Не выпускаю покупателей из магазина, и они покупают больше

Я посмотрел карты заселенности, карты проходимости, оценил оборот конкурентов и их расположение, выбрал формат магазина под свои задачи, а потом расстановку стеллажей так, чтобы покупатели ходили кругами.

Выбираем место

Успех розничного магазина напрямую зависит от места, поэтому очень важно выбрать его правильно. Нужно смотреть на трафик, конкурентов и стоимость аренды.

Считаем трафик

Сначала узнаем сколько людей проживает в районе.

Смотрим официальную статистику, идем на сайты:

  • Городские и районные администрации. Здесь ищем паспорта районов.

  • Статистические ведомства: Росстат, региональные.

Нас интересуют: количество людей и как оно менялось по годам, разбивка по возрастным группам.

Допустим, количество людей уменьшается, а конкурентов меньше не становится. В таком случае лучше не лезть на умирающий рынок, а поискать места поинтереснее.

Разбивка по возрастным группам нам пригодится, чтобы прикинуть точно количество целевой аудитории. Например, в районе живет 30 тысяч человек. Вы хотите продавать свой товар мужчинам в возрасте от 25 до 35 лет. Таких в среднем по городу 7% от общего числа жителей. Получаем:

30000 x 0.07 = 2100

Получили примерное количество целевой аудитории в районе.

Если хотим посчитать людей в конкретной зоне, смотрим на тепловой карте. Ставим на карту точку, пишем радиус. Для продовольственных магазинов это обычно 800 м, для непродовольственных 2000 м. Смотрим, сколько внутри радиуса живет людей.

Сервис ориентируется на жилье, его этажность и площадь. Поэтому информация очень примерная. Например, если в ЖК половина квартир пустует, то и людей будет в 2 раза меньше, чем по карте. 
Сервис ориентируется на жилье, его этажность и площадь. Поэтому информация очень примерная. Например, если в ЖК половина квартир пустует, то и людей будет в 2 раза меньше, чем по карте. 

Но просто радиус это не очень точная информация, он не учитывает особенность местности. Поэтому на карте учитываем преграды: железную дорогу, автострады, стройки. Нам нужно понять, как люди будут идти до магазина.

Представьте: вам нужно попасть в магазин через оживленную дорогу. До него метров 100, дойти можно за минуту. Но до ближайшего перехода километр. 10 минут идем до перехода, переходим, 10 минут идем до магазина. Итого путь составит 20 минут вместо 1.

Учитываем преграды и делаем такую карту здесь:

Магазин в центре. Из синей зоны можно дойти до него пешком за 10 минут. 
Магазин в центре. Из синей зоны можно дойти до него пешком за 10 минут. 

Получился не круг, а неровный ромб. Логично, по прямой дороге успеешь пройти больше, чем дворами. Отмечаем на скрине важные объекты:

  • Остановки транспорта, метро;

  • Учебные заведения: школы, колледжи, университеты;

  • Офисные центры.

Такие объекты создают поток людей. Школа привлекает школьников, офисное здание и промышленное предприятие — взрослых работников.

На нашей карте выше в ближней зоне четыре школы и два детских сада. На переменах будет наплыв школьников за обедами. Молодые родители с детьми будут заходить утром и вечером.

Исследуем конкурентов

Теперь наносим на карту конкурентов:

Если на карте вообще нет конкурентов, то это повод задуматься. Большое количество конкурентов нас тоже не устраивает.
Если на карте вообще нет конкурентов, то это повод задуматься. Большое количество конкурентов нас тоже не устраивает.

Отзывы на картах и в соцсетях

В отзывах люди расскажут обо всем: чего в ассортименте не хватает, как обслуживают, что за товары в целом продаются в этом магазине.
В отзывах люди расскажут обо всем: чего в ассортименте не хватает, как обслуживают, что за товары в целом продаются в этом магазине.

Заходим как покупатель

Подмечаем, что продают, как обслуживают, сколько людей в зале.

Считаем оборот конкурента по чекам

Ищем на картах Яндекс, там иногда бывает средний чек. Еще суммы покупок клиенты иногда пишут в отзывах. Просматриваем отзывы о конкурентах везде, где это возможно: 2GIS, карты, фламп, соцсети.

