Что выбрать: SEO-компания, фрилансер, специалист в штате или самостоятельное продвижение?
Многие компании сейчас задаются вопросом, кому стоит доверить продвижение сайта – SEO-компания, фрилансер, специалист в штате или заняться этим самому. Не стоит оперировать понятиями "хороший" и "плохой" способы – все зависит от того, какие у вас потребности и бюджет.
Например, если определяющим для вас является ценник – чем ниже, тем лучше, то стоит обратиться к фрилансеру. Если же вам в первую очередь важны гарантии, включая четкое соблюдение дедлайнов и получение соответствующего результата, то, возможно, стоит обратиться в агентство.
Впрочем, не все так однозначно.
Содержание:
5. Заключение
Фрилансер. Плюсы и минусы
Фрилансер работает сам на себя и, как правило, удаленно решает поставленные задачи. Обычно таких специалистов находят на биржах, в соцсетях, нередко – по рекомендациям.
Заказчик с исполнителем договариваются лично, и в большинстве случаев обходят оформление договоров. Но на многих фриланс-биржах предусмотрена безопасная оплата – внесенная сумма блокируется на сайте до тех пор, пока исполнитель не выполнит оформленную на него задачу. Правда, при таком способе нужно учитывать комиссию биржи, которая составляет примерно от 5 до 20%.
Фрилансеры встречаются совершенно разные: вам может попасться специалист как с низкой квалификацией, так и опытный исполнитель. Порой попадаются действительно талантливые SEOшники, прорабатывающие каждую задачу и идеально попадающие в ваши пожелания.
В каких случаях можно обращаться к фрилансерам:
- У вас возникла разовая задача. Например, вы уже работали с агентством, но позже возникла необходимость в обновлении текстов. В таком случае проще и быстрее обратиться к фрилансеру.
- У вас нет потребности в долгосрочном сотрудничестве – тогда достаточно найти недорогого исполнителя и передать ему несложную работу.
- Напротив, вам необходим уникальный, качественный продукт – тогда ищите по рекомендациям действительно сильного, талантливого фрилансера, который с головой погрузится в ваш проект, а при необходимости привлечет своих коллег.
- У вас небольшой бюджет, и вы пока не можете вписать в него услуги компании. Фриланс-биржи – выход для вас, но не стоит обращаться к специалистам, у которых в работе множество других заказов. Учитывайте, что за исправление ошибок придется платить большую цену. А потерянное время вам никто никогда не вернет.
При необходимости задействуйте сразу несколько подрядчиков – очень удобно, ведь вы общаетесь напрямую.
Преимущества
Как правило, это стоимость. Если мы говорим о рядовых фрилансерах, на биржах действительно невысокие цены. На рынке есть специалисты и топового уровня – но цены у них выше.
Если у фрилансера немного заказов, и он действительно горит своим делом, то на выходе вы получите действительно классный проект.
Недостатки
Во-первых, фрилансеру обмануть заказчика легче, чем агентству. Нет договора, нет и обязательств. Мы также (правда, давно) сталкивались с обманом фрилансера с биржи, после чего пришлось оставить отрицательный отзыв:
В большинстве случаев договоры с фрилансерами имеют неформальный характер, так как не каждый исполнитель оформляет статус самозанятого, тем более – ИП. Поэтому за невыполнение обязательств ответственности никто не несет.
Во-вторых, человеческий фактор. Работающий над вашим проектом специалист может пропасть без объяснения причин, сославшись на болезнь, какой-либо форс-мажор, или же может элементарно забыть о вас.
Срыв сроков – частое явление, ведь фрилансеры берут сразу несколько проектов в работу и порой не в состоянии эффективно управлять рабочим процессом.
Однако не стоит сразу отказываться от услуг фрилансеров. Здорово, если у вас есть проверенный, рекомендованный коллегами специалист по адекватной стоимости, который придерживается индивидуального подхода, и обязателен как штатный сотрудник. Найти хорошего исполнителя вполне реально.
Резюмируем: для комплексного продвижения, сложных задач – агентство; для разовых и несложных работ – фрилансер.
Специалист в штате
Не всегда целесообразно привлекать подрядчиков – порой не обойтись без штатного сотрудника, или иначе говоря, инхаус-специалиста. В чем его преимущество?
Специалисту не нужно вникать – он всегда “в теме”, каждый день ведет ваши задачи и весь проект в целом. Подправить что-то в срочном порядке, обсудить стратегию – он всегда под рукой.
В штате обычно работают как SEOшники со средним или высоким уровнем подготовки, так и новички. Нужно помнить, что работа опытного профессионала в штате в итоге может обойтись дороже, чем договор с агентством.
На работу в штат подбирают специалистов на hh.ru, rabota.ru, в соцсетях, и по рекомендациям. Но стоимость часов сотрудника может превышать в 2 или 3 раза стоимость в SEO агентстве. Зарплата сотрудника начинается от 100 тысяч рублей и выше:
Преимущества
- Вы постоянно контролируете своего работника и всегда знаете, чем он занят, что сегодня успел сделать, какие задачи просрочены, какие еще представит выполнить. Находясь в офисе, сотрудник ощущает гораздо большую ответственность.
- Штатный специалист – часть команды, потому он заинтересован в развитии компании.
- Инхаус-сотрудник полностью вовлечен в ваш проект.
Недостатки
- Это затратно. Взяв работника в штат, придется оплачивать соцпакеты, отпуска, пособия. Необходимо оборудовать рабочее место, приобретать специализированные программы, ведь без профессионального софта не обойтись.
