PRO SEO с Александром Алаевым

В рамках SEOWORK HUB мы запустили серию интервью PRO SEO, в которых обсуждаем с представителями SEO и digital куда расти, как строить успешную карьеру и быть успешным завтра.

PRO SEO с Александром Алаевым

Мы запланировали интервью с руководителями крупнейших в России ecom проектов, фрилансеров и просто крутых и востребованных специалистов в SEO. Наш следующий гость — Александр Алаев, автор известного SEO-сервиса, блога и телеграм-канала, руководитель веб-студии и просто интересный человек!

Александр, прежде чем мы перейдем к вопросам, расскажите читателям о своем пути в SEO: с чего начинали, какой путь прошли и чем сейчас занимаетесь?

Эту историю я рассказывал уже очень много раз и с каждым разом она все длиннее. Поэтому просто пробежимся по основным вехам, важным ключевым отрезкам.

Я познакомился с интернетом в 2004 году, когда поступил в институт, меня привлекали форумы, посвященные мобильным телефонам (у меня как раз появился первый мобильный). Через полгода я решил, что нужно сделать свой форум про смартфоны (уверен, каждый из вас хотел не важно что, но обязательно «свое» – я вот форум хотел).

Когда появился мой первый сайт, возник вопрос – что дальше? Где-то услышал, что надо регистрировать сайт в каталогах, чтобы «повышать рейтинг». Только спустя какое-то время я узнал, что это и есть продвижение сайтов. Да, тогда SEO было совсем другое… эх, олды вспомнят, как оператором link: в Яндексе можно было посмотреть все проиндексированные обратные ссылки на сайт и их анкоры. А чтобы обойти конкурента, надо было просто сделать больше ссылок с определенным анкором, а все остальное, можно сказать, не имело значения.

Пока учился в институте, я развивал свои информационные проекты (про смартфоны, зимний спорт, dota allstars, эмо культуру, ноутбуки Acer) и работал seo-специалистом в мини-студии, продвигая клиентские проекты.

После окончания ВУЗа в 2009 году я сразу переехал в Екатеринбург, где еще год работал в другой веб-студии, потом перешел в инхаус компании «СКБ Контур» на три с половиной года. Затем переехал в Краснодар, где 8 месяцев проработал в другом инхаусе и внезапно уволился.

А так как увольняться я не планировал, что делать дальше я не знал. Супруга сказала, что надо арендовать офис. Так и сделали – это рождение веб-студии «АлаичЪ и Ко».

К тому моменту я уже 5 лет вел свой блог alaev.info, ставший уже довольно известным. Выпустил две программы для seo-специалистов (FastTrust и ComparseR) и сервис CheckTrust.ru. В общем, в seo-тусовке меня знали.

В августе 2021 года нашей студии исполнится 7 лет. Сейчас нас 25 человек, я делегировал все процессы и хочу уходить в проекты (недавно состоялся релиз нашей CRM для веб-студий moo.team и пред-релиз облачного краулера qrawl.io).

За прошедшие 16 лет случилось много интересного. Мне 34 года и я уже почти полжизни занимаюсь сайтами и их продвижением. А если кому-то действительно интересно узнать про начало моего пути, в своем блоге я опубликовал рассказ в четырех частях о том, как 1979 рублей 85 копеек превратились в …

Почему не покоряете столицу? Очевидно, в Москве больше возможностей.

Также очевидно, в Краснодаре жить приятнее (из-за климата, например). А что до возможностей, в нашей профессии не обязательно быть в столице, чтобы работать с клиентами. Да, есть определенный сегмент заказчиков, которым важно присутствие в этом же городе и возможность встречаться офлайн (к сожалению, это как раз самые жирные клиенты), но в целом это не помеха, у нас бОльшая часть клиентов из МСК.

В последние годы все больше seo-специалистов переезжают в Краснодар. Это просто наблюдение, не более, но тусовка тут тоже зарождается. Участия в ней, конечно же, я не принимаю 😊.

Вы основатель и руководитель SEO-агентства, расскажите, где и как подбираете себе в команду SEO-специалистов, на что смотрите и что оцениваете в первую очередь?

Кто-то удивится, если я скажу, что мы уже года 3 не набираем seo-специалистов? Проблема с кадрами есть в любой отрасли, но она не единственная.

Вот почему мы больше не связываемся с опытными людьми:

1. Опыт у всех разный. Мы хотим делать задачи по определенному алгоритму, который считаем верным, а специалист со стороны может не разделять наше мнение. Переучить сложнее, чем научить. Часто переучить не представляется возможным.