Теперь нужно узнать количество покупок за день. Для этого приходим утром в числе первых клиентов, делаем покупку. Вторую покупку делаем в тот же день перед закрытием. Разница номеров в чеках — это количество заказов в день.

Теперь мы можем прикинуть примерный оборот точки за день.

Оборот = Количество продаж x Средний чек

Считаем так всех конкурентов и получаем полную картину локального рынка. Изучаем отзывы, заполняем таблицу. Отмечаем сильные и слабые стороны, отличия. Получится в итоге так:

Не выпускаю покупателей из магазина, и они покупают больше

Из таблицы делаем выводы:

  • чего не хватает на рынке

  • какие ошибки не будем повторять

  • чем сможем ответить на сильные стороны конкурентов

  • чем будет отличаться наше предложение

Проверяем место

Идем смотреть трафик в местах, которые выбрали. Хорошо, если проверите в будний день и выходной.

Считаем проходящих мимо людей и проезжающие автомобили. Если трафик большой, ставим смартфон на запись. Потом считаем поток с видео.

На улицах городов часто висят веб-камеры. Трансляцию ищем на городских сайтах.
На улицах городов часто висят веб-камеры. Трансляцию ищем на городских сайтах.

По внешнему облику района прикидываем достаток. Какие дома: старые, новостройки, отдельные коттеджи. Сколько автомобилей и какие они.

В этих домах живет разная аудитория с разными запросами 
В этих домах живет разная аудитория с разными запросами 

Смотрим крупные магазины по соседству. Пытаемся понять, сможем ли пользоваться их потоком клиентов или они будут забирать наших.

Наша задача — пристроиться на поток клиентов. Главное, не конкурировать по товарам с большим магазином, без шансов. В идеале товар должен дополнять ассортимент. Как здесь:

В супермаркет идет поток людей за продуктами. Разливайка рядом предлагает широкий выбор пива. В супермаркете такого нет.
В супермаркет идет поток людей за продуктами. Разливайка рядом предлагает широкий выбор пива. В супермаркете такого нет.

Смотрим перспективы

Гуглим все новости о будущем района. Ищем на городских сайтах, в официальных аккаунтах в соцсетях. Смотрим сайты застройщиков.

Здесь нужно понять и учесть, что будет с районом в ближайшие пару лет. 
Здесь нужно понять и учесть, что будет с районом в ближайшие пару лет. 

Какие торговые центры и ЖК построят поблизости. Попытаться зайти туда в числе первых и снять сливки.

Прикидываем, что будем делать, если население вдруг вырастет в 3 раза. Сможем ли нормально обработать большой поток покупателей.

Выбираем формат

Сейчас у нас есть понимание, где мы располагаемся, на какой примерно оборот можем рассчитывать. Теперь прикидываем свои возможности и выбираем формат магазина.

Киоск

Маленькая торговая точка без торгового зала. Продажа через окно. Узкий ассортимент товаров повседневного спроса. Располагается в местах с высокой проходимостью: рынок, возле остановки.

Площадь: 6-10 м².

Не выпускаю покупателей из магазина, и они покупают больше

Плюсы:

  • низкая аренда
  • быстро открыть
  • минимальные затраты на персонал
  • мобильность

Минусы:

  • мало места
  • нет склада
  • летом жарко, зимой холодно

Хороший вариант, когда бюджет для старта маленький. Позволяет быстро начать торговлю: привез киоск, поставил, кинул электричество, начал торговать. Подходит для тестирования гипотез о спросе.

Павильон

Старший брат киоска. Небольшое торговое помещение с входом для покупателей. Ассортимент шире, чем в киоске. Бывает несколько отделов. Тоже требует проходное место. Обычно это остановка транспорта.

Площадь: 10-50 м².

Не выпускаю покупателей из магазина, и они покупают больше

Плюсы:

  • относительно низкая аренда
  • быстро открыть
  • есть торговый зал

Минусы:

  • все еще мало места под товар
  • зимой внутри может быть некомфортно

В павильонах часто продают цветы, фрукты, кофе навынос, фастфуд.

Магазин у дома

Небольшой магазин в жилом районе. Предлагает основные продукты и товары первой необходимости. Ориентирован на быстрые покупки местных жителей.

