах покрывать минимум 50% запросов. Если результаты хуже, нужно проанализировать массивы данных с прошлыми обращениями и составить «дерево» самых частотных тем — запись на приём, доставка, акции. Сперва показывайте клиенту их, а потом предлагайте «Позвать оператора».
Когда загрузка неожиданно высокая, а специалистов мало, можно выдавать кнопку вместе с дружелюбной и ясной автоотбивкой. Например: «Если у вас другой вопрос, ответ на него обязательно поможет найти оператор. Правда, придётся немного подождать: разбираем новогодние заказы. Если времени совсем нет, лучше сразу звоните — так быстрее».
Общение с пользователем — тот же «кастдев»: способ получить полезные инсайты и замечания. «Если каждый второй спрашивает, как оплатить покупку, значит, у приложения непонятный интерфейс и плохая механика. А если не может дойти до оператора — значит бот плохо обучен», — заключает основательница «Юздеска».
Кстати, чтобы цифровой помощник понимал даже нестандартные формулировки запроса, почаще загружайте в него скрипты предыдущих бесед: клиенты могут приходить с одинаковой проблемой, но изъясняться по-разному.
Проблема четвёртая: сервис даёт ответ, но не на тот вопрос
Клиент интересуется, можно ли привезти товар в день обращения, а получает автоотбивку о том, что может и чего не может компания в принципе. Спрашивает, суммируются ли акции со скидкой по карте, а вместо этого получает длинное описание самой акции, иногда ещё и с юридическим канцеляритом. В результате ему кажется, что письмо даже не читали.
Совет: разнообразьте шаблоны.
Автоматизированные системы поддержки позволяют создавать десятки заготовок по темам и подтемам. Например, в категории «Брак» могут быть шаблоны с уточняющими вопросами, заявка на возврат или на вызов мастера, а в «Доставке» — предупреждения о задержке или уведомление о том, где находится товар клиента.
Можно сперва направлять клиенту дружелюбный автоответ, что компания получила запрос, и уже потом вручную разбираться с каждым. В почте текст уведомления может быть одним, в мессенджерах другим, а в маркетплейсе вообще его не будет (если пользователь оставил под товаром отзыв с вопросом, то обещание вернуться к нему позже будет смотреться глупо).
«Дружелюбные альтернативы никто не отменял. Не пишите „Сегодня не доставим“, лучше скажите, что завтра приедете к клиенту уже в девять утра. Автоответы ботов иногда куда „человечнее“ операторских. Вот, например, автоответ „Яндекс.Еды“: „Воду лить не буду — сначала всё выясню, а отвечу уже по делу и постараюсь уложиться в пять минут“. И таких заготовок может быть с десяток».
Проблема пятая: техподдержка совсем не поддерживает и предлагает найти решение самому
Компанию, которая на частые запросы вроде «оплатить заказ» и «оформить доставку», присылает ссылки на соответствующие разделы сайта, можно понять. Она надеется, что покупатель сможет самостоятельно найти ответ и передумает обращаться к операторам. Однако клиент, возможно, видел все инструкции и либо ничего не понял, либо действительно не нашёл ответа. В результате он корит себя или думает, что глупым его считает фирма.
Совет: не учите клиента, станьте для него заботливым товарищем.
Бывает, что возможности сразу подключить к диалогу оператора нет. Тогда ссылки давать можно и нужно, но лучше не в упрёк, а в виде факультативного чтива — «а вдруг вы не знали». И главное, не забыть клиента успокоить: «Пока подыскиваем специалиста, чтобы вам помочь, можете пробежаться по разделу „Как оформить заказ“. Не получится вернуться к вам в течение 15 минут — попросим бота вас предупредить».
Если компания заранее знает, что время ожидания в чате затянется, лучше предложить клиенту сменить канал общения на тот, где операторы реагируют быстрее. А если проблема с задержкой становится особенно острой (праздники, пандемия, технический сбой), то тот же чат лучше вообще отключить — пускай пишут на почту, где срок обратной связи по умолчанию дольше.
