Pro SEO с Алексеем Губерманом

За время существования проекта PRO SEO от Seowork Hub мы пообщались со специалистами из крупного ecommerce и фрилансерами. Чтобы картина рынка и отрасли была максимально объята, мы взяли интервью у head of SEO крупного рекламного агентства, а именно Алексея Губермана из «Ашманов и Партнеры».

Pro SEO с Алексеем Губерманом

Кто как не он знает все требования бизнеса к SEO-подрядчику и чем отличается карьера специалиста в агентстве и инхаус!

Если какие-то вопросы остались не раскрыты — пишите в комментариях, мы обязательно ответим!

Расскажите про свой карьерный путь? Как называется ваша текущая должность и как вы к ней пришли?

Я руковожу отделом поисковой оптимизации в “Ашманов и партнеры”. Мой карьерный путь пока что не очень длинный: я успел поработать в двух компаниях, если не считать работу вожатым-воспитателем в студенческие времена. :) Я начинал с должности тестировщика в агентстве интернет-маркетинга. Затем в компании освободилась позиция SEO-специалиста, на которую долгое время не могли найти подходящего сотрудника и в итоге предложили мне. Я согласился, потому что увидел больше перспектив и в целом я за новые вызовы. Я начал работать и параллельно обучался азам специальности.

Через три года дорос до руководителя небольшого SEO-отдела. Со временем я решил искать место для роста в SEO и переход в “Ашманов и партнеры” был самым очевидным вариантом. Я трезво оценивал свой скилл, поэтому в “АиПе” начал почти с нуля - с позиции оптимизатора. Постепенно вырос до старшего оптимизатора, а после - до руководителя отдела.

Насколько большой в компании SEO-отдел? Расскажите про его эволюцию - как и в какие сроки вырос.

SEO-отдел состоит из 15 человек, включая оптимизаторов разного уровня, тим-лидов и помощников оптимизатора. Эволюция происходит уже двадцать лет с момента основания компании. :)

Сейчас мы также в процессе изменений, чтобы выстроить более совершенную структуру под ту специфику, с которой мы работаем - под крупные проекты.

Какие сейчас ожидания у бизнеса от SEO?

Некоторые компании рассматривают SEO как дополнение к существующим инструментам маркетинга, с помощью которых уже достигаются результаты. Для других SEO - начало пути к высокому уровню продаж и известности бренда. Поэтому ожидания от SEO отличаются. Если для первых SEO должно интегрироваться в общую маркетинговую стратегию, то для вторых - SEO является инструментом настройки всех внутренних процессов на сайте и даже бизнес-процессов. В конечном счете, и те и другие ожидают роста посещаемости и продаж.

Чем отличается карьера специалиста в агентстве и инхаус?

Я не работал в инхаус-команде. Могу предположить, что в инхаусе вы глубже погружены в отрасль и специфику конкретного бизнеса. Это большой плюс, но в тоже время ограничение.

В агентстве у тебя выше “профессиональная насмотренность”, вокруг всегда будут специалисты, у которых можно учиться. Многие начинают в агентстве, затем уходят на повышение в инхаус и снова возвращаются в агентство. Думаю, что для развития важно попасть в сильное агентство или сильный инхаус, иначе есть риск ничему не научиться, выгореть и разочароваться в профессии.

Какие требования предъявляете к кандидатам: 5 hard скилов и soft-скилов.

Скорее это будут некие общие требования, но всё-таки. Про hard: понимание актуальных принципов ранжирования сайтов поисковыми системами.

Понимание актуальных принципов обхода сайта поисковыми роботами.

Про soft. Умение анализировать и вычленять из множества метрик конкретные элементы для формирования правильной стратегии и рекомендаций к проекту.

Критичность мышления и умение всегда задавать вопросы “зачем” и “почему”. Это относится как к взаимодействию с клиентом, так и к анализу данных.

Стремление к изучению новых инструментов и смежных сфер. Многое, что относится не напрямую к SEO может быть полезно для специалиста: работа с базами данных, правила формирования витрин в интернет-магазинах, теория графов и многое другое. Это помогает вырасти внутри профессии, так и в целом в интернет-маркетинге.

