{"id":13744,"url":"\/distributions\/13744\/click?bit=1&hash=32fb82be5c2244b7f0c304b6cee13c1e54f8b098bb45091f59db856312407183","title":"\u041a\u0440\u0443\u043f\u043d\u044b\u0435 \u0440\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u0438 \u043e\u0431\u044a\u0435\u0434\u0438\u043d\u0438\u043b\u0438\u0441\u044c \u0432 \u0430\u043b\u044c\u044f\u043d\u0441 \u0438 \u0438\u0449\u0443\u0442 \u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

PRO SEO с Арсением Староверовым

Всегда интересно узнать, как работает SEO-специалист в крупном e-commerce проекте, как туда устроиться и какие скиллы для этого необходимы. Сегодня в гостях у PRO SEO Арсений Староверов, менеджер по поисковой оптимизации в компании “Лента”.

Расскажи на какой позиции сейчас работаешь, как ты пришел к этой профессии?

Сейчас я менеджер по поисковой оптимизации в компании “Лента”.

Начинал в агентстве Webit — туда я пришел без опыта.

В универе мне очень понравился курс по HTML. Курсовая по нему была одной из немногих университетских работ, над которой я работал с удовольствием, и которой гордился.

Позже, когда искал работу, где нужны были знания HTML, я часто натыкался на вакансии “SEO специалист”. Вакансий было действительно очень много, поэтому стало любопытно, что это такое. Изучив описания в вакансиях и в интернете, я решил, что можно попробовать себя в этой сфере.

Выбрав вакансию, где было больше всего вопросов, я набрался теоретических знаний. Так я оказался на собеседовании в Webit, где мне предложили вступительный тест, в котором большинство вопросов были явно не для новичков — мои теоретические знания не особо мне помогли. Тем не менее, после всех собеседований меня взяли на должность младшего SEO-оптимизатора. Так начался мой путь в SEO.

Насколько большой в компании SEO-отдел?

В компании, где я сейчас работаю, отдела SEO пока нет.

Развитием online начали заниматься относительно недавно — первый SEO-специалист появился в компании в 2020 году, тогда же начались первые работы по SEO.

Так как инициатива о развитии этого направления была от продуктовой команды, сеошник был частью команды продакт-менеджеров. Сейчас SEO перевели в отдел маркетинга. Будет ли как-то развиваться отдел и будут ли нанимать младших seo-специалистов — пока неизвестно.

Какие сейчас ожидания у бизнеса от SEO?

Бизнес понимает, что бесплатный трафик — это круто. И что иметь много бесплатного целевого трафика - это очень круто.

Бизнес ждет, что сайт будет развиваться под нужды SEO и мы сможем стать лидером рынка. При этом хотят видеть упор на запросы, которые конвертятся больше всего. Например, запросы со словом “цена” не совсем целевые (юзер хочет прицениться, а не купить) — эти запросы мы решили исключить из прогноза на год.

Расскажи, какие направления или моменты тебе нравятся в работе, а какие нет?

Нравится видеть результат своей работы. Когда по твоим рекомендациям внедрили изменения, и ты видишь рост позиций и трафика - это круто. Понимаешь, что занимаешься чем-то значимым для компании.

Не нравятся в работе помехи, на которые ты не можешь повлиять. Особенности работы других отделов. Например, когда даже после аргументации не хотят что-то менять на своей стороне, потому что это предполагает большой объём работ.

Какие требования предъявляете к кандидатам: 5 hard скилов. Нужны ли soft-скилы и если да, то какие?

Сейчас мы не набираем сотрудников, поэтому и требования не предъявляем. Но, если будем расширяться, то серьезным плюсом однозначно будет владение SEOWORK (т.к. это наш основной seo-инструмент, не считая сервисы аналитики GA и ЯМ).

От меня, когда я устраивался, ожидали умение пользоваться SEOWORK (он уже был куплен и использовался до моего прихода в команду). Также хотели видеть понимание работы с админкой — это был большой потенциальный пласт работ. Многих инструментов для оперативного внедрения критичных для SEO правок не было — их приходилось описывать, обосновывать ценность и внедрять.

