Что выбрать: SEO-компания, фрилансер, специалист в штате или самостоятельное продвижение?

Многие компании сейчас задаются вопросом, кому стоит доверить продвижение сайта – SEO-компания, фрилансер, специалист в штате или заняться этим самому. Не стоит оперировать понятиями "хороший" и "плохой" способы – все зависит от того, какие у вас потребности и бюджет.

Например, если определяющим для вас является ценник – чем ниже, тем лучше, то стоит обратиться к фрилансеру. Если же вам в первую очередь важны гарантии, включая четкое соблюдение дедлайнов и получение соответствующего результата, то, возможно, стоит обратиться в агентство.

Впрочем, не все так однозначно.

Что выбрать: SEO-компания, фрилансер, специалист в штате или самостоятельное продвижение?

Содержание:

Фрилансер. Плюсы и минусы

Фрилансер работает сам на себя и, как правило, удаленно решает поставленные задачи. Обычно таких специалистов находят на биржах, в соцсетях, нередко – по рекомендациям.

Заказчик с исполнителем договариваются лично, и в большинстве случаев обходят оформление договоров. Но на многих фриланс-биржах предусмотрена безопасная оплата – внесенная сумма блокируется на сайте до тех пор, пока исполнитель не выполнит оформленную на него задачу. Правда, при таком способе нужно учитывать комиссию биржи, которая составляет примерно от 5 до 20%.

Фрилансеры встречаются совершенно разные: вам может попасться специалист как с низкой квалификацией, так и опытный исполнитель. Порой попадаются действительно талантливые SEOшники, прорабатывающие каждую задачу и идеально попадающие в ваши пожелания.

В каких случаях можно обращаться к фрилансерам:

  • У вас возникла разовая задача. Например, вы уже работали с агентством, но позже возникла необходимость в обновлении текстов. В таком случае проще и быстрее обратиться к фрилансеру.
  • У вас нет потребности в долгосрочном сотрудничестве – тогда достаточно найти недорогого исполнителя и передать ему несложную работу.
  • Напротив, вам необходим уникальный, качественный продукт – тогда ищите по рекомендациям действительно сильного, талантливого фрилансера, который с головой погрузится в ваш проект, а при необходимости привлечет своих коллег.
  • У вас небольшой бюджет, и вы пока не можете вписать в него услуги компании. Фриланс-биржи – выход для вас, но не стоит обращаться к специалистам, у которых в работе множество других заказов. Учитывайте, что за исправление ошибок придется платить большую цену. А потерянное время вам никто никогда не вернет.

При необходимости задействуйте сразу несколько подрядчиков – очень удобно, ведь вы общаетесь напрямую.

Преимущества

Как правило, это стоимость. Если мы говорим о рядовых фрилансерах, на биржах действительно невысокие цены. На рынке есть специалисты и топового уровня – но цены у них выше.

Если у фрилансера немного заказов, и он действительно горит своим делом, то на выходе вы получите действительно классный проект.

Недостатки

Во-первых, фрилансеру обмануть заказчика легче, чем агентству. Нет договора, нет и обязательств. Мы также (правда, давно) сталкивались с обманом фрилансера с биржи, после чего пришлось оставить отрицательный отзыв:

Что выбрать: SEO-компания, фрилансер, специалист в штате или самостоятельное продвижение?

В большинстве случаев договоры с фрилансерами имеют неформальный характер, так как не каждый исполнитель оформляет статус самозанятого, тем более – ИП. Поэтому за невыполнение обязательств ответственности никто не несет.

Во-вторых, человеческий фактор. Работающий над вашим проектом специалист может пропасть без объяснения причин, сославшись на болезнь, какой-либо форс-мажор, или же может элементарно забыть о вас.

Срыв сроков – частое явление, ведь фрилансеры берут сразу несколько проектов в работу и порой не в состоянии эффективно управлять рабочим процессом.

