Ищете работу SEO-специалистом и получаете отказы? 10 вопросов агентствам от кандидата на вакансию

Ищете работу SEO-специалистом и получаете отказы? 10 вопросов агентствам от кандидата на вакансию

Появляются новые и новые вакансии, но не всегда SEO-специалист может разобраться, куда ему отправлять резюме. После разговора с сотрудником HR-отдела могут прислать общий отказ без конкретики. Хотелось бы хоть немного разобраться в данной ситуации. SEO-специалисты ищут работу и не знают актуальность своих навыков и что им ждать от агентств.

Я подготовил актуальные вопросы именно от кандидата на вакансию. В статье будут опубликованы ответы полученные от представителей агентств.

Участники опроса:

Алексей Севостьянов

Генеральный директор «Скобеев и Партнеры»

Наталья Стасюкевич

Руководитель SEO-отдела «Rocket Business»

Илья Долгов

Руководитель Управления аудита, «Demis Group»

Руководитель отдела SEO–производство интернет-агентства «Пиксель Плюс

1) Вижу что в вакансиях на должность «SEO-специалист» очень часто указан опыт от 1 года до 3-х лет. Очень редко встречается 5-6 лет. Почему именно так происходит? Сейчас больше спрос на специалистов с небольшим опытом, чтобы учить их работе в конкретном агентстве? Но, как же опытные специалисты, ведь база SEO осталась без изменений? Спецы растут и развиваются если, конечно, хотят.

Алексей Севостьянов. Как показала практика, человек с большим опытом уже работает по сложившимся для себя правилам. И правила/инструкции нового агентства могут идти вразрез с личным опытом. Начинается конфликт интересов. И часто приходится потом увольнять специалистов из-за несоответствия бизнес процессам. Кроме того специалисты с таким стажем хотят на входе очень высокую планку по зарплате. Поэтому вдвойне неприятно, когда ты платишь хорошую ЗП человеку, к которому еще предъявляешь кучу претензий по работе. Новичков проще обучить под себя, поэтому проще нанять несколько джунов и в процессе работы найти перспективных.

Наталья Стасюкевич.

-- Не все умеют перестраиваться под новую систему. База, возможно, не меняется значительно, но условия работы и корпоративные правила могут сильно отличаться. Некоторые специалисты очень сложно и долго перестраиваются под новые правила, потому что привыкли работать по определенной схеме.

-- Условия рынка. Крутых и опытных SEO-шников не так уж и много. Минимальная планка в 5-6 лет опыта очень сужает воронку поиска. Особенно если агентство ищет специалиста в офис, а не на удаленку.

-- Зарплата и сложность проектов. Специалисты с большим опытом претендуют на высокие зп — это правильно и нормально. Но проектов, на которых нужны глубокие знания, не так много. Соответственно, чтобы специалист окупался, нужны сложные платежеспособные клиенты в необходимом количестве. На потоке простых клиентов опытному специалисту будет неинтересно и он начнет выгорать. У нас уже есть SEO-шники с сильным портфолио и стажем. Поэтому мы, как и большинство коллег на рынке, ищем ребят с опытом от 1 до 2 лет.

Илья Долгов. Для получения необходимых знаний и уверенного решения 90 % задач достаточно 1–3 лет опыта. Если мы говорим о большем стаже, то все не так однозначно. Пятилетний опыт работы не всегда гарантирует более высокую квалификацию специалиста. Но является существенным основанием для роста ожиданий по ЗП. Нередко соискатели с большим опытом (5+лет) трудно интегрируются в незнакомые и чуждые им внутренние бизнесс-процессы компании, из-за закостенелого образа мышления, а также устаревших подходов к процессам.

Игорь Хомяков. Мы не привязываемся к опыту соискателя, совершенно не важно сколько он в SEO 2 года или 6 лет, важны лишь его Hard и Soft-скиллы.

Есть люди способные быстро обучаться, имеющие неудержимый интерес к SEO, дух экспериментатора – они способны пройти путь от новичка до хорошего спеца за 3 или даже 2 года. И тут же есть SEO-специалисты со стажем в 10 лет, которые неспособны получить результаты даже по самому простому сайту.

