{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Seo-2021. Вся власть агрегаторам или у маленького бизнеса есть шанс?

В обзоре одного из докладов конференции Optimization 2020 мы писали о наиболее знаковых событиях в seo за год. Covid, уход в онлайн, апдейты Google, куча сервисов Яндекса, новый фильтр за накрутку. Но, что делать бизнесу с этой информацией? Что делать со своим сайтом, чтобы не потерять позиции, конверсии, трафик или повысить показатели?

Сегодня мы посмотрим на нововведения, изменения и тренды в каждой поисковой системе и посоветуем работы, которые уберегут от фильтров, проседаний, пессимизаций.

Собственные сервисы Яндекса

Доля собственных сервисов Яндекса в поиске растет, вытесняя другие сайты. С этим сложно что-либо сделать. Яндекс.Кью, Я.Услуги, Я.Дзен, Я.Видео, Объявления, Авто. Сайты Яндекса на все случаи жизни. По мнению представителей поисковика они полезны и повышают так называемое «счастье пользователя». Надеяться на их исчезновение не приходится.

Одержать победу в конкуренции с агрегаторами, если ваш сайт сам таковым не является, невозможно с помощью seo работ. Поэтому нужно приспосабливаться и получать максимум из предоставленных условий — дополнительный трафик, рейтинги, отзывы.

Как бизнесу получить seo-выгоду от сервисов Яндекса?

  • Яндекс.Справочник. Во-первых, размещение в Справочнике обеспечит региональную привязку сайту. Компания появятся в поиске и картах. Во-вторых, в Справочнике есть статистика — просмотры, клики, переходы на сайт, телефонные звонки. Регистрация на сервисе не сложная.
Пример статистики Я.Справочника, источник https://business.yandex.ru/sprav/
  • Яндекс. Дзен. Размещение статей на Яндекс.Дзен увеличит охват — количество пользователей интернета, которые узнают о бизнесе. Статьи можно рекламировать внутри сервиса, тестировать кликабельность и виральность (желание распространить материал) заголовков, обложек. В кабинете Дзена есть и статистика с удобным разделением по органическому и рекламному трафику.
    О Дзене существует два полярных мнения: помойка ссылок, удачный инструмент продвижения и заработка. Хорошие показатели трафика, показов, дочитываний, кликов обеспечат частые (одна в день), небольшие, уникальные публикации. Одиночные размещения без продуманного тестирования на дадут результатов.
  • Яндекс.Кью. Сервис позволяет от имени компании отвечать на вопросы. Помогает повысить доверие и известность. Это релевантный инструмент, если на продукцию компании есть «вопросительный спрос». Например, «что лучше AMD или Intel», «рулонные шторы лучше брать на створку или на проем».
  • Яндекс. Услуги. Сервис помогает компаниям, которые оказывают услуги, получить дополнительные заказы. Размещайте информацию о деятельности организации, в личный кабинет Услуг приходят заказы. В нем же есть статистика — просмотры за последние семь дней и прогноз просмотров. Доступно продвижение — размещение карточки исполнителя над результатами поиска со специальной меткой. Повышение цены за просмотр увеличивает шансы на рост показов и просмотров рекламы.

Алгоритм YATI

В конце 2020 года Яндекс выпустил новый алгоритм YATI. Поиск начал лучше оценивать семантическую связь между запросом и страницей, «понимать» смысл текстов. Соответственно повышается качество поиска. В Яндексе существует много факторов ранжирования, но вклад YATI, по словам инженера Яндекса, составляет более 50%. Это очень весомый вклад. Значит результаты поиска по ряду запросов, преимущественно редких, должны измениться в лучшую сторону.

