PRO SEO с Арсением Староверовым

Всегда интересно узнать, как работает SEO-специалист в крупном e-commerce проекте, как туда устроиться и какие скиллы для этого необходимы. Сегодня в гостях у PRO SEO Арсений Староверов, менеджер по поисковой оптимизации в компании “Лента”.

PRO SEO с Арсением Староверовым

Расскажи на какой позиции сейчас работаешь, как ты пришел к этой профессии?

Сейчас я менеджер по поисковой оптимизации в компании “Лента”.

Начинал в агентстве Webit — туда я пришел без опыта.

В универе мне очень понравился курс по HTML. Курсовая по нему была одной из немногих университетских работ, над которой я работал с удовольствием, и которой гордился.

Позже, когда искал работу, где нужны были знания HTML, я часто натыкался на вакансии “SEO специалист”. Вакансий было действительно очень много, поэтому стало любопытно, что это такое. Изучив описания в вакансиях и в интернете, я решил, что можно попробовать себя в этой сфере.

Выбрав вакансию, где было больше всего вопросов, я набрался теоретических знаний. Так я оказался на собеседовании в Webit, где мне предложили вступительный тест, в котором большинство вопросов были явно не для новичков — мои теоретические знания не особо мне помогли. Тем не менее, после всех собеседований меня взяли на должность младшего SEO-оптимизатора. Так начался мой путь в SEO.

Насколько большой в компании SEO-отдел?

В компании, где я сейчас работаю, отдела SEO пока нет.

Развитием online начали заниматься относительно недавно — первый SEO-специалист появился в компании в 2020 году, тогда же начались первые работы по SEO.

Так как инициатива о развитии этого направления была от продуктовой команды, сеошник был частью команды продакт-менеджеров. Сейчас SEO перевели в отдел маркетинга. Будет ли как-то развиваться отдел и будут ли нанимать младших seo-специалистов — пока неизвестно.

Какие сейчас ожидания у бизнеса от SEO?

Бизнес понимает, что бесплатный трафик — это круто. И что иметь много бесплатного целевого трафика - это очень круто.

Бизнес ждет, что сайт будет развиваться под нужды SEO и мы сможем стать лидером рынка. При этом хотят видеть упор на запросы, которые конвертятся больше всего. Например, запросы со словом “цена” не совсем целевые (юзер хочет прицениться, а не купить) — эти запросы мы решили исключить из прогноза на год.

Расскажи, какие направления или моменты тебе нравятся в работе, а какие нет?

Нравится видеть результат своей работы. Когда по твоим рекомендациям внедрили изменения, и ты видишь рост позиций и трафика - это круто. Понимаешь, что занимаешься чем-то значимым для компании.

Не нравятся в работе помехи, на которые ты не можешь повлиять. Особенности работы других отделов. Например, когда даже после аргументации не хотят что-то менять на своей стороне, потому что это предполагает большой объём работ.

Какие требования предъявляете к кандидатам: 5 hard скилов. Нужны ли soft-скилы и если да, то какие?

Сейчас мы не набираем сотрудников, поэтому и требования не предъявляем. Но, если будем расширяться, то серьезным плюсом однозначно будет владение SEOWORK (т.к. это наш основной seo-инструмент, не считая сервисы аналитики GA и ЯМ).

От меня, когда я устраивался, ожидали умение пользоваться SEOWORK (он уже был куплен и использовался до моего прихода в команду). Также хотели видеть понимание работы с админкой — это был большой потенциальный пласт работ. Многих инструментов для оперативного внедрения критичных для SEO правок не было — их приходилось описывать, обосновывать ценность и внедрять.

Софт-скилы нужны, но какие именно — открытый вопрос. Их не требуют от кандидатов, но на них смотрят. От себя скажу, что важно уметь договариваться. Ведется работа над большим проектом. Разные отделы с множеством задействованных сотрудников — у каждого своя мотивация и свои KPI. Многим до тебя и твоих задач нет дела, но при этом без участия других сотрудников задачу решить не получится. Порой приходится потратить усилия, чтобы отстоять свою точку зрения и видение развития продукта

Где ищете кандидатов?

Сайты а-ля hh.ru, рекомендации.

Как оцениваете и проверяете кандидатов? Что критично на собеседовании?

Думаю, многое в оценке зависит от опыта кандидата.

Важно задавать правильные вопросы — так работодатель будет понимать, чем ты мотивирован, и что вы можете предложить друг другу. При устройстве в “Ленту” я хотел понимать, куда я иду, и с какими возможностями и ограничениями могу столкнуться. На моем собеседовании я задавал конкретные вопросы про текущее состоянии админки и имеющийся функционал, поэтому больше говорил мой будущий руководитель, а не я.