2. Ожидание – реальность. У нас очень высокие требования, и специалисты, работавшие в других студиях (в местных студиях обычно 1-2 seo-специалиста на все проекты) по уровню знаний как наши новички. В таких студиях им приходится вести по 30-40 проектов и времени на развитие нет. Их расстраивает звание новичка. Но основная причина в том, что «там» им платили больше (когда много проектов, а специалист всего один, собственник готов платить довольно много, лишь бы хоть кто-то поддерживал проекты), предсказуемо, что на должности новичка денег будет меньше. А чтобы стать специалистом нужно время и усердие.

3. Хороший специалист =/= хороший человек. Тут все понятно.

Мы набираем в команду только людей без опыта. Прежде чем перейти к общению (очному собеседованию), кандидат должен выполнить тестовое задание. Мы размещаем вакансии на hh.ru, и вот вам интересная статистика: из 100 откликов выполняют тестовое задание 5 человек, из которых один-два делают хорошо (т.е. конверсия на собеседование – 1-2%).

Что значит «хорошо»? Это субъективно. Очень субъективно.

«Хорошее» тестовое задание: то, в котором нет или минимальное количество орфографических и пунктуационных ошибок, красивое оформление (строгое и четкое тоже своего рода красивое), мысли в правильном направлении, глубокая проработка вопроса. Всегда видно, старался человек или нет. Если старался – значит «хорошо».

«Хороший» человек: тот, который вольется в коллектив, а значит должен разделять наши ценности и взгляды. Например, мы очень любим черный юмор, но есть немало людей, кому это претит. Это лишь один из примеров, а цель собеседования – выяснить, какие у человека жизненные интересы, цели, принципы.

Если хороший человек сделал тестовое задание хорошо, мы его берем. Дальше дело техники – мы его обучаем. У нас есть план обучения и система наставничества. В итоге каждому предстоит пройти путь: стажер – новичок – специалист – ведущий специалист – профессионал – эксперт.

Когда приходит стажер, кто-то из специалистов становится для него наставником и должен рассказывать, объяснять – как и для чего делать те или иные задачи, отвечать на вопросы. А ведущий специалист может быть куратором (руководителем для специалистов или новичков) и помогать составлять план работ и анализировать результаты. Профессионал и эксперт – это горизонтальный рост, где упор делается на опыт и хард-скиллы.

У нас есть понятный общедоступный роадмап и прозрачная система расчета зарплаты (я об этом писал на VC: Успешный опыт внедрения мотивации для SEO-отдела). Стараемся делать жизнь сотрудников максимально понятной, чтобы каждый понимал, что надо делать для профессионального и материального роста.

Какие KPI ставят SEO-специалистам? Как они отличаются в агентстве и inhouse?

Очень мне не нравится KPI.

  • Если выставляются какие-то очень конкретные узкие показатели, то упор делается лишь на достижение целей, а все остальное игнорируется (чаще вынужденно).
  • Если выставляются абстрактные показатели, то это почти то же самое, что их отсутствие.

В любом случае это какие-то рамки, от которых чувствуешь себя неуютно. Лучше ввести правила хорошего тона, которые бы никого не напрягали и ставили в равные условия (например, не опаздывать, иначе – предупреди, мой за собой посуду, будь вежлив).

Если хорошо относишься к своим коллегам, то и они будут относиться к тебе хорошо. И не нужны будут им никакие KPI, чтобы хорошо работать.

Нормально делай – нормально будет!

В отношении клиентов KPI тоже работает похожим образом. Мы против таких правил, но бывают клиенты, которые настолько настойчивы, что все же мы подписываемся на KPI. Все истории заканчивались тем, что клиенту приходилось в итоге больше платить за ту же работу. Требования должны быть в обе стороны, если клиент что-то требует от нас, мы что-то должны требовать от него. И часто клиент сам не справляется с принятыми на себя обязательствами.

PRO SEO с Александром Алаевым

Какие требования предъявляет сегодня рынок к SEO-специалистам: 5 hard скилов.

Не знаю, какие там требования у рынка, но по нашей практике могу выделить следующие важные умения, без которых не обойтись, если вы стремитесь стать хорошим специалистом:

1. Понимание основных принципов работы ПС (поисковые операторы, алгоритмы, фильтры и санкции). Достаточно изучить справочную информацию, предоставленную самими поисковыми системами. Там больше полезного, чем вам кажется. Всех стажеров мы просим начать именно с этого.

2. Знание популярных CMS. Если речь идет про работу в веб/seo-студии, придется работать с сайтами, построенными на разных системах управления. Например, у нас большая часть клиентских сайтов на Битриксе, поэтому каждый специалист должен пройти бесплатные тесты от Битрикса (Контент-менеджер, Маркетинг, Администратор Базовый). Также среди популярных CMS можно отметить WordPress и OpenCart. Сеошник должен знать, как решить те или иные задачи в конкретной CMS (как минимум быстро разобраться).