Раз поиск «понимает» текст на сайте, то с текстом нужно внимательнее работать:

  • Главный постулат — соответствие тематике, экспертность. Статьи должны полноценно отвечать на запрос пользователя. Берите в авторы специалиста в области или готового разобраться. Как и раньше, тексты с засильем не всегда нужных ключевых слов, не помогут продвижению. Только увеличат шансы наложения фильтра за переспам.
  • Расширяйте лексику внутри тематики. Используйте синонимы, тематичные фразы, слова из подсветки. Например для слова «автосервис» тематичными будут: ремонт, автомобиль, обслуживание, работа, диагностика, двигатель, автотехцентр. А слова из подсветки — слова, которые Яндекс выделяет жирным в поисковой выдаче. Чаще подсвечиваются слова непосредственно из запроса, но бывают исключения — синонимы, дополнения.
  • Структурируйте текст. Это поможет не только читателю разобраться, но и поисковому роботу лучше «понять» текст. Делите статью и даже небольшой текст на абзацы, выделяйт разделы. Хорошее решение, если вы ведете блог, в начале статей верстать оглавление с якорными ссылками на разделы.
  • Проработайте максимально полное семантическое ядро с высоким процентом низкочастотных запросов. НЧ запросы хороши низкой конкуренцией, целевым трафиком и быстрым попадание в топ. Используйте все возможные источники для сбора ядра: вордстат, планировщик ключевых слов, поисковые подсказки, похожие запросы, собственные данные сайта, MegaIndex. В статье «Как начать продвижение» мы подробно рассказали о сборе семантики.

Буйство накрутки в Яндексе

В 2020 году было много «накрученных тематик» — продвижение сайтов, финансы. Места в топе занимали сайты, использующие черные методы продвижения, — накрутку поведенческих факторов. Топ поисковой выдачи не резиновый и обманщики вытесняли и вытесняют сайты, которые продвигаются белыми методами.

Непосредственно у отдельного ресурса нет таблетки от накрутчиков. Только прокачивать свои поведенческие факторы, но эта работа в любом случае не сравнится с роботами. Надежда на санкции Яндекса.

Яндекс ужесточил борьбу с накруткой и выпустил новый фильтр. Его заметили seo-специалисты, официального анонсирования не было. После наложения фильтра нарушители со временем пропадают из зоны видимости. Но проблема накрутки остается. В тематике «продвижение сайтов» топ менялся каждый месяц. Место наказанных сайтов занимают другие нарушители. А сайты с белым seo все еще страдают. Ждем, когда настанет полная победа Яндекса над накрутками, поисковик научится не учитывать накрученные клики в своих алгоритмах.

Google Core Update

В 2020 году Google был щедр на Core Update, которых было три. Это обновления основного алгоритма ранжирования, призваны улучшить результаты поиска. Апдейты меняют значимость определенных факторов в формуле ранжирования, или добавляют новые. В конечном счете это влияет на позиции сайтов в выдаче. Некоторые сайты растут, какие-то падают.

Конкретные изменения можно отследить только эмпирическим путем. Наибольшее влияние апдейты оказали в тематиках: здравоохранение, недвижимость, право, путешествия, финансы, работа и образование, домашние животные. В них изменился состав топа. Например, раньше в тематике финансов в топ 10 преимущественно были сайты банков, после апдейта часть сайтов подвинули агрегаторы.

Пример проседания трафика на одном из наших бывших проектов.

Второе наблюдение — усилилось влияние E-A-T критериев. Это критерии качества контента, E (expertise) — экспертность, A (authoritativeness) — авторитетность, T (trustworthiness) — надежность. Google анализирует, оценивает и ранжирует сайты по этим критериям. Изначально они преимущественно влияли на ранжирование YMYL сайтов (Your Money or Your Life, тематики, относящиеся к здоровью и финансам). Сейчас влияние E-A-T расширилось, но точных данных в каких тематиках — нет. Предположительно это тематики, на которые в общем оказали влияние апдейты: право, работа и образование, домашние животные.

Какие элементы должны быть на сайте, чтобы он соответствовал E-A-T критериям? Показательный пример приводит Google в руководстве по оценке качества сайтов.

