Search Space Optimization: как найти клиентов в поисковом пространстве

Последние годы структура поисковой выдачи Яндекса и Google менялась в сторону увеличения количества рекламных блоков, перетягивания пользователей в сервисы вроде «Яндекс.Дзена» и монополизации агрегаторами топовых позиций. Например, в тематике «недвижимость» доля сайтов с гигантским ассортиментом топ-3 «Яндекса» составляет 86%. А доля платных объявлений в результатах поиска «Яндекса» по некоторым запросам превышает 50%.

Конкурировать с агрегаторами и служебными сервисами за поисковый трафик крайне сложно. Но почему бы не использовать эти ресурсы, чтобы сделать компанию заметнее для аудитории поисковых систем? Руководитель оптимизаторов в «Ашманов и партнёры» Никита Тарасов рассказывает, как это сделать на примере работы с сервисами «Яндекса».

Как использовать сервисы «Яндекса» для бизнеса

Среди SEO-специалистов есть много мемов на тему того, что самые высокие позиции в поиске «Яндекса» занимают сервисы «Яндекса»: «Маркет», «Дзен», «Путешествия», «Вакансии», «Видео», «Услуги», «Знатоки» и т.д. Таким образом поисковик удерживает пользователей внутри платформы, а сайты, занимающие верхние строчки в органическом поиске, гипотетически получают меньше трафика, чем могли бы. С другой стороны, у компаний появилось больше возможностей для взаимодействия с аудиторией поисковых систем. Если раньше мы боролись за позиции нашего сайта в выдаче по коммерческим и информационным запросам, то теперь можем привлекать больше посетителей, используя другие элементы выдачи - агрегаторы, сервисы и т.д. Эта стратегия называется Search Space Optimization или оптимизация поискового пространства.
В этом материале я хочу подробнее рассказать про работу с сервисами «Яндекса», а точнее с пятеркой, которая наиболее часто встречается в результатах поиска. Это «Услуги», «Карты», «Коллекции», «Дзен» и «Кью».

Яндекс.Услуги

«Услуги» помогают находить исполнителей для различных задач: от ремонта до образования. По сути это тематический поисковик, который аккумулирует сервисные запросы и распределяет их по исполнителям, среди которых могут быть и компании и самозанятые работники. Смысл зарегистрироваться в “Услугах” есть, даже если ваш сайт высоко ранжируется в поиске. Для этого необходимо выполнить пять шагов:

  • Зарегистрироваться в сервисе;
  • Опубликовать фото сотрудника или лого организации;
  • Указать адрес организации;
  • Рассказать о компании и о том, почему клиенту стоит воспользоваться вашими услугами.
  • По возможности опубликовать фото сертификатов или наград;
  • Разместить информацию об услугах и ценах.

После модерации профиль вашей компании или сотрудника будет отображаться в результатах поиска сервиса.

Пример карточки монтажной компании в Яндекс.Услугах

Яндекс.Карты

«Карты» помогают привлекать пользователей, которые ищут товары или услуги в конкретной геолокации.

По данным Mediascope более 75% пользователей в течение суток посещают места неподалеку, которые им предложили «Яндекс.Карты».

Чтобы сайт корректно ранжировался в сервисе, нужно заполнить или актуализировать информацию в следующих разделах:

  • Услуги: укажите три основных вида деятельности компании;
  • Реквизиты: заполните номера ИНН и ОГРН;
  • Прайс-лист: загрузите список услуг или товаров с ценами;
  • Фото: опубликуйте фото офисного здания, чтобы компанию было легче найти, а также фото вашего продукта или интерьера, чтобы создать положительное впечатление о компании.

Одним из важнейших факторов, учитываемых при ранжировании сайтов в Яндекс.Картах, и как следствие попадание в информационный блок, является количество отзывов о компании, их актуальность и тональность. Подумайте, как мотивировать клиентов оставлять развернутые отзывы о компании - например, скидкой на следующую покупку. И, конечно, своевременно отвечайте на отзывы пользователей.

Яндекс.Дзен

Если Яндекс.Маркет аккумулирует и распределяет поисковый спрос, связанный с покупкой товаров, то Дзен стремится быть наверху пищевой цепочки по информационным запросам.

Посещаемость сайта из Дзена зависит от двух факторов: от объема и частоты публикаций нового контента. Если редактор будет работать в связке с seo-специалистом, вы сможете эффективнее привлекать пользователей из сервиса.
Я рекомендую SEO-специалистам при работе с Дзеном использовать следующий алгоритм:

  • Выгрузите заголовки h1 с вашего сайта при помощи Screaming Frog Seo Spider.
​Пример выгрузки заголовков в Screaming Frog Seo Spider
  • Сцепите при помощи Букварикса заголовки c вопросительными словами: что, где, когда, какой и т.д.
​Интерфейс комбинатора слов Букварикс
  • Полученный список расширьте «хвостами» из Wordstat и/или поисковыми подсказками. Cделать это можно при помощи A-Parcer или Key Collector.
  • Проверьте частотность запросов для региона Россия. Для данной задачи можно использовать все те же A-Parcer или Key Collector.
  • Удалите низкочастотные запросы. Нижний порог частотности определяется индивидуально.
  • Выполните кластеризацию с помощью http://coolakov.ru/tools/razbivka/ или http://keyassort.ru/
  • По результатам кластеризации подготовьте контент-план, материалы из которого можно затем постепенно публиковать в Дзене.