Проблема шестая: начальник клиентской службы считает, что оператор умнее бота
В разговоре с оператором не нужно беспокоиться о том, как сформулировать запрос: ведь вы в прямом смысле говорите на одном языке. На деле на это уйдёт больше времени. Чтобы решить простой вопрос, готовый ответ на который можно найти в базе, специалисту техподдержки сперва нужно выслушать клиента (а в живой беседе человек всегда более словоохотлив), затем — проверить информацию вручную. Автопомощник бы сделал это за пару секунд.
Совет: не стоит недооценивать ботов.
Бояться роботов бессмысленно. Технологии помогают экономить не только время, но и корпоративные бюджеты. Конечно, разрабатывать, подключать и «дообучать» ботов недёшево: нужно покупать стороннее ПО, привлекать техспециалистов и постоянно обновлять данные. Например, сегодня сервис доставляет товар за три дня и предлагает бонусы за покупки, а завтра сократит срок доставки до одного дня. «Такие затраты, как правило, уже через полгода окупаются», — заключает Виноходова. А ещё, подключив ботов, фирма позволит сотрудникам заниматься более интересными и сложными задачами.
Главное — помнить: обращаясь в службу поддержки, клиент в любом случае всегда ждёт одного — решения своей проблемы, и неважно, с оператором он говорит или с роботом. И оценивать опыт общения он будет так же строго, как и качество товара или услуги.
Чтобы всегда быть рядом с клиентами, можно подключить систему поддержки «Юздеск». Пользователя она избавит от длительного ожидания ответа, а сотруднику сэкономит минимум час рабочего времени в день.
«Юздеск» собирает обращения из 20 каналов — соцсетей, мессенджеров, почты, чатов и горячих линий — и агрегирует их в личном кабинете компании. Ответить на все можно в одном окне, не переключаясь между платформами. Нетривиальные запросы возьмёт на себя оператор, а элементарные — бот.
Можно подготовить шаблоны ответов заранее, рассортировать по категориям — чтобы отправлять двумя кликами. Если нужно — прикреплять к ним документы (скажем, договор или инструкцию), а сами заявки — автоматически направлять в соответствующий отдел: вопросы по доставке — логистам, а сообщения об ошибках — в техподдержку.
Можно вообще превратить кабинет «Юздеск» в целую экосистему, подключив более 20 дополнительных инструментов. Кстати, пользователям сервисов, которые приостановили работу в России, «Юздеск» на специальных условиях перевозит на свою платформу — и даёт возможность пользоваться своим сервисом бесплатно до трёх месяцев, не дожидаясь завершения контракта.
Бот не отвечает на вопрос и не пускает к оператору - это девиз поддержки Альфа-Банка.
Здравствуйте!
Наш бот подключается к диалогу первым, старается помочь с простыми вопросами. Если ответа нет или он не понимает вопрос, то ищет свободного оператора.
Если перейти на сотрудника не удаётся, то перефразируйте вопрос или напишите/скажите "нужен человек", например.
Проблема в том, что у бота есть ответ, но он нерелевантный, т.к. его ответы это обычно реклама какого-то сервиса банка.
И нет, "позвать оператора", "нужен человек" и прочие обращения не работают.
Ну и там по кругу. Проблема с QR кодом - Выиграйте 100 тыс рублей - Другой вопрос, позвать оператора - Какой у вас вопрос - Проблема с QR кодом - я кажется уже отвечал.
Нужно передушить бота сложными предложениями, тогда он сам передаёт слово оператору
В последнее время поступает много вопросов, поэтому отвечаем неприлично долго. Мы правда стараемся сократить время ожидания ответа оператора, а также постоянно обучаем бота.
Ещё вы можете позвонить нам: +7 495 788 88 78 для Москвы и МО, 8 800 200 00 00 для других городов. Работаем круглосуточно.
Если вопрос срочный, то напишите его в личные сообщения и мы постараемся помочь разобраться.
Последнее время это два года?
Не пробовали нанять больше сотрудников, чтобы отвечать более оперативно?
Здравствуйте!
Мы постоянно расширяем штат сотрудников, чтобы более оперативно предоставлять ответы на любые вопросы.
К сожалению, входящих вопросов меньше не становится.
Стараемся максимально сократить время ожидание ответа, а также обучаем нашего бота реагировать и отвечать на большее количество вопросов.
Да вы просто кусок дерьма, а не банк, говорите как есть.
Это вы описываете ваши фантазии. А Екатерина про то, как дела обстоят в реальности.