Скриншот страницы онлайн-магазина содержит необходимый объем основного контента высокого качества. Технические характеристики товара, его описание, более 90 отзывов пользователей, информация о доставке, оплате и возврате, несколько фотографий товара, раздел «с этим смотрят». Часть контента находится за вкладками («подробная информация», «технические характеристики», «отзывы покупателей»), но он все равно считается основным.

Берите страницу за основу для своих проектов.

Google Page Experience

Представители Google сообщили об обновлении алгоритма ранжирования «Google Page Experience». Оно намечено на май 2021 года. Еще можно успеть подготовиться.

Google вводит новые сигналы для оценки качества страниц — Core Veb Vitals:

  • LCP (largest contentful paint) — время отрисовки основного контента. Метрика оценивает насколько быстро загружается та часть страницы, которая относится к основному содержанию. Основным считается самый большой элемент контента (по масштабу, а не весу), попадающий в область просмотра пользователя. Это может быть изображение, текстовый блок, видео или другой контент. Эталонное время для Google — 2,5 секунды.
Значения LCP, источник https://web.dev/lcp/
  • FID (first input delay) — задержка ввода. Показывает время, необходимое для того, чтобы с контентом на странице можно было взаимодействовать. Например картинка еще не прогрузилась, а по ссылке уже можно перейти. Эталонное время для Google — 100 миллисекунд.
Значения FID, источник https://web.dev/fid/
  • CLS (cumulative layout shift) — общий сдвиг контента. Отражает стабильность контента на странице и наличие сдвигов, мешающих эффективному взаимодействию с сайтом. Сдвиг происходит, если элементы страницы подгружаются позже основного, а места им не отведено. Например, контент появился, а спустя время прогрузилась картинка, а контент съехал. Эталонный показатель для Google — 0,1.
Значения CLS, источник https://web.dev/cls/

Значения метрик можно проверить инструментом PageSpeed Insights.

В России в среднем лишь каждая пятая страница находится в диапазоне рекомендуемых значений по всем трем показателям (источник: доклад Андрея Липатцева «Core Web Vitals. Метрики здорового сайта»).

Пройти новую оценку качества страниц и оказаться в диапазоне «good» помогут только технические работы:

  • Максимально оптимизируйте скорость загрузки страниц. Улучшите работу скриптов, используйте асинхронную загрузку.
  • Оптимизируйте вес изображений и размер.
  • Настройте порядок загрузки, чтобы в первую очередь загружался основной контент.
  • Зафиксируйте расположение элементов при загрузке, чтобы избежать сдвигов.

Влияние Covid

Самоизоляция оставила след и задает тренды. По результатам исследования Яндекса в период пандемии в секторе FMCG проникновение е-commerce в зависимости от категории товаров составило от 44% до 70%. Многие оценивают свой опыт интернет покупок положительно и не намерены сокращать их долю. Пользователи стали больше доверять интернет-торговле.

Оценка долгосрочного эффекта самоизоляции по категориям, источник https://yandex.ru/adv/solutions/analytics/fmcg-effekty-samoizolyatsii

Самые важные факторы для потребителей — удобная, быстрая доставка, хорошая программа лояльности, широкий ассортимент. Покупатели обращают внимание на репутацию магазина и отзывы.

Исследование больше говорит о необходимых изменениях бизнеса. Модификация внутри, больше чем seo, поможет идти в ногу со временем. Но продвижение не должно отставать от бизнеса:

  • Анализируйте и расширяйте ассортимент. Конечно непосредственно seo-специалисты не расширяют ассортимент. Но отследить уровень спроса на новые товары и сделать вывод об их популярности и необходимости — в их компетенции.
  • Работайте с отзывами. Размещайте на сайте, подтягивайте с внешних ресурсов. Сервисы Яндекса, Вконтакте, посты Инстаграма, Отзовик. Это хорошо и для поисковиков и для репутации.
  • Добавьте на сайт информацию о всех нововведениях бизнеса. Удобная доставка, программа лояльности, новый ассортимент, акции и предложения.
  • Не останавливайте продвижение. Это решение кажется правильным для сохранения, перераспределения бюджета. Но потеря трафика, позиций сильно скажется на бизнесе, когда все уходят в онлайн и число конкурентов растет.