Карьера специалиста в SEO-отделе: какие перспективы развития у сотрудника?

Все зависит от того, где ты работаешь.

Если в агентстве — то карьерный рост я вижу как вертикаль от джуна до тим-лида/руководителя отдела.

Если инхаус — тут уже многое зависит от структуры компании. Можно расти за пределы отдела SEO. Например, отвечать за все каналы онлайн-трафика. Либо вырасти в продакт-менеджера, и сконцентрироваться на качестве сайта в целом, а не только в поиске.

Каким должен быть SEO-специалист завтра? Какие компетенции стоит качать в ближайшие 1-3 года?

Есть много факторов, которые влияют на то, будет ли твой сайт завтра в топе.

Сейчас сеошникам приходится по чуть-чуть (а желательно, не по чуть-чуть) разбираться в нескольких сферах, причем не всегда смежных.

Чтобы выдать ТЗ техническим специалистам и проверить внедрение задачи, нужно иметь представления о фронтэнде и бэкэнде, т.к. чем подробнее ТЗ — тем лучше результат. Пример: однажды у меня в продвижении был сайт, который было очень тяжело править. На мои ТЗ разработчики говорили “проще сделать новый сайт”. Всё потому, что на этапе разработки позаботились только о том, что будет видеть пользователь. Но не закладывали ориентир на поисковые системы. Соответственно, если бы у заказчика на этапе разработки были необходимые рекомендации по SEO, сайт мог бы иметь другой вид, был бы удобнее и понятнее программистам.

Более того, чем обширнее знания, тем больше вариантов для решения задачи можно найти. Подсмотреть у конкурентов и попросить разработку сделать так же.

Также важно разбираться в том продукте, который формирует контент на сайте (будь то статьи, услуги, или товары). Это поможет сформировать релевантное ядро и исключить из продвижения и отчетности лишние запросы.

Как ты видишь дальше свое профессиональное развитие?

Думаю, в обозримом будущем можно попробовать себя на руководящей должности, где в зону ответственности будет попадать несколько каналов трафика.

Порекомендуй, что делать SEO-специалисту, чтобы развиваться?

Изучать топовых конкурентов, находить точки роста и экспериментировать с контентом.

Поработать и в агентстве, и инхаус. По возможности поработать с сайтами разных тематик (техника, одежда, продукты, медицина, юриспруденция) и разных типов (интернет-магазины, услуги, статейники).

Изучать аналитические seo-инструменты, которые есть на рынке.

Общаться с коллегами, узнавать об их кейсах.

Общаться с коллегами из других областей (программистами, продактами, аналитиками, контент-менеджерами) — черпать знания, которые могут пригодиться, отовсюду.

1212
17 комментариев

"серьезным плюсом однозначно будет владение SEOWORK"

Думал, в Ленте всё по-серьёзному должно быть, а получается детский сад какой-то.

2
Ответить

мля, как для трехклассников нативочки делают)

1
Ответить

Вы не поверите, но достаточно много крупных компаний использует детские инструменты и получает результаты

К примеру, из личного опыта, я на сервисе вордпресса поднимал сайты для Пиар кампаний, и это было достаточно доходно!

Ответить

Если "Бизнес понимает, что бесплатный трафик — это круто. И что иметь много бесплатного целевого трафика - это очень круто.", то бизнес нихрена не понимает.

Потому что трафик из органики, сука, платный! Попробуйте зайти в топ и перестать тратиться на сайт/контент/seo/ссылки и проч., посмотрю, на сколько времени вы там задержитесь в топе) А SEOшники и рады такое убеждение про бесплатный трафик поддерживать, лол. 

Ответить

это разумный комментарий, респект, но тут речь шла про то, что конкретно СРС вы никому не платите. Понятно, что себестоимость какая-то есть. Но и в PPC каналах есть дополнительные косты за менеджмент и все такое и услуги там стоят не меньше, чем в SEO, но нужно еще за траф побороться с рынком, так? Прям в аукционе. 

Как-то так. 

Ответить

Обычный пацанчик-самоучка. Работает, получается, молодец. Но таких 99% всех сеошников в России. Чем выделился Арсений, я так и не понял.

Ответить

Мы стараемся показать путь совершенно разных героев - руководителей, рядовых специалистов, фрилансеров. Будет здорово, если поделитесь, с кем из мира SEO вам было бы интересно почитать интервью.

Ответить