Площадь: 50-300 м².

Не выпускаю покупателей из магазина, и они покупают больше

Плюсы:

  • удобное расположение
  • постоянные клиенты
  • низкие затраты на аренду

Минусы:

  • ограниченный ассортимент
  • высокие закупочные цены
  • бывают сложности с парковкой

Лучше всего подходит для новых жилых районов, особенно пока конкуренция небольшая.

Минимаркет

Небольшой магазин самообслуживания. Ассортимент шире, чем в магазине у дома, но уже, чем в супермаркете. Часто работает круглосуточно. Ориентирован на быстрые покупки.

Площадь: 90-300 м².

Не выпускаю покупателей из магазина, и они покупают больше

Плюсы:

  • покупателям удобно
  • у круглосуточных магазинов меньше конкурентов
  • баланс между ассортиментом и площадью

Минусы:

  • высокая конкуренция у некруглосуточных магазинов
  • сложности с организацией парковки
  • необходимость в частом пополнении товара

Супермаркет

Большой магазин самообслуживания. Широкий ассортимент продуктов и товаров для дома. Часто имеет собственное производство готовой еды. Ориентирован на ежедневные покупки.

Площадь: 400-2500 м².

Не выпускаю покупателей из магазина, и они покупают больше

Плюсы:

  • большой выбор товаров
  • удобство покупок

Минусы:

  • высокие операционные расходы
  • сложная логистика
  • жесткая конкуренция

Специализированный магазин

Фокусируется на определенной категории товаров. Глубокий ассортимент в рамках специализации. Часто предлагает экспертные консультации.

Площадь: 50-500 м².

Не выпускаю покупателей из магазина, и они покупают больше

Плюсы:

  • лояльные клиенты
  • высокая наценка за экспертизу и ассортимент

Минусы:

  • зависим от конкретной ниши
  • сложно расширять аудиторию
  • нужны люди с высокой квалификацией

Бутик

Магазин модной одежды, аксессуаров или предметов роскоши. Эксклюзивный ассортимент, часто дизайнерские вещи. Высокий уровень обслуживания. Для состоятельных господ.

Площадь: 30-200 м².

Не выпускаю покупателей из магазина, и они покупают больше

Плюсы:

  • высокая маржинальность
  • престижность
  • лояльные клиенты

Минусы:

  • высокие затраты на аренду и оформление
  • зависимость от модных тенденций
  • ограниченная целевая аудитория

Бутик подойдет, если у вас эксклюзивный или просто дорогой товар. Главное, чтобы было достаточно аудитории с достатком выше среднего.

Выбираем помещение

У нас есть список мест и помещений, теперь выберем среди них лучшее. Тут смотрим на:

Видимость

Магазин должно быть видно. Это увеличит поток покупателей за счет случайных посетителей. Доля таких клиентов доходит до половины в проходных местах.

Чем меньше помех для обзора, тем лучше. Видимость оцениваем глазами. Проходим мимо со всех возможных направлений. Совсем рядом и на расстоянии. То же самое повторяем на машине.

Например, здесь магазин не видно из-за деревьев. Не надо так:

Видите пекарню? А она там есть. 
Видите пекарню? А она там есть. 

Вход видно, только есть пройти мимо дома вплотную. Местные ходят в эту пекарню. А случайные посетители нет, потому что ее не видно с улицы.

В плане видимости самое выгодное помещение — угловое. Его видно с 4 направлений. Место в середине здания видно с 2 сторон. Кроме того, на перекрестках пересекаются транспортные потоки и просто больше проходимость.

Помещение выделено красным, зоны видимости — зеленым. 
Помещение выделено красным, зоны видимости — зеленым. 

Доступность

Попасть внутрь должно быть легко. Может ли инвалид без затруднения попасть внутрь? А мама с коляской?

Широкий вход без ступенек — идеальный вариант. Избегайте крутых лестниц и узких проходов.

Парковка

Если ориентируетесь на автомобилистов — обязательно. Минимум 5-7 мест на каждые 100 метров площади магазина. Проверьте освещение, удобно ли заезжать и выезжать.

