Как проверить SEOшника

Заметка о том, как понять кто перед вами, реальный SEO-специалист или откровенный бездарь.

Как проверить SEOшника

Казалось бы, чего тут думать. Фотограф - фотографии, дизайнер - дизайны, швея - одежда. Посмотрел и делаешь выводы. Но вот с SEOшниками-то как быть? У них с портфоли явные проблемы, уж больно специфическая тема. Ну даст он ссылку на сайт, ну скажет по какому запросу тот в топе, а где гарантия что он имеет реальное отношение к этому сайту? Кейсы? Тоже мутная тема, насочинять кейсов труда много не отнимет, благо этим забит интернет. Только знай себе рерайт клепай, да публикуй на разных ресурсах. Вот яркий пример от конторы одной, кейс реальная муть.

На этот опус меня спровоцировала статейка одной женщины, которая, о горе, наткнулась на бездаря называющего себя SEO-специалистом. По мне, так я готов поспорить что статья тупо пиар и никакой «зрелой женщины» и помине не было, но это по сути не важно. Несмотря на то, реальна ли та история или нет, проблема актуальна и это факт. Я это могу констатировать исходя из своего опыта общения с клиентами, большая часть которых уже «обожглась» на таких «спецах».

Нет SEOшника без своего сайта

Если дизайнера мы можем оценить по красоте его работы, то вот с SEOшником явные проблемы, само по себе наличие сайта мало что дает, но его отсутствие явный признак того, что от этого SEOшника стоит держаться подальше.

Многие думают что SEO - это в первую очередь кейсы, но на самом деле кейсы типа «к нам пришел клиент и мы ему сделали SEO» не совсем те кейсы, которые заслуживают внимания. Специфика работы с клиентскими сайтами такова, что на этом сложно получить какой-либо опыт. Исключение составляют форс-мажорные ситуации, когда возникает какая-либо ошибка или неожиданное открытие какого-либо факта, о котором никто не знал или не догадывался. Но такие случаи редки по сути своей. Как правило в руки SEOшникам попадаются просто банальные гавнасайты, которые достаточно просто привести в человеческий вид и результаты не заставят себя ждать.

Серьезный опыт можно заработать только в результате экспериментов. Эксперимент - это всегда гипотеза и проверка этой гипотезы. А на чем ставить опыты? Не будешь же ты рисковать клиентским сайтом, ведь это вложенные деньги, а иногда и весь бизнес. Вот по этому и возникает необходимость в подопытном «кролике», которого не жалко и можно оттачивать навыки и тестировать различные идеи. По этому опытный SEO-специалист как правило обладает одним и более сайтом с разной степенью успешности и внешний вид этих сайтов - последнее, на что стоит обращать внимание, поскольку главное тут статистика и содержимое.

Нет практики без кейсов

Не тех кейсов, смысл которых сводится к «сайт был такой, стал такой» - это бессмысленная ерунда. В данном случае подразумеваются кейсы, в которых описывается проблема и дается решение. Вот яркий пример: Как два SEO-шника онлайн-секс-шоп запускали. Не гарантирует 100% что этим SEOшникам можно доверится, но статья изобилует кейсами причем не только в плане SEO но и из совсем других сфер. Вот из свеженького, небольшое исследование. К нему можно относится по разному, но человек провел эксперимент и поделился результатом. Выражаясь простым языком, в статье есть «мясо», такие статьи интересно читать.

Если мы возьмем все тот же упомянутый «кейс» от Иващенко и Низамов, то ничего не увидим кроме воды и общих формулировок. Скажу сразу, я немного предвзят в оценке этой конторы ибо имел общение с одним из числа их клиентов. Почему-то про тот кейс они писать не стали, но с другой стороны, какой идиот стал бы писать о неудачном опыте...

Как оценить сайт SEOшника или SEO-агентства

Это довольно просто и в этом нет особой сложности. Достаточно пройти на сайт в раздел блога и просмотреть заголовки статей, по их смыслу будет понятна вся картина. Если блог изобилует «кейсами» и статьями о всякой ерунде, то тут есть над чем задуматься. Особенно будет странно, если на сайте вы не обнаружите блога.

В большей степени нас интересуют статьи, где рассказывается о конкретных проблемах и их решениях или о каких-то исследованиях. Поскольку практика SEO особенно над своими проектами приносит очень много всяких неожиданностей, с которыми приходится разбираться, а это по сути кладезь тем для статей.