- Спектр работ ограничен. Едва ли вам удастся найти программиста, дизайнера, настройщика рекламы, SEO-специалиста и копирайтера в одном лице.
Как вообще выбрать достойного сотрудника в штат? Готовьте вопросы предметно, по кейсам, учитывая и soft skills – специалист должен успешно адаптироваться в новом коллективе. Идеальный сотрудник – имеющий опыт работы в вашей сфере/нише.
Самостоятельное продвижение
Многие со скепсисом относятся к самостоятельному продвижению, но и здесь есть свои нюансы.
В каких случаях вам подойдет SEО «от себя»:
- на данном этапе развития бизнеса вы не в состоянии выделить бюджет на эффективное продвижение;
- у вас есть желание двигаться в направлении SEO, осваивать это направление, сразу применяя знания на практике;
- у вас много времени для того, чтобы уделять немало внимания продвижению.
В SEO свыше тысячи различных факторов от внутренней до внешней оптимизации, поэтому вам придется изучить все аспекты продвижения. Помните о том, что оптимизации учатся минимум полгода, а опыт нарабатывается в течение 1-2 лет непрерывной практики.
Минусы такого варианта:
- у вас множество задач, зон ответственности, а времени для основательного погружения мало – такое серьезное направление, как SEO-оптимизация, стоит делегировать специалисту с опытом;
- вы ожидаете быстрый прогнозируемый результат;
- вы не готовы тратить время на эксперименты, двигаться наощупь, находить правильные решения методом проб и ошибок.
SEO-агентство
Агентство обычно предоставляет комплексные услуги в сфере маркетинга. С проектом работает целая команда специалистов, и редко можно встретить неопытных сотрудников – как правило, в составе компании специалисты как минимум с 1-2 годами опыта работы в SEO. Тому свидетельствуют вакансии на HH.ru:
На что обратить внимание при выборе агентства
- На сайт компании. По-настоящему крутое агентство постарается и свой проект оформить так, чтобы не было стыдно.
- На отзывы. Не стоит верить как только положительным, так и некоторым отрицательным отзывам – многие компании тщательно следят за откликами. Изучайте детали в отзывах, смотрите реальных клиентов компании, по возможности связывайтесь с ними и уточняйте детали сотрудничества.
- Время существования агентства. Иногда выстреливают и молодые стартапы, но предпочтение лучше отдать тем игрокам рынка, которые свыше 5 лет в этой сфере.
- Официальную регистрацию компании как юридического лица. Тут и добавлять нечего.
- Команда сотрудников. В идеале в компании работает коллектив "разношерстных" специалистов, каждый из которых отвечает за свой блок задач. Программисты, маркетологи, копирайтеры – они в штате, либо на аутсорсе.
Преимущества
Во-первых, профессиональные исполнители. Каким бы талантливым фрилансер не был, целый штат специалистов в сумме знает больше, а работает эффективнее и быстрее.
Обычно обратившись в агентство, вы увидите рост трафика и конверсий уже в первые 3-4 месяца.
Агентства приобретают для работы платные инструменты и сервисы (Ahrefs, Key Collector, Screaming Frog), в то время как большинство фрилансеров часто используют ограниченные по функционалу аналоги, что напрямую влияет на результат работы.
Риски довериться некомпетентному исполнителю минимальны. Компания – это имя, репутация, надежность. Ошибок – минимум, цели достигаются быстрее.
Кроме того, агентства предоставляют целый комплекс услуг, не ограничиваются одним лишь поисковым продвижением. Вы можете заказать контекстную рекламу, SMM и доработку сайта в одном месте, не привлекая подрядчиков, которым каждый раз придется вникать в курс дела.
Конечно же, дополнительно вы получаете юридические гарантии. В договоре прописаны права и обязанности сторон. Если вы, как заказчик, получили некачественную услугу, вы можете обратиться к юристу.
Недостатки
Самый очевидный – стоимость. Цены на услуги в самом деле превышают те, что предлагают исполнители на фриланс-биржах, иногда в десятки раз.
Заказчик контактирует с исполнителем, как правило, не напрямую, а через проект-менеджера. С одной стороны, по многим вопросам это увеличивает эффективность работы, с другой – может привести к "глухому телефону".
Агентства, как правило, работают со своими проверенными инструментами и методами, и не каждая компания готова рассматривать ваши варианты и стратегии. Заказчик платит за результат.
Впрочем, в нашей сфере существуют бутиковые агентства, работающие по индивидуальным заказам. Потоковые агентства работают по принципу конвейера, а в бутиковых специалисты сосредоточены на 2-4 проектах. На VC есть классная статья, рассказывающая о том, чем они отличаются.
Иногда можно столкнуться с тем, что команда не мотивирована. Каждый специалист отрабатывает свои задачи как на конвейере, показывая средние результаты. Как ни странно, в диджитал плохой продукт видно сразу.
Резюмируем. Выбирая агентство, обратите внимание на то, насколько качественно и продуманно оформлен сайт. Чем больше подробной информации о компании и ее сотрудниках, чем больше информации, реальных кейсов, тем больше доверия агентство должно у вас вызвать.
Наблюдайте за тем, как менеджеры агентства идут с вами на контакт. По возможности связывайтесь с их реальными клиентами.
Заключение
Единственно верного, универсального варианта не существует: все зависит от вашей конкретной ситуации. Многое упирается и в бюджет.
Но если вы ожидаете от специалиста комплексный подход и действительно качественный результат, а надежного, грамотного фрилансера на примете нет, то стоит обратиться в агентство, либо нанять штатного сотрудника.