Это не так. Я так и не смог пробиться через ботов в чате, купил страховку в другом банке.
Понятно, что Альфа хочется сэкономить и не расширять штат, а запросов сейчас стало больше.
Но на менеджеров в соцсетях с шаблонами пока денег хватает ))
Сбер грешит подобным. Мол все операторы бросились отвечать на телефон. А на телефоне снова робот. Но есть лайфхак - написать что-нибудь на грани нецензурного и о чудо, меньше чем через минуту появляется человек)
в Альфе этот кейс закрыли - если писать неприличное, то бот обижается и говорит - напишите нормально)
Понял, в Альфу ни ногой) хотя и раньше то не особо хотелось))
Аминь. У меня последний раз просто красная пелена перед глазами пошла (иронично, что это корпоративный цвет). На просьбу позвать оператора – 0 реакции, хотя очевидно, что такая ситуация может возникнуть
Проблема большинства сервисов использующих ботов в том, что владельцы этих сервисов с хрена ли вдруг решили, что у них в системе настоящий Джарвис с искусственным интеллектом десятого уровня, который решит все проблемы и знает ответы на все вопросы, а вот клиенты тупые не хотят им пользоваться.
Нет, это так не работает. Большинство ботов не способны распознать даже простых запросов, а если проблема многогранна, требующая объяснения больше чем пару слов, бот сразу ломается, потому что не может распознать такой длинный текст. У нас до сих пор даже ассистенты в духе Сири или Алисы контекст с трудом понимают, а вы засунули затычку написанную на коленке в свой сервис и удивляетесь почему клиенты не хотят ими пользоваться и все равно зовут оператора?
Считаю что многоуровневая система из ботов, через которых нужно пробиваться с боем и смекалкой до живого человека - первый признак жадного и хреногого сервиса.
Да у них боты для людей, которые базовые вещи спрашивают. Но, во-первых, они спрашивают, потому что с ходу хрен найдёшь нужную информацию, проще спросить. Вдобавок, она ещё бывает устаревшей и противоречивой. Иногда нужны уточнения, которых почему-то нет (например, режим работы на новогодние или майские праздники). А, во-вторых, многие приходят с проблемами, для которых простая справка не подойдёт, иначе бы не обращались.
Вот нужно было мне как-то симкарту восстановить, но прикол в том что симка старая, надо было проверить принадлежит ли мне номер и все такое. Плюс много дополнительных моментов, которые нужно было спросить у человека. И чтобы зря не ходить в офис продаж, звоню. Тем более что там часто просят звонить на горячую линию.
И вот я задолбался через бота пробиваться, который сначала: "нажмие 4 если вам нужно восстановить симкару", а затем "если вам нужно восстановить симкарту - обращайтесь в офисы".
Ну спасибо мять!
Чтобы пропустить бота всегда говорю словосочетания далекие от повседневного употребления: "слепой жираф", "прогулка по марсу", "арамзамзам"
Шедевр: все сообщение вода вместо «выясню - отвечу». Чтобы сэкономить время пользователя, надо долго ему рассказывать, что «постараюсь уложиться в пять минут, но не факт, что это будет возможно, так как, вероятно, проблема нестандартная и потребует индивидуального подхода, но поскольку мы очень ценим ваше время, то приложим все усилия, чтобы сократить время решения проблемы, несмотря на катастрофическую занятость в связи с разбором новогодних заявок, а ведь на носу еще и 14 февраля, а там и восьмое марта грянет, а мы еще сопли не вытерли, спасибо за понимание, не поминайте лихом, порекомендовали ли бы вы наш сервис друзьям и почему, если нет, мы ведь очень хотим исправиться, чтобы вы могли оперативно и с удовольствием пользоваться нашими услугами, мне пора бежать».
Шедевр номер 2: если задолбали клиенты, отключите чат, пусть пишут в почту и не шуршат. В принципе почту тоже можно отключить и ввести платную услугу заказа почтового голубя, чтобы пользователи вели себя прилично и не написывали, как полоумные.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
"Правильно настроенный бот в силах покрывать минимум 50% запросов." - сразу стало понятно, что статья написана в целях рекламы ПО для ботов
На самом деле нет. Мы ботов рекомендуем в ограниченном количестве случаев. Для нас лучше, чтобы операторов было больше.