Удобство погрузки/разгрузки

Для погрузки и разгрузки товара нужна отдельная зона с подъездом для грузовиков. Идеально - отдельный вход для поставщиков, не пересекающийся с покупательским потоком.

Принимать поставку через центральный вход — фатальная ошибка. Будете медленно разгружаться, мешать покупателям и портить впечатление от магазина.

Погрузочная зона должна быть на одном уровне с полом магазина или иметь пандус.

Создаем ассортимент

Ориентируемся на потребности покупателей. Смотрим товарные матрицы конкурентов. Прикидываем, как сделать лучше. Чего не хватает.

Ширина и глубина ассортимента

Ширина ассортимента - количество различных товарных категорий в магазине. Пример: продуктовый магазин предлагает молочные продукты, мясо, овощи, фрукты, бакалею. Широкий ассортимент удовлетворяет разные потребности покупателей.

Глубина ассортимента - количество вариантов товара внутри категории. Пример: в категории "молочные продукты" есть молоко разной жирности, от разных производителей, в разных упаковках. Глубокий ассортимент дает выбор внутри категории.

Соотношение глубины и ширины ассортимента зависит от формата магазина:

  • В супермаркете широкий и глубокий ассортимент.
  • В маленьком магазине у дома — широкий, но неглубокий.
  • В специализированном магазине — узкий, но глубокий ассортимент.

Принцип золотого унитаза

Поможет поднять продажи в среднем и бюджетном сегменте. Для этого добавляем в ассортимент необычную позицию. Например, для гитарного магазина это может быть банджо:

На банджо мало кто играет, но внимание необычный инструмент привлекает хорошо.
На банджо мало кто играет, но внимание необычный инструмент привлекает хорошо.

Еще вариант золотого унитаза — очень дорогой товар. Например, магазины электроники выставляют телевизор за 500 000 рублей рядом с моделями за 50 000 и 100 000. Покупатели чаще выбирают телевизор за 100 000.

Золотой унитаз нужен для сравнения и редко продается.

Готовим помещение

Сейчас мы понимаем, кому, где и что будем продавать. Осталось подготовить помещение к открытию. Начнем с выбора планировки. Он зависит от площади и формата магазина.

Планировка «решетка»

Стеллажи расставляем параллельно друг другу, чтобы получились длинные проходы. Кассу ставим у выхода.

Не выпускаю покупателей из магазина, и они покупают больше

Плюсы:

  • Экономит пространство
  • Вмещает больше товара
  • Покупатели видят весь ассортимент
  • Упрощает навигацию
  • Удобно пополнять полки

Минусы:

  • Монотонная
  • Ограничивает обзор
  • Затрудняет импульсивные покупки
  • В узких проходах будет тесно

Подходит для продуктовых, хозяйственных магазинов, аптек. Решетку используют магазины с большим ассортиментом.

Не подходит там, где важна атмосфера и индивидуальный подход: бутики, ювелирка.

Планировка «петля»

Основной проход огибает торговый зал по периметру. Ведет покупателя от входа к кассе. Внутри петли располагают островки с товарами.

Не выпускаю покупателей из магазина, и они покупают больше

Плюсы:

  • Направляет поток покупателей от входа к выходу
  • Увеличивает время пребывания в магазине. Покупатель проходит весь магазин, прежде чем попадет на кассу
  • Стимулирует незапланированные покупки

Минусы:

  • Требует больше площади, чем "решетка"
  • Раздражает спешащих покупателей

Подходит для магазинов одежды, универмагов, супермаркетов, мебельных салонов.

Не подходит, если:

  • Помещение маленькое
  • Узкий ассортимент
  • Важна скорость обслуживания

Планировка «трек»

Главный путь проходит через все помещение и соединяет несколько входов. Стеллажи и витрины расположены по обеим сторонам прохода. Покупатели могут войти с любой стороны и пройти магазин насквозь.

Не выпускаю покупателей из магазина, и они покупают больше

Плюсы:

  • Удобно для магазинов с несколькими входами
  • Облегчает навигацию покупателей
  • Эффективно распределяет поток клиентов
  • Позволяет быстро пройти через весь магазин

Минусы:

  • Часть товаров может оказаться в слепых зонах
  • Риск заторов на главном пути
  • Сложно организовать кассы и охрану

Подходит:

  • Магазинам в торговых центрах с входами с разных сторон
  • Продуктовым магазинам в проходных местах
  • Магазинам на первых этажах жилых домов с выходами на разные улицы

Не подходит:

  • Небольшим магазинам с одним входом
  • Магазинам сегмента премиум
  • Магазинам, где важно задержать покупателя подольше

Планировка хороша для магазинов с высоким трафиком, где покупатели перемещаются быстро.