В общем не спешите бросаться в объятия первому, чья речь изобилует непонятными терминами, а осторожно анализируйте и подвергайте сомнению все что можно. Крутые SEOшники редко сами ищут клиентов, по этой причине особенно скептически стоит относится к письмам и холодным звонкам от подобных контор.

Вместо резюме

Если некий человек крутой SEOшник и может без проблем заставить сайт клиента показываться в топе, показывать динамику роста посещаемости, а с ним и увеличение продаж, то что ему мешает обзавестись своим проектом, который гипотетически может приносить прибыль? Чем не диверсификация доходов?

Основная причина, по которой многие SEOшники не имеют своих проектов - они не уверены в результате. Если в случае с клиентским проектом мы получаем деньги за процесс, ибо результат заказчик ожидает не совсем скоро, то мы ничем особо не рискуем кроме репутации, а для мелкой и малоизвестной конторы это не особо критично. Но в случае со своим проектом в случае неудачи нам никто не возместит затраченные ресурсы на этот проект.

Тут с контентным проектом надо хорошо поработать чтобы тот начал что-то приносить, а коммерческий ресурс и того больше усилий отнимет, поскольку в коммерческой нише сложнее пробиться молодому сайту, тут стартовать «по легкому» не получится. Вот и остается искать «спонсоров».

1919
78 комментариев

При всём уважении к автору, основное мерило которое используется в статье - это наличие у специалиста сайта, да ещё и оптимизированного.

Мой опыт например показывает обратное, у реальных спецов хронически не хватает времени на свои проекты, они все заняты клиентскими. А вот те кто сидит без клиентов - у них есть время заниматься своим сайтом. Я бы даже сказал - его много.

Так себе показатель в общем. Основная проблема как раз в том, что все клюют на хорошо сделанный сайт какой-нибудь студии или агентства, а по итогу получает какой-то невнятный конвеер услуг без вникания в суть бизнеса. Продажа то совершилась, а действия - протокольные. Следом идут разочарования от SEO, хотя проблема не в специфике, а в людях, который бизнес выбрал для сотрудничества.

Но интересные мысли всё же есть. SEO - это про абстрактное мышление в индивидуальном порядке. Если что-то не учесть на этапе подборки запросов, то это будет дыра на каждом из дальнейших этапов. Что-то вроде, не посеял весной, не жалуйся осенью.

Имхо, самое важное что раз и навсегда стоит запомнить - что никаких гарантий в SEO нет и не существует. Поэтому когда вы на "крутом сайте агентства" видите всякие обещания топов, метрики и другие мерила - вас хотят надуть. Ни один специалист не будет принимать решения о выдаче сайта в поисковой системе. Это делают сами поисковики и точка. А вы либо инвестируете в попытку повлиять на выдачу, либо нет. Всё просто. За цифрами - в контекстную рекламу.

18
Ответить

"..никаких гарантий нет и не существует"
Как раз десять минут назад прочитал матерную статью на эту тему)) Рекомендуется всем, кто ведется на гарантии в SEO: https://trafficdigger.pro/seo-s-garantiei-chto-ti-takoe/

Ответить

Хотя у меня не один раз спрашивали (у тебя есть сайт) я отвечаю просто зачем он мне, вы ко мне пришли значит кто то вам рассказал обо мне

Ответить

Ерунда. У хорошего SEO-спеца должны быть свои сайты. Говорю это всегда и уже давно.

Ответить

Вода...

Критерии проверки:
Внешний вид+кейвордс в самопрезентации. Если звучит: БМ, Айяз,льем траф на лэндос, и продвигаем его, закупаемся в Сеопульте, при этом горят глаза, а узкие брючки выдают перевозбуждение - пациент плох.
Если не знает что такое ROI, CPA и т.п., если не упоминает, что какие-то страницы надо закрыть в robot.
Если берется вообще за все, типа продвинуть в топ-3 лендинг жилого микрорайона в Москве по запросу "недвижимость в Москве недорого" за три месяца.
Те кто реально может принести пользу, за такой проект просто не возьмутся в виду его явной нереальности выполнить.
Дает "гарантию" входа в топ, даже в Яндексе, даже в высококонкурентных нишах
Это или супермегагигаспец, или нуб вообще не понимающий как все работает, особенно в выдаче Яши-истеричке, где рандомные сайты иногда поднимаются вверх, потом также падают, а прокачанные максимально могут годами стоять в десятке без движняка.

20
Ответить

Сын маминой подруги обещал сайт в ТОП вывести. Он на программиста учится!

11
Ответить

Вопрос зачем и для кого-то это тут написано

8
Ответить