Софт-скилы нужны, но какие именно — открытый вопрос. Их не требуют от кандидатов, но на них смотрят. От себя скажу, что важно уметь договариваться. Ведется работа над большим проектом. Разные отделы с множеством задействованных сотрудников — у каждого своя мотивация и свои KPI. Многим до тебя и твоих задач нет дела, но при этом без участия других сотрудников задачу решить не получится. Порой приходится потратить усилия, чтобы отстоять свою точку зрения и видение развития продукта

Где ищете кандидатов?

Сайты а-ля hh.ru, рекомендации.

Как оцениваете и проверяете кандидатов? Что критично на собеседовании?

Думаю, многое в оценке зависит от опыта кандидата.

Важно задавать правильные вопросы — так работодатель будет понимать, чем ты мотивирован, и что вы можете предложить друг другу. При устройстве в “Ленту” я хотел понимать, куда я иду, и с какими возможностями и ограничениями могу столкнуться. На моем собеседовании я задавал конкретные вопросы про текущее состоянии админки и имеющийся функционал, поэтому больше говорил мой будущий руководитель, а не я.

Карьера специалиста в SEO-отделе: какие перспективы развития у сотрудника?

Все зависит от того, где ты работаешь.

Если в агентстве — то карьерный рост я вижу как вертикаль от джуна до тим-лида/руководителя отдела.

Если инхаус — тут уже многое зависит от структуры компании. Можно расти за пределы отдела SEO. Например, отвечать за все каналы онлайн-трафика. Либо вырасти в продакт-менеджера, и сконцентрироваться на качестве сайта в целом, а не только в поиске.

Каким должен быть SEO-специалист завтра? Какие компетенции стоит качать в ближайшие 1-3 года?

Есть много факторов, которые влияют на то, будет ли твой сайт завтра в топе.

Сейчас сеошникам приходится по чуть-чуть (а желательно, не по чуть-чуть) разбираться в нескольких сферах, причем не всегда смежных.

Чтобы выдать ТЗ техническим специалистам и проверить внедрение задачи, нужно иметь представления о фронтэнде и бэкэнде, т.к. чем подробнее ТЗ — тем лучше результат. Пример: однажды у меня в продвижении был сайт, который было очень тяжело править. На мои ТЗ разработчики говорили “проще сделать новый сайт”. Всё потому, что на этапе разработки позаботились только о том, что будет видеть пользователь. Но не закладывали ориентир на поисковые системы. Соответственно, если бы у заказчика на этапе разработки были необходимые рекомендации по SEO, сайт мог бы иметь другой вид, был бы удобнее и понятнее программистам.

Более того, чем обширнее знания, тем больше вариантов для решения задачи можно найти. Подсмотреть у конкурентов и попросить разработку сделать так же.

Также важно разбираться в том продукте, который формирует контент на сайте (будь то статьи, услуги, или товары). Это поможет сформировать релевантное ядро и исключить из продвижения и отчетности лишние запросы.

Как ты видишь дальше свое профессиональное развитие?

Думаю, в обозримом будущем можно попробовать себя на руководящей должности, где в зону ответственности будет попадать несколько каналов трафика.

Порекомендуй, что делать SEO-специалисту, чтобы развиваться?

Изучать топовых конкурентов, находить точки роста и экспериментировать с контентом.

Поработать и в агентстве, и инхаус. По возможности поработать с сайтами разных тематик (техника, одежда, продукты, медицина, юриспруденция) и разных типов (интернет-магазины, услуги, статейники).

Изучать аналитические seo-инструменты, которые есть на рынке.

Общаться с коллегами, узнавать об их кейсах.

Общаться с коллегами из других областей (программистами, продактами, аналитиками, контент-менеджерами) — черпать знания, которые могут пригодиться, отовсюду.

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Амбиент Музыкантов

"серьезным плюсом однозначно будет владение SEOWORK"

Думал, в Ленте всё по-серьёзному должно быть, а получается детский сад какой-то.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мовчан

мля, как для трехклассников нативочки делают)

Ответить
Развернуть ветку
George Karakeyan

так-то это блог сеоворка - куда еще откровеннее? Это весь блог про платформу, очевидно же, разве нет?)