Еще в начале распространения вируса мы писали, что делать с продвижением во время Covid-19. Рекомендации актуальны и сейчас.

Подведем итог. В 2021 дополнительные, волшебные seo-работы не обеспечат прирост трафика и присутствие в топ. Нужно просто хорошо выполнять свою работу:

  • Размещать информацию о бизнесе на сервисах Яндекса.
  • Работать над текстами. Экспертность, полезность, лексика, структура.
  • Не использовать черные методы продвижения. Сайт окажется в топе быстро, но ненадолго.
  • Оптимизировать скорость загрузки сайта, вес изображений, зафиксировать элементы контента, чтобы избежать сдвигов.
0
71 комментарий
Написать комментарий...
Виктор Петров

Минусанул. 
Вы точно SEO занимаетесь? 
Весь текст и выводы - настолько мимо, что я даже не знаю, что сказать кроме матерных междометий.

Ответить
Развернуть ветку
Амарантус

А вы SEO занимаетесь сами? Что для вас SEO?
Гугл в справочнике говорит - SEO это улучшение сайта. А для вас что?
(Не сочтите за грубость, никак не хочу никаким образом)
Кстати, насчет статьи, описаны конкретные действия, если вы их не видите - это исключительно ваше видение.
Ps Всех статьи о SEO - это вода для размышления. Для каждого проекта SEO действия - это разные действия.
Нету закономерности действий для каждого проекта одинаковое, если бы все было так просто - успешных бизнесов было бы на много больше

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Руслан Садыков

Виктор прав. Хотел дополнить. В поиске сейчас еще полно липовых федеральных сайтов от сео-компаний, которые продают лиды с этих сайтов. Например я в Казани торгую парковочными барьерами и колючей проволокой (прямойпоставщмк.рф). В ТОП 10 сайты, которые не имеют складов или офисов в нашем городе. Они нравятся поисковикам, но люди не могут найти нужный им товар в городе. В итоге приходится пролистывать несколько страниц, чтобы найти реального продавца.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Фанат Bioware

так напишите свою статью, критиковать каждый горазд.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Artur

Так в итоге, где конструктив, что не так?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Александр Савченко

Задолбал Яндекс своими гавно сервисами. Перешёл для поиска в Гугл. И сайты свои стал затачивать под Гугл. Всегда раньше топил за Яндекс. Но тот цирк, какой мне стала выдавать выдача в Яндексе это пздц. Извините за маты. 

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Садыков

Мне кажется, что с гугла вообще нет продаж. Мой сайт занимает по некоторым запросам ВЧ топ1, а переходов нет. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Медведев

У маленького бизнеса есть все шансы на успех. Агрегаторы - абсолютная хрень, они дают ответ на главный вопрос пользователя: где мне заказать услугу, но в такой жопе, что караул! Ради выбора мне придётся перелопатить уйму предложений, прочитать весь бред, что там школьники понаписали! Оно мне надо?
На личном сайте услуг дайте качественное предложение, опишите подробно/экспертно, что вы даёте и почему за такую цену. На агрегаторах больше трафика, но толку для пользователей меньше.
Мой личный опыт: идёшь на яндекс.услуги, и таки возвращаешься в выдачу! Потому как предложения неадекватные, исполнители сплошь не компетентные! 

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Я на Яндекс-Услугах зарегался ради интереса. Ежедневно - тонны заманчивых предложений: продвинуть сайт, можно с использованием SEO, но чтоб в топе был. К этому настроить Директ и таргетинг в Инсте. Бюджет 5 тыщ. 
И принтер надо починить ещё.
Ну нафиг такие сервисы.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Alex Bach

Портянки водяных сеошных текстов как работали, так и работают, несмотря на все "алгоритмы".