Однако не стоит сразу отказываться от услуг фрилансеров. Здорово, если у вас есть проверенный, рекомендованный коллегами специалист по адекватной стоимости, который придерживается индивидуального подхода, и обязателен как штатный сотрудник. Найти хорошего исполнителя вполне реально.

Резюмируем: для комплексного продвижения, сложных задач – агентство; для разовых и несложных работ – фрилансер.

Специалист в штате

Не всегда целесообразно привлекать подрядчиков – порой не обойтись без штатного сотрудника, или иначе говоря, инхаус-специалиста. В чем его преимущество?

Специалисту не нужно вникать – он всегда “в теме”, каждый день ведет ваши задачи и весь проект в целом. Подправить что-то в срочном порядке, обсудить стратегию – он всегда под рукой.

В штате обычно работают как SEOшники со средним или высоким уровнем подготовки, так и новички. Нужно помнить, что работа опытного профессионала в штате в итоге может обойтись дороже, чем договор с агентством.

На работу в штат подбирают специалистов на hh.ru, rabota.ru, в соцсетях, и по рекомендациям. Но стоимость часов сотрудника может превышать в 2 или 3 раза стоимость в SEO агентстве. Зарплата сотрудника начинается от 100 тысяч рублей и выше:

Что выбрать: SEO-компания, фрилансер, специалист в штате или самостоятельное продвижение?

Преимущества

  • Вы постоянно контролируете своего работника и всегда знаете, чем он занят, что сегодня успел сделать, какие задачи просрочены, какие еще представит выполнить. Находясь в офисе, сотрудник ощущает гораздо большую ответственность.
  • Штатный специалист – часть команды, потому он заинтересован в развитии компании.
  • Инхаус-сотрудник полностью вовлечен в ваш проект.

Недостатки

  • Это затратно. Взяв работника в штат, придется оплачивать соцпакеты, отпуска, пособия. Необходимо оборудовать рабочее место, приобретать специализированные программы, ведь без профессионального софта не обойтись.
  • Спектр работ ограничен. Едва ли вам удастся найти программиста, дизайнера, настройщика рекламы, SEO-специалиста и копирайтера в одном лице.

Как вообще выбрать достойного сотрудника в штат? Готовьте вопросы предметно, по кейсам, учитывая и soft skills – специалист должен успешно адаптироваться в новом коллективе. Идеальный сотрудник – имеющий опыт работы в вашей сфере/нише.

Самостоятельное продвижение

Многие со скепсисом относятся к самостоятельному продвижению, но и здесь есть свои нюансы.

В каких случаях вам подойдет SEО «от себя»:

  • на данном этапе развития бизнеса вы не в состоянии выделить бюджет на эффективное продвижение;
  • у вас есть желание двигаться в направлении SEO, осваивать это направление, сразу применяя знания на практике;
  • у вас много времени для того, чтобы уделять немало внимания продвижению.

В SEO свыше тысячи различных факторов от внутренней до внешней оптимизации, поэтому вам придется изучить все аспекты продвижения. Помните о том, что оптимизации учатся минимум полгода, а опыт нарабатывается в течение 1-2 лет непрерывной практики.

Минусы такого варианта:

  • у вас множество задач, зон ответственности, а времени для основательного погружения мало – такое серьезное направление, как SEO-оптимизация, стоит делегировать специалисту с опытом;
  • вы ожидаете быстрый прогнозируемый результат;
  • вы не готовы тратить время на эксперименты, двигаться наощупь, находить правильные решения методом проб и ошибок.
Сколько специалистов нужно, чтобы разработать сайт, заточенный под SEO.
Сколько специалистов нужно, чтобы разработать сайт, заточенный под SEO.

SEO-агентство

Агентство обычно предоставляет комплексные услуги в сфере маркетинга. С проектом работает целая команда специалистов, и редко можно встретить неопытных сотрудников – как правило, в составе компании специалисты как минимум с 1-2 годами опыта работы в SEO. Тому свидетельствуют вакансии на HH.ru:

Что выбрать: SEO-компания, фрилансер, специалист в штате или самостоятельное продвижение?