3. HTML и CSS. SEO-специалист – универсальный боец. Сейчас я редко встречаю это слово, но раньше оно встречалось мне часто: веб-мастер – это на все руки мастер, который знает, что такое домен и хостинг, умеет установить любую CMS на сервер и настроить, не впадает в ступор при виде phpMyAdmin, умеет и нарисовать, и сверстать. Вот к такому состоянию стоит стремиться (я сам прошел этот путь). Но для начала надо уметь оформить целевую страницу, встроить в нее какие-либо элементы, сделать так, чтобы ничего никуда не «уехало». Для этого надо знать основы верстки – те самые html+css.

4. Умение работать с seo-софтом и сервисами. Очень многие процессы на сегодняшний день уже автоматизированы, чтобы не отставать и работать эффективно, надо уметь пользоваться представленным инструментарием, и понимать, когда и для каких целей применять. В среднем у нас уходит 100 тысяч рублей в месяц на различные сервисы, которые экономят во времени и деньгах намного больше.

5. Уметь анализировать и делать выводы. Это применимо во всех сферах жизни. Не знаю, можно ли этому научить, по ощущениям – тебе это либо дано, либо нет. Вот бывают люди-гуманитарии, хоть ты убейся, но не дается им что-то техническое. С умением анализировать, кажется, обстоит так же. Университет меня научил одной великой истине: понимание нескольких принципов освобождает от запоминания сотен фактов. С учетом меняющихся алгоритмов понимание принципов позволит вам найти решение любой задачи – этакое всемогущество 😎.

Либо можно иначе посмотреть на то, что должен уметь seo-специалист, и выделить отдельные блоки работ: технический аудит, работа с семантикой, коммерческие факторы, работа со ссылками, аналитика.

Нужны ли soft-skills? Если да, то какие?

Да, много навыков надо иметь и развивать. Из того, что первым приходит в голову: внимательность, усидчивость, терпение (и даже терпимость), стрессоустойчивость, самообучаемость, тактичность и еще…

Тут набор будет зависеть от того, какие задачи выполняет seo-специалист. Например, у нас специалисты общаются напрямую с клиентами, для этого им очень важны перечисленные выше: терпимость, стрессоустойчивость и тактичность. Специалистам из студий, где есть проджект-менеджеры, которые общаются с клиентами, даже не обязательно иметь грамотный русский язык, клиент же все равно не увидит, а проджект стерпит.

В моем понимании софт скиллы – это любые знания и умения, благоприятствующие общению с людьми.

Каким должен быть SEO-специалист завтра?

Как бы попсово ни звучало, но надо быть гибким и открытым любым изменениям. SEO – игра в одну калитку, поисковики никогда не просят мнения пользователей (а сеошников тем более), они делают то, что им выгодно. А значит надо принимать эти изменения, подстраиваться, делать выводы.

Держите нос по ветру – читайте заголовки it-новостей, будете знать, как меняется рынок и обстановка вокруг.

Какие компетенции стоит качать в ближайшие 1-3 года, чтобы вырасти?

«Надо духовно расти, иначе п*здец».

Я не сторонник самопознания, саморазвития и прочего дзена, я материалист до мозга костей – последствия пяти курсов физфака. Но развивайтесь в том, что вам нравится, найдите то, что вам близко. Я в своей жизни никем не работал, кроме seo-специалиста. Хотя это со временем привело к множеству различных путей: я умею писать (12 лет ведения блога), я стал руководителем (насколько могу судить, даже неплохим), стал тимлидом, проджектом, продактом, учителем… кто его знает, кем еще. Все это однажды потребовалось и помогает мне развиваться дальше.

У каждого свой путь, свои компетенции. Пройти путем другого человека не получится, просто сосредоточьтесь, наберитесь терпения и все получится.

Где в SEO искать интересные вакансии?

Известно где: hh.ru, профильные сообщества в соцсетях, каналы в телеге, на VC постоянно публикуют что-то из диджитал сферы. А если ты классный специалист, интересные вакансии сами тебя ищут 😊.

Агентство, инхаус и фриланс - какие плюсы и минусы у каждого, как у работодателя?

Агентство – для тех, кто хочет много разнообразных проектов, опыта и интенсивного обучения. Рекомендую всем, кто начинает свой путь или хочет профессионально расти. Найдите уважаемое агентство и устройтесь туда на работу.

Инхаус – для тех, кто хочет интересный большой проект с максимальным погружением, классный коллектив и, чаще всего, хорошую зарплату.