Свободная планировка

Оборудование и товары размещают асимметрично. Создают отдельные зоны и "островки". Нет четкого маршрута движения.

Не выпускаю покупателей из магазина, и они покупают больше

Плюсы:

  • Создает уютную атмосферу
  • Позволяет экспериментировать с расстановкой
  • Стимулирует исследовать магазин

Минусы:

  • Требует больше площади
  • Усложняет ориентацию покупателей
  • Сложно контролировать поток посетителей

Подходит для бутиков, книжных, салонов красоты с товарами.

Не подходит для продуктовых, аптек, магазинов с большим ассортиментом.

Если магазин большой планировки можно комбинировать. Например, основной зал сделать решеткой, а маленький тупиковый — петлей.

Важное правило: какую долю товар занимает в обороте, такую долю он должен занимать в площади торгового зала. Например, если алкоголь в вашем магазине дает 10% выручки, то 10% площади нужно отвести под алко:

Не выпускаю покупателей из магазина, и они покупают больше

Это нужно для оптимального движения товаров. Допустим, это не так и непопулярные товары занимают больше площади, чем популярные. В итоге полки с популярным товаром приходится часто пополнять. А непопулярный лежит долго, занимает место и снижает эффективность площади.

До открытия доли считаем примерно, как сами это видим. Когда у вас накопится статистика продаж сделаете перепланировку, если это понадобится.

Мертвые зоны

Участки торгового зала с низкой проходимостью и слабыми продажами. Обычно это углы, тупики, места за колоннами или под лестницами.

Наша задача сделать так, чтобы мертвых зон в магазине не было.

Как этого добиться на этапе планировки:

  • Разместить популярные товары далеко от входа. Молоко или хлеб, например. Покупатель пока идет через магазин увидит больше товара. Возможно возьмет что-то дополнительно.
  • Сделать равномерное яркое освещение. Оно обеспечит больше внимания товарам. Направленный свет сделает акцент на нужных категориях.
  • Сделать широкие проходы между рядами. Два человека с тележками должны без проблем расходиться. Иначе будут пробки. Это сильно раздражает и снижает выручку в час пик.
  • В дальних углах помещения делаем зону отдыха.
Зона отдыха в углу книжного магазина. Здесь люди отдыхают от поиска, читают книги перед покупкой.  
Зона отдыха в углу книжного магазина. Здесь люди отдыхают от поиска, читают книги перед покупкой.  

Входная группа

Вход и вывеска, иногда витрина. Первое, что человек видит перед тем, как зайти. Задача — сделать вход заметным и удобным. Для этого размещаем:

  • яркую вывеску с названием магазина
  • информационную табличку, где будет время работы и контакты
  • хорошее освещение, чтобы магазин было видно ночью

Добавляем автоматизацию

Предположим, что стартанули бизнес успешно, торгуем. Теперь нужно держать в голове уйму информации: ассортимент, запасы, закупки, деньги в кассе, маркировка, продажи, клиенты, бонусы. Справиться с этим потоком поможет учетная система.

Учетная система — это программа для управления фирмой. Накапливает информацию и дает полный контроль над бизнесом. Разгружает вас или ваших сотрудников, принимает рутинные операции на себя.

На примере МоегоСклада разберемся, что даст автоматизация магазина.

Один работник

Предположим, вы только открыли свою первую розничную точку и пока работаете один. Вы сможете:

Не получать проблем с законом. Правильно работать с маркировкой, ЕГАИС, кассой.

Коды маркировки и их статусы. Удобно добавлять новые, выводить из оборота, возвращать в оборот. 
Коды маркировки и их статусы. Удобно добавлять новые, выводить из оборота, возвращать в оборот. 

Видеть информацию о магазине в реальном времени. Остатки, обороты, прибыль по товарным категориям.