На что обратить внимание при выборе агентства

  1. На сайт компании. По-настоящему крутое агентство постарается и свой проект оформить так, чтобы не было стыдно.
  2. На отзывы. Не стоит верить как только положительным, так и некоторым отрицательным отзывам – многие компании тщательно следят за откликами. Изучайте детали в отзывах, смотрите реальных клиентов компании, по возможности связывайтесь с ними и уточняйте детали сотрудничества.
  3. Время существования агентства. Иногда выстреливают и молодые стартапы, но предпочтение лучше отдать тем игрокам рынка, которые свыше 5 лет в этой сфере.
  4. Официальную регистрацию компании как юридического лица. Тут и добавлять нечего.
  5. Команда сотрудников. В идеале в компании работает коллектив "разношерстных" специалистов, каждый из которых отвечает за свой блок задач. Программисты, маркетологи, копирайтеры – они в штате, либо на аутсорсе.

Преимущества

Во-первых, профессиональные исполнители. Каким бы талантливым фрилансер не был, целый штат специалистов в сумме знает больше, а работает эффективнее и быстрее.

Обычно обратившись в агентство, вы увидите рост трафика и конверсий уже в первые 3-4 месяца.

Агентства приобретают для работы платные инструменты и сервисы (Ahrefs, Key Collector, Screaming Frog), в то время как большинство фрилансеров часто используют ограниченные по функционалу аналоги, что напрямую влияет на результат работы.

Риски довериться некомпетентному исполнителю минимальны. Компания – это имя, репутация, надежность. Ошибок – минимум, цели достигаются быстрее.

Кроме того, агентства предоставляют целый комплекс услуг, не ограничиваются одним лишь поисковым продвижением. Вы можете заказать контекстную рекламу, SMM и доработку сайта в одном месте, не привлекая подрядчиков, которым каждый раз придется вникать в курс дела.

Пример перечня услуг в крупном агентстве
Пример перечня услуг в крупном агентстве

Конечно же, дополнительно вы получаете юридические гарантии. В договоре прописаны права и обязанности сторон. Если вы, как заказчик, получили некачественную услугу, вы можете обратиться к юристу.

Недостатки

Самый очевидный – стоимость. Цены на услуги в самом деле превышают те, что предлагают исполнители на фриланс-биржах, иногда в десятки раз.

Заказчик контактирует с исполнителем, как правило, не напрямую, а через проект-менеджера. С одной стороны, по многим вопросам это увеличивает эффективность работы, с другой – может привести к "глухому телефону".

Агентства, как правило, работают со своими проверенными инструментами и методами, и не каждая компания готова рассматривать ваши варианты и стратегии. Заказчик платит за результат.

Впрочем, в нашей сфере существуют бутиковые агентства, работающие по индивидуальным заказам. Потоковые агентства работают по принципу конвейера, а в бутиковых специалисты сосредоточены на 2-4 проектах. На VC есть классная статья, рассказывающая о том, чем они отличаются.

Иногда можно столкнуться с тем, что команда не мотивирована. Каждый специалист отрабатывает свои задачи как на конвейере, показывая средние результаты. Как ни странно, в диджитал плохой продукт видно сразу.

Резюмируем. Выбирая агентство, обратите внимание на то, насколько качественно и продуманно оформлен сайт. Чем больше подробной информации о компании и ее сотрудниках, чем больше информации, реальных кейсов, тем больше доверия агентство должно у вас вызвать.

Наблюдайте за тем, как менеджеры агентства идут с вами на контакт. По возможности связывайтесь с их реальными клиентами.

Заключение

Единственно верного, универсального варианта не существует: все зависит от вашей конкретной ситуации. Многое упирается и в бюджет.

Но если вы ожидаете от специалиста комплексный подход и действительно качественный результат, а надежного, грамотного фрилансера на примете нет, то стоит обратиться в агентство, либо нанять штатного сотрудника.

10
6 комментариев