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Al Pr

В Гугле раньше была опция в настройках "блокировать сайт".
Агрегатов ЗАДОЛБАЛИ. 
Дал денег за рекламу и ты в топе агрегатов, а элементарных характеристик товара нет

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shevtsov

Так себе, Илюха, ты маркетолог по ходу... 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Милана Шахова

У меня есть много вопросов к статье, учитывая то, что тема вообще не раскрыта. 

1. "Размещение статей на Яндекс.Дзен увеличит охват — количество пользователей интернета, которые узнают о бизнесе". 
Честно, я даже не знаю, о чем стоит сейчас писать на Дзене, кроме астрологии, медицины и сплетен. Не для всех ниш это подходит.

2. Про YATI вообще ничего не сказано. Можно было бы сделать упор на тематикозадающие слова.

3. "Ждем, когда настанет полная победа Яндекса над накрутками, поисковик научится не учитывать накрученные клики в своих алгоритмах" - не настанет. Как и ПС развивается, так и боты тоже совершенствуются. Эта история пересекается с историей про антибиотики и бактерии))

4. По E-A-T, учитывая количество инфы, можно было сделать краткий чек-лист, какие факторы туда входят и какой приоритет отдает им Google. 

5. Корреляция COVID и отзывов. Тут мой SERM-щик поперхнулся, потому что отзывы важны и с ковидом, и без него, и во время чумы.

Минус ставить не буду, потому что нужно прорабатывать детали статьи, делать ее более полной, приводить любые примеры, пусть и англоязычные. 

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Приберу в копилочку сравнение с антибиотиками - тут аналогий больше, чем может показаться. Вот, скажем туберкулёз. Неправильным лечением они уже добились того, что искусственно получены абсолютно защищённые штаммы этой гадости.
Ну чем не ситуация с накрутками-то

Ответить
Развернуть ветку
Ареал
Автор

1. Мы говорим именно об охвате и при условии наличия информационных материалов хорошего качества. Опять же статьи на темы с поисковым спросом. Вполне с помощью Дзена можно занять несколько мест. Одно будет в блоге, другое в Дзене.
В качестве примера можно привести https://yadi.sk/i/Q4FL0xpHEGwncw 
2. Не было цели в подробном освещении) Поэтому и даны ссылки на первоисточник, где непосредственно разработчик рассказывает о данном алгоритме.
3. Возможно вы правы. Но хотя бы снизятся масштабы накруток и их эффективность.
4. Это учтем) Но в данном материале решили ограничиться примером. От типов сайта, список факторов может существенно отличаться. Приведем пример из уже вышеупомянутого руководства для асессоров
https://yadi.sk/i/GRnKo79OB-GkqA
5. Отзывы и раньше были важны, это само собой, но мы говорили не о их корреляции. Ковид послужил фактором роста интернет торговли, о чем мы и сообщили, сославшись на исследование. А репутация (отзывы) - это одна из важных составляющих, отвечающих за успешность интернет торговли, наряду с другими факторами, которые мы упомянули.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Anisin
 волшебные seo-работы не обеспечат прирост трафика и присутствие в топ

и дальше 3 из 4 пунктов это именно что работы по seo

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Потапов

В начале статьи автор пишет: "Одержать победу в конкуренции с агрегаторами, если ваш сайт сам таковым не является, невозможно с помощью seo работ."

В конце статьи: "Нужно просто хорошо выполнять свою работу"

Лично у меня возник диссонанс)

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Кстати, когнитивный диссонанс - хороший признак плохого материала.
Авторам (не только этой публикации) полезно проверять тексты на логику (и не только). Да и редакторы (люди) существуют не просто так.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Потапов

По поводу скриншота падения трафика, скорее всего товарищ поймал фильтр, возможно даже за вашу проделанную работу. После апдейта не бывает такого резкого падения трафика. Это что-то на грани фантастики.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Так ещё и не тот тип диаграммы использован. Это для сравнений и оценки динамики используют, не для оценки собственно трафика.
Чаще - чтобы обмануть.