Что, сколько и как давно лежит на складе. 
Что, сколько и как давно лежит на складе. 

Делать инвентаризацию: подключаете сканер штрихкодов с МоемуСкладу и просто считываете коды с товаров. Программа возьмет остатки из базы, посчитает сколько товара есть в наличии, приготовит нужные ведомости.

Заказы поставщикам: что, сколько, когда и по какой цене заказали, какое состояние заказа. 
Заказы поставщикам: что, сколько, когда и по какой цене заказали, какое состояние заказа. 

Планировать закупки. Открываете статистику по продажам, сортируете список. Товар залеживается? Делаем на него скидку. Товар быстро расхватывают? Будем заказывать больше у поставщика.

Когда количество товара упадет ниже этого уровня, сотрудник получит оповещение, что пора закупать.
Когда количество товара упадет ниже этого уровня, сотрудник получит оповещение, что пора закупать.

Несколько работников

Если у вас уже есть работники, вы сможете:

Удаленно контролировать магазин. Заходите из любого места с компьютера или мобильного. Смотрите, когда кассир открыл и закрыл смену, сколько было продаж.

История изменения: кто, что и когда менял в заказе.
История изменения: кто, что и когда менял в заказе.

Защитить себя от воровства. Система запоминает какой сотрудник когда и что делал в системе. В МоемСкладе клиентская база и закупочные цены под защитой.

Воровать становится бессмысленно, потому что это сразу вскроется 
Воровать становится бессмысленно, потому что это сразу вскроется 

Сеть магазинов

Для сети все то же самое. Подключаете несколько точек и складов и контролируете все в одном месте.

К выводам

  • Выбирайте место с умом. Анализируйте демографию, конкуренцию и трафик. Идеально - район с растущим населением и перспективами развития.
  • Выбирайте формат магазина под свои цели. Киоск подойдет для быстрого старта, супермаркет - для широкого ассортимента, бутик - для эксклюзивных товаров.
  • Обращайте внимание на видимость помещения. Угловое расположение предпочтительнее - его видно с четырех сторон.
  • Обеспечьте удобный доступ. Вход без ступенек привлечет больше клиентов, включая мам с колясками и людей с ограниченными возможностями.
  • Формируйте ассортимент с учетом формата. Супермаркету нужен широкий и глубокий ассортимент, магазину у дома - широкий, но неглубокий.
  • Применяйте принцип "золотого унитаза". Добавьте в ассортимент необычный или дорогой товар - это может поднять продажи в среднем сегменте.
  • Соблюдайте баланс в выкладке товара. Доля товара в обороте должна соответствовать его доле в площади торгового зала.
  • Выбирайте планировку под свой формат. "Решетка" подойдет для большого ассортимента, "петля" увеличит время пребывания покупателя в магазине.
  • Избегайте "мертвых зон". Размещайте популярные товары в глубине магазина, обеспечивайте хорошее освещение и широкие проходы.
  • Автоматизация в 2024 году — обязательно. Это даст контроль за бизнесом и повысит эффективность управления.

Титры

Мы ведем блог для малого бизнеса. Рассказываем новости для предпринимателей, ошибки и лайфхаки в учете, инструменты продвижения, обновления сервиса МойСклад.

Над статьей работали: Слава Рюмин, Мария Строганова, Александр Кузакин
2828
55
22
11
51 комментарий

Можно во так магазин заметнее сделать

8
3
Ответить

Это вообще может быть идея для градостроительства. Магазин: иди сюда, кинотеатр: смотри сюда, метро: спускайся сюда!

4
Ответить

Сюда иди, да!

Ответить

На нашей карте выше в ближней зоне четыре школы и два детских сада. На переменах будет наплыв школьников за обедами.

Вот здесь не совсем понял: куда будет наплыв школьников на переменах за обедами, в школьную столовую?

4
Ответить

Такие статьи пишут теоретики копирайтеры, а теперь еще и с ИИ. Размазывая тонким слоем по тарелке все факторы и переменные. Казалось бы айс, но на поверку - баланда, которую в жизни не выпить не съесть. Поэтому только опыт, здравый смысл и дар предвидения )

8
Ответить

Вот тут не понял. Как это?

1
Ответить

Спасибо, поправим

1
1
Ответить