Влияет ли развитие нейросетей на SEO-продвижение сайтов?

Как нейросети сейчас используются в SEO, влияет ли искусственный интеллект на алгоритмы поисковиков и что ждёт нас в будущем

Последнее время SEO-специалисты и владельцы сайтов всё больше обсуждают, как популярность нейросетей повлияет на продвижение в поиске. Может быть стандартные способы вроде текстовой оптимизации и закупки внешних ссылок скоро вообще уйдут из практики. Придёт ли им на смену что-то кардинально новое? Или способы занять топ выдачи останутся примерно такими же, просто к ним добавится несколько дополнительных факторов ранжирования? Давайте разбираться вместе.

Как искусственный интеллект сейчас помогает поисковым системам?

Яндекс

Сейчас Яндекс активно использует возможности нейросетей для упрощения поиска информации. Вот какие функции уже работают:

Быстрые ответы

Этот блок давно был доступен в поисковике, но в 2023 году компания анонсировала, что скоро с его генерацией будет помогать нейросеть. Сначала функцию протестировали на ограниченном количестве пользователей, а потом выкатили на всех. Сейчас она доступна в мобильном приложении и в Яндекс.Браузере. В настройках функцию можно отключить.

Вот как такой блок выглядит в выдаче:

Влияет ли развитие нейросетей на SEO-продвижение сайтов?

При этом такие ответы генерируются только для информационной выдачи. По коммерческим запросам всё осталось, как и раньше: сначала рекламный блок, а потом органическая выдача. Мы протестировали около десяти запросов, например, “где лучше купить дом в москве”, “сколько стоит кухня на заказ”, “где заказать реставрацию ванны”. Ни по одному из них Яндекс не вывел блок быстрых ответов.

Нейро

Это отдельный сервис внутри браузера, который выглядит, как поисковая строка, но при этом не просто выдаёт список сайтов, а формирует конкретный ответ на основе нескольких источников из интернета. Причём сервис использует именно информацию из интернета, а не готовые базы данных, на которых обычно обучают нейросети. В этом его плюс — информация всегда будет актуальной.

Влияет ли развитие нейросетей на SEO-продвижение сайтов?

Процесс взаимодействия с “Нейро” выглядит как диалог. Поэтому сервис учитывает предыдущие сообщения пользователя и в каждом новом запросе не приходится повторять контекст.

Google

Не так давно Google представил собственную нейросеть Gemini. В будущем её возможности планируют использовать для улучшения работы поиска.

Влияет ли развитие нейросетей на SEO-продвижение сайтов?

А пока компания анонсировала несколько новинок, связанных с AI-технологиями. Их планируют запустить до конца 2024 года:

Ответы от ИИ

Смысл тот же, что и у Яндекса. Google планирует добавить в выдачу быстрые ответы, которые будут сгенерированы нейросетью на основе анализа источников.

Поиск с помощью видео

Обещают, что пользователь сможет навести камеру на предмет, озвучить свой запрос, а поисковик всё проанализирует и выдаст осмысленный ответ.

Улучшенная обработка сложных запросов

С её помощью люди смогут получать более релевантные ответы на запросы вроде “покажи лучшие пиццерии в моём районе, где есть пицца с артишоками”.

Дополнительно компания представила нейросеть Veo. Она создаёт минутные видео на основе текстового описания. Кстати, Сбер в прошлом году уже выпустил подобный сервис — Kandinsky Video.

Как все эти нововведения повлияли на SEO?

Если отвечать коротко, то пока особо никак. Продвижение в поисковой выдаче не начало строиться на каких-то других правилах. Все продолжили делать то же, что работало последние несколько лет: закупать ссылки, следить за поведенческими факторами, создавать качественный контент и т. д.

С другой стороны прошло не так много времени. Те же быстрые ответы в Яндексе полноценно работают только полгода, а в Google их обещают запустить только к концу 2024.

Главное, чего боятся многие SEO-специалисты, что с развитием ИИ пользователи будут всё меньше переходить на конкретные сайты. Возможно, это и справедливо для информационных запросов, но для коммерческой выдачи точно нет. По крайней мере пока. Чтобы купить товар или заказать услугу, человеку всё ещё надо перейти на конкретную площадку.

На тему быстрых ответов тоже есть два противоположных мнения: кто-то считает, что благодаря нейросетям переходы на сайт через такие блоки увеличатся, а кто-то, наоборот, что уменьшатся.

Первая группа ссылается на то, что:

  • В таких ответах указан первоисточник. А значит человеку захочется узнать более подробную информацию и он перейдёт на сайт.
  • Такой блок в целом выделяется в выдаче. А из-за того, что ответ от нейросети точнее угадывает потребность человека, это привлечёт его внимание и замотивирует перейти на сайт.

Вторая группа, наоборот, считает, что из-за использования ИИ клики по быстрым ответам уменьшатся, потому что:

  • Люди не захотят ждать. На генерацию такого ответа пока нужно чуть больше времени, чем на загрузку основной выдачи.
  • Часть аудитории консервативна. Поэтому многие принципиально не будут обращать внимание на то, что сделано нейросетью.
  • У пользователя не будет нужды переходить на сайт. Нейросеть выдаёт лаконичный, но полноценный ответ, а значит у человека просто не будет мотивации совершать лишнее действие.

Какая команда права — пока непонятно. Есть только данные от Яндекса, которые говорят, что 43% представителей площадок заметили рост трафика от попадания в новый блок быстрых ответов. Но насколько они обоснованны, пока непонятно. В Метрике переходы из этого блока отдельно пока не выводятся.

Что ждёт SEO дальше?

Вполне возможно, в будущем поисковики начнут по-другому подходить к формированию выдачи. Может быть, они перестанут обращать внимание на текстовую оптимизацию, ссылочный профиль, поведенческие факторы и другие привычные нам параметры. Но это точно произойдёт не в ближайшее время.

Другой важный момент — генерация контента нейросетями. Многие площадки уже начали использовать для создания SEO-текстов Chat GPT, Yandex GPT и другие сервисы. Пока поисковики не очень одобряют такие практики. Не так давно Google даже выпустил пакет обновлений поисковых алгоритмов, часть из которых нацелена выявлять автоматически сгенерированный контент.

Но если нейросети начнут активнее развиваться внутри поисковиков, технологии, которые уже сейчас помогают автоматически создавать контент, тоже будут улучшаться. Интересно, как поисковые системы будут работать с этим дальше. И вообще будет ли это считаться проблемой.

Вывод

Пока рано говорить о том, что нейросети как-то кардинально поменяли SEO. Прошло не так много времени с тех пор, как их активно начали внедрять в свою работу поисковики и владельцы площадок. Но важно держать руку на пульсе, не отмахиваться от новых технологий и стараться внедрять их в своё продвижение. Конечно, если хотите оставаться в топах.

А вы пробовали использовать нейросети для своего продвижения? Поделитесь опытом в комментариях.

11
1 комментарий

Интересно было бы посмотреть на сравнительную статистику прироста объёма сайтов в сопоставлении с выдачей: насколько задавят прочих те, кто наращивает объёмы такого рода контентом. С год назад многие хвалились тем, что за неделю наплавили миллион страниц на генеративках. Что из этого осталось в выдаче?

1
Ответить