Ничто не злит так сильно как проблема номер три! Когда бот работает через пень колоду, но и к оператору из-за него никак не подключиться! Я человек спокойный, но это бесит неимоверно .
А меня бесит, когда живые операторы не вникают в суть проблемы, а отвечают шаблонами. Объясняешь им, что ситуация совсем другая, а в ответ ещё один шаблон. Мне кажется, это их компании специально так дрессируют, чтобы не выполнять обязательства.
Несмотря на третий десяток как бы капитализма, в РФ еще местами все еще советский сервис в стиле "они для нас, а не мы для них". Особенно режет слух и глаз в сравнении с лучшими аналогами - почти всегда довольна, например, своим сотовым оператором. То есть это можно наладить и организовать даже в огромных структурах. Почему и как в остро конкурентных сферах владельцы и менеджмент не видят очевидных проблем в одной из ключевых сфер? Как отчитываются об обратной связи? Кто их перепроверяет и аудирует?
Я обращался в сбербанк раз 20, они постоянно отписываются общими фразами и часто умышленно меняют тему обращения. В итоге ни разу не получил ответа на свои обращения по сути. Ответы шаблонные типа " мы провели проверку и нарушений не выявили" или "согласно нашим внутренним документам мы все делаем правильно". Короче насажали операторов, которые ничего не могут кроме консультации. А в итоге я после месяца ада, обратился в их службу по правам человека и мой вопрос решили через час. Поэтому от таких сервисов нет пользы вообще.
Олег
Отличная статья, ненавижу ботов и Альфа-банк.
99.5% вопросов которые у меня есть к банку _не_ решаются ботом.
ЦА бота - какие-то люди которые задают вопросы, которые есть в справке и легко ресёрчатся.
Не нужно делать препятствие в обращение к живому сотруднику нормальных людей, это вызывает только потерю времени, отторжение, злость и ненависть к компании.
полностью поддерживаю проблемы альфы. Являюсь клиентом со "стажем", до полсденего момента все было "более-менее", но сначала момент с перенесенным ИИСом, который не удалось перенести, а таперь из-за их "супер" поддержки не могу получить ипотеку. Спасибо карте "100 дней без процентов", которую навязывают в любой удобный момент. В поддержке ничего не узнать, все сотрудники отфутболивают друг на друга, не решая проблем. Последняя ситуация случилась при одобрении ипотеки в самой же АЛЬФЕ.
У меня предварительно одобрена ипотека в АЛЬФА БАНКЕ на 6млн руб,. при закрытии кредитной карты в АЛЬФА БАНКЕ доступный кредит по ипотеке увеличится до 9.4 млн руб. Я подал заявление на закрытие кредитки еще на прошлой неделе. Все указывают, что срок закрытия кредитки 45 дней и ни дня меньше. Ипотечный менеджер же указывает, что кредитку можно закрыть быстрее. На горячей линии и в офисе все говорят обращайся в чат в приложении. В чате в приложении отвечают, что жди 45 дней, раньше никак. такой бред! сейчас срывается ипотека именно в АЛЬФЕ из-за кредитки АЛЬФЫ же. бред! Бизнес ориентированность на высоте, про клиентоориентированность молчу.
Напишите, пожалуйста, в личку ваше ФИО и дату рождения. Постараемся помочь 🙌
Чемпион по худшей поддержке - Почта Банк
Там не только бот, но потом ещё и операторы, из-за ошибки которых я потеряла 500к
@alfabank @ozon @yandex.market @wildberries и другие. Поучитесь пожалуйста
Кстати, то ли не заметил, то ли не написано. Бесит вот это вот «уважаемый клиент, мы понимаем, как вы расстроились, что вам привезли стертый в порошок телевизор. Мы передадим вопрос лучшим специалистам и решим его в кратчайшие сроки» потому что я знаю, что:
- вам насрать на мой телевизор, у вас еще сотня таких в очереди ждут
- вы передадите его случайному специалисту, как и сотню других
- вы, возможно, понятия не имеете, в какие сроки эту проблему можно решить да и вообще если вас не пинать, забудете через 5 секунд
Я ни на что не намекаю, но
«в 4,5 раза активнее реагируют на сообщения в Facebook»
Как вы модерацию прошли?😳