Фриланс – для тех, кого не пугает слово «п*здец» и бессонные ночи! Гамак на берегу океана ассоциируется с фрилансом только у тех, кто не пробовал или у инфоцыган. Я вижу три пути следующие из фриланса:

  • Ты понимаешь, насколько сильно ошибался – идешь в агентство или в инхаус.
  • Отсутствие развития, коммуникаций и пребывание в болоте тебя устраивает – ты остаешься фрилансером.
  • У тебя есть амбиции – создаешь свое агентство.

Пусть каждый выбирает свой путь и найдет плюсы и минусы.

Порекомендуйте, что делать SEO, чтобы развиваться? (любые мероприятия, ресурсы, книги и т.п.)

Чтобы развиваться, надо стремиться к чему-то. Любые рекомендации не имеют смысла, если человек не хочет, а если хочет, то всегда найдет цель.

Кстати, хочу еще раз вернуться к нашему тестовому заданию при отборе стажеров. Оно довольно большое и утомительное, но при этом несложное: посмотреть видео длительностью 1 час, прочитать книгу 500 страниц и выполнить аудит сайта, не забыв красиво оформить. Те, кто не стремится, даже до конца само задание не дочитает, увидев требования. Те, кто сделал тестовое – настоящие герои. Они будут расти, развиваться.

За годы такой подход дал всего парочку осечек, но и то они касались не тестового задания, а нашей невнимательности.

Нам важно ваше мнение. А если есть какие-то вопросы к Александру, он готов ответить на них в комментариях.

Заодно расскажите, кого бы еще вы хотели увидеть в нашей рубрике в будущих выпусках?

2424
29 комментариев

Про обучить с нуля - это 100%, и за это респект!

6
Ответить

Да, про обучение специалистов с 0 круто!
Плюс мне понравился подход к тестовому заданию. "посмотреть видео длительностью 1 час, прочитать книгу 500 страниц и выполнить аудит сайта, не забыв красиво оформить".
С одной стороны затраты времени, с другой - все данные для выполнения видимо в материалах.

2
Ответить

Вопрос к Александру:
1) свои сервисы изначально запускались исключительно для работы внутри студии и потом стали публичными продуктами? Или же сразу была идея делать сервисы для рынка?
2) все сервисы вышли на окупаемость?
3) сервисы помогают продавать услуги студии?
4) "Сейчас нас 25 человек" - тут речь только про сотрудников студии или разработчики сервисов входят в эти 25 человек?

3
Ответить

1) Нет, обозначенные выше ЧекТраст, ФастТраст и Компарсер – были сделаны еще до появления веб-студии. Все они сразу были публичными. Программы ФастТраст и Компарсер и вообще были запущены на моем блоге по схеме краудфандинга, так что окупились еще до запуска 😊
ЧекТраст разрабатывал, скажем так, фрилансер, а в будущем мой друг и партнер.

2) Про программы ответил выше. ЧекТраст окупил все мои затраты на разработку за первые несколько месяцев.
qrawl.io спонсируется из доходов ЧекТраста и разрабатывается той же командой, но так как не запущен, не принес и копейки пока.
moo.team CRM разрабатывается на мои личные средства, с учетом затрат около 6-7 млн. и продаж на 34 тысячи окупаемостью пока не пахнет 🤪

3) Уверен, что да. Но посчитать и как-то ощутить это не представляется возможным.

4) 25 человек – это только сотрудники студии. Две команды разработки, дизайн, верстка и т.д. – это другие люди и к студии отношения не имеют. Но три человека из студии привлечены в мои проекты в качестве помощников (примерно на 30-40 часов в месяц каждый), так как самому никак не успеть. В моих мечтах они становятся проджектами (продактами) сервисов (это скорее явь), и у нас рождается отдельная большая команда вокруг сервисов (а это как раз мечты, либо правильнее сказать - цель).

3
Ответить

Прочитать книгу на полтыщи страниц (видимо, воды там страниц на 400), посмотреть унылый (скорей всего) часовой ролик, а потом ещё разобрать какой-то там ГС? И даже это не будет являться гарантией, что человека на работу возьмут, и даже не оплатят его потерянное время.

Дико удивлён, что откуда-то ещё и 1-2% набираются. Но зато наверняка тех, кто на работу таки попадёт, можно будет и на зарплату нагибать при таких исходных данных. Хехе.

Ответить

Извините, вы нам не подходите.

8
Ответить

А вы неплохо видимо стараетесь, чтобы вас минусовали и банили. 
Если книга в 500 страниц это тяжело, читайте комиксы, оно попроще будет и с картинками.

Ответить