Ответить
Развернуть ветку
Ареал
Автор

Наша работа ранее привела к тому, что трафик вырос в разы (https://yadi.sk/i/2MdDXKAYOQwWdA). Даты недвусмысленно говорят, что падение произошло с 3 на 4 декабря, в ту же дату, что и гугл выкатил Core update. Не только в нашей статье приводят такие примеры как после апдейта падает трафик https://ahrefs.com/blog/ru/eat-seo/#how-to-demonstrate-and-improve-eat
Но поскольку сейчас по проекту работы не ведутся, анализа соответственно никакого не проводилось. Поэтому безосновательно утверждать о наличии или отсутствии санкций не будем.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Константин Губеркан

Обожаю, такие материалы про SEO, где все сладенько заканчивается на цитатах всех офф.конференций :)

Пробегусь тезисно, сильно не ругайте:

1. Сервисы Яндекс.
Справочник оставляем, но писать про его полезность - уже моветон. Дзен и Кью - помойки и если хотите ими заниматься, то занимайтесь вне работы над сайтом.

2. YATI
Расширение интента, запросы из подсказок/подсветок, структурированный текст, расширение запросов - уже лет 10 одно и то же. 

3. Накрутки в Яндексе
Как работали, так и работают. Прежде, чем об этом говорить - посмотрите на то, как это делается. Вероятность того, что все сайты с накруткой ПФ исчезнут, такая же, как вероятность, что все ваши конкуренты закроются.

4. EAT
Обсуждали еще в 201n году, если мне память не изменяет. Там в документе по руководству оценки качества сайта более 150 страниц. Взять и уложить в 2 абзаца - лучше вообще не упоминать :)

5. Core Web Vitals
Чисто потешить чсв и похвастаться цифрами. Бывший AMP - аналогично все говорили, что без него никак. В итоге грянул в бездну :)

5. Влияние Covid
Ой, ну тут прям ваще все собрали: seo-специалист должен следить за спросом на новые товары вне товаров продвигаемого сайта? Сидеть, озон просматривать?)
Отзывы :)
Нововведения в бизнесе - всплакнул )
Откуда информация, что число конкурентов растет?) Судя по статистики FinExpertiza, только за прошлый год закрылось сверх 1 млн бизнесов в России.

p.s. материал для корпоративного блока, но не длz vc

Ответить
Развернуть ветку
Харламов

Хрень какая-то. Не понял, о чем вообще статья?)

Ответить
Развернуть ветку
Ramil Yamaliev

Да ужж... А ведь должен быть один критерий - полный ответ на вопрос пользователя 

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Поисковики не зря поднимают тему авторитетности и доверенности. Ответ может быть и полным, но неверным, недостоверным, недостаточно аргументированным. Если посмотреть хотя бы на топ Яндекса хотя бы по информационной тематике любого типа - дичь и бред просто зашкаливают.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Поддерживаю!
В регионах услуги обычно нахожу у агрегаторов, потом иду на сайты исполнителей. Удобнее, конечно, сразу в выдаче их увидеть, но не всегда они там есть )
Ох уж эти региональные сайты... "дайте качественное предложение, опишите подробно/экспертно, что вы даёте и почему за такую цену" - да!

Ответить
Развернуть ветку
Минчанин

Иногда мал бизнесу нет смысла тягаться агрегаторами - денег не хватит... услуги в рб не доступны..ну как не доступны, нельзя зарегаться полноценно.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Садовничий

Обо всем и ни о чем. Кто-то понял при чем тут агрегаторы в названии статьи?

Ответить
Развернуть ветку
68 комментариев
Раскрывать всегда