Мы указываем опыт от 1 до 3-х лет, чтобы охватить максимум релевантных соискателей, имеющих минимальных базис в SEO. Всему остальному мы можем научить и вырастить первоклассного SEO-специалиста за 1-3 года, для этого у нас есть все инструменты:

-- регламентная база (инструкции, блок-схемы, курсы и видео с семинарами);

-- отлаженный процесс обучения и адаптации сотрудника;

-- внутренние системы автоматизации работы SEO-специалиста и сервис «Пиксель Тулс», который автоматизирует и оптимизирует 99%: задач SEO-специалиста;

-- мега профессионалы и крутые проекты, среда, в которой развиваться не способен только ленивый.

Пара слов про базу SEO – да, глобально ничего не изменилось, мы все также должны делать упор на текстовую релевантность, коммерческие факторы и т.д. Однако изменились проекты и подход к их продвижению, сейчас SEO-специалист воплощает в себе множество ролей от классического SEO-шника до UX/UI-специалиста.

Именно поэтому важны Hard и Soft-компетенции, а не какие-то цифры в опыте работы.

2) Общается ли у вас seo-специалист с клиентом? Если да, то не считаете ли вы что он быстрей уйдёт в свободное плаванье. Многие не хотят общаться с клиентами, так как большая вероятность получить какой-то негатив. Клиенты очень разные.

Алексей Севостьянов. Общается, когда есть потребность. Основное общение закрывает аккаунт. Риск переманить есть всегда, но оцениваю его как небольшой. Причины две:

1) Реальное нежелание общаться напрямую с клиентами у специалистов;

2) Редко встречающиеся клиенты, которые могут “поднять” у себя отдел SEO и им управлять. Не каждому дано построить у себя инхаус.

Наталья Стасюкевич. Нет, не общается напрямую. Может только участвовать в созвонах. На мой взгляд, общение с клиентами отнимает очень много времени и сил специалиста, поэтому в компании такие коммуникации ограничены.

Илья Долгов. При необходимости да, но не один на один. Но основную коммуникацию с клиентом ведет аккаунт проекта. При этом мы стараемся учитывать индивидуальные особенности сотрудника. На встрече в любом случае будут присутствовать тим-лид и аккаунт, которые, если нужно, возьмут огонь на себя.

Я не считаю, что это может привести к каким-то негативным последствиям для компании. С одной стороны для большинства сотрудников подобные встречи воспринимаются как лишние трудозатраты и дополнительная психологическая нагрузка. Те же, кому это легко дается на фоне высоких результатов по рабочим KPI, идут по карьерной лестнице и имеют высокий уровень ЗП, что компенсирует собственные амбиции в 90% случаев.

Кроме этого, рост навыков коммуникации с клиентом влечет за собой и понимание сложности прочих аспектов взаимодействия с клиентами. В частности, финансовых — риски потери клиента и доходов, нестабильность заработка в самостоятельном полете. А кто не понимает — его потеря для нас не столь критична, т.к. он ушел бы и по другим причинам.

Игорь Хомяков. Да, SEO-специалист общается и взаимодействует с Клиентом и его сотрудниками -- это реальность и необходимость нынешнего дня, без этого делать крутое SEO невозможно.

Вопрос скорее, как выстроен процесс взаимодействия и общения с Клиентом? В рамках «Пиксель Плюс» ключевым локомотивом во взаимодействии с Клиентом является SEO-менеджер, при этом их уровень знаний в SEO достаточно высокий, это позволяет закрывать до 90% всех вопросов Клиента без привлечения SEO-специалиста.

SEO-специалист же привлекается, если необходимо обсудить вопросы реализации на уровне технических моментов или в случае совместной работы с клиентской командой по проекту, в таком случае обсуждаются итоги прошедшего спринта, задачи на будущий и особенности реализации грядущих задач.

Теперь про риски ухода сотрудника в свободное плавание. Да, такие риски есть, и сотрудники уходят, уходят в другие компании, свободное плавание и даже в никуда. Но уходят они не из-за того, что общаются с Клиентом, нет, тут:

-- или бизнес не способен выстроить бизнес-процессы и решить кадровые вопросы так, чтобы SEO-специалист занимался SEO-задачами и подключался к коммуникации с Клиентом тогда, когда действительно необходимо, а вопросы Клиента закрывал отдельный сотрудник;

-- или назрел финансовый вопрос, при котором Сотрудник испытывает неудовлетворенность. Как правило, такие доп. обязанности не оплачиваются, а если и оплачиваются, то суммы довольно смешные;

-- или Сотрудник не видит перспектив развития себя в рамках текущей компании;

-- или чувствует себя человеком-оркестром, который выполняет все, и не получает ни благодарности, ни поддержки.

Если резюмировать, то:

1) SEO-специалист должен заниматься продвижением сайта, а не общаться с Клиентом. Подключение его к коммуникации должно быть, но только в тех случаях, когда требуются его компетенции.

2) Закрывать все остальные вопросы должен SEO-менеджер, который обладает и навыками выстраивания общения, и эмоциональной устойчивостью, т.к. Клиенты действительно очень разные.

3) Насколько актуальные для вас кейсы по SEO от потенциального кандидата на должность SEO-специалиста? Многие клиенты подписывают договор с компаниями о неразглашение данных и их сложно проверить. Или достаточно словесного описания по проекту, что делали?

Алексей Севостьянов. Кейсы важны, но не одними ими определяется подходит кандидат или нет. Если мы собеседуем эксперта, то мы задаем ему набор вопросов по каждой области SEO, чтобы понять, как человек мыслит и действует. А также пытаемся понять изучает ли что-нибудь человек в своей профессиональной области.

Наталья Стасюкевич. Мы обращаем внимание на soft skills и верим на слово)) На собеседовании можем задать какой-то практический вопрос, ответ на который требует определенного опыта. Мы больше интересуемся тем, что входило в обязанности на прошлом рабочем месте — это может многое рассказать о квалификации специалиста.

Илья Долгов. Кейсы вообще не считаю актуальным фактором, т.к. они не отражают ничего кроме навыка презентации статистики. А придумать обстоятельства роста и даже нарисовать показатели сейчас вообще не проблема для творческой личности, что не равно экспертности в SEO.

Игорь Хомяков. Я бы здесь предложил ставить вопрос примерно так:

-- какая конверсия в выставляемые офферы соискателям?

Если говорить про кейсы, то их наличие или отсутствие значимой роли для нас не играет. При отборе соискателей у нас выстроенные процессы и подходы к оценке, которые позволяют не только оценить уровень квалификации, но и потенциал кандидата. У нас несколько точек соприкосновения с Соискателем:

-- краткое интервью на уровне HR;

-- тестирование, при котором мы оцениваем hard и soft-скиллы;

--личное собеседование со мной.

4) Используете ли вы продуктовый подход? Это когда с продуктом клиента (товарами, услугами) работает по сути маркетолог. Запросы подбираются те которые непосредственно будут соответствовать бизнесу, а не просто разные и много. Наполнение страниц сайтов полностью соответствует ожиданиям целевой аудитории, потенциальным клиентам.

Алексей Севостьянов. У нас это вшито в базовые компетенции оптимизатора. Если клиенту позволяет бюджет, то уже подключается маркетолог. Но он скорей подключается с целью поднять текущую конверсию сайта и улучшить поведенческие.

Наталья Стасюкевич. Это наша основная стратегия. Мы позиционируем себя как агентство, которое работает комплексно, в связке с клиентом.

Илья Долгов. Стараемся так работать со всеми клиентами, но это требует высокой экспертизы оптимизатора и навыков скоростной обработки данных. Это могут обеспечить только очень опытные сотрудники. Кроме того, всегда есть вопрос трудозатрат и прибыли. Поэтому глубина погружения зависит от тарифа.

Игорь Хомяков. Да, используем, мы даже пошли дальше и сформировали отдельный тариф "Оборот", в рамках которого выстраивается продуктовый подход.

В целом, мы закладываем те или иные составляющие продуктового подхода в свои бизнес-процессы, чек-листы и регламенты и, самое главное, учим сотрудников мыслить за рамками классического SEO. Поэтому у нас каждый проект продвигается через призму продуктового подхода.

5) Должен ли seo-специалист обладать навыками программиста или хотя бы Вебмастера?

Алексей Севостьянов. Это идеальный расклад. Потому что тогда он сможет:

1) Ставить правильные ТЗ, которые получится сделать быстро.

2) Ставить то, что можно сделать.

Большая проблема SEO задач - это сложность реализации в конкретном случае. И сомнительная польза от решения этих задач. Оптимизатор с навыками программинга сможет фильтровать такие задачи. Но это ООООчень большая редкость.

Наталья Стасюкевич. Да, хотя бы базовыми. Специалист должен понимать, как работает техническая часть и как найти ошибки. Необязательно работать «руками»: добавлять мета, ускорять загрузку, исправлять ошибки кода. Но очень важно знать особенности различных CMS, чтобы понимать, какие решения можно, а какие нельзя реализовать.

Илья Долгов. Не должен, но они являются плюсом, т.к. повышают его понимание, как в плане оценки возможных решений по сайту, так и в оценке трудозатрат.

Игорь Хомяков. Для большинства проектов навыков программирования не требуется, важно, чтобы SEO-специалист умел корректно поставить задачу на программиста на внедрение или доработки. Однако в ходе своего развития SEO-специалисты прокачивают свои знания и навыки в программировании, прототипировании и других направлениях. Поэтому присутствие навыков программиста -- это некий дополнительный бонус, который характеризует, как правило, хорошего SEO-специалиста.

Касательно навыков Вебмастера -- тут безусловно он должен ими обладать.

6) Должен ли seo-специалист обладать навыками Data Science или достаточно просто хорошей базы по анализу сайтов?

Алексей Севостьянов. Навыки в DS пригодятся в инхаусе, когда работа идет над крупными проектами. В агентстве клиенты вряд ли будут платить деньги за такую экспертизу.

Наталья Стасюкевич. Зависит от сложности и объема проекта. Для подавляющего большинства проектов на российском рынке достаточно базы. Но в нашей практике были случаи, когда бэкграунд сотрудника в Data Science очень пригодился.


Илья Долгов. Желательно, но не обязательно. Потребность становится заметнее, когда речь идет о крупных сайтах.

Игорь Хомяков. Аналитику трафика, конверсий и видимости SEO-специалист должен уметь делать, это его ключевые профессиональные обязанности. Что касается Data Science, то далеко не все проекты требуют таких компетенций, поэтому нет.

7) Должен ли seo-специалист обладать навыками маркетолога и разбираться помимо SEO ещё в Директе, SMM, Telegram?

Алексей Севостьянов. Безусловно, навыки маркетолога мастхев. Хотя бы базовые. Когда задача выжать поведенческие и придумать как дать продажи в условиях, что трафик все сложнее получать, без этого никак. Знания других каналов нужны в общих чертах, чтобы понимать, как они работают и какой профит это может дать конкретному проекту и сеошке.

Наталья Стасюкевич. Не очень верю в концепцию универсального работника. SEO-шник должен минимально понимать, как это работает и как может влиять на SEO. Глубокие знания не нужны: для этого есть профильные специалисты.

Илья Долгов. Да, этот навык необходим, т.к. ключевым становится вопрос повышения конверсии, и тут экспертиза в этой области может быть решающей.

Прочее перечисленное — на уровне понимания принципов работы и влияния на трафик и ранжирование сайта.

Игорь Хомяков. SEO-специалист должен решать SEO-задачи и сопутствующие аналитические, конверсионные. Все остальное на уровне понимания, поможет ли это проекту в достижении глобальных задач бизнеса.

8) Должен ли seo-специалист составлять тексты только с помощью ChatGPT или должен писать не хуже копирайтера-универсала?

Алексей Севостьянов. Оптимизатор должен уметь писать сам, потому что через те же рекомендации и отчеты он общается с клиентом. И криво написанный отчет вызывает такие же эмоции, как и плохой текст.

Другое дело, как этот текст написан. Через тот же GPT или еще как - не важно. Главное оптимизатор должен уметь фильтровать плохие тексты.

Наталья Стасюкевич. SEO-шник должен быть грамотным и разбираться в разных видах текстов. Писать их самостоятельно не нужно. Но такой опыт может помочь в составлении ТЗ для копирайтеров и вычитке текстов.

Илья Долгов. Достаточно ChatGPT. Склад ума SEO-специалиста может не позволить вообще писать какие-либо тексты самостоятельно. Важнее определять маркеры, критерии, требования к тексту, а также уметь анализировать тексты по данным критериям.

Игорь Хомяков. Работа с контентом это неотъемлемая часть деятельности SEO-специалиста, поэтому тут он должен уметь, как составить промпт и сгенерировать контент при помощи AI, так и скорректировать его.