Ответить
Развернуть ветку
Артур Максимов

Вы не поверите, но достаточно много крупных компаний использует детские инструменты и получает результаты

К примеру, из личного опыта, я на сервисе вордпресса поднимал сайты для Пиар кампаний, и это было достаточно доходно!

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Пономарев

Если "Бизнес понимает, что бесплатный трафик — это круто. И что иметь много бесплатного целевого трафика - это очень круто.", то бизнес нихрена не понимает.

Потому что трафик из органики, сука, платный! Попробуйте зайти в топ и перестать тратиться на сайт/контент/seo/ссылки и проч., посмотрю, на сколько времени вы там задержитесь в топе) А SEOшники и рады такое убеждение про бесплатный трафик поддерживать, лол. 

Ответить
Развернуть ветку
George Karakeyan

это разумный комментарий, респект, но тут речь шла про то, что конкретно СРС вы никому не платите. Понятно, что себестоимость какая-то есть. Но и в PPC каналах есть дополнительные косты за менеджмент и все такое и услуги там стоят не меньше, чем в SEO, но нужно еще за траф побороться с рынком, так? Прям в аукционе. 

Как-то так. 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Пономарев

А какая разница, платить CPC Яндексу или за сайт/контент/ссылки SEOшникам? Для бизнеса никакой разницы нет – ты всё равно платишь. И органика – тот же аукцион, где надо за траф побороться с рынком. Бенефициары разные, суть одна. Просто не надо бизнес вводить в заблуждение, тогда, глядишь, будет и больше адекватных заказчиков, которых так SEO-конторы хотят. 

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Тралите?
Даже если вам льют ботов при накрутке - это много дешевле и полезнее, чем вам будут лить тех же ботов из Директа. Хотя бы потому, что это будет не фрод за ваши деньги.
Учитесь считать, что ли. ROI всякие и прочие эти штуки.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Пономарев

Вы будущее предсказывать не умеете) В моем бизнесе за SEO приходится платить так же, как и за контекст. И второе приносит результаты каждый год, а вот SEO, не смотря на первые позиции, с большой натяжкой. В SEO вообще с Яндекс.Услугами конкурируем и прочим дном. Так что откуда будет фрод – это еще неизвестно, Виктор. Всё индивидуально. 

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Бывают такие темы, ага. Агрегаторы - та ещё тема. Но обобщать, кмк, неправильно.
Кроме того, вы уже конверсию и лидген обсуждаете, а речь шла изначально о бюджетах.

Ответить
Развернуть ветку
Anna Maryasova

Если сайт оптимизировать, и с лояльностью клиентов будет нормально (то есть с маркетингом), то в перспективе, можно делать проверку раз в год, исправляя по мелочам. Клиенты сами будут делиться ссылочками, ну, и связанные партнёры тоже. Своими глазами видела лидеров топа, которые сейчас избавляются от seo-ссылок с низким трастом, которые купили/получили в начале пути, не заменяя их. И продолжают расти. Так что бесплатный трафик - это совокупная мечта бизнеса, которой реально достичь.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Пономарев

Так вы говорите про бренд-трафик (и ссылки иже с ними). SEO тут где?

Ответить
Развернуть ветку
В А

Обычный пацанчик-самоучка. Работает, получается, молодец. Но таких 99% всех сеошников в России. Чем выделился Арсений, я так и не понял.

Ответить
Развернуть ветку
Seowork
Автор

Мы стараемся показать путь совершенно разных героев - руководителей, рядовых специалистов, фрилансеров. Будет здорово, если поделитесь, с кем из мира SEO вам было бы интересно почитать интервью.

Ответить
Развернуть ветку
Антон

С каких пор seo стало бесплатным ? :)) Бред несете

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Dergilev

А где тут про сео?
Чет мне подсказывает, если сделать сео-аудит Ленты, там будет много ошибок...

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

А ленте вообще seo низачем. Разве что под тайпин

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 17 комментариев
null