Яндекс.Кью

Кью – сервис вопросов и ответов, где дать ответ, может любой зарегистрированный пользователь, в том числе представители бизнеса. Используйте сервис, чтобы помогать и общаться с пользователями, закрепляя за компанией статус эксперта в своей области.

Главная задача в том, чтобы определить, на какие вопросы следует отвечать в первую очередь. Для этого должны выполняться два условия: соответствие вопроса экспертизе компании и его популярность. Для решения этой задачи я рекомендую следующий алгоритм:

  • Возьмите коммерческую семантику вашего проекта или информационную семантику, подобранную для Яндекс.Дзен;
  • Соберите запросы из Яндекс.Кью. Сделать это можно например при помощи парсера https://a-parser.com/resources/376/
  • С помощью SEO-excel отфильтруйте вопросы по частоте и выберите несколько частотных вопросов на каждый поисковый запрос;

На выходе у вас получится документ, который поможет выбрать наиболее популярные вопросы по вашей теме и прицельно работать с аудиторией.

Пример выбора наиболее релевантных вопросов для Яндекс.Кью​

Яндекс.Коллекции

Коллекции – сервис для создания тематических досок с фотографиями вроде Pinterest, которые оптимизированы под определенные поисковые запросы. Например, строительная компания может взаимодействовать с аудиторией, создавая подборки квартир с необычными интерьерами и т.д. Контент для Коллекций не подгружается с сайтов, как это происходит в случае с Яндекс.Картинками, его нужно создавать. Если ваш сайт работает на Битриксе, вы можете автоматизировать создание контента для Коллекций при помощи специального модуля.
При создании подборок для Коллекций следует учесть следующие моменты:

  • В названии раздела используйте ключевые слова из поисковых запросов, под которые формируется коллекция. В описании также используйте вхождения ключевых слов.
  • Важно, чтобы фотографии были хорошего качества в высоком разрешении и, желательно, уникальными.
  • Чтобы коллекции лучше ранжировались с поиске, регулярно наращивайте количество коллекций и объем фотографий в них.
  • Увеличивайте количество подписчиков аккаунта.
0
12 комментариев
Написать комментарий...
Евгений Широков

Вы только одно забыли упомянуть. Что в России пользуются не только Яндексом, и делать упор в работе исключительно на него, в принципе неправильно.

Ответить
Развернуть ветку
Ашманов и партнеры
Автор

Евгений, спасибо за комментарий. Согласны, что в России пользуются не только Яндексом. Но этот материал про работу сервисами Яндекса.

Ответить
Развернуть ветку
Elena Yelenovna

Скоро будем бороться за топ второй страницы.Почему антимонопольная служба одно место чешет?в суды надо подать.Попутали псы.

Ответить
Развернуть ветку
Ашманов и партнеры
Автор

Елена, пока поборемся за первую ) Шансы есть. К тому же, есть робкие признаки того, что разработчики поисковиков начали замечать, что  монополизация выдачи зашла слишком далеко, и начали корректировать перекос. Если это действительно так, есть надежда, что немного воспрянут специализированные сайты и бизнесы.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Kantor

Вот у нас онлайн-магазин электроники. Ума не приложу, что из этого всего можно использовать? Яндекс Кью?   Я почитал, что там пишут. Ужос ужос... Искать там объективные  грамотные данные одинаково эффективно, как буратиновы сольдо на поле чудес.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Tarasov

Тут можно проанализировать конкурентов, например https://yandex.ru/q/org/%D0%9C.%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE/ по каким вопросам они дают ответы

Ответить
Развернуть ветку
Danil Devyatov

Выглядит как реклама сервисов Яндекса =) Хотя в последнее время тоже для продвижение активно использую сервисы Яндекса, а куда деваться? Их навязывают жестко, поэтому приходится. 

Статья в целом очень полезная. Спасибо! 

Ответить
Развернуть ветку
Ашманов и партнеры
Автор

Данил, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
TETA ETA

Каков заход, а?
"Среди SEO-специалистов есть много мемов на тему того, что самые высокие позиции в поиске «Яндекса» занимают сервисы «Яндекса»" - назвать реальность мемом, а дальше уже городи, что хошь.

Ответить
Развернуть ветку
Ашманов и партнеры
Автор

Спасибо, что высказались. Речь идет про реальность, а мемы - показатель, что у людей "наболело" и проблема актуальная.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Petya Petrov

Подскажите, пожалуйста 
Может ли контент в Дзене быть задублирован с сайта?

Ответить
Развернуть ветку
Ашманов и партнеры
Автор

Добрый день! Убеждаемся, что лучше так не делать. Дзен хочет видеть уникальный контент, соответствующий своим требованиям оформления, стиля написания и т.д. Подробнее рекомендации о том, что и как писать бизнесу на Дзене, мы давали в этой статье:
https://www.ashmanov.com/education/articles/chto-vy-delaete-ne-tak-i-kuda-ukhodyat-vashi-klienty-novaya-strategiya-prodvizheniya-e-commerce-v-20/ 

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда