За что клиенты платят SEO-агентствам? 5 самых популярных способов оплаты услуг продвижения

В 2022 году клиенты уже не хотят платить за действия SEO-агентства, которые не приводят к ощутимому измеряемому результату. Клиенты согласны покупать «оптимизацию кода», «сбор семантического ядра» и другие шаманские SEO-практики, только если получат профит.

Но что именно считать профитом? Рост позиций, видимости, трафика, количества лидов — спорный вопрос. Каждое агентство предлагает одну или несколько моделей оплаты своих услуг. Расскажем, какие способы тарификации SEO существуют на рынке, какие у них плюсы, минусы и подводные камни.

Оплата за объем работ

Как это работает? SEO-агентство изучает проект, выслушивает пожелания заказчика и выдвигает гипотезу о том, какие действия приведут к желаемому результату. С учетом бюджета, который готов потратить клиент, составляется подробный перечень работ. Стоимость SEO-услуг зависит от того, какие специалисты участвуют в проекте и сколько часов они тратят на работу.

Клиент платит за своевременно сделанный объем работ, без привязки к KPI.

За что клиенты платят SEO-агентствам? 5 самых популярных способов оплаты услуг продвижения

Возможные проблемы. Агентство заинтересовано проделать определенные действия и получить за них фиксированную плату, но мало заинтересовано в росте бизнеса клиента.

Результат (например, рост целевого трафика на 30%) подразумевается, но не прописывается в договоре. Если результат не достигнут, клиент все равно платит, то есть, по сути, в некоторых ситуациях сливает бюджет и уходит неудовлетворенным.

Агентство, которое не достигло цели и получило деньги «за воздух», рискует своей репутацией.

Оплата за позиции

Как это работает? Клиент вносит «абонентскую плату» и платит вознаграждение за вывод в ТОП позиций по продвигаемым ключам.

За что клиенты платят SEO-агентствам? 5 самых популярных способов оплаты услуг продвижения

Список запросов и вознаграждение обсуждаются на старте. Оплата не связана напрямую с количеством человеко-часов, потраченных на работу. Она зависит от тематики, конкурентности запроса, региона и других параметров.

Возможные проблемы:

  • Сложно получить точную статистику. Позиции сильно скачут, зависят от региона, устройства (десктоп или мобайл), поведения пользователя (персонализация).
  • Есть риск, что при такой схеме специалист использует приемы серого SEO: например, накрутки и массовую закупку ссылок. Такая тактика приводит к тому, что позиции резко поднимаются, но потом также резко падают.
  • Выход в ТОП-10 и даже в ТОП-5 не гарантирует роста трафика и продаж. Такой подход решает только одну из задач клиента — рост позиций. Чтобы пользователи заходили на сайт, нужен привлекательный сниппет. Но при такой модели оплаты повышение CTR сниппета не входит в задачи SEO-специалиста. Если пользователь все-таки попадает на сайт, но натыкается на запутанное перегруженное меню, он уходит без покупки. Работа с посадочными страницами и интерфейсом сайта тоже не входит в комплекс услуг, ориентированном на рост позиций.

Оплата за трафик

Как это работает? Клиент вносит «абонентскую плату» и вознаграждение за количество уникальных пользователей, которые перешли на сайт из поисковых систем за месяц. Отправной точкой становится текущая посещаемость сайта. Стоимость 1 визита из поиска сверх «базового» — обсуждается на старте.

За что клиенты платят SEO-агентствам? 5 самых популярных способов оплаты услуг продвижения

Возможные проблемы. Трафик зависит не только от действий SEO-специалистов, но и от объективных параметров: сезонности, трендов ниши, действий конкурентов. Поэтому рост трафика — не всегда объективный показатель качества продвижения. Эту проблему отчасти решают сезонные коэффициенты.

Рост трафика не всегда приводит к росту продаж. Не каждый трафик — качественный и целевой. Если на сайт приходят люди, которые не планировали совершить покупку, их визиты не решают бизнес-задачи клиента.

Оплата за целевые действия

Как это работает? В зависимости от бизнес-модели компании, целевое действие — это покупка, заказ услуг, звонок в компанию, регистрация, подписка, заявка на консультацию. На старте агентство и заказчик составляют список целевых действий и договариваются об оплате. Чаще всего клиент вносит абонентскую плату и вознаграждение за лиды. Такая схема гарантирует клиенту, что агентство будет решать его бизнес-задачи, а не просто поднимать позиции и трафик.

Возможные проблемы. Чтобы обеспечить рост лидов, должна сработать целая команда маркетологов, SEO-специалистов, разработчиков. Будут требоваться доработки на сайте, оптимизация контента, работа с карточками товара, проработка CJM, заказа услуг / корзины и так далее. Поэтому тарифы при такой модели оплаты довольно высокие. С другой стороны, клиент понимает, что платит не за воздух, а за конкретные действия пользователей.

Не каждое целевое действие приносит прибыль компании. Например, не каждый звонок конвертируется в клиента. Поэтому в некоторых случаях плата за лиды может тоже не окупиться.

Оплата за оборот

Как это работает? Новая модель оплаты с привязкой к росту оборота. Это следующий этап эволюции тарифа с оплатой за лиды. Схема ориентируется на основной KPI любого бизнеса — выручку и доходы.

Агентство вместе с клиентом анализирует текущий трафик, конверсию, выручку, ищет точки роста, составляет прогноз и план действий по увеличению оборота компании.

За что клиенты платят SEO-агентствам? 5 самых популярных способов оплаты услуг продвижения

Например:

  • нужен рост трафика -> для этого надо проанализировать конкурентов, пересобрать семантическое ядро и оптимизировать страницы
  • увеличение конверсии -> для этого улучшаем юзабилити на сайте и переделываем посадочные страницы
  • изменение условий возврата и гарантии -> нужен маркетинговый анализ и решение

Чтобы определить стоимость услуг, агентство рассчитывает себестоимость своих действий и закладывает маржинальность. Клиенту предлагается вложить X рублей, чтобы получить рост оборота на Y%. Если рост оборота будет больше или меньше прогнозируемого, то и заплатит клиент, соответственно, больше или меньше.

Большинство бизнесов не верят в то, что, если они увеличат бюджет на поисковое продвижение в 1,5-2 раза, то соразмерным образом увеличится и отдача.

Наша задача – сломать этот стереотип и сделать так, чтобы канал SEO был прогнозируемым

Руководитель департамента SEO и рекламы «Пиксель Плюс» Дмитрий Севальнев.

Схема оплаты с привязкой к обороту подходит средним и крупным компаниям, которые наладили бизнес-процессы и стремятся к масштабированию. Не подходит стартапам, которые только ищут свою бизнес-модель.

За что клиенты платят SEO-агентствам? 5 самых популярных способов оплаты услуг продвижения

Возможные проблемы. Клиенту приходится делиться с агентством финансовыми показателями бизнеса и другой информацией. Тем, кто не готов раскрывать данные, тариф с оплатой за оборот не подходит.

Открытость и доверие требуются и в других вопросах. Например, в некоторых случаях сотрудникам агентства нужно заниматься не только SEO, но и вникать в другие бизнес-процессы, настраивать их вместе с клиентом.

Для большинства агентств переход на схему оплаты с привязкой к обороту — слишком смелое решение. Возникает много разных «а что, если…».

— А что, если агентство приводит клиента через SEO, но отдел продаж проваливает сделку?

— А что, если будут выявлены проблемы с качеством продукта?

— А что, если агентство приложит сверхусилия, а оборот не вырастет?

Оплата за оборот ломает барьер между зоной ответственности SEO и зоной ответственности бизнеса. Клиент при такой схеме практически не рискует. Основные риски берет на себя агентство.

Итак, существует пять основных моделей оплаты SEO-услуги и не одна из них не идеальна. Самая простая и давно существующая — оплата за объем работ. Это схема, удобная для агентства, но рискованная для клиента, потому что не учитывает его бизнес-KPI. Дальнейшая эволюция моделей оплаты — это путь от привязки к SEO-показателям (оплата за позиции и трафик) к учету бизнес-показателей (оплата за целевые действия и оборот).

1919
8 комментариев

На первом этапе обычно хватает работ по заданному списку - того, что нужно сделать обязательно, чтобы вообще был второй этап. А вот дальше уже и прочие модели можно продумывать.
По трафу? - Пока проблема с ботностью и ПФ не будет устранена, буду считать плохой темой.
По позициям? - Тоже простор для манипуляций. Можно же взять фактические нулёвки, настукать по ним ПФ - и дальше хоть трава не расти. Как минимум, заказчик должен хоть как-то вникать в приоритизацию.
С конверсиями и оборотами вообще лес тёмный и страшный по ряду понятных причин.

Ответить

Виктор, спасибо за коммент!

Если говорить о трафике, то достаточно чекать конверсию, чтобы понимать, что он качественный / нет. Показатель конверсии так же можно оговорить на старте в неком диапазоне.

Позиции — так себе метод, мы согласны. Но схема так плотно прижилась, что до сих пор очень популярна.

А вот конверсии и оборот — это прям гуд для бизнеса. Есть миллионы «НО», но все они решаются, по нашему опыту и заказчики довольны.

1
Ответить

Вечнозелёная тема )
*
При оплате за трафик какую модель атрибуции вы используете для количества уникальных пользователей, которые перешли на сайт из поисковых систем за месяц?

Ответить

«оптимизацию кода», «сбор семантического ядра» и другие шаманские SEO-практикиСбор СЯ как шаманизм — можете пояснить?

Ответить

Думаю, речь о том, что для клиентов это всё сложно = «шаманство».

Ответить