Как оцениваете/проверяете кандидатов? Что критично/важно на собеседовании

Как это не банально, способность понятно и грамотно написать техническое задание, описать алгоритм и в целом аргументировать точку зрения. Это необходимо из-за специфики работы с крупными командами, когда изменения на сайте требуют ряд согласований.

Исходя из этого требования естественным образом появляется требование к аналитическим скиллам - определение причин изменений в ранжировании, анализ конкурентов. И дальнейший перенос аналитических выкладок и цифр в понятный для клиента язык аргументов.

Карьера специалиста в вашем отделе: какие перспективы развития у сотрудника?

Высокие. Если обладать вышеуказанными качествами, можно расти — до сеньора или в смежные профессии. Сеньорам доверяют более сложные проекты и соответственно, больше платят :)

Каким должен быть специалист завтра? Какие компетенции стоит качать в ближайшие 1-3 года?

Здесь нужно разделять. У нас мы не требуем от специалистов знаний, например, python. Но в других компаниях или в инхаус такое знание может требоваться. Подобный навык может быть полезен и будет являться конкурентным преимуществом, но с нашей точки зрения - не жизненно необходим. Специалист в первую очередь должен быть профессионалом, для которого не может быть нестандартных или неизвестных ситуаций. Любую такую задачу можно разбить на базовые стандартные задачи, а чтобы уметь их решать быстро и качественно - необходимо браться за максимальный спектр профессиональных работ и усердно повторять одну задачу за другой.

В целом то, что я написал относится к любой профессии, будь то пилот, дизайнер или врач. :)

Порекомендуйте, что делать в SEO, чтобы развиваться?

Задавать вопросы клиенту о том как работает бизнес и как работает сайт. Учитывая знания о работе алгоритмов поисковых систем, такая методика позволит Вам расширить кругозор и не зацикливаться только на стандартных SEO-задачах. Общайтесь и обменивайтесь опытом с коллегами, не бойтесь брать на себя более сложные задачи и проекты.

Порекомендуйте читателям, кого/что слушать/читать/смотреть, чтобы учиться и развиваться в SEO?

Из фундаментальных вещей я бы порекомендовал книгу “Оптимизация и продвижение в поисковых системах” Ашманова. Она поможет разложить всё по полочкам тем, кто входит в профессию или в работе соприкасается с SEO: маркетологам, продуктологам, разработчикам.

Есть смысл время от времени ходить на конференции, чтобы ориентироваться, как мыслят другие специалисты, какие тренды обсуждают, какие инструменты и подходы используют. Из проверенных вариантов: Baltic Digital Days Шахова, СПИК в Питере и, конечно, Optimization, если говорить о SEO. Я слышал позитивные отзывы про курсы Алексея Чекушина и Михаила Шакина, например, по продвижению в Google, но сам я их не посещал. Точно есть смысл читать отчеты о факторах ранжирования, которые готовит наш коллега Михаил Волович и Лаборатория поисковой аналитики.

Но кроме сугубо сеошных знаний я бы рекомендовал копать в сторону маркетинга, аналитики, развития продуктов в digital и тд, потому что продвижение в поиске выходит за рамки работы с текстовыми, ссылочными, техническими факторами ранжирования, даже за рамки работы с сайтом.

Поэтому, чтобы расти необходимо разбираться не только в SEO, но и в том, как устроен бизнес, маркетинг и так далее.

1111
3 комментария

Лично мне в SEO сильно помогает опыт работы с лендингами. Три года делал прототипы конверсионных страниц. Пришло четкое понимание, что такое удобная структуры сайта и страницы, как правильно внедрять активные элементы, отсутствие какого контента влияет на конверсию и возможное закрытие страницы. 

Второй важный опыт — это год работы с информационным сайтом. Удалось на живом трафике из органики и Яндекс.Новостей анализировать поведение пользователей и факторы, побуждающие взаимодействовать со статьей. 

Сейчас это все органично вписывается в фундамент SEO-продвижения. 

1
Ответить

Да, вы правы, часто в основе работ с сайтом лежит именно SEO - в целом, отличная база для дальнейшей работы в digital . Спасибо за ваш комментарий

Ответить

Сообщение удалено

Ответить