По большей части SEO-специалист должен иметь редакторские навыки, которые он применяет при on-page оптимизации. Писать тексты должен копирайтер, SEO-специалист же должен:

-- сформировать техническое задание на тексты;

-- оценить уровень оптимизации контента;

-- внести корректировки (при необходимости).

9) Готовы вы учитывать все перечисленные ранее навыки и опыт специалиста в заработной плате?

Алексей Севостьянов. Конечно, если у человека релевантный опыт, то условия обсуждаемы.

Наталья Стасюкевич. Только если навыки пересекаются с обязанностями специалиста в компании. Мы не будем платить больше специалисту, который, например, еще и вел Директ. Потому что в нашей компании это не входит в его обязанности.

Илья Долгов. Готовы учитывать те, которые можно применить в нашей работе. Если же за второстепенные навыки идет «наценка» от соискателя, то нужно оценивать именно потенциал по основным навыкам. Если потенциал основных навыков превышает или сопоставим с этой наценкой, то можно их формально учесть, либо рассматривать соискателя как специалиста более широкого профиля в перспективе или в смежном подразделении.

Игорь Хомяков. Мы учитываем навыки и знания Соискателя, касающиеся области SEO, не только в заработной плате, но и в возможностях развития в рамках компании. Даже формируем индивидуальные предложения по позициям и вариантам развития в рамках компании на уровне выставления оффера.

10) Есть ли у вас открытые на данный момент вакансии на должность «SEO-специалист»?

Алексей Севостьянов. На текущий момент у нас открыта позиция для новичков. Готовы перспективных ребят обучить с нуля.

Наталья Стасюкевич. Да.

Илья Долгов. Да.

Игорь Хомяков. Поиск SEO-специалистов мы не останавливаем, т.к. заинтересованы в формировании сильной команды, поэтому вакансии у нас открыты всегда. Если кандидат нам подходит и является хорошим, перспективным SEO-специалистом, то мы всегда предложим ему работу, даже если под него не будет проектов, но проекты в «Пиксель Плюс» есть всегда.

Спасибо за участие в опросе!

От автора статьи:

Это продолжение моей прошлой статьи которая послужила основой для подготовки вопросов агентствам.

Этот пост недоступен

Помимо опыта и кейсов, уточнил актуальные навыки которыми обладаю сам и считаю что они будут особенно актуальны: продуктовый подход, программирование, ChatGPT, аналитика и конечно маркетинг.

Приглашаю прокомментировать полученные ответы на вопросы. Агентства желающие дополнительно поучаствовать в опросе могут присылать свои ответы в комментариях.

2020
42 комментария

Судя по ответам на первый вопрос, опытным сеошникам вообще ловить нечего. Ух они какие нехорошие, много денег требуют за свои опыт и навыки, да при этом ещё и в коллектив плохо вливаются!

6
Ответить

Всем нужны молчаливые исполнители, не отклоняющиеся от линии. Неважно, какая это линия — потогонный конвейер с регламентами или имитация деятельности с умением составлять отчёты. Не имею в виду конкретные компании!
Мы все такие. И можно сколько угодно писать "передовые" публикации на виси (про работу с персоналом), а по факту ты должен быть винтиком под нужное отверстие.

5
Ответить

Как вариант писать что у тебя опыт от 3х лет )))

3
Ответить

3 года работаешь, потом меняешь сферу деятельности, потому что никому не нужен :D

2
Ответить

Так вопрос странный. Чаще всего ищут с опытом 1-3 года, потому что это самая широкая прослойка соискателей. И даже в ней мало кадров, соответственно при повышении планки их будет еще меньше. Не могу поверить в обилие отказов из-за того, что с 10 годами опыта человек уже overqualified. Скорее тут дело в самом резюме - как оно написано и насколько качественно презентует специалиста.

2
Ответить

Скорее всего, это черта всех агентств. Брать адаптивных и гибких малышей и растить спецов под себя. Я сама была против такой идеи, пока как-то не взяли в отдел руководителя с 10+ лет стажем. Куча его решений и процессов были вообще не подстроены под специфику компании, но переубедить его было нереально.

1
Ответить

1. Встроить сложно человека с другим стилем работы, в галеру, где гребет 25 человек. А у него весло другого размера.
2. Лидов и синьоров обычно растят своих. Они естественным образом появляются. А вот джунов и мидлов брать приходится.

1
Ответить